Происхождение башкир, хозяйство башкир

Шпаргалки по истории Башкирии



  1. Эпоха бронзы и раннего железа.

    Бронзовый век (второе тысячелетие до н. э.) В бронзовом веке в быт населения входят орудия из бронзы сплава меди с оловом или другими металлами. Медную руду на Южном Урале добывали во многих местах. В бронзовом веке начинается процесс разложения первобытнообщинных отношений. Из бронзы изготавливались орудия труда (серпы, секачи, ножи, топоры, рыболовные крючки), оружие и украшения. Выплавка металла из руд производилась в печах, представлявших собой неглубокие ямы. В бронзовом веке люди уже умели обрабатывать землю, пасти скот, изготовлять посуду из глины. Особенно в эту пору на Урале было развито косторезное дело.В бронзовом веке появились и первые транспортные средства — повозки и колесницы, в которых запрягали лошадей и быков. Сухопутные транспортные средства способствовали развитию торговли. Внедрение бронзовых орудий труда заметно повысило производительность труда, что привело к увеличению богатства. Эти излишки не распределялись поровну между всеми членами коллективов, а стали накапливаться в руках родоплеменных вождей, знатных мастеров-ювелиров, которые одновременно выступали крупными собственниками земельных угодий, скота. Так возникло неравенство между людьми, приведшее в конечном итоге к возникновению классов и различных социальных групп в обществе. Появилась потребность защиты накопленных богатств. Впервые на Южном Урале появляются крепости-городища. Они строились в непосредственной близости от действующих рудников. Наиболее известным считается городище Аркаим, расположенное примерно в 60 км от г. Сибая. Жителями Южного Урала были андроновцы , племена межовской, черкаскульской культуры, срубные и абашевские племена. Они занимались земледелием и скотоводством. В степной зоне преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, основанное на разведении лошадей.. 8-7 вв. до н.э. начинается эпоха раннего железа ( до 3-4 вв. н.э.). человек освоил металлургию железа и начал изготавливать из него орудия труда, оружие и украшения. Применение железа многократно повысило производительность труда в земледелии, обработке дерева, горном деле. Это, в свою очередь, ускорило рост богатства и накопление его в руках родоплеменных вождей и усилило процесс образования классов. Дальнейшее развитие скотоводческого хозяйства в начале раннежелезного привело к тому, что люди окончательно забросили постоянные поселения и перешли к так называемому таборному кочеванию — круглогодичному передвижению за табунами лошадей. Труд стал более продуктивным, появилось много излишков скотоводческой продукции—мяса, шерсти, молока, шкур, усилился обмен между земледельческими и скотоводческими районами.

  2. Происхождение башкир, хозяйство башкир

    . Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развитие местах, коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена. Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века. Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Они занимались скотоводством. Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех .Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Башкиры, по свидетельству Ибн-Фадлана, были многочисленным народом, ведущим кочевой образ жизни.. Жили башкиры в войлочных кибитках, которые перевозили с места на место.Помимо кочевого скотоводства они занимались охотой, рыболовством и бортничеством — сбором меда диких пчел. В X—XII веках башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена, которые имели свои названия (Бурзян, Кыпсак, Юрматы и другие) . Каждое племя имело свою территорию, в пределах которой оно могло кочевать.Во главе каждого рода и племени стояли старейшины — бии. Существовало народное собрание племен и родов..К XIII веку родовой строй у башкир начинает разлагаться. Возникает частная собственность на скот и имущественное неравенство. Родовые и племенные старейшины имеют в своем владении большие табуны скота,
    которые пасут обедневшие члены рода. До XII века башкиры были язычниками — поклонялись различным силам природы. Затем в Башкирию через Булгарское ханство, под властью которого находились башкирские племена, стал проникать ислам. Булгарские ханы насильно распространяли мусульманскую религию, которая помогала держать в повиновении башкир.

3.

Край под властью Золотой орды

. В начале 13 века Восточная Европа подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году они разгромили Булгарское ханство, и башкиры вместе с булгарами попали под власть монголов, а позднее оказались в составе Золотой Орды, основанной ханом Батыем в 1243 году. Башкиры были обязаны платить золотоордынскому хану ясак — дань, взимаемую шкурами пушных зверей. Помимо ясака башкиры поставляли хану лошадей для перевозки грузов и ханских послов. Повинности башкир: 1) Купчюр – налог с пастбищ и скота; 2) Пушнина – облагался каждому; 3) Воинская; 4) Подводная – транспорт (подводы) Ханские повинности никакими законами не ограничивались. Величина их определялась волей хана и была различной в разное время.Золотоордынские ханы вели постоянные войны и требовали участия в военных походах покоренных народов. По их требованию башкиры снаряжали за свой счет определенное количество воинов с годовым запасом продовольствия и запасными лошадьми.Родовая знать башкирского общества жила в лучших условиях. Ханы старались привлечь ее на свою сторону. Знатные башкиры помогали им держать в повиновении простой народ. Ислам стал господствующей религией в Золотой Орде, и ханы требовали обязательного исповедания его у всех покоренных народов. Башкиры не мирились с властью Золотой Орды. Они вели борьбу за свое освобождение.В 14—15 веках Золотая Орда распалась . Территория Башкирии оказалась разделенной на три части. Южная и центральная части ее попали под власть Ногайской Орды; западная и северо-западная части — под власть Казанского ханства; восточная и северо-восточная части—под власть Сибирского ханства. Эти ханства находились в постоянной вражде между собой. Положение трудящихся башкир еще больше ухудшилось. Ясак и другие повинности остались, только взимались они в пользу ногайских мурз, сибирских и казанских ханов.Башкирские феодалы, будучи вассалами ханов и мурз, ясака не платили, но обязаны были участвовать в войнах, которые вели между собой ханства.

4.Присоединение Башкирии у Русскому государству

. В середине 15 века Золотая Орда распалась. На её территории возникли более мелкие государства: Ногайская Орда, Казанское, Сибирское и Астраханское ханства. Башкиры оказались под их господством. Всё это еще более ухудшило положение башкир. В середине 16 века, после освобождения от монгольского ига могущество Русского государства начинает быстро расти. Казанское и Астраханское ханства своими постоянными набегами разоряли русские земли, уводили многих в плеч. Только в Казани в 1551 году томилось более ста тысяч русских пленных. И царь Иван Грозный организовал военный поход. С взятием Казани 2 октября 1952 года существование Казанского ханства прекратилось. Иван Грозный обратился к народам бывшего Казанского ханства с грамотами. В них он призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань). Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи, он обещал защиту и покровительство от всех врагов. В 1554-1555 гг. русское подданство принимают Центральные и Южные племена, в 1555- 1556 – Западные племена, 1556-1557 – Северные и Северо-Восточные племена. Весной 1557 года процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился. Восточная Башкирия присоединилась к России после завоевания Сибирского ханства в 1598 году. Условия присоединения были те же.
Башкиры обязаны были нести военную службу — охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами. От русских башкиры переняли навыки земледелия и большинство земледельческих орудий труда, ремесленные навыки, а русские у башкир — некоторые приемы скотоводства и бортничества. Усвоив земледелие, башкиры стали переходить к оседлому образу жизни. Башкиры, русские и другие народы совместно осваивали природные богатства края. В первые несколько десятков лет после вхождения Башкирии в состав Русского государства царское правительство проводило очень осторожную политику по отношению к башкирскому народу.Царь Иван IV не обременял башкир большими налогами и повинностями. У них сохранилось свое внутреннее управление, но общее управление краем находилось в руках царских воевод, которые выполняли военные, административные, судебные, дипломатические функции, воевода являлся командиром гарнизона войск. Опорой воеводы среди местного населения был тархан. Тарханы — привилегированные феодалы. Они освобождались от уплаты ясака и наделялись правом свободного пользования охотничьими угодьями, могли заводить борти в общественных лесах. Да и пастбищами распоряжались они бесконтрольно, хотя царь этого права им не давал. Во второй половине 16 века и в 17 веке Башкирский край официально именовался Уфимским уездом, который делился на 4 дороги’: Казанскую — на западе, Сибирскую — на востоке, Ногайскую— на юге и в центре, Осинскую — на севере. Дороги в свою очередь делились на волости, территория которых совпадала со старым родо-племенным делением. Во главе волостей стояли старейшины — представители феодальной знати, отвечающие за сбор ясака с населения подвластных им волостей. На землях башкир царское правительство начинает строить города — опорные пункты русской колонизации. В 1574 году была построена крепость Уфа, которая в 1586 году стала городом. Впоследствии на территории Башкирии возникли и другие города, например Бирск в 1663 году. В 1766 году как пристань основывается Стерлитамак. В 1762 году начинается строительство Белорецкого завода, в 1781 году статус города получает Белебей. В городах и крепостях жили служилые люди и чиновники. За службу царь жаловал им земельные угодья, отнятые у башкир. К тому же они сами захватывали земли, расположенные вокруг городов и крепостей.

  1. Причины присоединения башкир к Русскому государству

    : необходимость в защите. Башкиры присоединились добровольно. Условия присоединения: башкиры принимают русское подданство, платят налоги, несут военную службу. Русское государство и царь обещал не трогать их земли, религию и обычаи, он обещал защиту и покровительство от всех врагов.

  2. Этапы присоединения:

    В 1554-1555 гг. русское подданство принимают Центральные и Южные племена, в 1555- 1556 – Западные племена, 1556-1557 – Северные и Северо-Восточные племена. Весной 1557 года процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился. Восточная Башкирия присоединилась к России после завоевания Сибирского ханства в 1598 году.

  3. Значения присоединения

    : Башкирия вошла в цивилизиционный процесс, промышленное освоение края.От русских башкиры переняли навыки земледелия и большинство земледельческих орудий труда, ремесленные навыки, а русские у башкир — некоторые приемы скотоводства и бортничества. Усвоив земледелие, башкиры стали переходить к оседлому образу жизни. Башкиры, русские и другие народы совместно осваивали природные богатства края.

  4. Административное управление после присоединения

    . Общее управление краем находилось в руках царских воевод, которые выполняли военные, административные, судебные, дипломатические функции, воевода являлся командиром гарнизона войск. Опорой воеводы среди местного населения был тархан. Тарханы — привилегированные феодалы. Они освобождались от уплаты ясака и наделялись правом свободного пользования охотничьими угодьями, да и пастбищами распоряжались они бесконтрольно. Во второй половине 16 века и в 17 веке Башкирский край официально именовался Уфимским уездом, который делился на 4 дороги’: Казанскую — на западе, Сибирскую — на востоке, Ногайскую— на юге и в центре, Осинскую — на севере. Дороги в свою очередь делились на волости. Во главе волостей стояли старейшины — представители феодальной знати, отвечающие за сбор ясака с населения подвластных им волостей. На землях башкир царское правительство начинает строить города — опорные пункты русской колонизации. В 1574 году была построена крепость Уфа, которая в 1586 году стала городом. Впоследствии на территории Башкирии возникли и другие города, например Бирск в 1663 году. В 1766 году как пристань основывается Стерлитамак. В 1762 году начинается строительство Белорецкого завода, в 1781 году статус города получает Белебей. В городах и крепостях жили служилые люди и чиновники. За службу царь жаловал им земельные угодья, отнятые у башкир. К тому же они сами захватывали земли, расположенные вокруг городов и крепостей.

8. Факты колонизации: ( Причины башкирских восстаний

) :1) расхищение земель ( насильственный захват, продажа, строительство заводов и крепостей и т.д.); 2) насильственная христианизация народов Поволжья ;3) Высокие налоги. 4) нарушались условия присоединения башкир к Руси. Жаловаться башкирам было некуда, поэтому они выражали свой протест с оружием в руках. Башкиры организовали 89 вооруженных выступлений против русских колонизаторов.

  1. Башкирские восстания

    . Важное место в истории Башкортостана занимают восстания коренных жителей против колониального гнета царизма. Этот гнёт выражался в насильственном захвате башкирских земель, в преследовании национальной культуры. Положение башкир ухудшалось тем, что царские чиновники злоупотребляли при сборе ясака (налога) , нарушались условия присоединения башкир к Руси. При жизни Ивана Грозного условия соглашения соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь». С приходом к власти дома Романовых в17 веке положение башкир ухудшилось. Царские чиновники, собиравшие ясак, произвольно увеличивали сумму сбора в свою пользу. Башкиры должны были давать большое число подвод для перевозки казенных грузов и царских чиновников( подводная повинность). Кроме этого, участились незаконные захваты башкирских земель под разными предлогами. В конце 17 века царское правительство начинает насильственную христианизацию народов Поволжья. Жаловаться башкирам было некуда, поэтому они выражали свой протест с оружием в руках. Башкиры организовали 89 вооруженных выступлений против русских колонизаторов. Крупные вооруженные восстания башкир: 1662 — 1664 годы (руководители Сары Мерген и Ишмухамет Давлетбаев); 1681 — 1683 годы (Сеит Садир); 1704 — 1711 годы (Алдар Исянгильдин и Кусюм Тюлекеев); 1735 — 1740 годы (Кильмяк абыз Нурушев, Акай Кусюмов, Бепеня Трупбердин, Карасакал); 1755 год (Батырша Алиев); участие башкир в Крестьянской войне Емельяна Пугачева в 1773 — 1775 годах (Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев). После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама. После восстания 1705-11 гг— подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг., Перепись башкирского населения, начатая в 1739 году, послужила поводом к третьему выступлению башкир за одно пятилетие (башкиры рассматривали перепись как ликвидацию всех прав, данных Иваном IV, и превращение их в крепостных). Восставшие на этот раз выдвинули самозванного хана Карасакала (Чернобородого). Но в июне 1740 года Карасакал с основными силами повстанцев был разбит и бежал в казахские степи. Следующее восстание разразилось в 1755 г. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена легкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Характерной особенностью выступления 1755 года было то, что повстанцы боролись не только против царской власти, но и против своих феодалов — старшин. Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва: один из руководителей этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем. Все башкирские восстания 17в. и первой половины 18 веков были вызваны растущим угнетением башкирского народа со стороны русских помещиков и чиновников, проводников колониальной политики царизма. Все восстания кончались поражением, ибо они были стихийными, плохо организованными, восставшие не имели определенных целей и планов

  1. 1 2 3 Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат
    Реферат