Рабочая программа по литературе к уму - страница 6

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоре­тико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произ­ведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяс­нять значение диалектных слов; анализи­ровать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины

Аналитический пересказ, во­просы и зада­ния 4-8 (с. 111), 1-3 (с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1—4 (с. 112, рубрика «Сделаем выво­ды»)

Чтение рассказа В.Г. Распу­тина «Уроки француз­ского»

49

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Рас­путина «Уроки француз­ского»

Урок изучения но­вого мате­риала, урок-беседа

С.юно о В.Г. Распутине. Чтение автобио­графической статьи «Уроки доброты» (с. 113—114). Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная ра­бота

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки француз­ского». Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение про­сторечных слов; находить в тексте изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль

Аналитиче­ский пере­сказ, вопросы и задания 1 —6 (с. 154), 1,3 (с. 155-156, рубрика «Будь­те внимательны к слову»)

Вопросы

и задания 7-9 (с. 155), 2 (с. 155, руб­рика «Будьте внимательны к слову»)

50

Смысл названия рассказа В.Г. Рас­путина «Уроки француз­ского»

Комбинированный урок

Смысл названия рассказа. Смысл посвяще­ния и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчи­ка. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения

Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитан­ного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оцени­вать актерское чтение; сопоставлять лите­ратурные произведения с иллюстрациями к ним

Аналитический пересказ, вы­разительное чтение по ро­лям, вопросы и задания 7—9 (с. 155), 1-4 (с. 156, рубри­ка «Сделаем выводы»), 1—4 (с. 156, рубрика «Литература и другие виды искусства»), 1-3 (с. 157)

Подготовка к сочинению по рассказам В.П.Ас­тафьева и В.Г. Распу­тина

51,

52

Сочинение по рас­сказам В.П.Ас­тафьева и В.Г. Рас­путина

Уроки раз­вития речи

Сочинение на одну из тем: 1. Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. 2. Уроки доброты и честности в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изо­бражаемому. Уметь: логично и последовательно из­лагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; да­вать сравнительную характеристику героев

Сочинение

Чтение рассказа В.М. Шук­шина «Сре­зал»

53

В.М. Шук­шин. Рассказ «Срезал»

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала, урок-беседа

Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места Рос­сии», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди». Несоответствие реально-

сти и мечты в рассказах. Смысл названия рассказа «Срезал». Характер Глеба Капусти­на: причины его жестокости и злорадства. Смешное и грустное в рассказе. Прослуши­вание фрагментов рассказа в актерском ис­полнении, обсуждение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рас­сказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания (с. 162, 173-174)

Чтение рассказа Ф.А. Искан­дера «Трина­дцатый

подвиг Ге­ракла», вы­разительное чтение диа­логов по ро­лям

54

Ф.А. Ис­кандер. Рассказ «Трина­дцатый подвиг Ге­ракла»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Трина­дцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. За­калка смехом. Воспитание чувства самоиро­нии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии)

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рас­сказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ро­лям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки

Пересказ, вы­разительное чтение по ро­лям, вопросы и задания 1 —7 (с. 194)

Сочинение по заданиям 1,11 (с. 194), выразитель­ное чтение наизусть од­ного из сти­хотворений русских поэ­тов XX века о родной природе

55, 56

Родная природа в стихо­творениях поэтов XX века

Уроки-прак-

тику­мы

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных про­изведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Пейзажная зарисовка как выра­жение душевных переживаний в стихо­творениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Тонкая лиричность поэзии А.А. Ахмато­вой. «Перед весной бывают дни такие...». Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике.

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть. Понимать: характер изменений поэтиче­ского языка; лирический пафос стихотво­рений. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произ­ведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль

Выразительное чтение на­изусть, элемен­ты анализа тек­ста, вопросы и задания 1-6 (с. 203), вопросы и за­дания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 197, 200,201,204)

Задания 7 (с. 203), 1-2 (с. 205)

57

Из лите­ратуры народов России

Урок вне­класс­ного чте­ния


Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. Сло­во о К.Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа о

бессемертии нации и стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...»

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание сти­хотворений поэтов. Понимать: патриотический, просвети­тельский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Уметь: выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, эле­менты анализа текста, вопросы и задания 1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212)

Чтение ста­тьи «Мифы Древней Греции» (с. 213-214), выборочное чтение сбор-

ников ми­фов (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Элла­ды» и др.)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9 часов)

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др.

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Понятие о мифе, его природе. Общее в ми­фах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о миро­устройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл — особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Опи­сание рисунков к мифам. Словарная работа

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древ­негреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопостав­лять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

Пересказ мифов о по­двигах Герак­ла, вопросы и задания 1 —4 (с. 214), I—II (1—4), III—IV (с. 222-223)

Задание 5 (II, с. 222): сочинение об одном из подвигов Геракла

59

Легенда об Арионе

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Понятие о легенде. Миф и легенда — общее и различное. Легенда об Арионе, записан­ная Геродотом. Образ Ариона: талантли­вость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа

Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; пред­ставление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; со­поставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина

Пересказ, вопросы и задания

(с. 225-226)

Чтение статьи о Го­мере и его творчестве

(с. 227-233)

60

Гомер. Героиче­ская поэма «Илиада»

Урок

изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» — героические эпические поэ­мы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героиче­ском эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме

Знать: сведения о творчестве Гомера; сю­жет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой худо­жественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме

Выразител ь-ное чтение, вопросы и за­дания 1—5 (с. 233), 1-4 (с. 242)

Задание 6 (с. 233), чтение фраг­мента поэмы «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (с. 243-261)

61

Героиче­ская поэма Гомера «Одиссея»

Урок изуче­ния ново­го

мате­риала, урок-беседа

«Одиссея». Итака — остров, воспетый Гоме­ром. Одиссей — верный муж, любящий отец, мудрый правитель. Стихия Одиссея — борь­ба, преодоление препятствий, познание не­известного. Храбрость, сметливость («хитро-

умие») Одиссея. Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме

Знать: сведения о творчестве Гомера; сю­жет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значе­ние образа Одиссея, нарицательное значе­ние его имени.

Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характе­ризовать героев и их поступки

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 1—1 Г (с. 261-262)

Вопросы и задания рубрики «Литера- тура и другие виды искус­ства», вырази- тель­ное чтение глав романа М. Серван­теса «Дон Кихот»

62, 63

М. Сер­вантес Сааведра. Роман «Дон Ки­хот»

Уроки вне­класс­ного чте­ния

Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот, его благородство, рыцарство, чело­вечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса — общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к роману. Веч­ный образ в стихотворении Д.С. Мережков­ского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника)

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат