Пояснительная записка Обоснование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» - страница 19


Раздел III. История вещей и дел человека (21 ч)
Тема 1. История освоения человеком огня, энергии
(от древности до наших дней) (3 ч)
      Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
      Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство пищи и др.
      Огонь в военном деле. Изобретение пороха, его последствия в истории войн.
      Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества (см. программу по природоведению).
Тема 2. История использования человеком воды (4 ч)
      Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
      Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
      Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.
      Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
      Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Тема 3. История жилища человека (2 ч)
      Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.
      Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Тема 4. История появления мебели (2 ч)
      Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления.
      История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
      Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Тема 5. История питания человека (3 ч)
      Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
      Добывание пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота; земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение животных человеком для улучшения питания и других хозяйственных нужд.
      История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.
      Влияние природных условий на традиции в питании разных народов как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Тема 6. История появления посуды (3 ч)
      Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды.
      История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3—4 примера).
      Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции в ее изготовлении (3—4 примера).
      Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из драгоценных металлов. Изготовление посуды как искусство.
      Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».
Тема 7. История появления одежды и обуви (4 ч)
      Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
      Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции в изготовлении одежды (2—3 примера).
      Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
      История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
      Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
      Посещение музея по теме раздела.
Раздел IV. История человеческого общества (12 ч)
Тема 1 (4 ч)
      Повторение. Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
      Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).
      Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества.
Тема 2 (3 ч)
      Понятия о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2—3 примера). Направления в науке, астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
      Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).
      История воспитания и образования. Особенности воспитания в первобытном обществе. Сословия в обществе и содержание образования. История школы. Влияние образования на развитие науки, духовной и культурной среды человека.
      Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о цивилизации.
      Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).
Тема 3 (5 ч)
      Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).
      Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.
      Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      1-й уровень
      • удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
      • умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
      • умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
      • сформированность основных компонентов учебной деятельности:
      • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью учителя;
      • овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
      • овладение элементами оценки и самооценки;
      • интерес к изучению истории.
      2-й уровень
      • усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;
      • использование части понятий в активной речи;
      • умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
      • сформированность основных компонентов учебной деятельности:
      • умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;
      • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;
      • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
      • адекватная реакция на оценку учебных действий.
7 КЛАСС ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(67 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел I. Древняя Русь (38 ч)
Повторение (2 ч)
Тема 1. Происхождение славян (4 ч)
      Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.
      Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.
      Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
      СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)
      Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
      Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
      СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)
      Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
      Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
      Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
      Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.
      СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)
      Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
      СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)
      Происхождение слова Русь (научные представления).
      Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).
      Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
      Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
      Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
      Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
      Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.
      Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
      СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)
      Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
      Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 34
ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-lomo-kod-emitenta-00074-a-stranica-49.html
ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-lomo-kod-emitenta-00074-a-stranica-55.html
ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-lomo-kod-emitenta-00074-a-stranica-8.html
ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-lomo-kod-emitenta-00074-a.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат