Регулирование авторских договоров в россии, нидерландах и великобритании: правовой анализ специалость

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат


На правах рукописи


Лапин Никита Михайлович

РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ В РОССИИ, НИДЕРЛАНДАХ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ



Специалость 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва - 2012



Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель:

доктор юридических наук, доцент



РУЗАКОВА Ольга Александровна



Государственная Дума Российской Федерации,

Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы

по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

ОРЛОВА Валентина Владимировна



юридическая компания ООО «Пепеляев Групп»,

Руководитель практики интеллектуальной собственности
кандидат юридических наук, доцент

ЛЕБЕДИНЕЦ Ольга Николаевна



ФГОУ ВПО «Московский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

Доцент кафедры гражданского права и процесса

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО

«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

Защита состоится 29 мая 2012 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 504.001.03, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82, зал заседаний Ученого Совета.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Автореферат разослан «____» _________________2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 504.001.03

кандидат юридических наук, доцент Л. А. Емелина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Значимость института интеллектуальной собственности в современном мире трудно переоценить, поскольку в настоящее время объекты интеллектуальной деятельности становятся важным ресурсом, обеспечивающим рост экономики, а также ее конкурентоспособность. Построение современной, модернизационной экономики, где объекты интеллектуальной деятельности являются продуктом, приносящим стабильный доход государству и частным лицам, невозможно вне рамок договорных отношений, которые являются механизмом, обеспечивающим стабильный оборот объектов интеллектуальной деятельности.

Действующая на сегодняшний день IV часть Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») содержит значительный блок норм, посвященных договорным отношениям в сфере интеллектуальной собственности. Несмотря на существующую подробную регламентацию указанных правоотношений, представляется, что за время действия IV части ГК РФ, вступившей в силу 01.01.2008 г., стали ясны некоторые проблемы, связанные с заключением, исполнением и прекращением договоров в сфере интеллектуальной собственности. В связи с этим, актуальным является проведение анализа действующего законодательства и практики регулирования договорных отношений в сфере авторского права, сопоставление положений отечественного законодательства и практики с аналогичными положениями зарубежного законодательства и практики, выявление проблемных моментов и предложение путей по их разрешению, а также совершенствованию отечественного законодательства.


Причины выбора авторского права как области исследования объясняется тем, что эта отрасль гражданского права в настоящее время одна из наиболее значимых и динамично развивающихся. Также отношения в области авторского права в западных правопорядках является более развитыми, поэтому, основываясь на зарубежном опыте, можно делать выводы о возможности использования частных правовых конструкций и институтов в отечественном праве. Наконец, при выборе темы исследования не последнюю роль сыграло отсутствие комплексных научных работ, посвященных регулированию договорных отношений в области авторского права в Нидерландах и Великобритании.

Цель и задачи исследования

. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем регулирования авторских договоров в праве России, связанный, в частности, с сопоставлением отечественных форм авторских договоров с авторскими договорами, характерными для зарубежных правопорядков, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию действующего отечественного законодательства и практики его применения.

Для достижения поставленной цели предполагается решение

следующих основных задач

: 1) определить место авторских договоров, предусмотренных частью IV ГК РФ, в системе гражданско-правовых договоров; 2) предложить определение термина «авторский договор» как единого понятия в отношении договорных форм в сфере авторского права России; 3) предложить определение термина «авторский договор» как единого понятия в отношении договорных форм в сфере авторского права Великобритании и Нидерландов; 4) выявить наличие или отсутствие классификаций авторских договоров в законодательствах России, Великобритании и Нидерландов; 5) рассмотреть порядок регулирования авторских договоров в России, Нидерландах и Великобритании и выявить особенности такого регулирования; 6) предложить положения по совершенствованию отечественного гражданского права в части регулирования авторских договоров.

Объектом диссертационного исследования

являются гражданско-правовые договорные отношения в сфере авторского права как в законодательстве Российской Федерации, так и законодательствах Нидерландов и Великобритании.

Предметом диссертационного исследования

является российское и зарубежное гражданское законодательство, судебная практика, теоретические разработки в области договорных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Методы исследования:

методологический базой настоящего исследования явились общенаучный метод познания, а также следующие частные методы познания: нормативно-догматический, исторический, метод комплексного анализа, сравнительно-правовой метод. Теоретическую основу исследования составили труды дореволюционных правоведов: Канторовича Я. Л., Мейера Д. И., Пиленко А. А., Покровского И. А., Синайского В. И., Спасовича В. Д., Табашникова И. Г., Шершеневича Г. Ф.; советских ученых: Антимонова Б. С., Ваксберга А. И., Гордона М. В., Грингольца И. А., Дозорцева В. А., Иоффе О. С., Кабатова В. А., Камышева М. Н., Кейзерова Н. М., Протопоповой О. В., Толстого В. С.,

Флейшиц Е. А., Халфиной Р. О., Черткова В. Л.; современных российских исследователей, таких как: Барышев С. А., Близнец И. А., Богуславский М. М., Брагинский М. И., Витрянский В. В., Гаврилов Э. П., Зенин И. А., Калятин В. О., Маковский А. Л., Максимова Л., Моргунова Е. А., Рузакова О. А., Сергеев А. П., Суханов Е. А., Яковлев В. Ф. и другие. Также теоретической базой для настоящего исследования явились работы следующих зарубежных ученых: Adams J. N., Armstrong E., Bentley L., Corhish W. R., Dietz A., Dworkin G., Frequin M. J., Goldstein P., Gotting H. P., Guibault L., Hugenholtz P., Lando O., Pilny K. H., Pollock F., Reichman J., Sherman B., Vanhees H. J. и других.

Научная новизна исследования

заключается в комплексном изучении и историческом анализе отечественного законодательства в части договоров в сфере авторского права; анализе норм действующего отечественного законодательства и законодательств Нидерландов и Великобритании в части договоров в сфере авторского права; выявлении и разрешении некоторых правовых проблем договорного регулирования в сфере отечественного авторского права.

Диссертационная работа основана на изучении действующего и действовавшего ранее гражданского законодательства России, Нидерландов и Великобритании, анализе отечественной и зарубежной судебной практики, а также научных трудов российских, советских и иностранных авторов.

Проведенное исследование позволило обосновать и вынести на защиту следующие

основные положения и выводы

:

1) Авторские договоры, предусмотренные IV частью ГК РФ, относятся к группе договоров, связанных с созданием объектов интеллектуальной деятельности и/или распоряжением правами на них. Основанием для этого является то, что предметом авторских договоров, предусмотренных частью IV ГК РФ, являются права на произведения или исключительные права. В IV части ГК РФ исключительные права являются имущественными правами, которые позволяют правообладателю соответственно использовать или распоряжаться произведением. Распоряжение может осуществляться в форме отчуждения исключительного права или в форме предоставления возможности пользования исключительным правом или отдельными правомочиями, входящими в состав исключительного права (лицензия). Каждая из указанных форм может быть реализована путем заключения соответствующих авторских договоров.

Также интеллектуальная собственность и исключительные права на нее выделены законодательством в отдельную категорию объектов гражданских прав. Следствием чего стала невозможность создавать произведения и/или распоряжаться исключительными правами на них на основании договоров, характерных для вещного права, в частности, договора купли-продажи, аренды, подряда и так далее.

2) «Авторский договор» – это единый термин, объединяющий договоры в сфере авторского права, предусмотренные IV частью ГК РФ. Поскольку в части IV ГК РФ термин «авторский договор» не определен, то в диссертацию он включен в доработанном виде, с учетом положений частей I и IV ГК РФ, и подразумевает собирательный для отечественного права тип договора, который связан с созданием объектов авторского права и/или распоряжением исключительными правами на них. В работе дается определение авторского договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении создания объектов авторского права и/или распоряжения исключительными правами на такие объекты.

3) В законодательствах как Великобритании, так и Нидерландов не содержится определений соответственно договора уступки исключительных прав и лицензионного договора. Также зарубежной юридической науке и практике неизвестен термин «авторский договор». Вместе с тем договор уступки исключительных прав на произведение и лицензионный договор, характерные для законодательств Великобритании и Нидерландов можно объединить под единым термином «авторский договор», под которым следует понимать договор, связанный с распоряжением исключительными правами на произведения в зарубежных правопорядках.

4) В российском авторском праве определена классификация авторских договоров. В данную классификацию входят: договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения и договор заказа в отношении произведения (договор о создании объектов авторских прав). Квалифицирующим признаком системы является признак цели договора, обусловленный фактором распределения исключительного права между сторонами договора. Стороны заключают авторский договор в целях создания соответствующего произведения и/или использования прав на произведение, при этом для них всегда существенным является порядок распределения исключительного права.

Законодательства Великобритании и Нидерландов не содержат систем авторских договоров. Законы об авторском праве этих стран содержат положения только о способах передачи прав на произведения. При этом практикой признается только две разновидности договоров, связанных с распоряжением исключительными правами на произведения, – это договор уступки исключительных прав, а также лицензионный договор. Договор заказа не характерен для зарубежного законодательства.

5) В отечественное право возможно внедрение таких институтов, как отчуждение отдельных способов использования произведения – аналог зарубежной частичной уступки исключительных прав, а также отчуждение исключительного права в отношении будущих способов использования произведения, которые не известны на момент заключения договора. Указанные институты применяются в праве Нидерландов и праве Великобритании, а возможность их внедрения в отечественное право обуславливается особенностями правового регулирования договора об отчуждении исключительного права на произведение.

6) В отечественное право невозможно внедрение института предоставления права использования произведения способами, которые не известны на момент заключения лицензионного договора, а также институтов подразумеваемой лицензии и принудительной лицензии. Указанные институты применяются в зарубежных законодательствах, для отечественного права невозможность их внедрения обуславливается особенностями регулирования авторских лицензионных договоров.

7) В работе сформулирован ряд предложений по совершенствованию действующего российского законодательства, перечень которых приведен на стр. 25-26 настоящего автореферата.

Публикации по теме диссертации.

По материалам исследования автором опубликовано 7 работ, перечень которых приведен в тексте настоящего автореферата.

Структура и содержание работы.

Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка нормативных правовых актов, правоприменительной практики, использованной литературы.

Основное содержание диссертационного исследования



Во

введении

обосновывается актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, определены теоретическая и практическая значимость и апробация выполненной работы, формулируются выносимые на защиту положения и выводы.

Глава I. –

«Общие положения об авторском праве в России и за рубежом»

– посвящена общим характеристикам авторского права в России и за рубежом и, в частности, общим положениям о договорном регулировании в указанной отрасли.

В параграфе 1. –

«История развития договорных форм регулирования отношений в сфере авторского права в России и за рубежом»

приводится краткая историческая справка о зарождении и развитии авторского права в России и за рубежом.

Как в России, так и за рубежом зарождение авторского права связывается с появлением книгопечатания. Однако важным моментом в становлении нормативного регулирования авторского права стало формирование двух противоположных подходов к авторскому праву: системы copyright и droit d’auteur.

Основой концепции copyright, на которой построено все британское авторское право, является направленность на коммерческие аспекты использования произведения, а также сдержанное отношение к «моральным правам» автора. Также отличительным признаком системы copyright является требование к фиксации произведения на материальном носителе. Конструкция copyright призвана стимулировать создание новых произведений и вовлечение их в экономические отношения, в том числе посредством заключения соответствующих договоров.

Основное отличие конструкции droit d'auteur – это подход к статусу автора, то есть рассмотрение физического лица, создавшего произведение, в качестве первичного правообладателя. Именно такое физическое лицо наделено возможностью свободного распоряжения своими имущественными правами посредством их передачи, в частности, по договорам определенного вида. Регулирование основных аспектов личных неимущественных прав осуществляется в рамках законодательства об авторском праве, в отличие от системы copyright. Также концепция droit d’auteur не связывает возникновение авторского права и предоставление охраны на объекты авторского права с совершением каких-либо формальностей.

Обе концепции явились важнейшим условием развития законодательства об авторском праве. Современное национальное и международное законодательство об авторском праве в странах с континентальной (Россия, Нидерланды) и общей системой права (Великобритания) основывается на принципах, заложенных в концепциях copyright и droit d’auteur.

Москва - 2012