Ранняя диагностика и коррекция - страница 14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы представили читателям многообразие проявлений отклонений развития у детей раннего возраста, а также показали, как с учетом возрастных закономерностей психического развития здорового ребенка можно рано выявить не только тяжелые, но даже нерезко выраженные нарушения.
Знание основных форм аномального развития поможет родителям и специалистам понять особенности отклонений в развитии каждого ребенка и максимально помочь ему.
В качестве иллюстраций мы представили некоторые мало изученные, так называемые синдромальные формы умственной отсталости и сложные дефекты. До последнего времени дети с такими

заболе

ваниями, как правило, рассматривались как необучаемые инвалиды,

и

родителям в основном рекомендовалось помещать их в учреждения социального обеспечения. Однако наш опыт работы с этими детьми показывает положительную роль ранней коррекционной работы с ними, особенно в тех случаях, когда активным участником этой работы становится мать, хорошо ориентирующаяся в проблемах своего малыша. Эта работа особенно эффективна при раннем выявлении этих заболеваний. Кроме того, их ранняя диагностика имеет важное значение для целенаправленного медико-генетического консультирования семьи. Успех всей медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии, зависит от правильного подхода к нему в семье. При этом важно учитывать специфику аномального развития и медицинский диагноз. Особое внимание мы обращаем на роль правильно организованного эмоционального взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического развития. Помощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (логопеда, методиста лечебной физкультуры, массажиста, дефектолога), но это прежде всего огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и наполненный повседневными занятиями.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Бадалян Л. О. Детская неврология.—М.: Медицина, 1975.— 415 с.
Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Всеволжская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста.— Киев: Здоровье, 1980.—525 с.
Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич.— Киев: Здоровье, 1988.— 328 с.
Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.— М.:Педагогика, 1990.— 186 с.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.— М.: Просвещение, 1985.— 72 с.
Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. В. Баенская и др.— М.: Просвещение, 1989.— 95 с.
Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.—239 с.
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.— М.: Медицина, 1981.—270 с.
Каган В. Е. Аутизм у детей.— Л.: Медицина, 1981.— 203 с.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— М.: Педагогика, 1989.— 100 с.
Маринчева Г. С, Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.— М.: Медицина, 1988.— 256 с.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.— М.: Просвещение, 1985.— 190 с.
Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности: (Вариант гидроцефалии).— М.: Педагогика, 1982.— 104 с.
Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.— М.: Об-во слепых, 1988.—67 с.
Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста.— М.: Медицина, 1965.—Т. 3.—335 с.

94


СОДЕРЖАНИЕ


От автора 3
Виды и причины отклонений в развитии у детей ... 5
Виды нарушений развития —
Причины отклонений в развитии 7
Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и
патологии 13
Основные закономерности возрастного развития —
Психомоторное развитие ребенка первого года жизни 17
Роль речи в психическом развитии ребенка 24
Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста 25
Ранняя диагностика отклонений в развитии 26
Общие принципы диагностики —
Основные методы и критерии медицинской диагностики 27
Основные формы аномального психического развития 43
Нарушения познавательной деятельности —
Умственная отсталость —
Задержка психического развития 67
Тяжелые нарушения речи 71
Сенсорные и двигательные нарушения 73
Нарушения общения 74
Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии 78
Заключение 93
Литература 94
Учебное издание

Мастюкова

Елена Михайловна

РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


Зав. редакцией Т. С. Залялова
Редактор М. А. Степанова Младший редактор А. Н. Синицына
Художник С. А. Трофимов
Художественный редактор Л. Н. Сельянов
Технический редактор Г. В. Субочева
Корректор И. Н. Панкова
ИБ № 14313
Сдано в набор 24.10.91. Подписано к печати 07 04 92. Формат бОХЭО'/ц. Бум. типограф № 2. Гарнит. литературная. Печать офсетная Уел печ л. 6,0 Усл. кр. отт. 6,25 Уч.-изд. л 6,62. Тираж 36 000 экз.
Заказ 3120
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Министерства печати и информации Российской Федерации 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рошн, 41
Смоленский полиграфкомбинат Министерства печати и информации Российской Федерации 214020,
Смоленск, ул Смольянинова, 1. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат