Рабочая программа дисциплины история социальной работы направление подготовки 040400 «Социальная работа»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе, профессор___________________ Елина Е.Г.
"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Направление подготовки
040400 – «Социальная работа»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов,
2012

1. Цели освоения дисциплины «История социальной работы».


Цель учебного курса "История социальной работы" состоит в социокультурной рефлексии социальной работы как феномена современного мира, предпосылок ее институциализации в мировой истории. Программа курса предназначена для подготовки специалистов социальной работы, формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий международной практики социальной работы, знакомит с междисциплинарным подходом в разработке исследовательских и социально-политических программ.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Учебная дисциплина «История социальной работы» является дисциплиной профессионального цикла (Б3. Б.1) учебного плана по направлению «Социальная работа» и изучается во 2 и 3 семестре. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами, как «Социология», «Социология личности», «Введение в профессию». Итоговая форма контроля – зачет.
В рамках курса предусмотрена курсовая работа (2 семестр).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы».


Дисциплина «История социальной работы» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:

4. Структура и содержание дисциплины «История социальной работы»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.


Раздел
Дисциплины/Содержание
Семестр
Неделя семестра

Виды учебной


работы, включая


сам. работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости


Формы промежуточной аттестации


Лекции
Семинары
СРС
Всего

2 семестр


1
Истоки российской благотворительности (X-XIII вв.)
3
1-2
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
2
Становление церковно-государственной помощи нуждающимся (XIV-II пол. XVII в).
3
3-4
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
3
Государственное призрение в России: становление и развитие (II пол. XVII - II пол . XIX в.)
3
5-6
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
4
Общественное призрение и частная благотворительность (II пол. XIX в - нач. ХХв.)
3
7-8
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
5
Трудовая помощь в России
3
9-10
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
6
Социальное страхование в России ( 2-ая пол. 19 века Начала XX века)
3
11-12
2
4
10
16
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
7
Государственное обеспечение в СССР: состояние, проблемы и тенденции (1917-1991 гг.)
3
13-15
3
6
15
24
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
8
Социальная работа в современной России
3
16-17
2
4
15
21
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.

Итого
3
17
17
34
90
141
Зачет, курсовая (3)

3 семестр


1
Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы
2
1-2
2
4
12
21
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
2
Древнейшая помощь: виды, формы, ха­рактер
2
3-4
2
4
12
21
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
3
Зарождение процессов социальной помо­щи
2
5-6
2
4
12
21
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
4
Религия и развитие социальной работы
2
7-8
2
4
12
18
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
5
Социальная практика эпохи БДР
2
9-10
2
4
14
20
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
6
Оформление научных и профессиональ­ных основ социальной работы
2
11-14

4
8
14
20
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.
7
Тенденции современной социальной ра­боты за рубежом
2
15-18

4
10
14
20
Контрольные вопросы, активность и результаты работы на семинарских занятиях.

Итого
2
18
18
38
90
144
Зачет

Всего


35
70
180
285
288

Содержание разделов дисциплины (2 семестр)


Тема 1. Истоки российской благотворительности (X-XIII вв.)


Основные тенденции поддержки нуждающихся: княжеская защита и попечительство, церковно-монастырское благотворение, приходская система помощи. Формирование княжеских приоритетов в деле помощи нуждающимся. Владимир I. Устав 996 года. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Деятельность русских князей в деле организации института церкви. Устав 996 г. Возникновение епархий. Источники материального обеспечения церкви. Церковный суд и пути расширения сферы его деятельности. Ктиторское право. Братчина, Богадельня. Убогий дом. Скудельница. Изборник 1076 года как отражение «теории милостыни» или «теории общественного примирения и согласия».

Тема 2. Становление церковно-государственной помощи нуждающимся (XIV-II пол. XVII в).


Основные тенденции поддержки и защиты нуждающихся, монастырская система помощи, государственная система защиты, светские тенденции благотворительности. Основные этапы развития монастырей. Объединение земель вокруг монастырей. От ктиторских монастырей к монастырям вотчинам. Раскол церкви. Нестяжатели и иосифляне. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий. Стоглавый собор и проблемы оказания помощи нуждающимся. Ограничение власти церкви в вопросах попечительства и нищепитательства. Мероприятия государства против профессионального имущества, голода, эпидемий. Законодательная деятельность Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года. Кормчая книга. Оформление тенденций государственного призрения в период правления Фёдора Алексеевича. Проект указа 1682 года. Новые тенденции в теории призрения в работах И. Волоцкого, Ермолая -Еразма, М. Грека.

Тема 3. Государственное призрение в России: становление и развитие (II пол. XVII - II пол . XIX в.)


Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся. Меры против нищенства. Создание органов государственного и духовного управления общественным призрением и их функции. Призрение незаконнорожденных, отставных военных. Проблемы организации и финансирования социальных институтов помощи. Вопросы общественного призрения в работах Ф. Салтыкова, А. Курбатова, Т. Посошкова. Казанский приказ общественного призрения (1781 г.). Расширение сети государственных институтов призрения. Народные школы, больницы, богадельные дома для неизлечимых больных, работные дома, дома для сумасшедших, смирительные дома- институты приказов общественного призрения. Историческое значение приказов общественного призрения для становления отечественной модели помощи и защиты. Генеральный план императорского воспитательного дома. Привилегии воспитательным домам и их воспитанникам. Деятельность И.И. Бецкого. Общественная благотворительность. «Общества на особых основаниях»: Частная благотворительность. В.Ф. Одоевский, П.П. Пезаровиус, Н. П. Шереметьев и другие. Проблема общественного призрения в социально-
философском осмыслении Я. Козельского, А. Радищева, П. Пестеля и др.

Тема 4. Общественное призрение и частная благотворительность (II пол. XIX в - нач. ХХв.)


Отмена крепостного права и реорганизация административной системы государственного управления. Основные направления помощи нуждающимся: земская, городская, конфессиональная помощь, а также общественная и частная благотворительность. Призрение, вспомоществование, амбулаторное лечение, христианское просвещение, обучение детей и взрослых через систему воскресных и церковно-приходских школ - исторические формы помощи и поддержки нуждающихся. Тенденции их развития в этот период. Учреждения, управляемые на особых основаниях: Российское общество Красного Креста (1867г.), Попечительство о трудовой помощи (1895г.), Попечительства о народной трезвости (1894г.). Казанская община сестер милосердия, Казанское общество трезвости. Попытки пересмотра действовавшего законодательства по общественному призрению. Комиссия К. К. Грота. Понятие и содержание трудовой помощи. Особенности трудовой помощи в России.

Тема 5. Трудовая помощь в России


Закрытые формы трудовой помощи: дома трудолюбия, трудовая помощь детям. Роль О.О. Буксгевдена в создании домов трудолюбия в России. Их характеристика и классификация. Основные типы учреждений и их задачи. Открытые формы трудовой помощи: общественные работы, помощь ручному труду, и др. История общественных работ в России. Общественные работы в Саратовской губернии в 1898-1899 годах.

Тема 6. Социальное страхование в России ( 2-ая пол. 19 века Начала XX века)


Разработка рабочего законодательства в пореформенный период. Проекты 80х - 90х годов XIX века. Закон 1903 года и его осуществление. Страховые законы 1912 года. Общие и отдельные больничные кассы. Виды и размеры пособий, выплачиваемых больничными кассами. Временное правительство и изменения в страховании рабочих.

Тема 7. Государственное обеспечение в СССР: состояние, проблемы и тенденции (1917-1991 гг.)


Создание народного комиссариата народного призрения. Политика упразднения институтов помощи и поддержки нуждающихся, сведение многообразия форм поддержки к социальному обеспечению. Народный комиссариат социального обеспечения. Первые мероприятия Советской власти по созданию новой системы социальной помощи. Создание системы социального страхования для работающих, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи. Сущность и противоречие социального обеспечения в 60е - 80е годы XX века.

Тема 8. Социальная работа в современной России


Проблема занятости и социальной поддержки населения. Образование территориальных и республиканских фондов социальной поддержки населения. Проблемы подготовки кадров. Организация сети социальных служб. Социальная работа как профессиональная деятельность. Современная отечественная благотворительность и благотворители.

Содержание разделов дисциплины (3 семестр)


ТЕМА 1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы


Социальная работа - общественное явление, профессия, наука. Актуальность зарубежного опыта социальной работы для современной России. Благо как понятие философии, этики и социальной работы. Социальная работа и социальная педагогика. Подходы к изучению и периодизации процесса помощи: системный, формационный, цивилизационный. Парадигма помощи - основа для анализа истории социальной работы. Основные понятия: социальная работа, социальная педагогика, парадигма помощи, системный подход, цивилизационный подход, наука, теория, профессия.

ТЕМА 2. Древнейшая помощь: виды, формы, характер


Особенности древнейшей помощи: социоинтраверная направленность, витальный характер помощи. Реципрокные отношения. Древнейшая практика помощи и взаимопомощи: культовые, общинно-родовые, хозяйственные формы помощи. Историческое значение древнейшего периода помощи. Основные понятия: родовая община, реципрокные отношения, редистрибуция, религия, обряд, альтруизм.

ТЕМА 3. Зарождение процессов социальной помощи


Оформление представлений о помощи в античности (Платон, Аристотель). Различные подходы к пониманию блага. Филантро­пия как норма отношений. Разнообразие форм допрофессиональной помощи. Роль законодательства в развитии моделей помощи. Принципы помощи в античном обществе (греческом и римском). «Римское право» как система помощи. Государственные формы помощи. Меценатство. Основные понятия: филантропия, меценатство, римское право, патрон, клиент, полис.

ТЕМА 4. Религия и развитие социальной работы


Место благотворительности в религиозных верованиях. М. Вебер о роли религии в жизни общества. Влияние христианст­ва на процесс помощи: «теория милосердия», ее влияние на раз­витие социальной работы. Протестантская этика и ее влияние на процессы социальной помощи. Деятельность церкви по органи­зации помощи в средние века. Монашеские ордена и их роль в развитии процессов помощи. Нищенство как социальное явление. Основные понятия: религия, мировая религия, теория ми­лосердия, протестантская этика, учение о предопределении, мирская аскеза, аскетизм, индульгенция, милостыня, нищий.

ТЕМА 5. Социальная практика эпохи БДР


Социальная практика эпохи буржуазно-демократических ре­волюций. Изменение роли государства в организации помощи. Социальное законодательство как государственный инструмент организации социальной помощи. Предпосылки развития соци­ального страхования. Эльберфельдская система. Основные понятия: буржуазно-демократические револю­ции, капиталистические отношения, либерализм, социальный вопрос.

ТЕМА 6. Оформление научных и профессиональных основ со­циальной работы


Объективные причины становления научных и профессио­нальных основ социальной работы в конце XIX - начале XX в. Теоретическое влияние социологии, психологии, социальной фи­лософии в конце XIX - начале XX вв. на развитие теории соци­альной работы. Концептуальные основы социальной работы по М. Ричмонд: «кейсуорк», «медицинская модель», взаимодействие. «Социальные диагнозы» (1917) - научно-методологическое обоснование теории социальной работы. Дж. Адаме, ее практики работы в сеттльментах. Проблема клиента социальной работы. Диагностическая и функциональная школа в социальной работе. Оформление профессионального вида социальной работы: открытие первых учебных заведений; проблема субъекта социальной помощи, разработка этических основ профессии («ментальная гигиена»). Деятельность А. Саломон (Германия). Связь между социальной работой как профессией и социальным движением в 20 - 30-е гг. XX в. Создание Международной ассоциации школ социальной работы в Париже (1928 - 1929 гг.). Основные понятия: матери-основательницы социально» работы, кейсуорк, медицинская модель, «дружеские визитеры» феминизм, клиент.

ТЕМА 7. Тенденции современной социальной работы за рубе­жом


Проблемы и перспективы развития теории социальной рабо­ты. Отсутствие единого вида, многообразие классификаций, сближение подходов. Социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексные модели социальной работы. Поиск новой методологии (Р. Рамзей). Особенности подготовки социальных работников в современных условиях. Проблема про­фессиональной компетентности социального работника. Профес­сионализм социального работника. Система образования в соци­альной работе. Основные понятия: герменевтические методы, профес­сионализм, социальная педагогика, синергетический подход, супервизия.

5. Образовательные технологии


В учебном процессе широко используются активные и интерактивных формы проведения занятий. На семинарах и практических занятиях предусмотрено использование таких активных форм как: метод проектов, деловые игры, разбор конкретных ситуаций (кейс-метод) с их анализом и предложением возможных решений. Приветствуются выступления студентов на семинарах с использованием составленных ими презентаций (например, с помощью программного обеспечения Power Point) по теме доклада.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Реализуемая студентами самостоятельная работа направлена на решение следующих задач: выработка навыков восприятия и анализа оригинальных социологических текстов (классических и современных), формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой, развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развитие творческих способностей при самостоятельном изучении социальных проблем.
Самостоятельная работа студентов реализуется в форме подготовки к аудиторным занятиям (лекциях, коллоквиумах, семинарах, диспутах, практикумах) и участии в них, выполнении заданий на аудиторных практических занятиях (обсуждение вопросов на коллоквиуме, доклады, рецензии и их обсуждение на семинарах, участие в диспуте, выполнение практических заданий на практикуме).

Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов (2 семестр)


Тема 1. Истоки российской благотворительности (X-XIII вв.)


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Основные направления княжеской благотворительности. Значение княжеского нищелюбия.

  2. Приходы и монастыри, и их основные функции - от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания.

  3. Тема милосердия и праведного суда в светской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление Даниила Заточника».

Тема 2. Становление церковно-государственной помощи нуждающимся (XIV-II пол. XVII в).


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Монастырская система помощи и её формы.

  2. Государство как субъект помощи и поддержки.

  3. Оформление светских подходов в практике частной благотворительности. А. Матвеев, Ф. Ртищев, Ордын-Нащокин, У. Осорьина и др.

Тема 3. Государственное призрение в России: становление и развитие (II пол. XVII - II пол . XIX в.)


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Учреждение благотворительных и исправительных заведений эпохи Петра I

  2. Приказы общественного призрения и новое административное уложение о губерниях.

  3. Московский и С. -Петербургский воспитательные дома.

  4. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797г.)

  5. Святой доктор (Ф. П. Гааз)

Тема 4. Общественное призрение и частная благотворительность (II пол. XIX в - нач. ХХв.)


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Земские и городские учреждения общественного призрения, территориальное размещение, принципы деятельности, система финансирования.

  2. Приходская деятельность русской православной церкви.

  3. Благотворительные общества в пореформенный период.

  4. Филантропы и содержание трудовой помощи в России.

Тема 5. Трудовая помощь в России


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Дома трудолюбия для образованных мужчин и женщин.

  2. Трудовая помощь детям.

  3. Основные виды общественных работ.

Тема 6. Социальное страхование в России ( 2-ая пол. 19 века Начала XX века)


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Создание страховых товариществ и больничных касс. Общие и отдельные больничные кассы.

Тема 7. Государственное обеспечение в СССР: состояние, проблемы и тенденции (1917-1991 гг.)


Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Административные, законодательные, воспитательные мероприятия по локализации проституции, алкоголизма, профессионального имущества, детской безнадзорности.
2. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа.
3. Система социального обеспечения в годы Великой Отечественной войны.
4. Система социального обеспечения в 60е - 80е годы XX века.

Тема 8. Социальная работа в современной России


Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Законодательные меры в области поддержки семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих.
2. Министерство социальной защиты как государственный институт поддержки населения.
3. Конфессиональные модели помощи и поддержки нуждающихся.

Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов (3 семестр)


Тема 1. Теоретико-методологические проблемы социальной работы


Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Социальная работа как понятие общественной жизни, нау­ки и практики.
2. Философско-этические подходы в понимании «блага».
3. «Парадигма помощи», ее значение для анализа социальной работы.
4. Основные понятия: социальная работа, социальная педагогика, цивилизационный подход, формационный подход, парадигма помощи, благо.

Тема 2. Древнейшая помощь: виды, формы, характер


Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Особенности отношений в родовой общине как основа формирования архаической парадигмы помощи.
2. Формы помощи в архаической парадигме.
3. Культы и их значение в решении социальных проблем. Основные понятия: родовая община, реципрокация, редистрибуция, религия, обряд, альтруизм, культовые формы помощи, витальные особенности.

Тема 3. Становление основных подходов к помощи


Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Античные представления о благе.
2. Филантропическая деятельность древнейших государств.
3. Древнейшее законодательство как система помощи. Основные понятия: филантропия, меценатство, римское
право, патрон, клиент, полис, античность, гуманизм, Возрожде­ние.
Практические задания:
1 2 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат