Содержание программы 9 класс (68 часов) - Характеристика предмета Обязательный минимум основного образования учебного


Содержание программы 9 класс (68 часов)



Наименование раздела,темы.
Кол-во час.
Элемент содержания
Требования к уровню
подготовки
Перечень контрольных мероприятий
Введение в основы общей биологии
3
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов
Знать признаки биологических объектов: живых организмов;
Уметь

объяснять:

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности.
Опрос
Основы учения о клетке
10
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Знать признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, животных, грибов
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
Уметь

распознавать и описывать:

на таблицах основные части и органоиды клетки, органы
Опрос,практическая работа,
тест.
Размножение и развитие организмов
5
Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов
Знать сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение,
Уметь пользоваться терминологией,
определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза.
Опрос,
тест.
Основы наследственности и изменчивости
9
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Знать. Признаки биологических объектов: генов и хромосом.
Сущность биологических процессов: наследственность и изменчивость,
Уметь

объяснять:

причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета
Опрос,самостоятельная работа
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
4
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Знать основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный);
основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание
что такое биотехнология
Уметь характеризовать основные методы селекции, приводить примеры
Опрос
Происхождение жизни и развитие органического
мира
4
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Знать развитие взглядов на возникновение жизни;
основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину;
основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события
Уметь давать определение понятия жизни;
характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни .
Опрос
Учение об эволюции
10
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Знать эволюционную теорию Ч. Дарвина;
движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;
доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические
вид, его критерии;
популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции;
формирование приспособлений в процессе эволюции.
Уметь

объяснять

родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп)
Опрос,
тест.
Происхождение человека
5

Основные понятия:


Антропология, антропогенез.


Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Знать факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных;
движущие силы антропогенеза: биологические и социальные;
этапы антропогенеза
расы, их краткая характеристика Уметь

объяснять

родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе
Опрос,самостоятельнаяработа.
Основы экологии
13
Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки биологических объектов: популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
Сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Уметь

объяснять:

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

выявлять

изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

анализировать и оценивать

воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Опрос,
тест.
Обобщение
5


Тест.

Материально-технические условия образовательного процесса.


№ п/п
Наименование
Количество
1.
Книгопечатная продукция:
Основная литература:
6 класс - И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.:ил
7 класс - В.М. Константинов, В.Б. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф,2013.
8 класс - Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" М., Вентана-Граф, 2012год.
9 класс - И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. «Основы общей биологии» М. Вентана – Граф. 2013.
Дополнительная литература: Р.П.Суровцева «Задания для самостоятельных работ»

У каждого ученика
2.
Печатные пособия:
тесты по биологии, таблицы по курсу «Ботаника», «Биология», «Человек»
15
3.
ТСО:
а) компьютер;
б) проектор;
в) экран;
1
1
1
4.
Экранно-звуковые: СД-диски
5
5.
Оборудование:
а) наборы гербарий;
б) влажный препарат: клубеньковые бактерии.
в) микроскоп;
г) микропрепараты.

1
14


1
4 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат