Примерная программа по учебному предмету текстиль - страница 2



Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Текстиль» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Распределение нагрузки по годам обучения:

аудиторная нагрузка:

1-3 годы обучения – по 4 часа в неделю:

самостоятельная работа:

1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Текстиль» является сохранение и развитие народных культурных традиций, а также адаптация народного ремесла современному образу жизни на основе формирования практических умений и навыков учащихся в области художественного ремесла.

Задачи учебного предмета «Текстиль»:

Структура программы

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:



учебного предмета;

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Предложенные в настоящей программе разделы «Ткачество», «Кружевоплетение», «Вышивка» с соответствующими учебными заданиями следует рассматривать как рекомендательные. Данный подход дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию предмета «Текстиль», применять разработанные им методики.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.

1. Знакомство с историей ремесла.

2. Освоение приемов ремесла.

3. Выполнение эскизов.

4. Создание творческой работы.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области традиционных ремесел, цветоведения, орнамента и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

Для достижения наиболее успешного результата работы учащихся по разделу «Ткачество» мастерскую необходимо оборудовать специальными рамками для ткачества с пропилами и шагом 0,5 см. Такая форма ткацкой рамки дает возможность выполнять гобелены различной сложности. Для более тонкой проработки изделия необходимо заправить две нити в прорезь. Рекомендуемый размер по внутреннему контуру - 25 см на 25 см. Квадратная форма рамы позволяет выполнять ткачество по рисунку и поперек рисунка, что обогащает выразительные возможности изделия.

Необходимо создать общий фонд ниток для работы. Наличие большого количества ниток разных оттенков и фактур позволит создавать учащимся художественно выразительные работы. Нитки, разложенные по цвету, удобно хранить в прозрачных контейнерах.

Для плетения коклюшечного кружева каждый учащийся должен быть обеспечен подушкой, подставкой, набором коклюшек, булавками, вязальным крючком, шилом. Подушка имеет форму валика диаметром 20-30 сантиметров, набор коклюшек должен насчитывать 13-15 пар. Материалы, из которых плетут кружево, разнообразны – это лен, хлопчатобумажная нить, шелковая нить и пр. Первые задания программы лучше выполнять цветными нитями «Ирис».

Для выполнения заданий по разделу «Вышивка» необходимо иметь пяльцы круглые или прямоугольные, иглы №№1, 2, ножницы маленькие с острыми концами. Ткани и нитки для вышивки выбираются в зависимости от узора и приемов работы. Для вышивки по счету – ткань полотняного переплетения и нити «Мулине». Для вышивки бисером требуется тонкий фетр или другая плотная ткань, бисер, стеклярус, бусины, кабошоны, армированная нить различных цветов. Рабочее место вышивальщицы должно быть хорошо освещено.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Текстиль» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с историей ремесла, региональными особенностями и технологическими приемами, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:


Учебно-тематический план
Первый год обучения
МАСТЕРСКАЯ «ТКАЧЕСТВО»
Мини - гобелен




№ п/п

Наименование темы

Коли-чество часов


Раздел 1. Основные приемы ткачества.

Техника безворсового ткачества

1.1.

Беседа «Искусство ткачества».

1

1.2.

Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в технике гобеленового ткачества.

1

1.3.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству.

4

1.4.

Основы композиции: цветоведение. Теплые цвета.
Выполнение эскиза гобелена «Осень»

4

1.5.

Выполнение проекта в материале.

20

1.6.

Заработка края изделия.
разводная косичка начало ткачества

2


Раздел 2. Основные приемы ткачества.

Техники фактурного ткачества

2.1.

Основы композиции: цветоведение. Холодные цвета.


4

2.2.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству.

Заработка края гобелена

4

2.3.

Выполнение проекта в материале.

20

2.4.

Заработка края гобелена.

4




Итого

64


Раздел 3. Основные приемы ткачества.

Криволинейные формы

3.1.

Основы композиции, цветоведение.

Гармония теплых и холодных цветов.


8

3.2.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству.


4

3.3.

Выполнение проекта в материале.

20

3.4.

Заработка края изделия.


2


Раздел 4. Итоговая работа.

Ткачество по шаблону

4.1.

Основы композиции, цветоведение.

Эмоциональная выразительность цвета.


8

4.2.

Заправка рамки основой. Подготовка основы к ткачеству.

4

4.3.


Выполнение работы в материале.

20

4.4.

Заработка края гобелена.


2

4.5.

Объединение работ в общую композицию.

4




Итого

72

Второй год обучения
МАСТЕРСКАЯ «КРУЖЕВО»

№ п/п

Наименование темы


Коли-чество часов


Раздел 1.

Из истории развития кружевоплетения

1.1.

Краткий историко-художественный обзор развития кружевоплетения.


2


1.2.

Знакомство с традиционным оборудованием и материалами коклюшечного кружевоплетения.


2

Раздел 2.

Парное кружево

2.1.

Общие понятия об элементах и приемах плетения. Сколок.

.




2.2.

Основные элементы плетения. Плетешок. Полотнянка без перевивов.

12

2.3.

Простые решетки парного кружева. Сетка. Приёмы соединения решеток парного кружева с сеткой и полотнянкой.

18

2.4.

Основы композиции: ритм, симметрия.

4

2.5.

Сколок парного кружева до 13 пар.



4

2.6.

Плетение тесемок, закладок, браслетов.

18




Итого

64

Раздел 3.

Сцепное кружево

3.1.

Эскиз и сколок сцепного кружева. Копирование готовых сколков. Основы работы с ними.


8

3.2.

Вилюшка – основа сцепного кружева.

14

3.3.

Простая решетка сцепного кружева (на 2 пары).

12

3.4.

Основы композиции: симметрия и асимметрия, статика и динамика. Выделение главного.

8

3.5.

Составление несложных эскизов сцепного кружева.

4

3.6.

Плетение мелких сувениров по готовым сколкам.

26




Итого

72

istoriya-marki-ernest-borel-nachinaetsya-v-dalekom-1856-godu-kogda-molodoj-i-talantlivij-zhyul-borel-osnoval-manufakturu-po-proizvodstvu-chasov-v-gorode-nojshatel.html
istoriya-marki-mitsubishi.html
istoriya-massovoj-informacii.html
istoriya-mat-istini-d-s-lihachev-princip-istorizma-v-izuchenii-literaturi.html
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат