Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей - страница 19

^ Носовые звуки м, н
 
Звук м. Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 34).

Рис. 34. Профиль артикуляции звука м
Можно видеть положение губ, осязать вибрацию гортани, груди, щек и крыльев носа.
Если получить звук м на основе слухо-зрительного восприятия не удается, необходимо перейти к другим приемам.
Можно подходить к звуку м от гласного, лучше всего от а, произнося обратный слог ам или отдельный звук м. Ученик прикладывает одну ладонь к щеке учителя, а другую — к своей собственной (чтобы ощутить вибрацию). Хорошо дать почувствовать и вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ученика к крылу носа

.


Звук н. Положение губ зависит от следующего за н гласного.
Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть.
В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо наверху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 35).

Рис. 35. Профиль артикуляции звука н.
Можно видеть положение губ, положение и работу языка; можно осязать вибрацию гортани, груди, крыльев носа.
Если звук н не удается получить на основе слухо-зрительного восприятия, следует перейти к другим приемам.
Так же как и при работе над звуком м, лучше всего подходить к звуку н от гласного а, произнося обратный слог ан или отдельный звук н. При этом привлекается тактильно-вибрационный контроль: ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки — к своему носу. При протяжном произнесении н он отчетливо ощущает вибрацию крыльев носа.
В некоторых (редких) случаях получить н по подражанию (на слухо-зрительной основе, с использованием тактильно-вибрационного контроля) не удается. Тогда прибегают к следующему приему:
Правильную артикуляцию звука н получают, отталкиваясь от звука м. Постановка н в этом случае осуществляется в три этапа:
1.      межгубное н — ребенок произносит протяжно м, язык (в широкой позиции) просовывается между губами и при этом плотно закрывает всю ротовую щель; удерживая язык в таком положении, ученик произносит слоги и слова со звуком н;
2.      межзубное н — верхняя губа поднимается и при этом обнажает зубы (если ребенок не может этого сделать сам, ему нужно помочь, подняв губу шпателем или пальцами); язык (в широкой позиции) удерживается между зубами; ученик произносит слоги и слова со звуком н;
3.      зазубное (нормальное) н.
Описанный прием всегда приводит к желательному результату.
Таким образом, звуки мин сходны между собой: 1) по участию голоса в артикуляции; 2) по способу артикуляции — оба носовые, смычно-проходные; 3) по отсутствию палатализации — оба относятся к твердым согласным.
Звуки мин отличаются друг от друга по месту артикуляции.
Эти звуки произносятся с характерными для речи глухих недостатками (табл. 9).

1.2.3.4. Закрытая гнусавость. В первых двух случаях (1.2.) имеет место неполная, а в последних двух (3.4.) — полная закрытая гнусавость.
В случае неполной закрытой гнусавости вместо ма слышится мба или мпа. Слова самолет, мыло звучат соответственно как самболет, мбыло или самполет, мпыло. Вместо на звучит нда или нта. Слова нос, книга звучат соответственно как ндос, кндига или нтос, кнтига.
Это происходит потому, что мягкое нёбо поднимается при переходе к гласному звуку (закрывая проход воздуха в нос) не одновременно с размыканием губ, а несколько раньше (ма звучит как мба, на — как нда), а в некоторых случаях прекращается вибрация голосовых связок перед размыканием губ (ма звучит как мпа, на — как нта).
В случае полной закрытой гнусавости вместо ма слышится ба или па. Слова самолет, мыло звучат соответственно как саболет или саполет, было и пыло. Вместо на слышится да или та. Слова нос, книга звучат соответственно как дос, кдига или тос, ктига.
Дефект обусловлен тем, что для выдыхаемого воздуха проход в носовую полость закрыт (ма звучит как ба, на — как да), а также и тем, что при этом не вибрируют голосовые складки (ма звучит как па,   на — как   та).
В большинстве случаев закрытая гнусавость носит функциональный характер и является результатом неправильной работы мягкого нёба, которое оказывается в поднятом положении. Лишь в некоторых, единичных случаях закрытая гнусавость возникает на органической основе, нарушающей проходимость носа (аденоидные разращения, полипы, гипертрофический насморк и т.  п.).
Дефект носит грубый и очень распространенный характер. При этом следует заметить, что неполная закрытая гнусавость встречается значительно чаще (почти в 10 раз), чем полная. Дефект очень стоек и часто дает рецидивы.
При устранении закрытой гнусавости во всех случаях используется по существу один и тот же прием.
Прежде всего глухому ученику надо дать послушать протяжное м. Ученик воспринимает на слух (пользуясь звукоусиливающей аппаратурой) произносимое учителем м и одновременно видит его артикуляцию, затем пытается воспроизвести м. Если это ему удается, проводятся упражнения по закреплению нужной артикуляции. Однако очень часто бывает так, что успешное произнесение изолированного м не является гарантией его правильного воспроизведения в слогах и тем более — словах.
Если успех на основе подражания при слухо-зрительном восприятии не достигается, следует исходить из протяжного произнесения звука м; при этом нужно осуществлять контроль за вибрацией щек и крыльев носа с помощью прикасающейся к ним руки. Можно встретить детей, у которых получается нечто вроде м           …бм, бм…б; нужно добиться того, чтобы ученик плавно тянул этот звук. Затем следует перейти к протяжному произнесению м в обратных слогах: ам… (ом, ум и т. д.), а также в словах типа дом, костюм, семь, восемь (мы временно пренебрегаем мягкостью согласного м в двух последних словах, поскольку пользуемся твердыми согласными в качестве заменителей мягких). При этом следует заметить, что нередко глухой своеобразно произносит   слово дом: дом…б. Чтобы этого избежать, надо научить ученика снимать голос раньше, чем разомкнутся губы, после того как он усвоит эту позицию звука, можно последовательно переходить  к позициям,  в которых м находится:  между гласными (ам…а, ам…а, ама, самолет), перед гласными  (ам…а, м…а, ма, мама, молоко), в стечениях с согласными (ам…па, ам…па, а…мпа,    лампа, арм…а, арма, форма).
Все сказанное применительно к звуку м полностью относится к звуку н. Путь исправления звука н совершенно такой же, как и описанный только что способ коррекции м.
Переходя к прямым слогам с носовыми мин (ма, на и т. д.), следует помнить, что для этих звуков не безразличен соседний гласный. Наиболее невыгодное положение носовых перед гласными у и и. При правильном произнесении слов молоко, нога ученик может неверно произносить слова минус, минута, которые соответственно звучат как мбиндус, мбиндута. Поэтому во время проверки состояния произношения глухих школьников необходимо включать в речевой материал слоги му, ми, ну, ни и соответствующие слова.
Нередко появление закрытой гнусавости провоцирует положение носовых м, н после согласных (особенно с, ш, р) в словах типа карман, башмаки и т. п.
В этих случаях целесообразно прибегать к разложению трудно произносимых слов,   например: посмотрите,  пос…м…о…трите, см…о…трите, посмотрите; форма, фор…м…а, фор…ма, форма.
При выполнении упражнений, направленных на закрепление правильной артикуляции носовых звуков м и н, следует использовать звукоусиливающую аппаратуру и осуществлять тактильно-вибрационный контроль с помощью приложенной к щеке и крылу носа руки.
Большую роль в ходе устранения закрытой гнусавости играет сопоставление носовых и ротовых звуков типа ам — an, ма — па, самолет — лопата, мама — папа. Целесообразно также производить сопоставление соответствующих правильному и неправильному произношению слогов: ама — ампа или амба, ana — ампа — ама.
5 - Повышение голоса. Это довольно распространенный дефект, придающий всей речи глухого «качающийся» характер. При данном дефекте ученик ровным голосом произносит все слова, кроме тех, в состав которых входят м и н. Последние воспроизводятся голосом разной высоты: м'ам'а, м'асло, н'ос, Н'аташа.
Дефект носит грубый характер.
При исправлении этого недостатка рекомендуется исходить из протяжного произнесения гласного а, а затем присоединить к нему м; можно  исходить   из   произнесения  изолированного  м.   Полезно научить ребенка различать высокий и нормальный голос при воспроизведении звука м. С этой целью надо взять две таблички и написать на них по букве м. Одна из них пишется красным, а другая синим карандашом, поскольку произносимое высоким или нормальным голосом не имеет графического изображения. При произнесении м голосом нормальной высоты учитель   указывает на красную букву, а при произнесении высоким голосом — на синюю. Установив такую связь, он предлагает ученику определить, как он говорит. Обычно такое различение идет без особого труда. Конечно, это не гарантирует того, что вслед за различением ученик тут же снизит голос. Как правило, этого не происходит. Но после овладения навыком произнесения речевого материала голосом нормальной высоты ученик сможет опираться на свой слух при закреплении правильного навыка и исправлении допускаемых ошибок (соскальзывания на фальцет). При снижении голоса на м следует опираться на тактильно-вибрационный контроль с помощью руки, приложенной к  поверхности  груди.
Необходимо заметить, что ученика не нужно прерывать, если он, подражая учителю, начинает (при таком контроле) произносить м высоким голосом; наоборот — нужно, чтобы он произносил возможно дольше, потому что нередко к концу этого протяжного произнесения голос снижается.
Полезно также, чтобы учитель, приложив руку ученика к своей шее в области гортани, показал, что при переходе от а к м (в случае нормального голоса) не происходит никаких изменений, тогда как при фальцетном произношении м гортань резко поднимается из положения для а.
Устранение повышения голоса на н достигается теми же приемами,  что  и  при  фальцетном м.
6 - Вместо н произносится л. В этом случае слова нога, книга звучат как лога, клига.
Дефект носит очень грубый характер. Он обусловлен двумя причинами: во-первых, тем, что мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос; во-вторых, тем, что язык не имеет формы широкой лопатки, а приобретает форму жала (при этом его кончик упирается в верхние резцы, боковые края оказываются опущенными и воздух проходит по его бокам).
Надо помнить о причинах этого дефекта, поскольку в противном случае может возникнуть довольно частая педагогическая ошибка. Приложив палец к крылу носа, учитель указывает на наличие вибрации, ученик подражает учителю. В результате появляется трудно поддающееся исправлению гнусавое (носовое) л.
Исправлять такой дефект нужно с протяжного произнесения звука м при широко просунутом между сомкнутыми губами языке, т. е. следует пройти весь путь постановки н.
7 - К обыкновенному носовому звучанию согласных м и н прибавляется своеобразный призвук — язычно-задненёбное н. Эта комбинация сильно влияет на следующий за м или « гласный; ему придается носовой  оттенок.
Применительно к м этот дефект обусловлен тем, что язык сильно оттянут в глубь ротовой полости и там смыкается с опущенным мягким нёбом, а применительно к н он вызван образованием двух смычек: кончик языка смыкается с резцами, а его корень — с опущенным мягким   нёбом.
Если дефект охватывает м и н, исправление следует начинать с м.
С этой целью следует слегка нажать на корень языка просунутым сквозь сомкнутые губы шпателем и предложить ученику произносить мамама... Кроме того, нужно показать перед зеркалом (при открытом рте) правильное (плоское) и неправильное (оттянутое) положение языка. Исправление н следует вести от звука м по этапам: межгубное, межзубное, нормальное н.
При исправлении этих дефектов (за исключением повышения голоса) эффективную помощь оказывает применение   виброскопа.
Последовательность упражнений при закреплении правильной артикуляции носовых звуков показана на примере звука м

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат