Раздел 2. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Раздел 2. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения


Курс не читается для студентов ЗФО.

Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.


Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.


1. Воспитание в первобытном обществе. Возникновение воспитания, его особенности, цель и формы. Реализация задач воспитания в первобыт­ных племенах. Инициация. Значение первобытно-общинного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса разви­тия образования в условиях цивилизованного человеческого общества.
2.Воспитание в первобытном обществе. Возникновение воспитания, его особенности, цель и формы. Реализация задач воспитания в первобыт­ных племенах. Инициация. Значение первобытно-общинного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса разви­тия образования в условиях цивилизованного человеческого общества.
3.Воспитание в античном мире. Спартанская система воспитания, элементы ее содержания. Афинская система воспитания. Теоретическая и практическая деятельность идеологов афинской системы воспитания, их ос­новные труды. Главные черты римской системы образования. Типы школ, их сравнительный анализ, формы обучения.

Основная литература:


1. История дошкольной педагогики: Учебное пособие. – М., 1989.
2. История зарубежной дошкольной педагогики. - Любое издание.

Раздел 2. Ренессанс.


1. Европейская педагогика средних веков.Основные черты феодального строя. Монастырские, приходские, кафедральные (соборные) школы. Основные типы школ в мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока. Сравнение школ по целям образования и составу учебных предметов.Развитие мануфактуры, ремесла и торговли. Появление цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система образования. Возникновение университетов, содержание образования в них.
Изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения.
2. Я.А. Коменский. Биографические сведения. Взгляды на проблемы воспитания
(его цели и задачи). Принцип природосообразности воспитания. Всеобщее обучение. Система школ. Содержание образования. Дидактические требования. Учение Коменского о материнской школе.
3. Воспитание и просвещение в средневековой России (до 17 в.)
Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах.
Берестяные грамоты 11-15 вв.
«Мастера грамоты». Создание книгохранилищ. Возникновение книгопечатания. «Домострой». Религиозно-национальные братства. Братские школы и «Порядок школьный».

Основная литература:


1. История дошкольной педагогики: Учебное пособие. – М., 1989.
2. История зарубежной дошкольной педагогики. - Любое издание.

Раздел 3. Педагогическая мысль 17-18вв.


1. Педагогическая мысль в Западной Европе 17-18вв.
«Некоторые мысли о воспитании» Дж. Локка. Воспитание джентльмена. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность и теория И.Г. Песталоцци. Энциклопедисты. Филантрописты. Деятели фран­цузской революции 18в.
2. Воспитание и просвещение в России 17-18 вв.
Увеличение количества школ. Открытие греко-латинских школ и грамматических школ, Московской славяно-греко-латинской академии. Организация типографий и выпуск учебной литературы. Букварь Васи­лия Бурцева. «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого. Начало 18 - конец 19 вв. - эпоха реформации образования в России. Просветительные реформы Петра 1 (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии на базе морских классов школы математических и навигационных наук).
Идеологи и теоретики в области образования: Ф. Прокопович, И. Посошков.
Деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. Воспитательные дома России во второй половине 18 в. Педагогические взгляды А.Н. Радищева.

Основная литература:


1. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2-х т. - М., 1982.
2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие, - М., 1989.

Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в 19в.


1. Развитие образования в России первой половины 19 века.
«Устав учебных заведений подведомых Университетам». Основные тенденции развития школы в первой четверти 19в.: отход правительства от либеральных положений Устава 1804г., введение в 1811г. Закона Божьего во всех учебных заведениях, усиление сословности в обра­зовании, преобразование в 1817г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимна­зиях. Устав 1828г. Учреждения по призрению бедных детей. Устав 1835г. Ланкастерская система обучения. «Вольное общество учреждения учи­лищ взаимного обучения». Деятельность В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена.
2. Социально-педагогические утопии в истории европейской культуры. Педагогические идеи «ранних» утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллы. Деятельность Р. Оуэна. Утопия Ш. Фурье. Вопросы воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогические идеи и опыт Парижской Коммуны 1871г. Влияние марксистской методологии на развитие педагогической мысли.
3. Ф. Фребель - основатель теории общественного дошкольного воспитания. Жизнь и деятельность Фребеля. Теория развития ребенка. Педагогика и методика воспитания в детском саду.
4. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века. Распространение материалистических идей, развитие науки, искус­ства, литературы. Подъем прогрессивной демократической педагоги­ческой мысли. Разработка теоретических вопросов русской педагогики революционными демократами Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, возникновение первой общественно-педагогической организации - С.Пб педагогического собрания и временной Комиссии детских садов. Из­дание педагогических журналов («Детский сад») Н.И. Пирогов о воспи­тании и обучении детей. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. Первые детские сады в России.

  1. К.Д. Ушинский - основатель научной педагогики в России. Жизнь и педагогическая деятельность Ушинского. Идея народности воспитания. Место родного языка в воспитании и обучении детей. Психологические основы воспитания и обучения. Пути и средства нрав­ственного воспитания детей. Основы теории дошкольного воспитания. О семейном воспитании. Значение деятельности Ушинского в развитии педагогики.

  2. Дошкольное воспитание в Европе второй половины 19 века. Прагматическая педагогика Джона Дьюи. Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар. Программы «материнских школ».

  3. Деятели дошкольной педагогики России второй половины 19 века. Деятельность и педагогические взгляды А.С. Симонович. Е.Н. Водовозова на воспитание детей дошкольного возраста. Е.И. Конради о воспитании дошкольников. Лесгафт Н.Ф. о воспитании и обучении детей.

Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.

Основная литература:


1. История дошкольной педагогики: Учебное пособие. – М., 1989.
2. История зарубежной дошкольной педагогики. - Любое издание.

Раздел 5. Дошкольное воспитание в отечественной и зарубежной педагогике 20 века.


1. Дошкольное воспитание в европейской педагогике начала 20века.
Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори. Педагогические взгляды Овида Декроли.
2. Дошкольное воспитание в русской педагогике начала 20 века.
Направление «свободного воспитания» в русской дошкольной педаго­гике. Деятельность К.Н. Вентцеля, Л.К. Шлегер, М.Д. Свентицкой. Система работы детских садов по «методу Тихеевой».

  1. Общественное дошкольное воспитание развитых стран в 20 веке,
    Современные зарубежные педагогические теории (педагогика экзистенциализма, фрейдизм, неотомизм). Дошкольное воспитание в развитых странах (Англия, США, Франция).

4. Идеологические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР. Предшественники марксизма о роли воспитания. Проблемы воспитания дошкольников в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В.И. Ленин о социальном значении дошкольных учреждений. Партийно-государственное отношение к дошкольному воспитанию.
Гуманистические взгляды на роль детских садов. Дошкольное воспитание в системе социальных институтов нового общества. Н.К. Крупская о создании советской системы дошкольного воспитания Особенности подходов К. Крупской к общим вопросам общественного дошкольного воспитания.
5. Создание и становление советской системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940).
Первые шаги по созданию советской системы общественного дошколь­ного воспитания. Организационные мероприятия периода 1918-1920гг. Становление системы в 20-е годы. «Сталинские пятилетки». Особен­ности периода 1929-1940гг. Сеть учреждений в первой пятилетке. Детские сады РСФСР в период 1933-1940гг.
6. Развитие теории и практики дошкольного воспитания в СССР (1941-1984).
Общественное дошкольное воспитание в условиях Великой Отечествен­ной войны (1941-1945). Развитие системы в период с 1945-1984.

  1. Общественное дошкольное воспитание России на современном этапе. Общественно-педагогическое движение в России в 80-90-х гг. Изменение подходов к организации и управлению воспитательно-обра­зовательным процессом в дошкольных учреждениях. Появление альтер­нативных программ.

Основная литература:


1. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917-1940 гг. - Мурманск, 1992.
2. Литвин Л.H. Развитие содержания воспитательной работы совет­ских дошкольных учреждений. - Л., 1991.
3. Миндлина Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. - М., 1984.
4. Основы дошкольной педагогики. - М., 1980.

Раздел 4. Глоссарий ко 2 – 5 разделам.


Воспитание –

целенаправленный процесс систематического воздействия на личность или коллектив, предусматпивающий в соответствии с поставленной целью формирование у воспитуемых отношения к окружающему миру.

Гимназия –

общеобразовательное среднее учебное заведение в Германии, дореволюционной России и нек. др. странах. Первая гимназия была открыта в Страсбурге в 1537г. И.Штурмом.

Грамматическая школа –

среднее учебное заведение в Англии с делением учащихся на потоки по способностям.

Дисциплина естественных последствий –

дисциплинирование ребёнка через испытываемые им неудобства, дискомфорт от последствий содеянного им дурного поступка, получение им «предметного урока» (идея выдвинута в 18 в. Ж.Ж.Руссо).

Дифференцированный подход к обучению –

процесс обучения, учитывающий особенности разных групп учащихся в классе, рассчитанный на посильность обучения каждой группы.

«Дом свободного ребёнка»

- учебно-воспитательное заведение, открытое в нач. 20 в. в Москве сторонниками К.Н.Вентцеля, организованное на полном самоуправлении родителей и учащихся, с полной индивидуализацией занятий на основе интересов учащихся.

Иезуитская школа –

учебное заведение типа гимназии с выраженной опорой на индивидуальность учащихся, обучавшее учеников на латинском языке и воспитывающее их в духе преданности иезуитскому ордену, католицизму и Папе Римскому.

Иезуитское воспитание –

система авторитарного воспитания, ставившее целью привитие учащимся верности католической церкви и Папе Римскому.

Институт благородных девиц –

сословное женское учебно-воспитательное заведение в дореволюционной России, предназначенное для детей дворян, открытое в 1764г. И.И.Бецким.

Классическое образование –

разновидность формального образования, ставившее целью развитие учеников на основе изучения древних классических языков и математики (основоположником классического образования в 19в. был нем. педагог И.Ф.Гербарт).

Классно-урочная система обучения –

организация обучения с группировкой учащихся по классам , с уроком как основной формой организации обучения.

Педатриб –

учитель, преподававший в Древних Афинах курс гимнастики.

Педоном –

воспитатель, ведавший несколькими отделениями в спартанской школе времён Древней Греции.

Педоцентризм –

педагогическое течение, подчиняющее содержание, организацию и методы обучения интересам и потребностям ребёнка, чтобы он мог свободно себя проявлять; роль воспитателя – в обеспечении свободы детских проявлений.

Природосообразность –

педагогический принцип, согласно которому воспитание и обучение должны отвечать природе ребёнка, его естественному развитию, быть согласованным с ним и этому естественному развитию не противоречить.

Свободное воспитание –

педагогическое течение, отстаивающее полную свободу ученика в учебно-воспитательном процессе.

«Семь свободных искусств» -

основа средневекового школьного образования, включавшая тривиум (лат. грамматика, диалектика, риторика) и квадриум (музыка, геометрия, арифметика, астрономия).

Система прагматического образования

– совокупность учебно-воспитательных средств, направленных на создание условий для реконструкции ребёнком его индивидуального опыта, на приобретение им знаний. умений, навыков в процессе делания. необходимых для преобразования социального стороя (идеологом прагматизма в 19-20вв. был американский педагог Д.Дьюи).

Система развивающего обучения

– единство учебно-воспитательных воздействий, направленных не столько на заучивание материала, сколько на развитие учащихся, развёртывание их внутренних сил, самораскрытие (основоположником в 18-19вв. был швейцарский педагог И.Песталоцци).

Система свободного воспитания» -

система опосредованного воздействия на личность воспитуемого, обеспечивающая ему полную свободусамовыражения и появления, способствующая самораскрытию внутренних сил личности (идеологом системы в 18 в. был французский просветитель Ж.Ж.Руссо).

Спартанское воспитание –

общественная воспитательно-образовательная система, воспитывающая физически здоровых детей из рабовладельческой аристократии, пронизанная военной подготовкой, прививавшая выносливость и умение воевать.

Раздел 5. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.



Характер изменений в программе.
№ и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение.
Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесённое изменение.
Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение



Раздел 6. Учебные занятия по дисциплине ведут:



ФИО, ученое звание и степень преподавателя
Учебный год
Факультет
Специальность
Дьяченко Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент.
2007/2008
ПиП
050703.00 – Дошкольная педагогика и психология с доп. специальностью

1 2 3 4 5 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат