Предлагаемые учебно-методические материалы используются на кафедре истории и политологии в преподавании курса «Отечественная история», соответствуют положениям




ПРЕДИСЛОВИЕ



МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Данный раздел предлагает студентам ознакомиться с основными принципами курса «Отечественная история», его целями и задачами, а также получить необходимую информацию для организации самостоятельной работы по освоению программы курса.

1. Цели и задачи курса: для чего изучается история в техническом вузе


Глубокие перемены в жизни страны в последние 10 – 15 лет ставят перед обществом неизбежный вопрос о причинах коренной трансформации общества. Безусловно, этот вопрос является в первую очередь предметом обстоятельного анализа представителями общественных и гуманитарных наук. При этом особое место принадлежит исторической науке, традиционно занятой поисками в прошлом ответов на вопросы сегодняшнего дня.
Современные требования к обучению студентов высших учебных заведений во многом продиктованы реалиями нынешнего общества. А это значит, что задача подготовки специалиста с глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в избранной профессиональной области, должна сочетаться с необходимостью формирования цельной личности, воспитанной в духе гуманистических ценностей, способной адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире, найти свое место в жизни, обладающей чувством собственного достоинства, основанного на реальной самооценке.
Основная цель курса «Отечественная история» – сформировать у студентов целостную картину исторического пути России как неотъемлемой части всемирной истории и познакомить их с основными, наиболее актуальными проблемами исторической науки на современном этапе развития. Важной остается и другая цель – развить и закрепить у студентов интерес к осмыслению истории как основы для формирования мировоззрения современного человека. С реализацией поставленных целей связано решение студентами конкретных задач:

2. Основы самостоятельной работы студентов


В основе вузовского обучения лежат как аудиторные занятия, так и самостоятельная работа. При подготовке к занятиям не следует ограничиваться одним учебником. Желательно иметь под рукой различные книги, в том числе авторские работы по курсу в целом, а также читать специальную литературу по отдельным проблемам. Можно также использовать материалы по курсу, размещенные на исторических сайтах в системе Интернета.
Начитанность и эрудированность в вопросах истории играют не последнюю роль во время итогового экзамена. В этом отношении становится важным, помимо всего прочего, определить для себя режим работы с исторической литературой – желательно, чтобы ее изучение было для студента регулярным занятием. Кроме того, овладев культурой чтения научной литературы в целом, вы значительно повысите свой профессионализм. Существует несколько устоявшихся форм ведения записей при работе с литературой: план (простой или сложный), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (тезисный или графический). Рассмотрим их более подробно.

План


Это наиболее краткая форма ведения записей по изучаемой литературе, которая является, как правило, составной частью для большинства других форм. Простой план – перечисление тем и вопросов, излагаемых на страницах книги или статьи, по пунктам. Сложный план предполагает многоуровневую организацию записей, когда в рамках основных пунктов выделяются подпункты, которые, в свою очередь, также могут дробиться. Простым планом удобно пользоваться, когда нужно сориентироваться в содержании произведения или быстро найти необходимое место в тексте. Сложный план – хорошая основа для подготовки устного сообщения или написания реферата.

Выписки


Достаточно часто при работе с учебной и научной литературой требуется точно фиксировать смысл какого-либо фрагмента изучаемого произведения, содержащего узловые (или наиболее яркие) мысли автора, а также конкретные факты (примеры) и цифры (статистику). В этом случае целесообразно делать выписки из текста – либо в форме прямых цитат (с кавычками), либо путем косвенной речи, то есть своими словами, но все же близко к тексту, почти дословно (без кавычек). Выписки принято вести либо в тетради, либо на карточках, либо на отдельных листах. Оправданной в последнее время стала практика сохранения выписок в электронном виде на персональном компьютере. Выписки крайне необходимы при подготовке устных сообщений, доклада, реферата. Как правило, прямые и косвенные цитаты становятся важной частью тезисных конспектов.

Тезисы


Это сжатое, лаконичное изложение смысла прочитанного фрагмента или фразы изучаемого произведения. Роль тезиса достаточно проста: кратко выразить то, что в тексте изложено подробно. Тезисы носят характер утверждения (даже если его общий смысл связан с отрицанием чего-либо). Тезисы служат опорой для устного выступления, в том числе – для ответа на экзамене (зачете).

Аннотация


Время от времени требуется составить краткое обобщение содержания произведения, которое давало бы развернутое и в тоже время лаконичное представление о книге, брошюре или статье. Такое обобщение называют аннотацией. Она содержит в себе главным образом оценку произведения, но может, помимо этого, включать и отдельные фрагменты авторского текста.

Резюме


В отличие от аннотации, это краткая оценка изученного произведения, которая характеризует сделанные в нем выводы автора и главные итоги его работы, но не содержание произведения.

Конспект


Традиционной с эпохи Средневековья формой работы студентов над литературой (и лекцией) является составление конспекта (от латинского

conspectus

– «обзор», «изложение»). Умение конспектировать всегда считалось основой успешного усвоения учебного материала. Представляя собой развернутую форму ведения записей, конспект сжато передает содержание всего произведения, в том числе с привлечением конкретных фактов, деталей, подробностей. Наиболее часто встречающийся вид конспекта – тезисный, состоящий, как правило, из плана, выписок и тезисов. Другой вид – графический конспект, который, наряду с атрибутами первой разновидности, содержит диаграммы, графики, схемы, таблицы. Главное его отличие – шифровка тезиса индивидуальными смысловыми графическими обозначениями.
Но не оставляет никаких сомнений тот факт, что аудиторные занятия по отечественной истории имеют определяющее значение по отношению к самостоятельной работе студентов.

3. Виды учебных занятий и формы аудиторной активности студентов


Цикл аудиторных занятий, проходящих в группах под руководством преподавателей, служат решению вполне конкретных задач: помочь студентам сориентироваться в программе и материале изучаемого предмета, разобраться в наиболее сложных и принципиально важных вопросах курса, определить основные направления для самостоятельной работы. Обычно студентам предлагаются следующие виды учебных занятий: лекция, семинар, консультация, собеседование.

Лекция


Наиболее устоявшаяся форма подачи материала в высшем учебном заведении – это лекция. Цель каждой лекции – осветить основное содержание темы, выделить наиболее важные элементы и заострить внимание слушателей на трудностях изучаемого вопроса. По сути дела, лекция представляет собой монолог преподавателя в студенческой аудитории. Для успешного изучения курса студент должен быть готов к лекции. Что это значит?
Необходимо заранее ознакомиться с соответствующим разделом программы, просмотреть материал учебника по этому разделу, прочитать записи, сделанные по предыдущей лекции. Среди студентов бытует мнение, что, имея дома хорошие пособия, лекцию можно не записывать. Конечно, каждый сам вправе решать, записывать или нет. Но всегда нужно иметь в виду, что на лекции излагается проблемный материал, обобщенный преподавателем в ходе длительной работы над большим количеством книг, статей и первоисточников. Очевидно, что, пропустив лекцию, студент вряд ли сможет сам обстоятельно восполнить этот пробел. Есть и еще один немаловажный аргумент в пользу записывания лекции. Те студенты, которые только слушают лекцию, быстрее устают и чаще отвлекаются.
Лекцию не следует записывать дословно. Стремление записать фразу преподавателя буквально отвлекает слушателя от ее смысла. Как результат – появление в конспекте обрывочных, не связанных друг с другом тезисов. Следует помнить, что записывается не речь, произнесенная на лекции, а смысл сказанного. Конечно, записать все невозможно. Именно поэтому над записями лекции желательно поработать и после ее окончания: устранить пробелы, сделать на полях дополнения из литературы, отметить возникшие вопросы.
В завершение лекции преподаватель, как правило, обращается к слушателям с предложением задавать вопросы по содержанию пройденного материала, дабы устранить возможные пробелы. Такой возможностью следует обязательно воспользоваться, при этом обращая особое внимание на формулировку вопроса. Ведь грамотно составленный вопрос уже содержит половину ответа.

Семинарское занятие


В основу этого вида учебных занятий положен принцип диалога между преподавателем и группой студентов. Как правило, семинар посвящается обсуждению какой-либо темы курса по заранее известным вопросам и заданиям. Коллективная работа способствует выработке и закреплению крайне важных для будущих специалистов навыков. Среди этих навыков отметим умение высказываться и держаться на публике, способность сформулировать свои мысли так, чтобы они стали понятными слушателям, выработка способности анализировать проблему.
Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с изучения его плана. Затем необходимо изучить материал учебника и учебных пособий, внимательно перечитать конспект лекций по соответствующим вопросам. Серьезная подготовка включает знакомство со специальной литературой, рекомендованной в списке по изучаемой теме. В процессе работы над пунктами задания студент обязан предусмотреть план своего устного сообщения на занятии. Это может быть либо краткое высказывание (реплика, дополнение, уточнение), либо развернутое сообщение, либо целостный доклад (или содоклад) по одному из вопросов семинара.
Обсуждение вопросов, предусмотренных планом семинара, на занятии может происходить по-разному: в форме вопросов преподавателя и ответов студентов, в форме заслушивания и обсуждения докладов, в форме дискуссии, «круглого стола» или деловой игры. Но в любом случае успех семинара, его результативность во многом зависит от степени готовности к нему студенческой аудитории.

Консультация


Данный вид учебных занятий отчасти напоминает лекцию, с той лишь разницей, что преподаватель, отвечая на вопросы студентов, освещает выборочно наиболее сложные проблемы по курсу. Большое значение имеет степень готовности студентов к консультации. В условиях дистанционно-заочной формы обучения консультации приобретают особое значение.

Собеседование


Собеседование представляет собой форму индивидуальной работы преподавателя со студентом. Поводом для собеседования может послужить например необходимость обсудить написанный студентом реферат. Кроме того, иногда преподаватель назначает студенту встречу, чтобы проверить степень его готовности по курсу (к примеру, после длительной болезни студента).

4. Формы контроля успеваемости студентов



Система контроля успеваемости студентов в высшем учебном заведении предполагает различные формы в зависимости от специфики изучаемого предмета. Студенты, изучающие курс «Отечественная история», как правило, обязаны пройти через следующие этапы контроля:

  1. выполнение письменной контрольной работы, письменных тестов, реферата;

  2. работа на запланированных семинарских занятиях (устные выступления);

  3. сдача итогового устного экзамена по курсу.

Контрольная работа


Студенты выполняют письменную работу в виде развернутого ответа на вопросы, предлагаемые кафедрой для контрольных точек (на период аттестаций), либо в виде письменного тестирования по пройденным темам, а также реферата по предложенным темам.

Примерные темы рубежных контрольных работ:



  1. Какую роль сыграли варяги в образовании государства на Руси? (Историография вопроса).

  2. Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличие от западноевропейского абсолютизма?

  3. Были ли альтернативы в развитии российской государственности в ХVI-ХVII вв.?

  4. В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона» развития капитализма?

  5. Каковы были пути общественного развития России после Февральской революции? От чего зависел их выбор?

  6. Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 20-е годы XX века? В чем заключались её причины?

  7. Как бы вы в целом охарактеризовали период «оттепели»? Каково его место в последующей истории страны?

  8. Каковы причины неудачи реформирования советской политической системы силами партийного аппарата в период перестройки?

Примерные темы тестовых заданий:


1. Каким было политическое устройство в Новгороде в XIII веке?
а) раннефеодальная монархия;
б) конституционная монархия;
в) боярская республика;
г) сословно-представительная монархия.
2. Укажите, под каким названием вошел в историю:
а) свод законов, завершивший юридическое оформление крепостного права;
б) документ, определявший порядок прохождения государственной службы;
в) свод законов в Киевской Руси;
г) «Начальная летопись» 1113г.
Ответы:

  1. «Русская Правда»

  2. «Соборное Уложение» 1649г.

  3. «Табель о рангах»

  4. «Повесть временных лет».

3. Как назывались первые органы Советской власти, сформированные на II съезде Советов?
а) Совет министров;
б) Революционный Военный Совет республики, революционные трибуналы;
в) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Совнарком;
г) Временное революционное правительство, комиссариаты.

  1. СССР как государство был ликвидирован решением:

а) референдума;
б) референдума в Украинской ССР о государственной независимости республики;
в) прибалтийских республик о выходе из состава СССР;
г) М.С.Горбачева о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего;
д) Беловежской тройки (Б. Н. Ельцин, С. Шушкевич, Л. Кравчук).
Студентам следует уже в начале семестра ознакомиться с тематикой рефератов и проконсультироваться с преподавателями кафедры по вопросам его написания. В течение срока, установленного кафедрой, следует выполнить и сдать работу, что является условием допуска к итоговому экзамену. Невыполнение или незачет контрольной работы ведет к академической задолженности, которая ликвидируется в порядке, предусмотренном кафедрой.
Реферат – это письменная работа, посвященная раскрытию конкретной темы курса «отечественная история», изложению основных точек зрения по данной проблеме. Как же следует вести работу по его выполнению?
Работа над рефератом начинается с выбора темы по перечням, определенным кафедрой, и составления первичного плана. Затем подбираются источники и литература по спискам, предлагаемым в данном методическом пособии, а также по систематическим, предметным и алфавитным каталогам библиотек. Закончив просмотр и чтение отобранной литературы, первичную обработку и систематизацию содержащегося в ней материала, необходимо еще раз продумать и уточнить план реферата. Затем следует приступить к написанию текста.
Текст реферата обязательно должен включать следующие составляющие части и элементы:

Написание реферата – это самостоятельная работа студента. Текст должен свидетельствовать о знании опубликованной литературы по выбранной теме и отражать точку зрения автора на разбираемые проблемы. В реферат обязательно включаются определения понятий, которыми оперирует автор (желательно – по авторитетным словарям и справочникам). Желательно делать сноски на используемую литературу. Страницы реферата нумеруются.
Проверка реферата специалистами кафедры в первую очередь связана с выявлением степени самостоятельности автора, написавшего текст. Рефераты, представляющие собой выписки из учебников, скопированные из Интернета или электронных баз данных не могут быть оценены положительно. Приветствуются работы, содержащие элементы творческого подхода, например, развернутый анализ исторических проблем на основе прочитанной литературы, попытки проведения самостоятельного исследования источников, аргументированное отстаивание автором своей оригинальной точки зрения. В любом случае, добросовестно выполнив данную письменную работу, студент приобретет весьма ценные навыки и умения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
glava-9-stadii-soversheniya-prestupleniya-uchebnik-dlya-bakalavrov.html
glava-9-stadiya-i-medulla-i-kostnij-mozg-glenn-doman-garmonichnoe-razvitie-rebenka.html
glava-9-stanovlenie-globalnogo-monopolizma-mirovoj-krizis-obshaya-teoriya-globalizacii-izdanie-vtoroe-pererabotannoe.html
glava-9-stanovlenie-reguliruemogo-kapitalizma-istoriya-ekonomiki-uchebnik.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат