Шиндина Н. И - Международная научно-практическая конференция «xv I международная конференция посвященная проблемам...

Шиндина Н. И.


аспирант
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, кафедра философии
ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В социально-исторической жизни, человеческое общество является звеном между прошлым и будущем, соединяя людей традициями предков и передавая социальную память от поколения к поколению. В социальной жизни людей на первое место выходит образование. Тесно сливаясь с повседневной жизнью, образование диктует свои правила социальной жизни. Истолкование понятия «жизнь», оставалось долгое время расплывчатым, поэтому каждый философский мыслитель старался представить своё понятие жизни. В. Дильтей рассматривает «жизнь» как познавательное отношение, которое сливается с жизнью. Познание сущности явлений является целью образования, а образование непосредственно связано с жизнью человека. В. Дильтей рассматривает структуру жизни как процесс взаимодействия единства человеческой жизни и жизни социального мира[9, с. 20].
Он связывает это с герменевтикой и продолжает рассматривать как взаимосвязь целого и частей, где процесс понимания человека и окружающего мира цикличен и не завершаем. Постижение и понимание взаимосвязи познания с жизнью начинается с психической взаимосвязи, через традиции и историю, а это задача герменевтическая. Герменевтический метод вытекает из специфики самого предмета исследования [5, c. 13]. В своих работах В. Дильтей, утверждал, что исследование окружающего мира и человеческого действия различаться тем, что человеческое действие выражается «живым опытом» и требует специального метода анализа. При непосредственном контакте созерцания понимание достигается, при взаимосвязи субъекта и объекта. Понимание это процесс постижения смысла круговой мыслительной операции. Понимание движется по кругу, собирая и обогащая информацию одной части по отношению к другой. Через потребность понимания человек приходит к познанию и преобразованию информации от незнания к знанию. Понимание относится к способу социального бытия, так как межчеловеческая коммуникация предполагает основы опыта понимания и истолкования человека и общества.
Для В. Дильтея понятие и «жизнь» это неразрывное единство взаимодействия индивидуума и окружающего мир [4, c. 17]. В. Дильтей указывает на взаимодействие человеческой самости и мира, постоянную активность когнитивных процессов, которая регулируется волей человека [4, c. 19]. Он живет в обществе, и практическая жизнь для него становится более важной, чем внутренний мир, но его внутренний мир намного богаче. Однако в социальной жизни человеку необходимы поверхностные слои сознания, которые обусловлены необходимостью его жизни и потребностью взаимного обмена информацией для необходимого действия [1, c. 104].
Понимание возможно через опыт, благодаря опыту человек учится, а философская герменевтика обеспечивает основание для педагогики. Опыт – это философская категория, которая фиксирует человеческую деятельность умения, знания, навыков, чувств. А так же характеризует совокупность исторического, культурного и социального наследования.
Г. Гадамер рассматривал понимание герменевтики как жизненно-практическое участие в истории [8, c. 119]. А сам феномен понимания, Г.Г. Гадамер рассматривает как межчеловеческие отношения, которые содержат в себе историю, социальную жизнь, человеческие переживания, нравственные поступки, обмен мыслей и эстетические вкусы. Здесь герменевтика обращается к предпосылкам естественных, гуманитарных наук, которые базируются на жизненных решениях, и связываются с опытом переживания вины, желания свободы и справедливости, чувством веры, надежды и ответственности [8, c. 117]. Опыт для человека всегда означает встречу с чужим, в процессе освоения его он должен стать своим. В этой встрече подсознательно осуществляется и опыт сознания, где есть свои границы понимания. Как мы знаем, опыт человека многообразен. Это может быть опыт понимания, который связывает герменевтический опыт, опыт осмысления, познавательный опыт, научный и другой опыт в едином круге понимания. В понимании и познании, коммуникативная деятельность становится важным фактором. Опыт переговоров и взаимопонимания, нельзя получить только теоретически, необходима практическая деятельность человека. Герменевтика предлагает опыт открытого «Я» по отношению к «Ты», т.е. желание услышать другого. В коммуникативной деятельности человека возникает нравственное начало, а понимание становится формой не только познавательного, но и этического и социального действия [7, c. 114]. В герменевтике Г. Г. Гадамера, познавательный опыт параллелен опыту приобщения к истине и нравственному опыту. Речь идет о восприятии прошлого, взаимодействии с миром и смирении перед социальным бытием.
Экономический рост сопровождается не только переоценкой всех ценностей, но и исторической преемственностью. Коммуникация и образование в социально исторической жизни людей формируется в традиции.
Герменевтика отстаивает ценность предания и культуры, указывая на образцы жизни, которые в прошлом считались эталоном современности [8, c. 118]. Г.Г. Гадамер предстает как знаток и хранитель старинных форм жизни, традиций и образования [8, c. 119]. Традиции, прежде всего, это исторически фиксированное событие, которое передается информационно через социальную память.
Г.Г. Гадамер исходит из широкого определения герменевтики как искусства, взаимопонимания между людьми и общественными группами включающими отношение настоящего и прошлого учитывая различные типы культур. Процесс понимания возможен в форме разговора, т. е. диалога людей. В разговоре между людьми возникает общее поле мыслей, которое выражает их суть [2, c. 48].
Истолкование коммуникации как опыта, который нельзя получить теоретически, при попытке теоретизировать наука искажает его. В результате не получается в полной мере раскрыть роль практических навыков и личностного знания и умения. Наглядно мы видим пример современной жизни, когда дома, в семье дети не получают практических навыков и умений, а всему они учатся в учебных заведениях. Герменевтика предлагает реконструировать знания с помощью опыта [8, c. 120]. Опыт в герменевтике это, прежде всего собственный опыт. Благодаря опыту изменяется не только предмет, но и осваивающий его человек. Чужой опыт, через его понимание должен стать своим. Такое взаимоотношение между «Я» и «Ты» говорит нам о взаимном познании друг друга, через которое приходит понимание [4, c. 121]. Г. Г. Гадамер раскрыл систему предпосылок, основывающихся на историческом опыте. Социальный опыт это часть культуры, исторически накопленная в общественном сознании. Это социально значимая фиксация деятельности взаимодействия людей, которая показывает свою приемлемость в условиях социокультурного сообщества и различных организационных форм, а так же процессов коллективной жизнедеятельности. Социальный опыт накапливается в процессе совместной деятельности людей с учетом удовлетворения индивидуальных социально-групповых и общественных интересов и потребностей. Но в этой совместной деятельности происходит постоянная стихийная отбраковка форм совместной действий, коммуникативных способов решения дальнейших действий, которые применяются на основе культурных и ценностных оснований и признаются разрушительным или опасным для существующего строя социальной интеграции коллективов и которые считаются недопустимыми так так за этим следуют губительные последствия. Социальный опыт помогает индивидууму ориентироваться в идеях, ценностях культуры и системе законов принятых в данном сообществе.
Социокультурная функция обеспечивает поддержание порядка в обществе. Она направлена на недопущение социально-опасных напряжений в обществе, через взаимопонимание, толерантность, согласие, оценку критериев и интерпретаций для устранения непонимания.
Исторический опыт человечества – это и есть путь к истине [3, c. 14], которая раскрывает жизненный мир и живущие в нем традиции образования, которые складываются в процессе вживания людей [8, c. 122]. Таким образом, человек находится между прошлым и будущим, получая образование и сохраняя традиции, он становится носителем социальной памяти [6, с.25].
В наше время ценится образование, человек получивший образование становится образцом для подражания. На образовании строится вся дальнейшая жизнь человека, это главный стержень в становлении статуса человека, самоопределении его дальнейшей роли и места в жизни. Современное образование отражает социальную жизнь общества его социальную культуру и исходит из необходимости.
Влияние образования на современную жизнь человека и общества имеет и обратное влияние человека и общества на образование. Так как образование и общество находятся в зависимости друг от друга.
Герменевтический метод помогает сохранить преемственность передачи информации через понимание в социальной жизни человека, традициях и человеческом опыте, найти новые образовательные пути.

Литература

:

  1. Блауберг И. И. Анри Бергсон М.: Прогресс- Традиция 2003. – 672с.

  2. Гадамер X Г Язык и понимание. Актуальность прекрасного. М., 1991

  3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.

  4. Дильтей В. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Матер, науч. конф. РГГУ / Под ред. Н.С. Плотникова. М.: Три квадрата, 2002.- 208 с.

  5. Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / Пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004 с.

  6. Ломако О. М. Генеалогия и социальная память: методологический анализ Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3.

  7. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. с. 114.

  8. Марков Б.В. Знаки бытия. Санкт-Петербург. - «Наука», 2001 - 562 с.

  9. Плотников Н.С. Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы научной конференции РГГУ. под редакцией Н. С. Плотникова. М.: Три квадрата, 2002.-208с.


1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 42 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат