Савина М. В. В67 Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., - страница 28


10-12 лет.

Опорный и мышечный аппарат неустойчивы. Хрящевые диски тел позвонков еще не срослись. Окостенение запястных и пяст­ных отделов рук и фаланг пальцев ног и рук не завершено. С 10 лет у девочек и с 12 лет у мальчиков длина тела резко увеличивается.
При физических нагрузках учащение сердцебиений выражено в боль­шей степени, чем у взрослых. Скорость восстановления пульса и кровя­ного давления дольше, чем у взрослых.
Увеличенный расход энергии связан с тем, что поверхность тела у детей относительно велика по сравнению с его массой. Высокий уро­вень обмена длительное время не удерживается, что снижает возмож­ности детей в работе на специальную выносливость. До 12 лет потребле­ние кислорода у мальчиков и девочек приблизительно одинаково.
Сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, не­велика. Рефлекторные реакции бывают часто генерализованными. Вни­мание неустойчиво, поэтому

нецелесообразны длительные объяснения.

Показ упражнений воспринимается легко, поэтому необходим каче­ственный показ. Слишком частые повторения упражнения в течение одной тренировки нецелесообразны, поскольку образование новых ко­ординации быстро утомляет нервную систему.
Это возраст, в котором уже знакомые формы движения заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую без инструктажа. Лучший возраст для обучаемости. Почти все показате­ли физических способностей имеют наибольший прирост, в особеннос­ти быстрота, ловкость, аэробная выносливость, гибкость. Дети хотят «нагружаться», но тренировочная нагрузка должна быть строго регла­ментирована. Упражнения, развивающие силу, должны сопровождать-
247
ся минимальными напряжениями, исключающими натуживания (сла­бо развиты мышцы живота, тазового дна, косые мышцы туловища, приводящие мышцы ног, мышцы задней поверхности бедра).

Основные задачи подготовки:


1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию орга­низма.
2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей вынос­ливости, гибкости.
3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепле­ние.
4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением оши­бок) и се закрепление.
5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интег­ральная подготовка).
6. Теоретическая подготовка по специальной программе.

Физическая подготовка.

Для развития физических качеств кроме уп­ражнений общего воздействия применяются специально-подготовитель­ные сходные по своей двигательной структуре с элементами техники игры.
Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направлен­ные на развитие силы мышц и скорости их сокращения (старты и уско­рения, разновидности бега, спортивные и подвижные игры, прыжко­вые упражнения и др.).Можно использовать небольшие отягощения-гантели, набивные мячи, гриф штанги и др. (табл. 16,17).
Быстрота двигательной реакции развивается упражнениями, выпол­няемыми на ожидаемую и неожиданную команду или сигнал, или на моментально изменяющуюся обстановку при выполнении упражнений,
Для развития ловкости подбираются такие упражнения, которые вырабатывают чувство ритма, равновесия, хорошую реакцию, умение быстро и рационально перестраивать те или иные движения в изменяю­щейся обстановке (бег с преодолением препятствий, упражнения на равновесие, перелезания, метания, спортивные и подвижные игры, эстафеты и др.).
Основными методами развития общей выносливости являются пе­ременный, равномерный, игровой, соревновательный, метод круго­вой тренировки, а средствами — беговые упражнения, спортивные и подвижные игры, бег на лыжах, плавание и другие выполняемые дли­тельное время, но меньше, чем рекомендуется взрослым спортсменам.
Методика развития гибкости типична для всех возрастных групп (уп­ражнения на растяжение мышц, связок; упражнения на подвижность всех суставов).
Объем и интенсивность тренировочной нагрузки незначительны.

Техническая подготовка.

Овладение рациональной техникой игры -главная задача данного этапа подготовки. Для этого применяются под­водящие упражнения, облегчающих освоение структуры приемов игры,
248
технические устройства и тренажеры (например, нападающий удар по мячу в держателе, блокирование «ластами» стоя на подставке и др.), основные упражнения по технике игры, предусмотренные програм­мой.
Обучение технике и ее закрепление осуществляются посредством восприятия и переработки точной информации. Процесс овладения тех­никой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков (см. подраздел 5.5.1).
Закрепление техники будет проходить тем успешнее,

чем

качествен­нее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами при вы­полнении того или иного приема игры.

Тактическая подготовка.

Тактическая подготовка начинается с пер­вых занятий и вначале сводится к развитию определенных качеств и способностей от которых во многом зависит успешность тактических действий (см. подраздел 5.6.1),
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

12-14

лет. Начало срастания хрящевых дисков позвонков. Большие физические нагрузки на позвоночный столб противопоказаны. Завер­шается окостенение запястных и пястных отделов рук, но фаланги пальцев рук и ног еще не прошли стадию окостенения. Не рекомендуются паде­ние на руки, соударения фаланг пальцев ног с полом. Заметное увели­чение длины тела у мальчиков (у девочек с 11 лет). Чрезмерные физи­ческие нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.
Быстрый рост костно-связочного аппарата при некотором отстава­нии развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного под­хода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих увеличе­ние ЧСС.
Увеличивается мышечная масса и растет мышечная сила. Макси­мальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
Нарастает потребление кислорода, что создает предпосылки для тре­нировки общей выносливости. Предельная величина потребления кис­лорода достигается быстро, но долго поддерживать этот уровень орга­низм не в состоянии. Такая особенность не дает возможности целенап­равленно развивать специальную выносливость.
Чтобы тренировочные средства могли оптимально влиять на формы и функции организма, необходимо уделять особое внимание длитель­ности периодов восстановления (давать полностью восстанавливаться после любой физической нагрузки). Мышечная работа на уровне пульса 130 уд/мин выполняется спортсменами без значительного напряжения, в пределах 150 уд/мин воспринимается как тяжелая.
Появляется сосредоточенность, хорошая память и логическое мыш­ление. Подростки уравновешенны и оптимистичны. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Про-
249
исходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Двигательные действия становятся более четкими. Благо­приятный возраст для развития быстроты двигательной реакции и обу­чения тактике игры.

Основные задачи подготовки:


1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию орга­низма.
2. Развитие ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, мускулатуры тела.
3. Повышение общей работоспособности.
4. Закрепление техники игры и ее совершенствование в учебных играх.
5. Закрепление тактики игры и ее совершенствование в учебных играх.
6. Интегральная игровая подготовка и участие в соревнованиях.
7. Теоретическая подготовка по специальной программе.

Физическая подготовка.

Направленность упражнений для развития ловкости та же, что и для возраста 10-12 лет, но условия выполнения упражнений усложняются.
Быстрота двигательной реакции и быстрота перемещений совершен­ствуются упражнениями техническо-тактической направленности и спе­циально-подготовительными упражнениями.
Обоснована необходимость повышения уровня общей выносливос­ти на базе всесторонней физической подготовки с использованием бега по пересеченной местности, плавания, бега на лыжах, спортивных и подвижных игр и др.
Скоростно-силовая подготовка направлена в первую очередь на раз­витие прыгучести с помощью прыжковых упражнений, упражнений с незначительными отягощениями (табл. 16,17).

Техническая подготовка.

В технической подготовке основное внима­ние уделяется исправлению ошибок и совершенствованию техники. Те приемы игры, которые в стандартных условиях выполняются правиль­но, совершенствуются на фоне сбивающих факторов (утомление, нео­бычные исходные положения, наличие в упражнении нескольких мя­чей и др.).

Тактическая подготовка.

В тактической подготовке продолжается ис­правление ошибок и разучивание новых тактических вариантов как вза­имодействий с партнером, так и совершенствования индивидуальных действий. Обязательно проведение учебных игр с заданиями.
Конкретное содержание видов подготовки определяется учебной программой.

14 -16 лет.

Период полового созревания. В этом возрасте почти закан­чивается окостенение фаланг пальцев рук и ног (у юношей несколько позже). Уменьшается прирост поперечных размеров тела.
Появляется неуравновешенность и неустойчивость настроения. Не­уверенность маскируется шумной манерой поведения. Возбудимы. В этот период снижается работоспособность, замедляется рост, но бурно раз-
250

Таблица 16 Упражнения с отягощениями и их дозировка (для девушек)



Упражнения


10-12 лет


12-14 лет


14-16 лет


16-18лет


1


2


3


1


2


3


1


2


3


1


2


3


С гантелями, кг


1


6-8


2-3


1,5


8-10


1-4


2


10-12


3-5


3


10-12


4-6


С набивными








мячами, кг


1


8-10


2-3


1


10-12


2-4


1,5


10-12


3-5


2


10-15


4-6


Приседания








со штангой








на плечах, кг




до 20


4-6


2-3


до 50


6-8


2-3


до 70


6-8


2-3


Выпрыгивание








из полуприседа








со штангой








на плечах, кг





до 20


6-8


2-4


до 30


6-8


2-4


Подскоки








со штангой








на плечах, кг





до 30


10-12


2-3


до 40


15-20


2-3


Прыжки в глубину








(высота








спрыгивания в см)





30-40


6-8


2-3


40-50


8-10


3-4


1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 41 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат