Регулирование цен на платные услуги - Административное регулирование цен в экономике Украины в 1998-1999 гг

^

Регулирование цен на платные услуги


Не можем обойти стороной проблему регулирования цен и тарифов на платные услуги и, в первую очередь, на жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и связи. Известно, что цены на данные услуги являются предметом регулирования со стороны государственных органов в силу того, что как жилищно-коммунальный сектор, так и секторы транспорта и связи все еще остаются в руках государственных монопольных структур. Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта регулируются местными администрациями, а услуги связи - Министерством связи по согласованию с Министерством экономики. На протяжении последних нескольких лет цены на данные услуги достаточно жестко удерживались на неизменном уровне, даже несмотря на давление со стороны Международного Валютного Фонда8. Поскольку данные услуги занимают около 16% всей потребительской корзины, длительное сдерживание роста цен на них привело к значительному занижению общего индекса инфляции потребительских цен. Повышение цен на жилищно-коммунальные услуги началось только с января 2000 года и осуществлялось очень неравномерно по различным регионам. На сегодняшний момент мы не можем даже приблизительно оценить, до какого уровня повышены цены и тарифы в различных областях и городах Украины, поскольку мы не располагаем информацией, необходимой для хотя бы грубой оценки реальной рыночной стоимости жилищно-коммунальных услуг в том или ином регионе.
^

Экономические последствия административного регулирования цен


Остановимся подробнее на последствиях административного регулирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия в столице. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Киеве, как впрочем и в других регионах Украины, административно удерживались на неизменном уровне на протяжении последних четырех лет. Это привело к значительному отставанию индекса инфляции хлебобулочных изделий от общего индекса потребительских цен.
^ Рисунок 1. Сравнение роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия с общим ростом потребительских цен

В декабре 1999 - феврале 2000 года в большинстве областей Украины местные органы исполнительной власти приняли решения о повышении цен на хлебобулочные изделия. В целом по стране цены на хлеб выросли на 39% (за декабрь 1999 года - первый квартал 2000 года). В это же время в г.Киеве цены на хлеб продолжали искусственно сдерживаться. Основой для административного регулирования цен на хлеб в столице являлось упомянутое нами выше неправомочное с юридической точки зрения Решение Киевского городского Совета от 2 декабря 1999 года. Согласно этому решению, на конец марта 2000 года цены на основные виды хлебобулочных изделий в столице удерживались на уровне 1996 года. Для сравнения: отпускная розничная цена на батон в г.Киеве в марте составляла 60 коп., в то время, как в Ровном за батон потребители платили 90 коп., в Тернополе - 1 грн. 25 коп., Запорожье - 1 гр. 34 коп., Луцке - 1 грн. 38 коп. За 1 кг. "украинского" хлеба население Житомира платило 1 грн. 04 коп., Днепропетровска - 1 грн. 12 коп., Львова - 94 коп., Полтавы - 89 коп., Чернигова - 82 коп., Ровного - 1 грн. 20 коп., Тернополя - 1 грн. 25 коп., Ивано-Франковска - 1 грн. 35 коп., а в Киеве его цена оставалась на уровне 80 коп. Такой ценовой диспаритет сделал выгодным вывоз хлеба за пределы г.Киева с целью его дальнейшей перепродажи в прилегающих городах и областях. По словам киевского городского главы А.Омельченка, из столицы в феврале-марте вывозилось до 1000 тонн дешевого хлеба ежемесячно. Еженедельник "Зеркало недели" приводит намного большие цифры: по его данным вывоз хлеба на средину марта 2000 года составлял 180-200 тонн ежесуточно. Считаем, что последняя цифра более реально отображает сложившуюся ситуацию, поскольку, по словам того же мера г.Киева, год назад столичные хлебозаводы выпекали 700 тонн хлеба, в конце прошлого года - 900 тонн, а в марте 2000 года - уже 1000 тонн ежесуточно. Таким образом, целиком логично предположить, что из Киева ежедневно вывозилось до 200-250 тонн хлеба. Такое положение дел привело к тому, что работа хлебозаводов на территориях, прилегающих к г.Киеву, стала экономически невыгодной - 9 городов и районов Киевской области остановили работу своих хлебозаводов.
Широкомасштабное регулирование цен, которое осуществляется в Украине, имеет негативный эффект как на микро, так и на макро уровне.
С микроэкономической точки зрения, государственное регулирование цен дискриминирует как производителей, так и потребителей продукции, товаров и услуг. Предпринимателям, цены на товары которых регулируются местными органами власти, становиться невыгодно реализовывать свою продукцию в данной области или районе. Вводимое административное регулирование цен вынуждает их искать другие рынки сбыта, где такое регулирование не осуществляется. Такой "уход" предпринимателей приводит к дефициту товаров в данном регионе. Еще одним последствием государственного регулирования цен является образование "черного рынка", где товары продаются по значительно более высоким ценам.
Введение государственными органами регулирования цен с целью предотвращения их чрезмерного роста искажает соотносительные цены, что повышает риск ошибочных производственных и инвестиционных решений и приводит к образованию барьеров входа предпринимателей на рынок.
Вмешательство органов власти в процессы установления цен существенно ограничивает конкуренцию на рынке и приводит к воссозданию рынка продавщика, а не покупателя. В результате происходит сужение товарного ассортимента, качество товаров и услуг ухудшается.
С макроэкономической точки зрения, административное сдерживание роста цен на потребительские товары приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, поскольку часть продукции, цены на которую регулируются государственными органами, перетекает на "черный рынок", а официальные объемы реализации товаров уменьшаются.
Вследствие навязываемых сверху цен и размеров торговых надбавок предприятия-производители теряют часть своих доходов из-за низкой рентабельности их продукции и переходят в разряд убыточных. В первую очередь это касается хлебозаводов и производителей относительно дешевых продуктов питания, таких как молоко и молочная продукция, сахар, крупы и др. Таким предприятиям предоставляются всевозможные налоговые льготы и освобождения, что также приводит к сокращению бюджетных поступлений. Кроме того, для пополнения оборотных средств таких производителей государство вынуждено предоставлять им различного рода субсидии. Считаем, что такое распоряжение бюджетными средствами является неэффективным. На наш взгляд, цены на потребительские товары должны устанавливаться свободно, без какого-либо давления со стороны государственных органов. Потребители со средним и высоким уровнем доходов в состоянии платить за товары реальную рыночную цену, а средства, выделяемые сейчас на поддержку убыточных предприятий, можно было бы направить на адресную помощь малоимущим слоям населения. При такой системе, все участники рынка остаются в выигрыше: производитель получает запланированный уровень прибыли, которая может быть направлена на расширение производства, государство - налоговые поступления, а потребители - гарантированное качество снабжения.
Нужно также отметить, что государственное регулирование цен требует средства на его администрирование (например, осуществление периодических проверок и инспекций субъектов предпринимательской деятельности на счет соблюдения административных решений в области регулирования цен).
Еще одним важным последствием длительного сдерживания роста потребительских цен на макроэкономическую ситуацию в стране является накопление инфляционного потенциала. В стране, где из года в год происходит значительный прирост денежных агрегатов при отсутствии укрепления доверия населения к национальной валюте, административное сдерживание роста цен может привести к высокому ценовому всплеску в будущем.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат