Серов Н. В. Эстетика цвета

Серов Н. В. Эстетика цвета


Автор: Серов Н. В.
© Н. В. Серо, 1997
Эстетика цвета
(Методологические аспекты хроматизма)
Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, ФПБ - ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с.
ISBN 5-87050-017-1
Представлены результаты, достигнутые к концу XX века хроматизмом - междисциплинарным исследованием человека в реальном цветовом окружении.
Эта книга увидела свет благодаря спонсорской поддержке фирмы R.J. REYNOLDS INTERNATIONAL, руководству которой автор выражает искреннюю признательность.
Искусство относится к жизни, как вино к винограду.
Античное изречение

Оглавление


Введение
Глава 1. ДВУСТОРОННОСТЬ ЭСТЕТИКИ ЦВЕТА
1.1.Основные определения
1.2.Эстетическое восприятие и познание цвета
1.3.Объективное и субъективное в цвете
1.4.Выразительность цвета
1.5.Многозначность цветовой символики
Глава 2. ЦВЕТ В ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ
2.1.Символика цвета
2.2. Соответствие и обобщение
2.3.Цветовое тело и сущность цвета
2.4.О телесности цвета и света
2.5.Цвет в интеллекте
^ Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЦВЕТА
3.1.Оппозиционность цветов
3.2.К определению архетипа
3.3.Эстетический феномен цвета
3.4.Цвет как обобщение
3.5.Виды цветовосприятия
Выводы
Введение
Отсутствие междисциплинарного исследования цвета все чаще констатируется во многих областях гуманитарных наук, изучающих специфические аспекты взаимодействия цвета и человека[1].
К примеру, представляющая и теоретический, и практический интерес, проблема цветовой символики разрабатывается в эстетике, в искусствознании, в этнологии, в структурной антропологии, в аналитической, дифференциальной и функциональной психологии и т.д.
При этом мнения ученых чуть ли не диаметрально противоположно разделяются в зависимости от области исследований: одни считают, что система укоренившихся представлений о цвете полностью определяется субъективным, чувственным характером восприятия; другие наоборот, усматривают в цвете объективный характер воздействия на чувства. Третьи находят в эстетике цветовосприятия исключительно ассоциативные представления; четвертые видят в цвете лишь знаковый характер отображения предметной деятельности и т.д. и т.п.
В настоящей работе осуществлена попытка представить взаимозависимость указанных и многих других аспектов изучения цвета и человека путем установления между ними междисциплинарных корреляций на едином методологическом (хроматическом) уровне для создания новых алгоритмов решения указанных задач.
[1]Riley C.A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music and psychology. - Boston, 1995. - Cit. D.Lopes // J. Aesth. Art Criticism, 1996, v. 54, № 1. p.95-96; Эдвин Д Бэббитт. Принципы света и цвета. - Киев, 1996; Сб.«Психология цвета». - М., 1996.
Глава 1. ДВУСТОРОННОСТЬ ЭСТЕТИКИ ЦВЕТА
1.1.Основные определения
Понятие эстетика, восходящее по Баумгартену, к античным авторам, включает двусторонний подход к одному и тому же отношению. Во-первых, это понятие имеет такие значения как «чувствувщий, ощущающий» и, следовательно, описывает субъект взаимодействия или познания (см. § 1.2.). Второе же значение этого понятия («чувственно воспринимаемый, чувственный») допускает его соотнесение с познаваемым объектом.
Схема 1.1.
Соответствие античного и современного понятия «эстетика

чувствующий ощущающий, 
«- 
ЭС-ТЕ- 
-» 
чувственный ощущаемый, 
субъект восприятия 
«- 
ТИ-КА 
-» 
объект восприятия 
Сравнительный анализ известных определений и предмета современной эстетики в их сопоставлении с античным понятием позволяет полагать эстетику наукой о закономерностях субъективно воспринимаемой действительности в процессе и/или в результате ее творческой объективации. Отсюда, в частности, следует, что эстетика цвета (как сложного носителя своеобразной информации, наиболее ярко проявляющего эти закономерности) может быть развита лишь с позиций представления о «изначальной» двусторонности этого процесса и/или результата в хроматизме как междисциплинарном исследовании гуманитарных аспектов цвета.
Подобный, своего рода, синтетический подход к искусству и, в частности, к проблеме цвета все более привлекает творцов практически во всех областях искусства и науки. Так, например, Эрнст Неизвестный[1] считает, что сейчас найдены и экспериментально подтверждены семантические тождества и единства слов, звуков, света, цвета и форм.
Так, цвет объективируется в краске при его изображении на холсте или в слове при его вербализации в цветообозначении. Аналогично этому краска на полотне субъективно воспринимается зрителем как цвет, а поэтическое цветообозначение в поэме влияет на восприятие действительности так же, как и обозначаемый им цвет[2].
Вместе с тем, процесс цветовосприятия сопровождается характеристикой, важность которой неоднократно отмечалась Гете («К учению о цвете», § 758): «Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения.., а через него и на душевное настроение... Поэтому взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим чувствам».
Отсюда следует, что для эстетики цвета понимание этой «третьей стороны» цветовосприятия (влияющей на душевное настроение и содействующей высшим эстетическим чувствам) могло бы способствовать созданию адекватных представлений о природе эстетической информации, заключенной в цвете.
Для более полного охвата темы исследования обратимся к античному понятию «хрома», в которое древние авторы, вообще говоря, вкладывали тройственный смысл:
Цвет как идеальное, Краска как материальное и Чувство как их отношение.
Из этого определения следует, что высшие эстетические чувства («третью сторону» цветовосприятия) можно сопоставить с их «двусторонностью», которая вытекает из вышеприведенного определения эстетики.
Действительно, при катарсисе, страх, например, по Аристотелю, вызывает очищение души, при котором известная идиома «побелеть от страха» может приобрести не столько физиологический, сколько эстетический смысл: позитивное содержание катарсиса будет заключаться именно в этой двусторонности отношения идеального (душевного настроения) к материальному (телесному изменению цвета). При этом практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказываются близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира (см. «зеленеть от тоски», «желтеть от зависти, «краснеть от стыда», «чернеть от горя» и т.п.)[3].
Возможность связи этих чувств с катарсисом, по-видимому, не требует специального обоснования в силу ценностно-эстетической природы их возникновения, основанной как на низших (аффективных), так и на высших эстетических чувствах, в обоих случаях описываемых третьим значением понятия «хрома».
Необходимо отметить, что эстетическое представление о катарсисе нередко трактуется как очищение души от бессознательных импульсов с их последующим осознаванием. То есть эстетика не может не обращаться к представлениям психологии, сочетание которых в данном случае оказывается не всегда логичным (бессознательные импульсы, в отличие от подсознательных, не всегда могут быть осознаны, по определению). Игнорирование этого факта и упорство современной эстетики в отгораживании от «физиологии» приводит, например, к следующему высказыванию: к области эстетического сознания относятся переживания, эстетический вкус, восприятие и т. п.
Показательно, что ни одна из этих особенностей эстетического сознания не может быть обоснована с формальнологических позиций собственно сознания (как рассудка) без привлечения особых допущений: переживание базируется на эмоциональном уровне отражения действительности, а эмоции еще никому не удавалось осознать на уровне формальной логики. Эстетический вкус и восприятие также не могут быть логически осознаны в силу их бессознательного и подсознательного проявления, изучаемого психологией. Однако, как констатирует В.А.Лефевр[4], развитие психологии задержалось из-за отсутствия моделей, которые бы включали в себя внутренний мир человека.
Об этом писал и Э.Гуссерль[5]: «Здесь лежат перед нами громадные, умственно еще совсем не возделанные области «анализа сознания», причем понятие сознания, а равно и понятие психического, оставляя без внимания вопрос о том, насколько они подходящи, должно быть распространено настолько, чтобы обозначить собою все имманентное, стало быть, все сознательно-мнимое, как таковое, и во всех смыслах».
Отсюда следует, что к области «сознания» (осознаваемого) в эстетике до сих пор относятся частично и/или абсолютно неосознаваемые явления[6], что нам кажется не совсем строгим, а следовательно, и неформализуемым в научном плане.
Поскольку указанные парадоксы основаны на терминологической традиции, то остановимся на определениях и понятия хроматизма, которые позволят перейти к существу исследования.
Хроматизм - (др.греч. «хрома« - цвет, краска, эмоции) - междисциплинарное исследование сложных систем, сводящееся к их моделированию через триадное (см. определение «хрома») представление двусторонности (идеальное + материальное) объекта исследования с выявлением эстетического (эмоционального) к нему отношения.
Хроматические свойства - свойства или функции эстетических чувств, формализуемое проявление которых в цвете позволяет создать хроматическую модель как триадное представление.эстетической системы объект/субъект.
Эстетическое чувство - эмоциональное состояние,
·        во-первых, возникающее в процессе восприятия внешне и/или внутренне (в воображении) развивающихся явлений действительности; 
·        во-вторых, связанное с отвлечением от сознательной, рассу дочной (рациональной - учет типа красителей, длин волн и т.п.) деятельности интеллекта; и, 
·        в-третьих, создающее возможность для его формализации (моделирования) по предпочтительному выбору определенных цветов как хроматических свойств эстетического вкуса. 
Эстетический вкус - неосознаваемые критерии предпочтения определенных эстетических чувств.
Интеллект - понятие (близкое к личности, к психическому в психологии или к сознанию в философии). При диадном подразделении (социальное - биологическое) интеллект принято представлять как совокупность сознания и неосознаваемого (бессознание + подсознание).
В хроматизме эти представления объединены в единую триаду, предположения о которой основывались на многовековом опыте описания человеческого духа:
Таблица 1.1. Компоненты интеллекта
 
 
 
бессознательное 
подсознательное 
сознательное 
базовое-органическое, биологическое 
образно-логическое, творчески-человеческое 
формально-логическое, социально-обусловленное 
-> ощущения 
-> чувства 
-> понятия 
Эстетическое восприятие цвета, согласно приведенным определениям, можно представить через интегрирующую деятельность интеллекта, сопоставляющего ощущение цвета (поступающее из внешней среды в бессознание) с существующими в подсознании хроматическими свойствами архетипов (см. главу 3).
Архетип - формирующийся в фило- и онтогенезе ноумен восприятия, определенные свойства которого все же могут быть выявлены по его хроматическим функциям.
Сублимат - хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его содержание по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах, в мифах, символах и других характеристиках хроматизма как междисциплинарного исследования человека в свето/цветовой среде.
Поскольку третья характеристика «хрома» (чувства, эмоции) предполагает, что отношение подсознания (как идеального) к бессознанию (как материальному) проявляется прежде всего в цвете, то последний можно считать «неразделимым целым» между субъектом и объектом чувственного познания как эстетического восприятия.
Именно это положение предполагает, что через эмоциональное отражение действительности можно выявить семантику неосознаваемого воздействия цвета, которое по Юнгу, заключено в архетипах коллективного бессознательного (неосознаваемого - см. гл. 3), непосредственно влияющего на глубину эстетического восприятия мира в цвете[7].
Цвет
Несмотря на многовековое изучение цвета, это понятие, как и его наиболее распространенные определения не являются достаточно строгими, а следовательно, и общепринятыми. По существу, большая часть представлений о цвете в эстетике сводится к трактовке знаменитых опытов Ньютона со светом и призмой: цвет - это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.
Как следует из этого представления, здесь учитываются лишь две стороны цвета: с одной стороны - физика, с другой физиология; собственно о восприятии (как интеллектуальной деятельности) речи не идет. Помимо этого, данное определение цвета может включать весьма ограниченный круг цветовых явлений: например, черный цвет или так называемые «диски Бенхэма» принципиально выпадают из данного круга, что весьма сужает и ценность приведенного определения. Поэтому для хроматизма оно представляет лишь исторический интерес[9].
Вместе с тем со времен Бюффона, Гете и многих других исследователей цвета - как собственно эстетического (и/или психологического) явления - существуют представления, включающие и ньютоновскую трактовку[10]: цвет - это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне).
Можно заметить, что вся триадная совокупность «хрома» здесь представлена почти в полном объеме[11]: материальное внешнее излучение или механическое воздействие на глаз, идеальное - внутреннее представление, и эмоциональное - определенный вид психических переживаний. Современные ученые[12], вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет -характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.
С эстетической точки зрения объект искусства или природы совсем не предназначен для передачи информации о своем материальном носителе: картина рассказывает не о физико-химических свойствах пигментов, а о колорите, композиционной гармонии цветов и других функциях, передающих ее выразительность через субъективное переживание хроматического отношения свойств воспринимаемого цвета к отражающей (ощущаемой) краске[13].
Принимая во внимание ограничения и некоторую «вольность» вышеприведенных определений понятия «цвет», можно допустить, что «цвет в эстетике» должен рассматриваться с позиций хроматизма без каких-либо ограничений. Это объясняется тем, что как эстетические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадньм отношением к метатеоретическим (философским и эстетическим) категориям с обобщением всех вышеприведенных определений и возможностью их конкретизации: цвет - это характерный компонент хроматической триады, представляющий идеальное, связанное с материальным через чувство как их эстетическое отношение.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат