Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация образовательного процесса
в начальной, основной и старшей школе:
варианты решения



Рекомендации по организации компетентностно-
ориентированного образовательного процесса



Москва 2003

Эксперты-разработчики:
Каспржак А.Г. (руководитель проекта, общая редакция),
Раздел Введение:
Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф., Митрофанов К.Г., Поливанова Е.Н.,
Раздел Начальная школа:
Юдина Е.Г. (общая редакция раздела), Улановская И.М., Цукерман Г.А.
Раздел Основная школа: 1
Поливанова Е.Н. (общая редакция раздела), Исайчева А.В.
Раздел Старшая школа:
Иванова Л.Ф., (общая редакция раздела), Каспржак А.Г.
Техническое обеспечение проекта:
Поваляева Н.Е.

Авторы материалов, подготовленные школами, указаны в примечаниях.

Авторский коллектив выражает благодарность за предоставленные материалы, продуктивное обсуждение документа, замечания и предложения:
О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману,
А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку,
Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.А. Ленской, О.Б. Логиновой, Н.Ф. Мухе,
Н.В. Мухе, А.А. Пинскому, Т.В. Пискуновой, В.А. Прудниковой,
Н.Ф. Радионовой, Е.Л. Рачевскому, А.А. Рывкину, В.В. Спасской,
А.А. Терехову, А.П. Тряпицыной, И.Д. Фрумину, Б.Д. Эльконину,
С.М. Юсфину.

Оглавление



Введение 5
1. К читателю 5
2. В новом контексте 7
3. Компетенция - компетентность и компетентностный подход 13
4. Решение проблем – ключевая компетентность. 19
5. Традиционное обучение и компетентно ориентированное обучение - попытка сопоставления 21
6. Проблема оценивания и компетентностный подход или «научение успехом» 29
7. Навигация, или Над этим мы предлагаем Вам задуматься 33
8. Структура и содержание сборника «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения» 34
9. Три ступени школы – общий взгляд на проблему 36
10. Специфика внедрения компетентностного подхода в школьном образовании 40
Раздел «Начальная школа» 47
1. Эксперимент в начальной школе: совместность и оценивание 47
2. Целостные модели организации образовательного процесса 88
2.1. Модель образовательного процесса в «Школе самоопределения», Москва 88
2.1.1. Изменение условий образовательного процесса в начальной школе, направленное на развитие индивидуальности и универсальных умений младшего школьника 88
2.1.2. Потребности ребенка – основа коллективной жизни и образования 102
2.1.3. Особенности разворачивания целостной жизнедеятельности и формы совместности в ней 134
2.1.4. Приобретение опыта проектной работы в начальной школе как ресурс для выстраивания совместной деятельности 195
2.1.5. Графические и критериальные формы оценивания в работе с учащимися младших классов 217
2.2. Модель образовательного процесса в гимназии «Универс», Красноярск 251
2.2.1. Формирование учебной самостоятельности первоклассников, или Как научить младших школьников работать с черновиком 251
2.2.2. Формирование партнерских отношений в начальной ступени гимназии “Универс” 311
2.2.3. Методики и технологии оценивания в начальной школе (опыт разработки и внедрения гимназии «Универс») 328
2.2.4. Ролевая игра «Редакция» 359
2.2.5. НИИЧаВо 371
2.2.6. Специфика и использование интегрированных курсов в младшей школе 381
2.2.7. Наши погружения 385
3. Изменение системы оценивания» 388
3.1. Система оценивания в начальной ступени школы 388
3.1.1. Рейтинговая контрольная работа 390
3.1.2. Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки 403
3.2. Безотметочные формы оценивания в школе «Эврика-развитие», Томск 409
3.2.1. Вводный этап к оцениванию 409
3.2.2. Обустройство тренировочного пространства. Черновики, «материалы-помощники», тренировочные задания. 413
3.2.3. Фиксация индивидуальной динамики достижений ребенка (на материале чтения) 417
3.2.4. Развернутая устная и письменная оценка учителя. «Итоговые письма» учителя 420
3.2.5. «Подиум», места для презентации детских работ 423
3.2.6. Вывешивание детских работ, как одна из форм оценивания 425
3.2.7. Формы работы с домашним заданием 427
3.3. Новые формы оценивания учебных достижений школьников 430
4. Организация разных форм совместности в образовательном процессе 455
4.1. Групповая работа в рамках индивидуальной образовательной программы 455
4.2. Модели совместной организации учебного процесса на переходе от дошкольного периода к школьному в школе «Эврика-развитие», Томск 481
4.2.1. Игровая модель 484
4.2.2. Устное рассказывание 486
4.2.3. Свободное сочинительство прозы 488
4.2.4. Модель обучения через драматизацию и театрализацию текста в первом классе 491
4.2.5. Модель работы с детскими вопросами 492
4.3. Построение открытого совместного действия в начальной школе (Школа совместной деятельности, г. Томск) 494
4.4. Организация коллективной работы в процессе учебной деятельности в средней общеобразовательной школе № 466 Санкт-Петербурга 524
4.5. Формирование индивидуальных учебных действий или «учебная самостоятельность» в лицее №3, Красноярск 536
4.6. Взаимодействие учителей начальной и основной школы 542
4.7. Совместная деятельность учителей начальной школы по модернизации содержания и структуры образования 546
5. Отдельные технологии, формы, документы 554
Раздел «Основная школа», «Старшая школа» 569
1. Модель основной школы 569
2. Модель старшей школы 588
3. Красноярская университетская гимназия «Универс» (№1) 601
3.1. Поляризация образовательного пространства подростковой школы 601
Проблема контроля за результативностью инноваций – важнейшая. 620
3.2. Опыт работы старшей школы Красноярской университетской гимназии «Универс» (№1) 636
3.2.1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа 637
3.2.2. Основа учебного пространства в старшей школе - профильные лаборатории 645
3.2.3. Творческие (дипломные) работы старшеклассников 651
3.2.4. Базовые учебные предметы 654
3.2.5. Элективные курсы 658
3.3. Приложения: формы, документы, рекомендации 665
4. Общеобразовательная средняя школа № 1133, г. Москва 697
4.1. Модель целостной школы развивающего образования 697
4.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 704
5. ГОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» 713
5.1. Модель образовательного учреждения 713
5.1.1. Подростковая школа 715
5.1.2. Старшая школа 735
5.2. Приложения: формы, документы, рекомендации 749
6. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в основной школе 757
6.1. Общие принципы организации образовательного процесса 759
6.1.1 Организация образовательного процесса в основной школе: проектная деятельность подростков 759
6.1.2 Положение о творческих работах в основной школе 774
6.1.3 Индивидуальный проект учащегося в практике школы (ступень основной школы) 778
6.1.4 Организация проектной деятельности учащихся в подростковой школе через внедрение проектных модулей в учебные программы 789
6.2. Подготовка к выбору профиля старшей школы. 805
6.2.1. Организация предпрофильной подготовки на ступени основной школы 805
6.2.2. Положение о комплектовании 8-х предпрофильных классов 818
6.2.3. Положение об организации проектной деятельности учащихся восьмых классов 824
6.2.4. Собеседование с учениками 9-ых классов как процедура психолого-педагогического сопровождения при построении индивидуальной образовательной траектории школьника 828
6.3. Специфика системы оценивания в компетентностно-ориентированном образовательном процессе 839
6.3.1. Из коллекции техник и методик 839
6.3.2 Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации (на материале курса "Познание", 5-8 классы) 847
6.3.3 Технология подготовки и создания портфолио «Мои достижения» 865
6.3.4 Неделя предъявления интеллектуальной собственности 871
6.4. Методические рекомендации по организации работы с родителями в подростковой школе 876
6.4.1. Анализ проблем современной подростковой школы в организации работы с родителями 877
6.4.2. Какие задачи можно предложить сегодня школам в рамках организации работы с родителями 881
6.4.3. Возможные направления работы с родителями в подростковой школе. 885
6.4.4. Какие риски возможны в организации работы с родителями в подростковой школе 891
6.4.5. Некоторые практические рекомендации в организации работы с родителями в подростковой школе (приложения) 892
6.5. Сценарные разработки тематических праздников 901
6.5.1. Положение о проведении гимназических интеллектуально- творческих Игр (ИТИ) 901
6.5.2 Тематический учебный праздник “День Океана” 917
7. Практические рекомендации по организации образовательного процесса в старшей школе 932
7.1. Школа «Эврика-развитие», г. Томск: Цели профильной школы 933
7.2. Школа № 91, г. Санкт-Петербург 967
7.2.1. Технология формирования учебных профилей 967
7.2.2. Проектная деятельность в старшей профильной школе 986
7.2.3. Система оценивания в старшей профильной школе 998
7.2.4. Организационно-управленческие изменения, направленные в сторону развития компетентностей 1010
7.3. МОУ лицей п. Васильково Гурьевского района Калининградской области 1014
Рекомендации по составлению индивидуального учебного плана 1014
7.4. НПО «Школа самоопределения», г. Москва 1017
Проект «Я и моё будущее в современном мире» в старшей школе 1017
7.5. Школа № 15, г. Лесосибирск 1026
Накопительная система оценивания достижений учащихся 1026
7.6. Муниципальная полная средняя общеобразовательная школа № 49, г. Томск: образцы документов 1028
7.7. Школа № 76, г. Ярославль 1033
Проектная деятельность учащихся старшей школы. 1033


4 5 6 7 8 9 ... 95 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат