Программа коррекционной работы это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:


Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ Чердаклинской средней общеобразовательной школе №2 .


Цель программы

:

обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.



Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.



Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Рассмотрим содержание каждого модуля:


Концептуальный модуль


В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.



Основная цель сопровождения

оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модуль


В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами (см. таблицу). Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

2. Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

4. Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Таблица 12

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка



Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа

Медицин-ское



Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.



Школьный медицинский работник, педагог.

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.



Психолого-логопеди-ческое



Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика.

Речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. (учитель).

Специальный эксперимент. (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель).
Специальный эксперимент (логопед).

Социально-педагогическое


Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка. (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).
Беседа с родителями и учителями- предметниками.
Специальный эксперимент (педагог, психолог).
Анкета для родителей и учителей.
Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.


Коррекционно-развивающий модуль


Содержание и формы коррекционной работы учителя:

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

-составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:



Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач

.



Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

  1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

  2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку). Запись в журнале может быть оформлена следующим образом:


п/п


Список учащихся

Месяц (декабрь)

Что пройдено

Что задано

на дом


1

3

5

9

1

Иванов А.




+

+




1. Развитие тонкой моторики ведущей руки.

5. Развитие произвольного внимания.






2

Кузнецов Д.

+

+




+

3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

9. Работа с информацией, представленной в разных формах.






3

Петров М.

+

+




+

3. Форма и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

9. Работа с информацией, представленной в разных формах.






4

Сергеев Н.

+

+

+




1,3. Упражнения в подборе родственных слов.

5. Развитие произвольного внимания.





При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
***********

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения. Материал для коррекционных занятий может быть разработан на основе УМК «Перспективная начальная школа». Рассмотрим логику построения коррекционно-развивающих занятий (на примере отдельных тем некоторых учебных предметов, по неделям обучения):



Таблица 13

Коррекционно-развивающие занятия



(на примере УМК «Перспективная начальная школа)



Сроки проведения занятий

(3 ч. в неделю для учителя)



Содержание учебных программ

(1 класс)


Планируемые результаты коррекционной работы

Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)

Предметные

Личностные и метапредметные

Учебник

(часть-стр.)



Тетрадь

(часть-стр.)



1 неделя

Математика. Здравствуй, школа! Этот разноцветный мир. Одинаковые и разные по форме.

Ученик научится сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные).

Ученик научится определять цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый).



Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения.

Ученик научится выделять форму и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

Ученик получит возможность для: развития тонкой моторики ведущей руки; формирования пространственных эталонов; развития концентрации и переключения внимания.

1-3

1-4,5

1-4,5,6,7
1-5,6
1-4,7,8

1-2,3

1-2,3





Сроки проведения занятий

(3 ч. в неделю для учителя)



Содержание учебных программ

(1 класс)




Планируемые результаты коррекционной работы

Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)

Предметные

Личностные и метапредметные

Учебник

(часть-стр.)



Тетрадь

(часть-стр.)


1 неделя


Чтение.

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа. Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово.

Ученик научится различать основные структурные единицы языка (слово, предложение, текст).

Ученик научится различать устную и письменную речь.



Ученик получит возможность для формирования мотивационной основы учебной деятельности.

Ученик получит возможность в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Ученик получит возможность для развития этических чувств; для формирования основных моральных норм.

4,5,6
4,5,6






Письмо. Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Письмо прямой линии. Пространственная ориентация.

Рабочая строка. Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений.



Ученик научится правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Ученик научится выполнять узоры-бордюры и росчерки.



Ученик получит возможность для формирования учебно-познавательной мотивации учения.

У ученика формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету.

Ученик получит возможность для развития тонкой моторики кисти ведущей руки




1-2

1-2


1-3,4

Окружающий мир. Знакомство с героями учебного комплекта.

Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос).



Ученик научится различать органы чувств (нос, глаза, уши) и их функции (чувствуем запах, вкус, видим, слышим).

Ученик научится формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (Как? Зачем? Почему?).

Ученик научится формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик научится: выделять существенную информацию из тексов; работать с информацией, представленной в разных формах.

3-5

4,5


4,5

4,5








Сроки проведения занятий

(3 ч. в неделю для учителя)



Содержание учебных программ

(1 класс)




Планируемые результаты коррекционной работы

Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)

Предметные

Личностные и метапредметные

Учебник

(часть-стр.)



Тетрадь

(часть-стр.)



2 неделя

Математика.

Слева, справа, вверху, внизу.

Над, под, левее, правее, между.

Плоские геометрические фигуры.



Ученик научится ориентироваться в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет.

Ученик научится ориентироваться на плоскости листа в клеточку, на странице книги.

Ученик научится узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг).

Ученик получит возможность для обогащения сенсорного опыта и формирования пространственных эталонов.

Ученик научится учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Ученик научится работать с информацией, представленной в виде рисунка.

Ученик получит возможность для развития наблюдательности.

Ученик научится выделять форму и цвет как основные характеристики объектов окружающего мира.

Ученик получит возможность для развития: тонкой моторики ведущей руки; творческого мышления.



1-8,9,10,11

1-9,11


1-10

1-8,11
1-10,11


1-11
1-11


1-4
1-4




Чтение. Как хлеб на стол пришел?

Текст, предложение, слово. Интонация.

«Доброе дело».

Слова-предметы. Живые и неживые предметы.

«Попугай». Текст. Живые и неживые предметы.



Ученик научится различать слова – предметы.

Ученик получит возможность для формирования эмпатии.

Ученик научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Ученик научится обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

7,8
7,8

7,8,9










Сроки проведения занятий

(3 ч. в неделю для учителя)



Содержание учебных программ

(1 класс)




Планируемые результаты коррекционной работы

Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)

Предметные

Личностные и метапредметные

Учебник

(часть-стр.)



Тетрадь

(часть-стр.)


2 неделя

















Письмо. Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо.

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г).

Наклонные прямые с петлей вверху и внизу.

Письмо полуовала с петлей в рабочей строке (е).



Ученик научится выполнять элементы-линии по определенному алгоритму.

Ученик научится выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Ученик получит возможность для развития тонкой моторики кисти ведущей руки.

Ученик научится адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




1-5,6,7,8

1-5,6,7,8

1-5,6,7,8

Окружающий мир. Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа).

Ученик научится различать органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа) и их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим, слышим).

Ученик научиться формулировать и отвечать на вопросы (как? зачем? почему?).

Ученик получит возможность выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию.

Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию из тексов; работать с информацией, представленной в разных формах.

6-7

6-7

6-7

6-7


3

***

Лечебно-профилактический модуль


Модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

Социально-педагогический модуль


1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах-практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.


Этапы создания и реализации программы коррекционной работы.


Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап - концептуальный

направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы.

Второй этап – проектный - включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

Основной ресурс для реализации программы - человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребёнка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций

диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы:



Таблица 14

Направления и задачи коррекционной работы



Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования.

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов.

Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики

Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Характеристика образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования.

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции.

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы.

Медико-психолого-педагогический консилиум.

План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы.

На третьем этапетехнологическом - осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.
Например, учителя за счёт часов внеурочной деятельности проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа».

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель физкультуры обеспечивает коррекцию физического развития и пространственной ориентации, проводит занятия лечебной физкультурой. Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций. В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.



***

Четвёртый этап - заключительный (аналитико-обобщающий) - включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат