СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РИТОРИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ» - Психология


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РИТОРИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»


А.К. Жалгасбаев (Актобе)


Разработанный спецкурс «Риторика для учителя» направлен на формирование у будущих учителей понимания сущности и особенностей ораторского мастерства и её возможностей в гуманизации межличностных отношений.
В процессе изучения темы «Педагогическая риторика. Предмет и задачи» курса нами решалась следующая цель: раскрыть сущность педагогической риторики как базовой категории для формирования ораторского мастерства будущего учителя. В ходе занятия характеризуются основные понятия педагогической риторики и её методологические особенности, определяется её связь с другими научными дисциплинами; при раскрытии темы подчёркивается, что в педагогическом процессе ограничиться только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление; делается акцент на утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности в качестве конкретных форм проявления гуманизации процесса обучения и воспитания; процесс гуманитаризации выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство её духовного мира.
При изучении темы «История педагогической риторики: истоки, пути становления и развития» ставилась цель: определение путей становления современного педагогико-речевого идеала. При раскрытии темы устанавливается связь риторических идей с общественно-политическим строем, характеризуется своеобразие каждого периода развития риторической мысли, в том числе истоки явления – речевую и педагогико-риторическую культуру античности, поставившую слово и словесное воздействие на небывалую высоту, отразившую его поистине божественный статус; пути становления и развития педагогико-риторической науки в России; практическую направленность казахского ораторского искусства.
Изучение темы «Риторика общая и педагогическая: законы и направления воздействия» направлено на достижение цели: знание сущности, законов, принципов, закономерностей общей и педагогической риторики, направления их взаимодействия. В ходе занятий по указанной теме будущие учителя обращают внимание, с одной стороны, на взаимосвязь общей и частной риторик, с другой стороны, на их отличие: если общая риторика требует наличия четкой структуры речи, смысловой и формальной, то риторика педагогическая предполагает и обязательность внешней выраженности этой структуры как целого, и осведомленность в ней всех участников педагогического общения, и четкую локализацию участников общения в этой структуре в каждый момент речевого взаимодействия.
В процессе изучения темы «Преподавание как творческое взаимодействие учителя и ученика» решалась следующая цель: знание сущности, закономерностей, движущих сил, воспитательных механизмов педагогического процесса, гуманизации межличностных отношений, гуманитаризации воспитания. В ходе занятия студенты осознают и сущность коммуникативного акта, особенности процесса речевого общения, рассматривают процесс преподавания как творческое взаимодействие педагога и учащихся, студентами анализируются специфические особенности преподаваемого предмета в риторическом развитии учащихся.
Для профессиональной подготовки будущего учителя важна тема «Культура ораторской речи учителя». При изучении темы студенты определяют понятие «культура ораторской речи учителя», характеризуют основные качества речи, классифицируют разновидности устной речи, рассматривают нормативность литературного языка как основу культуры речи. Школьный урок риторически грамотного учителя представляется как многообразие и чередование логических и речевых планов: изложение фактов, спор, доказательство, опровержение противоположной точки зрения, оперирование к интересу учащегося-собеседника и др. Будущие учителя уясняют, что сформированность действенного поведения педагога применительно к большинству возможных ситуаций школьного урока есть показатель речевого мастерства.
В теснейшей взаимосвязи с лекционным материалом находятся и семинарские и практические занятия, обеспечивающие формирование и развитие не только педагогических способностей, но и личностно значимых качеств студентов. Так, в ходе семинара «Методика работы над речью, особенности её воспроизведения» и практического занятия «Культура ораторской речи учителя» студенты учатся определять тему, вид, целевую установку речи, состав слушателей, составляют рабочий план выступления, отбирают фактический и теоретический материал, работают над ним; произносят речь, анализируют собственную речь и речь окружающих, прозвучавших в определенной ситуации общения в соответствии с поставленной задачей. Всё сказанное способствует формированию у будущих учителей культуры мышления, культуры речи, культуры поведения, общения.
При изучении темы «Риторика невербального воздействия учителя» руководствовались целью, что только знание всех четырех систем невербальной коммуникации умножает смысл вербальной коммуникации, помогает раскрыть полностью смысловую сторону информации в целостном педагогическом процессе. Так, в ходе семинара студенты акцентировали внимание на то, что невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения, в том числе и педагогического общения; классифицируют виды невербальной коммуникации (НК); определяют особенности НК по сравнению с речью, его независимость и взаимосвязь семантикой речи; систематизируют виды невербальной информации и особенности их восприятия; определяют роль невербального воздействия учителя на воспитанников; выделяют средства, методы и приёмы воздействия на личность; отмечают условность классификации и их комплексное применение. На занятии студенты определяли функциональную направленность невербальной коммуникации в различных педагогических ситуациях: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний педагога и учащихся в процессе совместной деятельности, рассматривали общение как синтез вербального и невербального средства воздействия учителя.
В процессе изучения темы «Психология воздействия ораторской речи учителя» ставилась цель: знание теоретических основ психологического воздействия ораторской речи учителя на учащихся, факторов и психолого-педагогических условий активизации внимания школьников обеспечивает эффективность совместной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Студенты рассматривают главные показатели взаимопонимания учителя и учащихся, социально – психологические способы воздействия речи в процессе педагогического общения; осознают значимость установления контакта с аудиторией, изучают условия возникновения контакта как общности психического состояния учителя и учащихся; характеризуют уровень учащихся, их психологические особенности, знакомятся с различными точками зрения по данной проблеме. Когда речь идет о речевом воздействии, имеется одна и та же схема: нести информацию, формировать на ее основе интересы, потребности, в конечном счёте, мировоззрение, и, уже опираясь на него, побуждать к действию, активности.
Анализируя педагогические ситуации, студенты определяют значение различных психических механизмов, приёмов воздействия на учащихся, обосновывают соответствие предложенных способов воздействия ораторской речи ситуации педагогического общения, включаются в процесс восприятия ораторской речи, корректируют восприятие речевого сообщения.
Таким образом, курс «Риторика для учителя» раскрывает социально-психологические аспекты речевого мастерства в деятельности учителя. Это показала апробация предложенного курса на базе Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова (2000-2005 гг.)

Социальные установки


и направленность личности как факторы


эффективного руководства


Т.Г. Жамкова


Современная экономическая ситуация коренным образом меняет подход к руководству. Изменения, произошедшие в социально-экономической системе отношений, показали, что для эффективной деятельности необходим четкий механизм регуляции экономического поведения. Эффективный руководитель должен уметь просчитывать ситуации, соотносить экономические категории с реальностью повседневной жизни и на основе этого строить свое экономическое поведение. Важную роль в регуляции поведения играют социально-психологические установки личности. Социальная установка личности является целостным образованием и в определенной степени объясняет выбор мотива поведения.
Нами была предпринята попытка, анализируя конкретное поведение, определить стоящие за ним установки и выявить их взаимосвязь с общей направленностью личности.
Исследование проводилось с применением методики диагностики направленности личности Б.Басса, которая позволяет выявить три основные направленности личности: направленность на дело, на себя и на общение; методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, которая включает в себя два блока, в каждом из которых 40 вопросов, и позволяет выявить степень выраженности социально-психологических установок, выявляются установки на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свободу - власть», «труд - деньги»; В исследовании приняли участие 67 руководителей высшего и среднего звена ряда акционерных обществ г.Чебоксары.
Результаты исследования направленности личности руководителей показали, что у 45% респондентов преобладает направленность на дело, у 34% - направленность на общение и у 21% - направленность на себя. При чем направленность на себя более выражена у молодых руководителей со стажем работы менее трех лет.
Анализ социально-психологических установок показал, что специфику группы руководителей демонстрируют установки на власть, труд, деньги. Анализ значимых корреляционных связей социально-психологических установок с направленностью личности показал следующее: у руководителей с направленностью на дело наиболее выражены установки на труд, на процесс, то есть ими больше движет интерес к делу, труд приносит удовольствие. Направленность на себя прямо коррелирует с установками на власть, результат, эгоизм. Руководители с преобладающей направленностью на общение демонстрируют выраженность установок на альтруизм, деньги, то есть, с одной стороны, ориентируются на оказание помощи людям, социальное одобрение, с другой, очевидно, понимают, что без материальной базы в условиях рынка альтруистические ценности реализовать трудно. Преобладание определенных социально-психологических установок у руководителей с различной направленностью не исключает того, что другие установки тоже имеют достаточную степень выраженности.
Итоги беседы с руководителями подтверждают полученные данные, кроме того, позволяют отметить, что ведущей мотивацией руководителей, способных эффективно влиять на персонал, является профессиональная самореализация, чувство долга по отношению к работе, преданность своему предприятию. Последняя особенно выражена у руководителей со стажем работы более десяти лет.
Итак, существует тесная взаимосвязь социальных установок руководителей с общей направленностью личности, что непосредственно отражается на эффективности их деятельности, степени влияния на подчиненных.

Психологический анализ поп-культуры: организационный подход


Ю.М. Забродин (Москва), М.В. Жижина (Саратов)


Анализ современной литературы показывает, что изучение феноменов современной поп-культуры касаются, преимущественно, оценки ее социальных эффектов, и уточнения ее места и роли в современном обществе, особенностей распространения в системе масс-медиа. Вместе с тем, сам специальный контекст поп-культуры имеет большое значение в определении ее статуса в виде особой «человеческой» характеристики такого социального образования, как институт публичных развлечений. В этом случае поп-культуру можно рассматривать как феномен организованного человеческого сообщества, то есть с позиций организационного анализа. Из этого следует, что поп-культура, выступая в форме заметного явления общественной жизни с досуговыми, политическими, экономическими составляющими, сама может рассматриваться как значимый социальный институт, как культура определенного сообщества или особая организационная культура.
Организационная культура, по мнению Э. Шейна, представляет собой совокупность основных убеждений, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она (группа) учиться разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому – передаваться новым членам (сообщества) в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам. С другой стороны, организационная культура часто рассматривается как «набор наиболее важных предположений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых… ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий».
Принимая во внимание определение, данное М. Армстронгом, можно согласиться с тем, что организационная культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех членов данного сообщества. Они не всегда могут быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей в данном сообществе. Эти ценностные ориентации передаются индивидами через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Предлагаемый нами взгляд на поп-культуру как культуру некоторого сообщества позволяет изучать ее в качестве специфического социального объекта, имеющего собственную миссию и функцию (в том числе – управления поведением и ценностями слушательской аудитории). В этом смысле поп-культура имеет собственную организацию (персонал, технологии работы и продукт), свои эффекты (релаксацию и рекреацию, общественное влияние на определенные социальные слои, эффекты от «продажи» продукта) и в совершенно определенном смысле управляет человеческим поведением.
В рамках указанного подхода можно рассмотреть: во-первых, различные виды субкультур в том или ином сообществе, принципы и критерии, задающие типологию, и рассмотреть поп-культуру как подвид специфической музыкальной культуры определенного молодежного сообщества; во-вторых, различные субкультуры как виды социального сознания рассматриваемой общественности, контингента, со своими этноисторическими особенностями (в нашем случае имеются в виду такие общности, как молодежные группы, объединения фанатов, клубы «по интересам», «тусовки» и т.д.)
Предложенный подход позволяет использовать поп-культуру в контексте ее структурных составляющих, элементов и их связей. В рамках этого подхода организационная культура может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.
Первый, поверхностный уровень рассматривает то, что относится к объективной стороне культуры, то есть ее инфраструктуру – здания, организации, офисные помещения, рекламу, бренды, а так же – технологию и продукты деятельности, оформление рабочего места, эмоциональную атмосферу, манеру общения, внешне ритуалы и церемонии.
Второй уровень предполагает исследование субъективных элементов и провозглашаемых ценностей – моральные взгляды, этические правила, принципы стратегий, философию, ценности, кодекс поведения, нормы взаимоотношений, цели и целеполагание, миссию и девизы.
Третий, глубинный уровень, предусматривает анализ базовых представлений субъектов, включенных в состав данной общности. При этом имеются в виду смысл и место рассматриваемого явления в человеческой культуре, отношение к общечеловеческим ценностям, роль верований и убеждений, национальный и групповой менталитет, представления о природе человека, о природе красоты, природе истины и способах ее обретения, важность для саморазвития, «правильные» отношения в группе и т.д.
При этом целесообразно учесть основные функции организационной культуры и ее свойства, к которым можно отнести следующие:
- функции организационной культуры – познавательная, ценностнообразующая, коммуникационная, нормативно-регулирующая, мотивирующая, инновационная, стабилизационная;
- свойства организационной культуры – динамичность, системность, устойчивость, структурированность составляющих элементов, относительность, неоднородность (присутствие контркультуры и субкультур), распределенность и адаптивность.
Субкультура в этом контексте понимается как локальная культура, отражающая степень дифференциации культуры по уровням, направлениям, возрастным группам и группам разной профессионализации и т.д.
Контркультура выступает как локальная культура, отвергающая общую культуру, находящуюся в оппозиции к ней, либо к определенным ее элементам (при этом контркультура сама приобретает смысл только в контексте и при наличии общей культуры).
Можно видеть, что при указанном подходе поп-культура может быть исследована в ее общем и особенном, в более конкретных характеристиках и параметрах организационной культуры по сравнению с традиционным социолого-культурным и музыковедческим анализом.
В связи с тем, что мы рассматриваем поп-культуру в качестве социального объекта, становиться возможным изучать социальные представления о данном социальном объекте, в частности, об элементах этой культуры у различных социальных контингентов в контексте социально-психологического анализа социальных представлений, то есть исследовать:
- информационное поле представления (отражение элементов, их числа, особенностей, связей, специфики);
- ядро и периферию (общие и особенные, значимые элементы социального представления у разных контингентов);
- социальные установки, отражающие специфику социальных представлений у разных групп населения (предпочтения и выборы, признаки и критерии оценок).
В связи со сказанным, мы полагаем, что подходящей для изучения поп-культуры во всех указанных проявлениях может стать модель корпоративной (организационной) культуры, принятая в современной социальной науке (в психологии, социологии и экономике). При этом поле предметной области естественно включает все вовлеченные контингенты: как исполнители, организаторы и участники шоу-бизнеса, так и потребители музыкальной продукции. Изучение поп-культуры в качестве одного из специфических видов организационной культуры принципиально позволяет рассмотреть отношения персонал – клиенты («раскрутка», реклама, имидж, пиар-технологии, образцы поведения, критерии, ценности и оценки), а так же ее эффекты – как внутриорганизационные (субкультура шоу-предприятий), так и внешние – влияние на потребителей, восприятие поп-культуры как особого социального объекта, ее имидж, ее влияние на социальные нормы и ценности. Другими словами, среди прочего можно обнаружить и исследовать такой существенный аспект поп-культуры, как ее социальное действие в качестве социального института, в экономико-потребительском контексте, рассматривая следующее:
- ее функции как социальной организации – миссию, вид услуг, профессиональный персонал, производство, продвижение и продажу услуг и их реальное потребление;
- ее социальные эффекты – ожидания, управление спросом, реклама, мода, механизм и феномены «раскрутки» и т.д.
Мы полагаем, что предложенный нами организационный подход к исследованию поп-культуры позволяет использовать результаты психологических, социальных и экономических исследований в едином контексте и с единой позиции, то есть детально исследовать восприятие и действие поп-культуры как социального объекта, ее состав и элементы, способы ее организации и деятельности, социальные и экономические эффекты, а так же рассмотреть систему организационных отношений и внутри организаций, «производящих» поп-культуру, и в процессах потребления продуктов поп-культуры в широком смысле.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 34 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат