Рабочая программа по предмету «Обществознание»

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы №769 Зам. директора по УР на заседании м/о

________В.Н.Рыжова ________О.А.Пашкова протокол №_____от

«___»_______20 __г. «___»_______20 __г. «___»_______20__г.

ПМО______________

Рабочая программа



по предмету «Обществознание»



9 «Б», «В» классы



2011-2012 учебный год

Учитель:______________/Шерстнева О. В./



подпись ФИО учителя

9 «Б» и «В» классы.



Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебник:



Обществознание: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.

Количество часов: всего – 35 (из расчета 1 учебный час в неделю).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные: осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен



знать/помнить:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.


Развернутое календарно-тематическое планирование



учебного материала по обществознанию в 9 «Б» и «В» классах






п/п



Раздел, название урока в поурочном планировании



Требования к уровню подготовки учащихся



Контроль знаний учащихся



Кол-во часов



дата



план



факт



1.

Введение

Знание терминов, формирование общих представлений о обществознании.

Творческое задание.

1







Гражданин. Право. Мораль.



2-3.

Роль права в жизни человека, общества, государства.

Знать

основные положения по теме урока: мораль и право неразрывно взаимосвязаны; право связано с юридическими законами и государством; право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством; каковы основные назначения права в обществе; в чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе.

Уметь

называть основные признаки права; объяснять отличие права от других социальных норм; комментировать некоторые определения права; характеризовать теории права; аргументировать свою точку зрения; объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической деятельности людей; сравнивать характеристики позитивного и естественного права: в чем сходство и различие.

Устный опрос. Составить словарь темы.

2







4.

Правовая ответственность.

Знать

основные положения по теме урока: признаки правонарушения, на какие виды делятся правонарушения, их характеристика; смысл понятия «правовая ответственность»; почему правовая ответственность служит главным определением, критерием правового поведения граждан; основные виды юридической ответственности, какой вид считается наиболее суровым и почему.

Уметь

объяснять обстоятельства, исключающие преступность деяния; различать основания для привлечения к уголовной ответственности; решать учебные ситуационные задачи.

Опрос. Письменные задания.

1







5-6.

Правовое государство: право выше власти.

Знать

теории права, факторы возникновения государства; смысл определений понятия «государство; какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали античных мыслителей, каков смысл идеи «право выше власти»; каково содержание важнейших признаков правового государства.

Уметь

характеризовать основные понятия; объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве; доказывать свою точку зрения; раскрывать смысл положения «право – выше власти»; объяснять, с каким явлением общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства, почему право должно быть выше власти; рассказать, что известно о трех ветвях власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Понимать

, почему употребляются две различные формулировки «закон» и «правовой закон», и объяснять, в чем смысл различия.

Опрос. Письменные задания. Составить схему «Ценности государства», «Формы государства».

2







7.

Гражданское общество и государство.

Знать

основные положения по теме урока: в чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество», каковы основные признаки гражданского общества; существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства (аргументировать ответ); какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества; в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением, какие вопросы решает местное самоуправление; формы местного самоуправления; в чем заключается суть местного самоуправления.

Понимать

, в чем заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства.

Уметь

объяснять, почему гражданское общество в развитых странах сформировалось в последние два столетия; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос. Творческие работы. Составить кластер «Признаки гражданского общества».

1







8.

Конституция России.

Знать

основные положения по теме урока: конституция обладает высшей юридической силой; конституция провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, идеях патриотизма, международного сотрудничества; почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы; что такое «республиканская форма правления»; на какой ценностной основе строится наша конституция.

Прочитать

стати 2, 10, 15, 17, 18 Конституции Российской Федерации; статью 1 Конституции РФ.

Уметь

объяснять, какие принципы правового государства нашли отражение в этих статьях, и объяснить, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы; привести конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение; охарактеризовать смысл основных понятий; анализировать тексты; объяснить, что означают понятия: демократическое государство, федеративное государство, правовое государство; объяснить, каким образом в основном законе закреплены фундаментальные права человека.

Опрос. Письменные задания.

1







9.

Основы конституционного строя.

Знать

основные положения по теме урока: формы правления, государственное устройство, политический режим в нашей стране; в чем различия между статусом человека и статусом гражданина.

Понимать

, в чем заключается высшая ценность нашего государства; в чем проявляется идеологический, политический, партийный и религиозный плюрализм в нашей стране; к чему мог привести отказ от этого принципа; почему Россию нельзя назвать союзом субъектов федерации, как достигается государственная целостность России; почему ни парламентом, ни правительством не могут быть изменены, пересмотрены основы конституционного строя.

Уметь

оценивать значение принципов конституционного строя; аргументировать, какие условия созданы для развития рыночной экономики; объяснять, как понимают положение о том, что единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ; пояснять, как оценивают значение принципов нашего конституционного строя.

Опрос. Письменные задания.

1







10.

Гражданин – человек свободный и ответственный.

Знать

, какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков.

Уметь

анализировать текст, объяснять смысл понятий; определять различия гражданина и обывателя; характеризовать основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиции, на которых стояли авторы документов; объяснять, какие цели они ставили перед государством, как понимали, что такое свобода; пояснять, в чем суть учения о естественном праве, чему противостоит это учение, доказать, что именно оно имеет глубоко гуманистический характер.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание: нарисовать словесный портрет гражданина и обывателя.

1







11-12.

Всеобщая декларация прав человека.

Знать

основные положения по теме урока.

Понимать

, почему без статьи 29 Всеобщая декларация прав человека была бы лишена правового смысла; почему Всеобщую декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права; что составляет главную мысль Декларации.

Уметь

анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека; делать выводы, отвечать на вопросы; называть общечеловеческие правовые документы, объяснять, в чем их значение; объяснять, какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Декларация, какие высшие ценности утверждает и защищает; охарактеризовать три группы прав человека; доказать, что в основе этой классификации прав лежит мера свободы человека.

Творческое задание.

2







13-14.

Международное гуманитарное право.

Знать

основные положения по теме урока: кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права; какие методы и средства ведения войны запрещены.

Понимать

, в чем особенности и значение международного гуманитарного права; какие нормы направлены на защиту раненых, военно-пленных, мирного населения.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сравнивать положения международных документов по правам человека; объяснять, почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом; объяснять, что означает понятие «военные преступления».

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

2







15-16.

Частная и публичная жизнь гражданина.

Знать

, что такое частная жизнь, какие права лежат в основе частного права и почему, смысл каждого из этих прав; какова суть публичного права, что такое публичная жизнь.

Понимать

, в чем значение Гражданского кодекса.

Уметь

объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «частное право»; раскрывать признаки гражданского общества и этапы его формирования; характеризовать предпосылки функционирования гражданского общества; пояснить, считают ли, что право на неприкосновенность частной жизни необходимо гражданам всех стран (аргументировать ответ).

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

2







17.

Труд и трудовое право.

Знать

основные положения по теме урока: основания возникновения трудовых отношений; стороны трудовых отношений; рабочее время и время отдыха; что означает право на труд; кого закон признает безработным; какие права и обязанности включаются в трудовой договор; что такое трудовая книжка; в каких случаях действие трудового договора прекращается; какую ответственность несет нарушитель трудовой дисциплины.

Понимать

, в чем значение дисциплины труда.

Уметь

решать практические задачи; объяснять, почему трудолюбие ценится как положительное качество, а тунеядство рассматривается как отрицательное; пояснять, почему согласны или же, наоборот, не согласны с тем, что ценен и физический и умственный труд; объяснять, что знают о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учебой.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







18.

Собственность, предпринимательство, гражданское право.

Знать

основные положения по теме урока: что называется имущественными отношениями и какие виды (формы) имущественных отношений регулируются гражданским правом; что означает право собственности; каковы нормы предпринимательской этики.

Понимать

, какое значение имеет предпринимательство в экономической жизни.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, в чем состоит сущность предпринимательства.

Опрос. Письменные задания. Проблемные задания.

1







19.

Духовная жизнь.

Знать

основные положения по теме урока: почему человеку необходимо право на духовную свободу.

Понимать

, в чем смысл значимости права на свободу убеждений, мысли, слова и совести; что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства.

Уметь

характеризовать значимость права на духовную свободу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; объяснять, что значит быть духовно богатым человеком, давать обобщенную характеристику духовно богатого человека; объяснять, как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении.

Опрос. Письменные задания. Моделирование ситуаций.

1







20.

Свобода совести.

Знать

основные положения по теме урока: что такое религиозное верование и чем отличается религиозная вера от веры-интуиции.

Понимать

, что означает право на свободу совести.

Уметь

объяснять, почему право на свободу совести относят к группе гражданских, ограждающих прав; объяснять, в чем притягательная силы религии, различия между религиозной верой и верой интуиции; раскрывать гуманистический смысл религии; объяснять смысл основных понятий и давать их определения; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций. Составить словарь темы.

1







21.

Семейное право.

Знать

основные положения по теме урока: каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок.

Понимать

, в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей.

Опрос. Работа с документами.

1







22.

Домашнее строительство.

Знать

основные положения по теме урока: что означает личное (семейное) потребление и какие группа потребителей известны; различные виды индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, объяснять смысл основных понятий; спланировать бюджет семьи (аргументировать свой ответ); объяснять, как закон защищает права потребителя; пояснять свою точку зрения на то, какие взгляды на роль и место женщины в семье считают отжившими традициями и предрассудками.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







23.

Социальные права человека.

Знать

основные положения по теме урока: роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право на охрану здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.

Понимать

, какие права человека можно отнести к социальным правам; в чем заключается право на жилище.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; объяснять почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







24.

Политические права и свободы.

Знать

основные положения по теме урока: в чем заключаются ограничения свободы собраний; какова норма международного права о свободе ассоциаций; какие объединения не разрешены российским законом; почему политическая жизнь должна протекать гласно; какое значение имеют политические права и свободы для человека.

Понимать

, что дает человеку свобода собраний; как гражданин может участвовать в управлении делами государства.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; объяснять, как следует понимать свободу слова; объяснять, может ли свобода слова быть абсолютной.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







25.

Право на образование.

Знать

основные положения раздела; правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Понимать

, кого мы называем культурным человеком и как им стать.

Уметь

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, можно ли сегодня прожить в нашем обществе, не имея образования, и если нельзя, то тогда пояснять, какое образование сегодня необходимо; чему и как нужно учиться; пояснять, делает ли образование человека нравственным; может ли быть человек, которого считают и он сам, и окружающие высокообразованным, быть безнравственным; пояснять, в чем видят разницу между основным и полным общим средним образованием; необходимо ли полное среднее образование всем.

Устный опрос.

1







26.

Личность и личный выбор.

Понимать

, почему стыд и правду нельзя распределять избирательно и почему к стыду и правде должны быть причастны все люди.

Уметь

анализировать понятия, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами; объяснять, как поняли содержание древнего мифа, чему он учит; обсудить смысл слова «стыд» и «правда», пояснять, о чем идет речь; объяснять, как понимают слово «ценность», почему стыд и правда – ценности особенные и уникальные.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Таблица «сферы жизни общества».

1







27.

Что такое мораль.

Знать

основные положения по теме урока: что изучает этика, в чем ее ценность для человека; что представляет собой моральный идеал.

Понимать

, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей.

Уметь

обобщать, доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; объяснять, в чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль»; доказывать, что моральные ценности и идеалы очень близки, объяснять, в чем состоит их высший смысл, почему мораль называют общечеловеческой ценностью, по какому признаку узнается мораль.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







28.

Добро и зло.

Знать

различные значения понятия «добро», что означает понятие «зло».

Уметь

делать выводы, объяснять смысл основных понятий, анализировать текст, высказывать собственную точку зрения; характеризовать критерии морального поведения; доказывать, что все различные значения понятия «добро» очень близки, что зло многолико и коварно; объяснять, в чем критерий морального поведения; ответить на вопрос: «Как вы думаете, что мешает человеку быть добрым всегда?»

Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Схема «Потребности и ресурсы».

1







29.

Долг и совесть.

Знать

основные положения по теме урока.

Уметь

разъяснять смысл высказываний; характеризовать общие и различные черты человека; анализировать, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; рассказать, случалось ли встречать людей высокого долга, какие общие черты могут охарактеризовать таких людей; доказывать, что свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора; объяснять, кто или что помогает нам сделать выбор; пояснить, почему моральный выбор и свобода взаимосвязаны, привести пример; объяснять, как понимают смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «больная совесть», «нечистая совесть», «спокойная совесть»; объяснять, почему совесть свидетельствует о морали человека, его духовной глубине.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







30.

Роль морали в жизни человека и общества.

Знать

, в чем состоят особенности морального регулирования человеческой деятельности.

Понимать

и объяснять смысл фразы «мораль ставит оценки», что это значит, как мораль это делает; как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека.

Уметь

характеризовать мораль как регулятор деятельности людей; объяснять смысл основных понятий; объяснять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека; характеризовать мораль как регулятор деятельности людей; доказывать, что человек не раб обстоятельств.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







31.

Нравственные основы любви, брака и семьи.

Понимать

, что может служить моральной основой брака.

Уметь

находить в тексте необходимую информацию, приводить примеры, использовать дополнительные материалы и знания; раскрыть связь любви и морали; пояснить, что служит основой этой взаимосвязи; объяснить, почему утверждают, что любовь – чувство высокоморальное.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







32-33.

Нравственная культура. Современный этикет.

Знать

, какова роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры.

Уметь

самостоятельно работать с учебником, объяснять основные понятия темы; высказывать свои суждения о сущности нравственного поведения человека; характеризовать критерии нравственного поведения; пояснять, почему то, что выгодно, не всегда можно назвать добром; объяснять, гуманные отношения между людьми – чья-то случайная выдумка или естественная необходимость; объяснить, волен ли человек творить из себя все, что захочет; объяснять, почему легче казаться, чем быть, и почему лучше быть, чем казаться.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание.

1







34-35.

Личность и мораль.

Знать

основные положения по теме урока.

Уметь

разъяснять смысл высказываний, анализировать, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Опрос. Письменные задания. Творческое задание. Групповая работа.

2







Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат