Программа Министерства образования Р. Ф

Практические работы.


6 класс



Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией Т. П. Герасимовой
(«Дрофа», Москва, 2006, стр. 7)
Учебник Герасимовой Т. П. «География. Начальный курс».

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

  2. Топографический диктант

  3. Ориентирование на местности

  4. Глазомерная Съемка небольшого участка местности (одним из способов)

  5. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  6. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность)

  7. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

  8. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин

  9. Обозначение водных объектов на контурной карте

  10. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору)

  11. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.

  12. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц)

  13. Комплексное описание природы своего населённого пункта.


Практические работы.


7 класс



Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией И. В. Душиной
(«Дрофа», Москва, 2005, стр. 25)
Учебник В. А. Коринской, И. В. Душиной
«География материков и океанов)

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема «Африка»



  1. Определение географических координат крайних точек, пртяженности материка с севера на юг в градусной мере и км. Обучение определению географического положения материка.

  2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема «Австралия»

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки

Тема «Южная Америка»



  1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки

  2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

  3. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору)

Тема «Северная Америка»



  1. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  2. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Тема «Евразия»



  1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

  2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

  3. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Практические работы.


8 класс



Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией И. И. Бариновой, В. П. Дронова, «Дрофа», Москва, 2005. Учебник Бариновой И. И. «География России. Природа».

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков по территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

  9. Определение по картам географического положения Республики Мордовия.

  10. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Мордовия.


Практические работы.


9 класс



Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией И. И. Бариновой, В. П. Дронова
«Дрофа», Москва, 2005г. Учебник В. Я. Ром, В. П. Дронов
«География России. Население и хозяйство».

  1. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Р. Ф.

  2. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства

  3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  4. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов

  5. составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  6. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  7. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт - Петербурга.

  8. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  9. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  10. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

  11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко – Алтайского) района для жизни и быта человека.

  12. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  13. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона)

Практические работы.


9 класс


Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией А. И. Алексеева
Учебник «География: население и хозяйство России» А. И. Алексеев, учебник для 9 класса

  1. Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации и районов Республики Мордовия

  2. сравнение структуры занятости городского и сельского населения

  3. Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения в Республики Мордовия. Сопоставление со средними показателями по стране.

  4. Характеристика одного из районов добычи угля, нефти или газа.

  5. Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

  6. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса.

  7. Определение эффективности приближения 1 группы обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственному сырью.

  8. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

  9. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства.

  10. Составление типового плана экономико-географической характеристики района.

  11. Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

  12. Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану (работа проводится в ходе изучения отрасли, к которой относится выбранное предприятие).

  13. составление экономико-географической характеристики промышленного узла.

  14. Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточной Сибири

Практические работы


10 класс



Программа Министерства образования Р. Ф. под редакцией И. В. Душиной
Учебник «Экономическая и социальная география мира» В. П. Максаковский

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

  7. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

  8. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

  9. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

  10. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

  11. Составление характеристики Канады.


Практические работы по курсу «География России» (8-9 классы)


(Программа и учебник под редакцией А. И. Алексеева)


8 класс



1. Составление простейших картосхем.
2. Географическое положение России.
3. Решение задач на определение поясного времени.
4. Закономерности в размещении форм рельефа и полезных ископаемых
5. Распределение показателей климата и их взаимосвязь
6. Характеристика речной системы по картам и другим источникам информации.
7. Выявление зависимостей между компонентами природы на примере одного из ПТК.
8. Характеристика условий работы и быта человека на одной из территорий.
9. Определение плотности населения и долей городского и сельского населения в своей местности
10. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах.

9 класс



  1. Политико-географическое и экономико-географическое положение России.

  2. Определение на карте республик в составе Р.Ф.

  3. Характеристика одного из народов России. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

  4. Определение по картам размещения трудоемкого, наукоемкого и металлоемкого машиностроения

  5. Характеристика одного из районов добычи полезных ископаемых

  6. Составление типовой схемы АПК

  7. Характеристика одной из транспортных магистралей

  8. Изучение местного предприятия и его описание по материалам экскурсии

  9. Составление экономико-географической характеристики территории

  10. Изображение на карте внешних территориальных связей Центральной России

  11. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла

  12. Составление характеристики одного из территориально-производственных комплексов

  13. Сравнительная характеристика различных регионов Р.Ф.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат