Семинар (лат рассадник) особая форма групповых занятий по предмету или теме, проходящая при активном участии обучаемых

СЕМИНАР


Семинар (лат. - рассадник) - особая форма групповых занятий по предмету или теме, проходящая при активном участии обучаемых.

Отличительными

признаками семинара являются: обязательная самообразовательная деятельность педагогов; коллективное обсуждение ее результатов.

При проведении семинара происходит переход информативной и контролирующей функций от преподавателя к слушателям. В деятельности преподавателя на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Результативность

семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении.

Эти организационные меры включают в себя:


Важнейшие требования к вопросам, выносимым на занятие:

Выбор вида семинарскою занятия диктуется спецификой рассматриваемой темы и целью обучения. Обычная функция семинара -закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно предваряется лекцией.

Наиболее употребительны здесь следующие виды семинарских занятий:



Возможно использование семинара и с целью изучения нового материала. Чаще всего это семинар - самостоятельное изучение нового материала и его коллективное обсуждение.

Особое значение в таком семинаре имеет вычленение его темы, а также определение конкретных заданий каждой группе. В качестве заданий оправдали себя работы творческого, исследовательского характера. Основным видом деятельности слушателей будет в этом случае дискуссия.

Группы могут выполнять задания, одинаковые по содержанию; задания отдельных групп могут представлять собой части единого задания; группы могут получать различные задания, связанные с особенностями каждой из них. Приступая к организации групп для проведения семинара, учитывают следующее:

Разделению слушателей па группы должен предшествовать определенный уровень знакомства с ним.

При формировании групп следует опираться на такие особенности


каждого участника семинара: а) темп работы, б) подготовленность к
выполнению заданий, в) межличностные отношения.

В отдельных случаях целесообразна и опора на способности членов групп к тем или иным видам деятельности (например, художественные, музыкальные и т. п.), а также имеющиеся у обучаемых сведения из различных областей.

Формирование групп может основываться па принципе однородности
или неоднородности в зависимости от цели п особенностей
предстоящей деятельности.

Обычное количество участников работы в группе 5-7 человек.

Деятельностью группы руководит старший (консультант, ведущий и
т.п.). Считается, что для данной роли в наибольшей степени подходят
личности, обладающие следующими качествами:


Состав групп в зависимости от этапа обучения может меняться.

Функцией руководителя семинара является также обеспечение групп соответствующим учебным материалом (литературой, раздаточным материалом, наглядными пособиями и т.п.) и предъявление четкой инструкции для выполнения работы. Содержание инструкции, как правило, составляют:



Инструкция представляется в письменном виде.

Методика проведения семинара малых групп аналогична общей методике групповых занятий: в течение занятия происходит чередование: фронтальная форма работы (выдвижение общей цели, ознакомление с задачами всех групп, организационные указания и разъяснения)—> групповая форма работы (преподаватель осуществляет общее руководство, консультирует по отдельным вопросам и т.д. Он может присоединяться к деятельности одной из групп)—> фронтальная (группы выступают с отчетами о результате, оценивают вклад участников в его достижение, подводится общий итог занятия).
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат