Сборник статей космический Разум Москва Издательство «Сфера» 2001 - страница 19

Диффузия

- явление самопроизвольного проникновения одного вещества в другое вещество, обусловленное тепловым движением атомов, молекул, ионов и других частиц. Скорость протекания процесса диффузии зависит от рода диффундирующих веществ и температуры. лат. Diffusio – распространение;

Осмос

, физ.-хим., прохождение и взаимный обмен жидкостей и растворов твердых веществ через пористые перепонки (пергамент), наприм., при разделении перепонкой раствора поварен. соли от дистиллиров. воды происходит сильное течение соли через перепонку в воду (эндосмос) и обратно слабое течение воды в раствор солей (экзосмос).

68 * Dialyster – "мембрана диализатора", способная пропускать определенные ионы водного раствора, но удерживать другие, что составляет суть химического процесса диализа.

69 Взято из цитированной выше лекции профессора Базельского университета.

70 Untersuchungen über Resorption und Assimilation der Nahrstoffe (Archiv fur Experimentalle Pathologie und Pharmakologie, Vol. XIX, 1885).

71 * Аккомодационная способность глаза – способность глаза приспосабливаться к работе на близком и дальнем расстоянии, т.е способность зрачка. фокусироваться.

72 Жизнь и движение суть два различных термина, передающие одну и ту же мысль. Или, если говорить более точно, это два термина, не выражающие для людей науки вообще никакой определенной мысли. И все-таки, несмотря на это (или, может быть, как раз по этой причине), они вынуждены пользоваться этими терминами, поскольку они являются точкой соприкосновения между теми сложными проблемами, о которые, по сути дела, всегда спотыкались даже самые выдающиеся мыслители школы материализма.

73 * "Словарь" Вебстера – толковый словарь английского языка, публикацию которого начал в 1828 г. в Нью-Йорке Н.Вебстер (1758-1843).

74 Слово "Брахма" образовано от корня brih – расширяться, рассеиваться, распространяться. "Вишну" – от корня vis, или vish – "проходить насквозь, пронизывать, пропитывать (вселенную, материю). Что же касается "Шивы", покровителя йогов, этимологию этого слова невозможно объяснить неподготовленному читателю.

75 * Кириология – от греч. kyrios (господь). Вероятно, традиционная номенклатура «небожителей» и прочих бестелесных существ.

76 Урдхвасроты, боги, названные так потому, что один только вид пищи заменяет им полноценный обед, «ибо удовлетворение наступает от одного только взгляда на амброзию», – говорит комментатор «Вишну-пураны».

77 * Порфирий (ок. 233-304 гг.) древнегреческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, автор многочисленных сочинений по математики, астрономии, истории, грамматике и т.д. Противник догматического христианства.

78 Книга была опубликована в Париже в 1670 году, а в 1675 автор был злодейски убит на пути в Лион из Лангедока, откуда он был родом.

79 * «Инфернальные существа, или элементарии каббалы: История духов, перепечатанная с текста аббата де Виллара, физио-астро-мистика, утверждающего существование на земле разумных существ, помимо человека (Bath, Robert H.Fryer, 1886).

80 Мы говорим о хорошо известных всем древних уставах азиатского колдовства и европейской демонологии. Ведьма должна была отказаться от своего мужа, колдун – от супружеских прав на свою законную, мирскую жену, а дугпа по сей день отрекаются от связи с живыми женщинами. Точно также поступает и новоорлеанский вуду, когда ему предстоит использовать свои способности. Это знает каждый каббалист.

81 Еврейский каббалист из Польши и Галиции призываетженский дух нергал, когда хочет кому-нибудь отомстить, чтобы тот помог ему и вселил в него силу. Мусульманский колдун вызывает женщину-джинни, а русский колдун – умершую ведьму. В подчинении у китайского злого волшебника есть вдоме женский дух хоуен. Считается, что сношение с ними придает магические способности и сверхъестественную силу.

82 «Инфернальные Существа; или элементарии каббалы»; с иллюстрированным приложением из книги «Сонм демонов» или «Инкубы и суккубы» преподобного отца Синистрари из Амандо. Тот ответ, который предполагаемый демон дал св. Антонию* (с. 133) на его вопрос относительно материальности инкубов и суккубов актуален до сих пор. Когда «блаженный св. Антоний» спросил его, кто он, маленький лесной гном ответил: «Я – смертный, я – один из тех обитателей дикой природы, которых язычники, сочинившие о нас много небылиц, почитают под именами фавнов, сатиров и инкубов»; или «духов умерших» – мог бы добавить этот элементал, служащий носителем для какого-нибудь элементария. Эту историю рассказал св. Иероним, не сомневавшийся в ее правдивости так же, как не сомневаемся в ней и мы, хотя и вносим в нее некоторые уточнения.
* Антоний Святой (Великий) (ок. 250-356) – основатель египетского монашества. Жил отшельником в пустыне, где подвергался искушениям со стороны нечистой силы.

83 Довольно странные аргументы и свидетельства против философии Востока. И подтверждают они скорее правоту оккультистов, считающих, что большинство этих «духов» – это не только «лживые» духи, но и просто пустые, бесчувственные оболочки, приобретающие чувства только с помощью мозгов участников сеансов и мозга медиума, который служит связующим звеном.

84 * Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886) – выдающийся русский химик, проявлявший интерес к спиритизму и медиумизму.

85 * Гершель Джон Фредерик Уильям (1792–1871) – английский астроном, неоднократный Президент Лондонского астрономического общества. Сын знаменитого Уильяма Гершеля.

86 * «Monstrum horrendum, informe, ingens cui lumen ademptum...» – Виргилий. Энеида. – III, 658: «Чудовище ужасное, бесформенное, огромное, лишенное света» (сказано о Полифеме).

87 «И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней» (Исх., XXVIII, 42).

Бог

– портной и модельер одежды!!!

88 Китайский хоуен – это «вторая душа, или жизненная энергия, человека, принцип, оживляющий призрак», согласно пояснениям живших в Китае миссионеров; то есть это просто астралы. Однако хоуен так же нетождественны «предкам», как и индийские бхуты – «предкам»-питри.

89 См.: «Тайная Доктрина», том I, книга I, часть III: «Боги, Монады и Атомы».

90 Сравни с китайской, бирманской и сиамской мифологией.

91 См. еще раз: «Боги, Монады и Атомы».

92 * «Эликсир жизни» – замечательный очерк был первоначально опубликован в «Theosophist» (Vol. III, March, April, 1882). Он был записан под диктовку Годолфином Митфордом, использовавшим в некоторых случаях псевдоним Мурад Али Бек, или Мирза Мурад Али Бек. Очерк неоднократно включался в различные публикации. См. также: Е.П. Блаватская. Напутствие бессмертным. – М.: Сфера, 2004. – С. 407-432.

93 * ...Ку-тами (халдей из [книги] «Сельское хозяйство набатеев»... – имя мистика, получающего откровения от богини Луны, в древнехалдейском труде «The Book of the Nabathean Agriculture» [«Сельское хозяйство набатеев»], переведенном на арабский язык, и затем д-ром Д.А.Хвольсоном (1819–1911), русским востоковедом-семитологом, на немецкий язык. Под предлогом описания сельского хозяйства в книге разъясняются многие оккультные верования, а также содержатся намеки на различные оккультные тайны природы. Е.П. Блаватская посвятила несколько страниц своей «Тайной Доктрины» характеру и содержанию «The Book of the Nabathean Agriculture». Е.П.Блаватская прямо заявляет, что «Учения халдея Ку-тами представляют собой, по сути своей, аллегорическое изложение религии древнейших народов пятой расы».

94 * Дактили – название, данное фригийским иерофантам Кибелы, которые считались величайшими магами и заклинателями. Их было пять или десять. Они также исцеляли наложением рук или месмеризмом.

95 * Шарко Жан Мартен (1825 – 1893) – французский врач, один из основоположников современной невропатологии и психотерапии. Впервые в широком масштабе применил гипноз, как метод лечения истерии; руководил неврологической клиникой в больнице Сальпетриер, в которой проработал 30 лет.

96 * Флудд Роберт – Наиболее известен как Роберт де Флуктиб, глава "Философов Огня". Прославленный английский герметист шестнадцатого столетия и плодовитый писатель. Он писал о сущности золота и на другие мистические и оккультные темы.

97 * Пюисегюр Арман-Мари-Жак де Шастене, маркиз де (1752-1825) – французский военный и, в последствии, специалист в области магнетизма и месмеризма, а также автор драматических произведений. Был одним из первых исследователей магнетического сомнамбулизма, которому посвятил несколько статей. Подвергся преследованиям и даже тюремному заключению во время Революции и впоследствии материально помогал тем, кто лишился своего состояния.

98 * Франклин Бенджамин (1706-1790) – американский просветитель, государственный деятель и учёный. Интересовался многими науками. В 1747-1753 годах издал ряд трудов по электричеству: ввёл общепринятое ныне обозначение электрически заряженный состояний – «+» и «-»; доказал электрическую природу молнии; изобрёл молниеотвод и так далее.

99 * Лавуазье Антуан Лоран (Lavoisier, Antoine Laurent) (1743-1794) – знаменитый французский химик, академик, один из основоположников современной химии. Возглавлял комиссию, «доказавшую» несостоятельность месмеризма. Скопил внушительное состояние, став откупщиком налогов; но за это же был казнён во время Первой Французской революции.

100 *  Мажанди Франсуа (1783-1855) – французский физиолог. Труды по физиологии нервной системы. Ему удалось описать моторные функции переднего и сенсорные функции заднего корешка спинномозговых нервов. Он также исследовал кровообращение. Одним из его учеников был Клод Бернар.

101 Смотрите рецензию на эту работу в журнале "Journal du Magnetisme" (May, June, 1890), основан в 1845 году в Париже бароном дю Поте, его нынешний редактор – Г. Дюрвиль.

102 * В русском переводе: "Со всех сторон ощупал голову" (Аристофан. Комедии. – М., 1983. Т. 2. С. 444).

103 Ошибочная дата. Парацельс родился в Цюрихе в 1493 г.

104 Дата смерти Ван Гельмонта, родился в 1577 г.

105 * Жюссье Антуан Лоран (1748 – 1836) – французский врач и ботаник. Развил и опубликовал естественную систему растений, созданную его дядей Бернаром Жюссье.

106 Барон дю Поте в течение четырех лет был Почетным членом Теософского Общества. В нашей штаб-квартире по сей день хранятся присланные им письма, в которых он осуждал тот ненаучный метод изложения месмеризма (а было это как раз накануне его превращения в научный "гипнотизм"), который практиковался "par les charlatans du jour". Если бы он дожил до нынешних дней и увидел, как священная наука превращается со своим гипнотизмом в пародию на самое себя, его властный голос, возможно, смог бы остановить волну нынешних злоупотреблений и превращение науки в коммерческий балаган. Но, к счастью для него и к несчастью для истины, этого величайшего европейского адепта месмеризма нынешнего столетия уже нет в живых.

107 * Фукье Пьер-Элюа (1776-1850) – знаменитый врач и профессор Медицинского Факультета в Париже. Один из создателей систематизированной медицинской науки, которую он сам считал «наукой жизни». Связанный прежде всего с известным Charite Hospital, Фукье оставался преимущественно диагностом. Был придворным врачом Луи-Филиппа и его семьи. По свидетельству осведомлённых лиц, он был человеком безукоризненно честным, от природы гуманным и всецело преданным своей науке.
Герсан Поль-Луи-Бенуа (1800-1869) – французский врач, чья деятельность была связана, главным образом, с Парижской детской больницей, где он основал хирургическую клинику, получившую широкую известность.
Бурдуа де ла Мотт Эдме-Жоашен (1754-1835) - французский врач; освоил эту профессию уже в двадцатичетырёхлетнем возрасте. Оказал помощь тысячам раненых солдат во время Альпийских кампаний; тогда же познакомился с Наполеоном. После некоторого периода разногласий, примирился с ним и был назначен личным врачом сына Наполеона. Был также врачом Талейрана, Луи XVIII и Карла X. Член Медицинской академии со времени её основания. Поддерживал Месмера в его исследованиях.

108 * Листер (Lister) Джозеф (5.4.1827, Аптон, Эссекс, - 10.2.1912, Уолмер, Кент), английский хирург, известный введением в хирургическую практику антисептики. В 1852 окончил Лондонский университет. Профессор хирургии в Глазго (с 1860), Эдинбурге (с 1869) и Лондоне (1877-82). С 1896 председатель Лондонского королевского хирургического общества. Президент Лондонского королевского общества (1895-1900). На основе работ Н. И. Пирогова, И. Ф. Земмельвейса, Л. Пастера и собственных исследований в 1867 выдвинул идею, что раневая инфекция, приводящая к огромной послеоперационной смертности, вызывается живым заразительным началом, внесённым в рану извне, и впервые разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с хирургической инфекцией. Метод состоял в наложении на рану герметичной трёхслойной повязки, пропитанной карболовой кислотой, распылении карболовой кислоты в воздухе операционной, смазывании ею операционного поля и в обработке рук хирурга, инструментов, швов и марли. С введением метода Л. смертность после операций резко снизилась, септические осложнения почти исчезли.

109 *  1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат