Регулирование аграрной деятельности, институционально-инвестиционная среда

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

2.3. Регулирование аграрной деятельности, институционально-инвестиционная среда


Аграрные производители и эксперты дали крайне негативную оценку институциональной среде, в которой функционирует сельское хозяйство. Многочисленность и масштаб претензий позволяет заключить, что административные барьеры (в широком понимании этого термина) являются главной проблемой для дальнейшего развития отрасли.

Ниже представлен анализ основных групп проблем и направлений регулирования

Взаимодействие с органами власти


Негативные оценки.

В целом аграрии крайне негативно оценивают эффективность и практики взаимодействия со структурами власти всех уровней. Можно разграничить три принципиальные проблемы отличающиеся степенью выраженности и масштабом распространения.

Безраличие вместо патернализма

. Наиболее «мягкая» и общая проблема – отсутствие полноценного контакта с представителями власти, при котором они выполняли бы предписанные им патерналистские функции. Случаи, когда местные власти всячески способствовали бы экономическому росту, реализации новых инвестиционных проектов, с учетом интересов третьих лиц, в форме подбора вариантов, рекомендаций, решения административных проблем и проволочек, не используя личное положение – единичны (около 5-10% административных единиц).

Отсутствие общественного и выборного контроля за органами власти приводит к тому, что местные и региональные власти «заинтересованы лишь в отношениях с губернатором или федералами и проценте голосов которые получит партия власти», очень слабо учитывают интересы бизнеса, в особенности средних и малых предприятий.

В прошлом году заходят ко мне на территорию ребята строители и начинают что-то копать. Я им говорю: Ребята! Это моя земля! – Ты видишь, у нас постановление главы района, - он попросил тут сделать, иди на фиг. – Я говорю ему, главе, Алексеевич, какого хрена ты копаешь мой участок? – Мои архитекторы сказали, что это наш участок, - он мне поясняет. – Я говорю, Алексеевич, это наша земля, точно, у меня бумаги есть. – Немного поразбирались, блин, точно, оказалось наша земля. – Он мне тогда и говорит: слушай, у меня есть решение суда по которому я должен делать подъезд к переезду железнодорожному, ну дай уже мне бога ради его доделать, денег и так в бюджете нет. – Ну не буду же я мочить главу своей районной администрации, к тому же нищей. – Глава администрации сменился. Новый пришел и подает на меня заявление в прокуратуру, что я копаю свои сельхозземли. – Он даже еще не знал, что это бывший глава администрации затеял. Так они меня два месяца в прокуратуру таскали. Спрашивали, а почему я не подал на администрацию в суд? Почему не подал заявление в прокуратуру? «Россельхознадзор» говорит, - ты должен за своей землей следить! Почему ты их в прокуратуру не потащил? Ну это же глава района, нищий как портовая крыса муниципалитет. Ну они уже выкопали землю, снесли мне плодородный слой, все сделали, все уничтожили. Что я буду их мочить – мне же в этом районе жить. До сих пор таскают моих сотрудников – почему мы не прекратили незаконный забор грунта? Глава регионального агрохолдинга

Субъективный подход и коррупция

. В большинстве случаев сельскохозяйственные производители сталкиваются с выраженными коррупционными практиками и предвзятым поведением со стороны местных и региональных властей. Чиновники дают «зеленый свет» или, наоборот, создают административные давления на неугодные структуры, через местные представительства федеральных структур власти – суд, фискальные органы, службу пожарной безопасности, ветеринарного контроля и т.п. (многочисленные проверки, необъективные судебные решения). В наиболее «мягких» вариантах его целью является получение взяток, или регулярной «дани» с сельхозпредприятий.

Основные препятствия для развития малого бизнеса помимо культурно-психологических, следующие. Противоречия между интересами администраций и бизнеса вместо их взаимодействия, отчасти связанные с ФЗ-131 и незаинтересованностью местных властей в развитии бизнеса. Излишние проверки, нацеленные не на улучшение ситуации, а на выкачивание штрафов Забюрократизированность, с одной стороны, и отсутствие реальной помощи, в т.ч. информационной, малому бизнесу, с другой. Агрогеограф

Местные и региональные власти в провинции зачастую имеют собственный агробизнес. Аффилированность в данной сфере пагубно сказывается на уровне коррупции и развитии конкурентной среды. Агропроизводители регулярно сталкиваются с коррупционными практиками, которые распростарнены в трех основных сферах: 1) землеооборота, 2) контроля и надзорных функций, а также 3) в распределении государственной поддержки.

Отъем собственности

. 5-10% респондентов сталкивались с случаями когда практики административного давления использовались чиновниками для отъема собственности (подробнее см. § Проблема рейдерства и риски отъема собственности)

Распространению указанных порочных явлений, по мнению респондентов, способствуют:

- отсутствие эффективных форм местного самоуправления и реальной зависимости региональных властей от местных избирателей,

- непрозрачность в сфере госконтроля и принятия административных решений,

- отсутствие полноценного общественного контроля за действиями властей, в частности дефицит независимой региональной и местной прессы.

Непредсказуемость, ручное управление вместо четких правил

. Аграрии отмечают непредсказуемость государственной политики в области регулирования сельского хозяйства, большую роль волюнтаризма и спонтанность при принятии решений как на федеральном, так и на региональном уровне. Наиболее значимым примером подобного рода является эмбарго и запретительные пошлины на вывоз зерна, которые неожиданно вводились в последние годы.

Нужна государственная политика в области сельского хозяйства. После социальных вещей, чтобы люди остались и жили, чтобы не одни узбеки на тракторах ездили. Так вот, нужно прописать четкие правила игры. Взять зерновые. В этом году министр ставил задачу – собрать 100 миллионов тонн. Я надеюсь, мы все не получим 100 миллионов тонн в этом году. Он говорит: дайте 100 миллионов. Но нам нужно что, чтобы прописали в законе – разные климатические условия, - разные регионы. Так пусть пропишут 60 миллионов тонн убрали – государство ведет себя так, 70 миллионов – сценарий поведения вот такой. 100 миллионов – сценарий поведения такой. - Вы имеете ввиду эмбарго на экспорт? – Да. Вот у нас же есть опыт Канады. Нам нужно защитить крестьянина и от перепроизводства и от засухи, - потому что это факторы, которые он не в состоянии контролировать. Если будут такие правила, через год через два мы поймем, где что работает, где – не работает, что там-то чуток нужно подправить. Это самая главная вещь. Это нужно сделать и в зерне и по основным другим культурам. Глава регионального агрохолдинга

У нас молоко максимум принимают по 11 рублей, по рентабельности я выхожу в ноль. Однако, есть жесткая команда – никоим образом не давать снижать поголовье. Получается что я работаю на местный сырзавод, чтобы ему было хорошо. Потому что мне некуда больше сдать молоко. Порезать скот мне не дают, до абсурда доходило. Мы не могли себе в столовую теленка забить. Для этого надо получать ветеринарные справки, а нам их просто не дают, потому что региональная ветслужба получила указ из областного центра не давать их и все. Пришлось через зам главы обладминистрации этот вопрос решать! Глава регионального агрохолдинга

Вот смотри. У нас налоговая нагрузка порядка 1300 рублей на гектар. Мы развиваемся, технику покупаем. Если меньше 1000 рублей на гектар получается – нас налоговая начинает мурыжить. Приходится убирать затраты (чтобы прибыль и налогооблагаемая увеличилась вместе с прибылью). Нас просят – уберите затраты (чтобы выросла налогооблагаемая база - ИР). Прямым текстом. Если не согласишься, попросят на проверку документы – что-нибудь найдут. Дадут понять, что жизни не будут. Глава крупного КФХ

Судебная система

. Агропроизводители отмечают субъективность, а также низкую эффективность судебной и правоохранительной системы в части контроля исполнения законов и судебных решений. В секторе достаточно часто распространены случаи коммерческого мошенничества, когда перерабатывающие предприятия не оплачивают поставленный товар, или же дилерские компании не поставляют оплаченные материальные ресурсы. Взыскать средства с провинившихся контрагентов аграриям зачастую не удается.

Первая проблема для нас – не действуют законы в РФ, беззаконие творится. У нас сегодня три исполнительных листах. В общей сложности около 10 миллионов долгов. Мы не можем их истребовать. Одна фирма уже несколько лет эти листы туда сюда гоняет. Судебные приставы не работают. Есть решение суда, но они не работают. В нашем государстве можно взять в долг и не возвращать. ООО с ограниченной ответственностью – уставной капитал 50 тысяч рублей, основные средства перевел на другую фирму и днем с огнем не сыщешь. У нас три основных должника, например, брянская фирма Г. Удобрениями торгует. Сменился собственник, в Москве зарегистрировались, из Брянска в Москву пересылают и обратно – три года с ними боремся, ничего сделать не можем. Второе предприятие – мелькомбинат Имярек, вроде бы большое, четыре миллиона нам должно – не можем вернуть. И «К. крахмал»… Они банкротятся… Все… и ничего с ними не сделаешь. Глава среднего СХП

И ещё одно. Проблема неплатежей. Появилась тенденция у переработчиков некая. Создают при сырзаводе, скажем, небольшую фирмочку с уставным капиталом 10-20 тысяч, с единственным акциедержателем, и ему сдавай молоко. Ответственность у этой фирмочки, активов у него - стол директора и ручка. Они не платят. Вот, например, есть одна фирма, она мне сейчас уже задолжала 7 миллионов, и я сижу как на вулкане или на пороховой бочке. Я ж на неё в суд не могу подать. Ну я подам, а что с неё взять? Вот эти никчемные 10-20 тысяч уставного капитала и всё. И в то же время они мне иногда заявляют - ну, не хочешь, не сдавай, вези куда хочешь, ты свободен. Материалы фокус-группы №8

Ключевая роль региональных и местных властей

: Из комментариев сельскохозяйственных производителей следует, что ключевую роль с точки зрения администрирования сельского хозяйства играет взаимодействие с региональными органами власти и контролирующими структурами, в меньшей степени – с их местными подразделениями, в то время как роль федеральных структур относительно невелика.

Большую роль играют местные органы управления. Не от федеральных властей все зависит, а от губернаторов и уровнем ниже. Взятки берут не федеральные власти. Поговорите с предпринимателями – коррупция на локальном уровне. Решение по отводу земельного участка принимается сначала на областном, потом на местном уровне. Агроэкономист

Белгородский кейс.

Значимость качества управления на региональном уровне и политики региональных властей для развития сельского хозяйства подчеркивает примечательный пример, который регулярно приводят представители отрасли. Они отмечают, что выдающиеся результаты в развитии сектора достигнуты на территории Белгородской области, при содействии местного губернатора Евгения Савченко. Важными факторами, обеспечивающими такой результат является «индивидуальный подход» и дружественная политика по отношению к крупным инвесторам, а также специфические льготы на развитие новых проектов, в первую очередь в форме их частичного софинансирования и оплаты стоимости подведения инженерных коммуникаций за счет средств бюджета.

Ты в курсе, что Савченко внес здание областной администрации в качестве залогового имущества для получения кредитов под развитие сельского хозяйства! Достаточно проехаться по дорогам местным, проехаться по местным деревням, где все тротуары уложены плиткой. Он же газифицировал все деревни, кроме отдельных хуторов, еще в году 97-98. Представитель отраслевой ассоциации

Евгений Степанович Савченко – это уникум. Я еще десять лет назад ездил к нему в область учиться. Снимал шляпу и говорил – ну вы даете! Глава регионального агрохолдинга

Что было сделано в Белгороде конкретно? В Белгороде были разрушены силами конкретного губернатора, Степаныч, слава Богу, человек мудрый и опытный в этом плане, и просто конкретно это работа Савченко, разрушены общие правила игры для инвесторов. Почему туда пришли? И дальше по пути Савченко пошли другие губернаторы, которые привлекли бизнес. То есть что сделал непосредственно Савченко? Он дал гарантии инвесторам на обозримый период, на период окупаемости, дал гарантии на региональном уровне, которые он способен поддержать. При этом сказал откровенно, что да, есть определенный риск. Пока я у руля здесь в регионе, у вас будут вот эти правила игры. И потому его очень сильно поддерживает сейчас бизнес, как регулятора этих правил игры. Не дай Бог сменить его. Понимаете?! Вот что произошло. Именно его заслуга персональная. Материалы фокус-группы №1

Проблема малых и средних.

Проблемы взаимодействия с органами власти играют более значительную роль для малых и средних по размеру КФХ и сельхозпредприятий, которые, с одной стороны, активно работают в правовом поле (в отличие, например, от ЛПХ, как товарные производители), а с другой стороны не имеют достаточно ресурсов для лоббирования собственных интересов.

Субъективный подход и коррупция