регрессия, или переход в частично "детское" состояние, становится основой повышения эффективности информационного воздействия в блогах

регрессия, или переход в частично "детское" состояние, становится основой повышения эффективности информационного воздействия в блогах

.
Помимо того, регрессия и детско-родительский перенос, как механизмы влияния, управления массовым поведением и усвоением информации имеют фундаментальное социальное значение. Проще говоря, неизбывное стремление массы людей уйти от бремени ответственности за свою жизнь, найти того, кто будет за них решать их личные проблемы. По сути - регрессионное детское желание спрятаться за широкую спину воображаемого "родителя", которого нужно слушаться (будь то "царь-батюшка" или "отец нации").
Начинается это послушание со строгой воспитательницы в детском садике: "Ешь кашу, а то я тебя не отдам маме!". А продолжается - у избирательной урны: "Голосуй - а то проиграешь!" (Кстати, и здесь - "игра", ассоциация с детством.) В блогах это составляет основу аттракции: "Всем читать блог !" Чем больше популярность, или ореол массового "поклонения" блоггеру, чем больше он ассоциируется с авторитетной "родительской" фигурой в глазах читателей - тем больше они регрессируют, превращаясь в фанатичных почитателей. И тем больше притягиваются к любимому блогу - до степени формирования эмоциональной зависимости.
Несколько иной механизм повышения восприимчивости к информационному воздействию работает в сообществах блогов. Во-первых, происходят обычные процессы групповой динамики, формирования внутренней структуры группы - выделение "звезд", с которыми все хотят общаться, и "авторитетов", к словам которых прислушиваются.
Во-вторых, работает психологическая "машина времени", или регрессия, но возвращающая юзеров не в детский возраст, а в пубертатный, со свойственной ему подростковой реакцией группировки. Для подростка буквально жизненно важно на время "убежать" из семьи, подальше от всепроникающего родительского контроля, выскользнуть из-под "гнета" родителей и окунуться в поддерживающую его среду общения, в "тусовку". Туда, где в окружении сверстников он ощущает себя равным среди равных и реализует свое стремление "быть вместе" (избежать одиночества), при этом использует группу как психологическую опору, как "усилитель" собственного "Я", воспринимая коллективные возможности как свои личные.
Таким образом, индивидуальные претензии на самоутверждение перерастают в коллективный протест поколения "детей" против поколения "отцов". При этом восприятие поляризуется: все, что исходит от "предков", встречает сопротивление, принимается "в штыки". Зато все, что приходит от сверстников, от "своих" (референтной группы), принимается восторженно, "на ура", становится образцом для подражания. Юзеры "на лету" перенимают друг от друга и жаргон, и стеротипы поведения. У них моментально формируется групповое мнение и групповое (или "огруппленное") мышление. Элементы подобного подросткового поведения явным образом проявляются и в интернет-сообществах, но уже без возрастных ограничений - для тех, кто давно вышел из ювенильной поры, но за счет регрессии вновь возвращается в возраст "до 16".
Этот механизм подростковой регрессии и реакции группировки также имеет отношение к рекрутированию подписчиков "раскрученного" блога: чем их больше - тем блог заметнее, и тем выше вероятность "притяжения" новых френдов. Срабатывает известный социально-психологический механизм образования "толпы зевак": чем больше людей скапливается в отдельно взятой области пространства, хотя бы и виртуального - тем больше остальные готовы последовать их примеру.
Кстати, второй полюс детской и "подростковой" регрессии - протестный, связанный с подспудным перенесением на виртуальных собеседников конфликтных аспектов детско-родительских отношений. И соответственно словесное выплескивание на этих незнакомых людях тех негативных эмоций, к происхождению которых они никоим образом непричастны. А именно, проработка на них, как на манекенах, тех негативных чувств, которые связаны с собственными родителями (уместно вспомнить из организационной психологии "манекены боссов", на которых сотрудники японских предприятий могут физически вымещать наболевшие страсти). Это могут быть либо застарелые детские обиды на родителей (не купили… не разрешили… наказали… оставили ребенка одного…), либо раздражения и недовольства жизнью, выступающих расплатой за послушное следование внушенным в детстве родительским наказам, давно устаревшим и переставшим соответствовать реалиям жизни.
Соответственно в процессе коммуникации в блогах могут возникать два варианта состояний:
А) Псевдо-родительское состояние - сподвигает на то, чтобы безапелляционно отстаивать принципы, внушенные в детстве собственными родителями (родительское программирование). При этом обычно подобная позиция блоггера наталкивается на бескомпромиссное противостояние оппонента, "детское" состояние которого аналогично, а позиция зеркально противоположна (его в детстве воспитывали иначе). Вот и спорят собеседники ожесточенно по пустякам - "отрываясь по полной программе", оставаясь в итоге каждый при своем мнении, но избвляясь от давнишних неативных эмоций.
Б) Состояние "обиженного ребенка", яркая эмоциональная реакция (возможно, в форме словесной агрессии) в ответ на критическое замечание, или даже без оного, "на пустом месте". Последнее происходит, когда чья-то реплика, возможно даже безадресная, вызывает персональный резонанс, затрагивая область эмоциональной уязвимости. Поиск таких "ахиллесовых пят", прорех психологической защиты лежит в основе эмоционального рэкета, или способа "развести на эмоции" с целью манипулирования пользователем - т.н. троллинга (см. далее).
Подытоживая вышеописанные закономерности поведения пользователей блогов, связанные с приживанием ими при "погружении" в блогосферу различных психологических состояний, можно сделать обобщающий вывод. С психологической точки зрения,

блоги - коммуникативная "детская площадка", дающая возможность взрослым людям невольно регрессировать, на время "вернуться в детство". В процессе общения блоггеры ведут друг с другом скрытые "детские игры", позволяющие испытывать эмоционально притягательные "детские" состояния. Именно с этим связана как в целом привлекательность блогов для пользователей, так и технология продвижения успешных блогов.


Особенно важной представляется утилитарная сторона "детских" состояний. Вследствие того, что ситуационные факторы, связанные с регрессией, можно произвольным образом варьировать, они могут быть использованы для управления поведением аудитории блогов.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат