Рабочая программа По изобразительному искусству и художественному труду для учащихся 5-8классов

ПРИЛОЖЕНИЕ


Календарно-тематическое планирование по курсу: « Изобразительное искусство и художественный труд» за 6 класс по



теме

: «Изобразительное искусство в жизни человека».







Планируемая дата проведения урока



Тема,



тип урока,



форма проведения



Характеристика видов



деятельности учащихся



Виды деятельности



домашнее задание



Средства обучения




I

четверть. 9 часов



Виды изобразительного искусства и основы образного языка. РК-1



1.

2.


А-05,12.09

Б-06,13.


В-03,10

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

урок формирования новых знаний

Урок лекция

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.




Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен.

Входной.


Тест.

закончить работу, принести альбом, карандаши, мелки

Произведения разных видов пространственных искусств. Выставка живописных, графических, скульптурных работ учащихся за прошлые годы.



Рисунок – основа изобразительного творчества.

Комбинированный урок

Урок- практикум

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).


осуществовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;



Уметь владеть линией, знать условность и образность линейного изображения

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, карандаши, мелки…

Э. Мане. Набросоки Леонардо да. Винчи. Зарисовки рук, В.А. Серов. Портрет Т. П. Карсавиной.

3.

А-19.09

Б-20.


В-17.

Линия и ее выразительные возможности

Комбинированный урок

Урок- практикум

Выразительные средства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер.



о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;


Уметь владеть линией, знать условность и образность линейного изображения

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, карандаши, мелки…

Учебные рисунки, А.А. Дейнека. Ночной пейзаж,В. Ван Гог. Барки на берегу, Море, рисунки П. Пикассо.

4.

А-26.09

Б-27.


В-24.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Комбинированный урок



Пятно в ИЗО искусстве. Роль пятна в изображении и ее выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, туман)


Знать Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Линия и пятно. Умело переходить от общего к частному.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, краски, тушь…

А. А. Дайнека. Девочка у окна, Е. М. Рачев. Олени, учебные рисунки.

5.

А-03.10

Б-04.10


В-24.09

Цвет. Основы цветоведения

Комбинированный урок



Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).



-пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать основные и составные цвета. Уметь использовать цвет на практике.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, краски.

Цветовой круг, основные и дополнительные цвета, цветотональная шкала

6.

А-10.10

Б-11.10


В-01.10

Цвет в произведениях живописи.

Комбинированный урок



Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.



видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. Уметь цветом передавать пространственные планы, конструировать объемные формы.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, краски

Живые осенние букеты и плоды, произведения живописи (натюрморты, пейзажи) с ярко выраженным цветовым состоянием.

7.

А-09.10

Б-18.10


В-08.10

Объемные изображения в скульптуре

Комбинированный урок

РК




Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.



Уметь видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Иметь общее представление о скульптуре и скульпторах.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести пластилин, глину, мятую бумагу.

Рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра.

8.

А-24.10

Б-25.10


В-15.10

Основы языка изображения.

урок контроля и проверки знаний и умений

Смотр знаний, тестирование

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.


Знать ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

Уметь находить нужную информацию по теме. Адекватно воспринимать язык искусства.

Текущий.


тест

закончить работу, принести альбом, краски

Произведения разных видов и жанров изобразительного искусства.

9.

В-22.10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Комбинированный урок



Беседа.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?



Понимать ценность произведений искусств и отвечать на вопрос: Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Владеть навыками чтения произведений искусств. Умело использовать фантазии.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, краски

М.Шагал. прогулка, Леонардо да Винчи. Проекты.

II

четверть



Мир наших вещей Натюрморт. 7-часов. РК-1



10.

А-07.11

Б-08.11


В-12.11

Изображение предметного мира – натюрморт.

Комбинированный урок



Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Уметь создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;


Уметь передавать предметы в пространстве, используя язык графики.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести цветная бумага, клей и ножницы.

Настенные росписи Др. Египта, Др. Рима с изображением предметов, изображения предметов на средневековых иконах.

11.

А-14.11

Б-15.11


В-19.11

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира.

Комбинированный урок

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила-изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.



Уметь планировать деятельность, выполнять задания, определять последовательность действий, владеть способами построение форм.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести бумагу, ножницы и клей.

Геометрические тела

12.

А-21.11

Б-22.11


В-26.11

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Комбинированный урок



Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).






Знать правила перспективы. Уметь планировать деятельность, выполнять задания, определять последовательность действий, владеть способами построение форм.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести карандаш и альбом.

Геометрические тела, «сетка Альберти».

13.

А-28.11

Б-29.11


В-03.12.

Освещение. Свет и тень.

Комбинированный урок



Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.



Знать правила светотени, ее роль в перспективе. Свет и композиция.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, карандаш.

Ф. Сурбаран. Натюрморт, М да Караваджо. Мальчик с фруктами, геометрические тела.

14.

А-05.12

Б-06.12


В-10.12

Натюрморт в графике.

Комбинированный урок.



РК



Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

Знать, что такое натюрморт. Знать общее представление о графике, ее видах. Уметь пользоваться навыками графики на практике.

Текущий.


С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы.

Художественные произведения натюрмортов разных художников.

15.

А-12.12

Б-13.12


В-17.12

Цвет в натюрморте

Комбинированный урок



Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.



пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами

Уметь цветом передавать пространственные планы, конструировать объемные формы.

Тематический

Тест

закончить работу, принести альбом, гуашь.

Художественные произведения натюрмортов разных художников.

16.

А-19.12

Б-20.12


В-24.12

Выразительные возможности

натюрморта

Урок беседа

Контрольная работа



Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».



основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

Натюрморт- жанр ИЗО искусства. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен.

Текущий.


С.Р.

С. 86-89. закончить работу, принести альбом, гуашь

Художественные произведения натюрмортов разных художников.

III

четверть



Вглядываясь в человека. Портрет.10 часов. РК-1



17.

18.


А-16.01

Б-17.01


В-14.01

Образ человека – главная тема искусства.

Комбинированный урок



Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Знать художников портретистов разных эпох. Уметь высказывать свое мнение о портретном произведении, уметь анализировать.





Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен. Работать с Интернетом.

текущий

С.р.

закончить работу, принести альбом, гуашь

Художественные произведения портретов разных художников.




Конструкция головы человека и ее пропорции

Комбинированный урок



Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).



Знать роль портрета в искусстве.

Знать схематическое строение головы человека. Симметрия. Величина.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести цветную бумагу, ножницы, клей.

Наброски головы и кистей.

19.

А-23.01

Б-24.01


В-21.01

Изображение головы человека в пространстве

Комбинированный урок



Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Задание: объемное конструктивное изображение головы.







Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, карандаш или ручка.

Рисунки головы в разном ракурсе.

20.

А-30.01

Б-31.01


В-28.01

Портрет в скульптуре

Комбинированный урок

Урок-практикум

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.



- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.


Знать виды скульптуры: бюст, рельеф, барельеф, памятник. Знать из какого материала мастер выполняет скульптуру и инструментами

Текущий

С.Р.



закончить работу, принести скульптурный пластилин или глину.

Статуя писца Каи, портрет царицы Нифертити, различные скульптуры человека

21.

А-06.02

Б-07.02


В-04.02

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Комбинированный урок



Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.


Уметь выполнять наброски портрета человека, знать историю возникновения графических серий портретов.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы

Рембранд. Автопортрет, К. Сомов. Портрет молодого человека..учебные ртсунки.

22.

А-13.02

Б-14.02


В-11.02

Сатирические образы человека.

Комбинированный урок.



Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.



пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать виды сатиры. Виды карикатур, дружеский шарж Уметь предать характер человека через шарж..

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы

Сатирические рисунки. иллюстрации к повестям Гоголя.

23.

А-20.02

Б-21.02


В-18.02

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок



Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.



пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать основные и составные цвета. Уметь использовать цвет на практике.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, клей, ножницы и цветную бумагу

Рембранд . Христос в Эммаусе. Фото с разным освещением.

24.

А-27.02

Б-28.02


В-25.02

Портрет в живописи

Комбинированный урок




Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.






Знать схематическое строение головы человека. Симметрия. Величина. Цвет в портрете.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель…

Портреты разных художников. Детские рисунки.

25.

А-06.03

Б-07.03


В-04.03

Роль цвета в портрете.

Комбинированный урок



Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).



активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Умело применять цвет, тень, полутень в портрете в портрете Умение выбирать адекватные выразительные средства в потрете.

Тематический

Тест

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель

В. Серов. Девочка с персиками .О.Ренуар. портрет актрисы Жанны Самари.

26.

2 -часа


А-13.,20.03

Б-14.,21.03

В-11.,18.03

Великие портретисты

Обобщающий урок

повторительно-обобщающий урок.

РК



Беседа. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Уметь работать над анализом картины, описывать ее.

Знать портретистов России.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель…

Леонардо да Винчи. Джоконда, П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брамс

IV

четверть



Человек и пространство в изобразительном искусстве. 9 часов РК-2



27.

А-03.04

Б-04.04


В-08.04

Жанры в изобразительном искусстве

Комбинированный урок



Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Знать и различать жанры ИЗО искусства

Знать жанры изобразительного искусства и уметь их различать. Уметь использовать справочно-информационный материал.

беседа

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель…

Репродукции произведений художников в различных жанрах.

28.

А-10.04

Б-11.04


В-15.04

Изображение пространства

урок формирования новых знаний





Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Основываясь на картины, иконы -уметь распознавать виды перспективы: линейную, воздушную и обратную.

Знать правила перспективы: воздушная, линейная, обратная. Уметь использовать на практике, в пейзаже, натюрморте.

текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы

Древнегреческие росписи стен с фризовой композицией. Произведения художников эпохи Возрождения.

29.

А-17.04

Б-18.04


В-22.04

Правила линейной и воздушной перспективы

урок обучения умениям и навыкам

Урок-практикум

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.



создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;


Знать правила перспективы: воздушная, линейная, обратная. Уметь использовать на практике, в пейзаже, натюрморте.

Текущий.

С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы

Таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы

30.

А-24.04

Б-25.04


В-29.04

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Комбинированный урок



Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

Знать особенности построения пейзажа, умело использовать знания перспективы на практике.

Текущий.

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель

Пейзажи разных художников

31.

А-03.05

Б-16.05


В-06.05

Пейзаж - настроение

Комбинированный урок



Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).



Учащиеся должны уметь:

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)



Уметь передавать настроение пейзажа в разных цветовых гаммах: холодные и теплые цвета.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель…

Пейзажи разных художников

32

А-08.05

Б-23.05


В-13.05

Пейзаж в русской живописи.

РК



Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Учащиеся должны уметь:

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)



Уметь передавать настроение пейзажа в разных цветовых гаммах: холодные и теплые цвета.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, гуашь, мелки, акварель…

Пейзажи разных художников

33.

А-15.05


Б-

В-20.05


Пейзаж в графике.

Комбинированный урок



Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».





Уметь работа над графической композицией «Городской пейзаж». Использовать художественные средства выразительности.

Текущий

С.Р.

закончить работу, принести альбом, графические материалы 7

Пейзажные рисунки И. Шишкина

34.

А-22.05

Б-

В-27.05



Городской пейзаж

Комбинированный урок.

РК



Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».






Уметь работа над графической композицией «Городской пейзаж». Использовать художественные средства выразительности.

Итоговый

Тест

закончить работу, принести альбом, графические материалы

Городские зарисовки А. Кокорина, город в живописи и в графике xx в.

35.







Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Обобщающий урок

повторительно-обобщающий урок

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Выявить знания учащихся полученные за год.

Научить выдвигать гипотезы, понимать необходимость языка искусства. Уметь действовать по алгоритму.

текущий

С.Р.




Произведения графики, живописи, скульптуры..

ПРИЛОЖЕНИЕ


Календарно-тематическое планирование по курсу: « Изобразительное искусство и художественный труд» за 7 класс по теме

: «Изобразительное искусство в жизни человека»



п/п



Планируемая дата проведения урока



Название темы урока



Цели изучения темы, раздела.



Оснащение урока. Программный минимум



Кол-во уроков



Домашнее задание



Элемент содержания



Умения и виды деятельности



1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.8 часов РК-3




1.


06.09.12г.

Изображение фигуры человека в истории искусств

а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в) Развить творческую и познавательную активность.

Пластика, рельефы, динамика

1

Подобрать репродукции произведений ИЗО

с изображением людей различных пропорций



2.


13.09

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

а) Познакомить учащихся с тем, как происходил

поиск пропорций в изображении фигуры человека

б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон»

в) Развить творческую и познавательную активность учащихся.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Золотое сечение

1

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека

3-4


20,27.09



Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен)

РК



а) Развить творческую и познавательную активность

б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории

в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса

Скульптура, каркас, пропорции

2

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку)

5.


04.10

«Великие скульпторы»

а)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.

б)Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

в)Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

Скульптура, памятник

1

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6


11.10

Изображение фигуры с использованием таблицы

а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

б) Воспитать любовь и интерес к искусству.

в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Пропорции человеческого тела

1

Принести графические материалы для работы с натуры

7


18.10

Набросок фигуры человека с натуры

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, , творческую и познавательную активность.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека

г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях.



фигуры человека

1

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»

8


25.10

Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия»

а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение .

б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

в)Формировать практические навыки в изображении фигуры человека

Понятие наброска, картины

1

Художественные материалы

9.


08.11

Тематическая (сюжетная) картина

РК



а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах

б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность



Понятие жанра, сюжета, картины

1

Подобрать материал по теме «Малые голландцы»

10


15.11

Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»?

ХКК


а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории

в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

11


22.11

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова;

а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова;

б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству

в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»

12


29.11

Сюжет и содержание в картине

а)Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова

б)Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искасства.

Жанр, сюжет, бытовой жанр

1

Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.

13


06.12

«Передвижники»

а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок

б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление

в) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея

1

Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века

14


13.12

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников

б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея

1

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи

15-16



20,27.

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины

б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи



Бытовой жанр

2

Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти

3 четверть. Великие темы жизни

.10 часов РК-1




17


17.01

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова

б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность



Исторический жанр, сюжет

1

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему

18-20



24,

31.01.13г.



Сложный мир исторической картины

а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины.

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству

в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись

Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок

3

Художественные материалы

21


07.0213г.

Зрительские умения и их значения для современного человека

а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства

в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное.

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству



Сюжет, содержание, колорит «художественный язык»

1

Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи»

22


14.0213г.

Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»

а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»

б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления

г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории



Сюжет, содержание, колорит «художественный язык»

1

Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова

23


21.0213г.

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству

в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр

1

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

24


28.0213г.

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины

в) Формировать зрительские умения и навыки

г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве.

д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка

Библейский жанр, Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр

1

Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку

25


07.0313г.

Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре

а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах

б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное



Музей, галереи, их типы

1

Перечислить музеи родного города (края)

26

14.0313г.



Эрмитаж – сокровищница мировой культуры.

а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству

в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии

Коллекции Эрмитажа

1

Подготовится к экскурсии в городской музей

27


21.0313г.

Художественный музей моего города

РК



а) Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ

б) Воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре

в) Развивать творческую и познавательную активность

Музей, галереи, их типы

1

Повторить пройденный материал по темам

I-III четверти



28

04.04.13г.

Знакомые картины и художники.

а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству



Беседа

1

Придумать задание или кроссворд для тематической викторины

29-32

11,18,25

04.


16.05.13г.

Плакат и его виды шрифты.


а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка

б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком

в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций

г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве



Плакат, шрифт, шрифтовая композиция

4

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения

33-35

16,23

05.13г.


Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

РК



а) Сформировать представления об основных элементах книги

б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации

в) Воспитать любовь и интерес к искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность

д) Формировать навыки работы с художественными материалами

Книга, обложка, иллюстрация

3



ПРИЛОЖЕНИЕ



Календарно-тематическое планирование по курсу: « Изобразительное искусство и художественный труд» за 8 класс по



теме

: «

Дизайн и архитектура в жизни человека

».




I четверть.

Дизайн и архитектура — конструктивные

искусства в ряду пространственных искусств.



Художник — дизайн — архитектура.



Искусство композиции — основа дизайна

и архитектуры. (8 ч). РК-3




п/п






Элемент содержания



виды деятельности




Планируемая дата проведения урока




Название темы урока



Задачи урока изучения темы, раздела.



примечание



Кол-во уроков



Домашнее задание



1-2

А-05.,12.09

Б-03.,10


В-06, 13

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

РК



Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги, и обрезая его, добиваться баланса массы и поля


2


Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников

3

А-19.09

Б-17.


В-20

Прямые линии и организация пространства.

Учить с помощью простых, прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости

Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций

1





4

А-26.09

Б-24.


В-27

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.

Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.

1




5

А-03.10

Б-01.


В-04

Буква – строка- текст. Искусство шрифта.

РК



Познакомить с различными шрифтами

Выполнение упражнений

1

Создание композиции с буквами

6-7

А-10.,17.10

Б-08.,15


В-11,18

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Познакомить с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности

Выполнение макета плаката

2




8

А-24.10

Б-22


В-25

Многообразие форм полиграфического дизайна

Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ.оформление книги

Изготовления макета книги

1




ІІ четверть.

Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий. (8 ч).

РК-2




9

А-07.11

Б-12.


В-08

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа

Баланс объемов между собой и с полем макета

1

Выполнение плоскостной композиции

10

А-14.11

Б-19


В-15

Архитектура - композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

РК



Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях

Построение трех уровней рельефа

1

Прочтения линии проекции объекта

11

А-21.11

Б-26.


В-22

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций , используя необходимые средства .

Создания макета дома.

1




12

А-06.12

Б-03.


В-07

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.

Создание зарисовки архитектурных элементов здания.

1




13-14

А-13.,20.12

Б-10,17


В-14,21

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

РК



Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

Создание тематической инсталляции

2




15

А-27.12

Б-24.


В-28

Роль и значение материала в конструкции.

Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами

Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства.

1




16




Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности

Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции







III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека(11-12ч.)

РК-3




17-18

А-16.01

Б-14.


В-17

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

РК



Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания

.

2




19-20

А-23,30.01

Б-21.,28


В-24,31

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки.

Зарисовка «архитектура будущего»

2




21

А-08.02

Б-04.


В-07

Живое пространство города. Город микрорайон, улица.

РК




Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни, дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.

Макетно - рельефное моделирование фрагмента города

1




22

А-13.02

Б-11.


В-14

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры.

Эскизный макет витрины магазина.

1

подобрать иллюстрации по данной теме.

23

А-20.02

Б-18.


В-21

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Познакомить детей с интерьером различных общественных мест. Мебель и архитектура : гармония контраст.

Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации.

1

Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура

24

А-27.02

Б-25.


В-28

Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства

РК



Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур.

1




25-26

А-06.03

Б-04.


В-07

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты

Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.

2

Подбор зрительного ряда

ІV четверть

Человек в зеркале дизайна и архитектуры(7ч.). РК-1




27

А-13.03

Б-11.


В-14

Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома

РК




Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах.

научатся развивать память, воображение.

Выполнить технический рисунок частного дома



1

Подбор иллюстраций современных строений

28

А-22.03

Б-18.


В-21

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища.

РК



Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты.

Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа, проекта пространственного воплощения плана своей комнаты

1




29

А-03.04

Б-08.


В-04

Дизайн и архитектура моего сада.

Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения

Макетирования фрагмента сада из природного материала

1

Создания композиции из цветов по группам

30

А-10.04

Б-15.


В-11

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды

Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж.

1

Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.

31

А-17.04

Б-22.


В-18

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма

1

Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками.

32-33

А-24.04

15.05


Б-29.04/06.05

В-25.


16.05

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Ознакомить с искусством грима и прически. Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма.

Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре

( по парно)



2

Рисование прически и макияжа на фотографии

34

А-22.05

Б-13


В-23

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе.

Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов.

1

Принести атрибуты

35

А- .05

Б-20.


В-

Моделируя себя - моделируешь мир.

Обобщить знания, полученные на урок Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы

Урок викторина

1




Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат