Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства

Дёгтев Иван Олегович
МОУ Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
Учитель изобразительного искусства

Совершенствование методик преподавания


изобразительного искусства



Целью преподавания изобразительного искусства в школе признается формирование и развитие конкретно-образного мышления. Для дальнейшего развития темы следует уточнить, что же все-таки понимается под конкретно (наглядно) образным мышлением. «Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.»1
Поэтому говоря о современной методике преподавания дисциплин входящих в область пластических искусств, следует в первую очередь понимать под этим использование наиболее рациональных средств, методов и приемов, направленных на развитие вышеупомянутого вида мышления. Совершенно неоправданной выглядит попытка составить некую уровневую классификацию видов мышления, поставить какой-либо из его видов на вершину иерархической пирамиды. На противоречия связанные с подобным подходом указывал С. Л. Рубинштейн –« Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления»2. Из этого утверждения вытекает то, что никакая творческая деятельность будь она связана либо не связана с искусством требует от человека развитого конкретно-образного мышления. Таким образом, значение изобразительного искусства как дисциплины преподаваемой в школе трудно переоценить, потому как из выше сказанного становится очевидным то, что преподавание пластических искусств имеет своей целью всестороннее развитие личности, в том числе и интеллектуальное.
Определив терминологию рассматриваемой проблемы, следует выявить методы наиболее рационального формирования и развития художественного мышления.
Известно, что всеобщей формой художественного мышления является художественный образ. «Художественный образ - содержательная форма искусства»3. Именно он основной критерий, мерило художественного произведения. В эстетике принято выделять иносказательность, метафоричность художественного образа, в котором одно явление раскрывается через другое. Иначе говоря, первостепенной задачей на пути к формированию художественного мышления должно стать овладение учащимися знаниями умениями и навыками, направленными на создание художественного образа. В этой работе особенно важным является учет возрастных особенностей учащихся. Следует понимать, что вряд ли для младшего школьника будет уместным рисование сложных реалистических персонажей в начальной школе. Даже образы старика и старухи выглядят весьма сомнительно в силу того, что дети в этом возрасте еще не открыли для себя не наличие резких носогубных складок не иных возрастных изменений в лице. Иначе проблема овладение образной системой может решаться при помощи рисования образа воды или огня, даже может быть найден образ глаза и примеров подобному в мировой художественной культуре великое множество, достаточно вспомнить око египетского бога Ра. Очень важными при подобном подходе становятся антропоморфные и зооморфные образы. Базой для овладения таковыми может стать мифология, которая заключает очеловечивание, как различных стихий, так и явлений. Сложно вспомнить такую эпоху, в которую бы не существовала аллегория. Эпоха готики в алхимических манускриптах имеет образы серебра и планет. Анализируя развитие мифа в истории человечества нельзя не отметить схожие процессы в развитии изобразительного искусства. Так фетишизм в мифологии находит свое отображение в создании грубых деревянных или каменных идолов фактически не подвергшихся обработке ( Латона на Делосе, Геракл в Гметте, братья Диоскуры в Спарте). В данном примере прослеживается присваивающая стадия развития первобытного общества. К этому времени первобытному человеку свойственен принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорций и дисгармонии. Однако с развитием общества меняются формы первобытного мышления, а вместе с ним изменяется представления и о форме. Развиваясь по восходящей, усложняются процессы формообразования, от простого к сложному, от плоского к объемному. Из вышесказанного становится очевидным то, что процессы формообразования тесно сопряжены с материалом художественного образа. Постепенность развития данной диады мы и постараемся проследить ниже.

  1. стадия

Одними из древнейших и примитивнейших мифов являются мифы о животных, именно в них берут свое начало антропоморфные и зооморфные мотивы. Наиболее известны древнегреческие мифы о Гиацинте, Нарциссе, Кипарисе, Лавровом дереве. Ко времени формирования данной категории мифов изобразительное искусство тяготеет к декоративному началу, проявляясь в наличии ритма, плоскостности, примитивности используемых ракурсов. Однако именно этот период следует считать началом отсчета отхода от фетишизма и освоения выразительных средств изобразительного искусства человеком.

  1. стадия

Космогонические и антропогонические мифы разъясняют происхождение мира, вселенной и человека. Мифы, относящиеся к данной стадии развития, характеризуются, прежде всего, своей включенностью, связанностью с иными мифами которые в совокупности объединяются в эпос разъясняющий происхождение человека и место его в мире. Для этого периода характерна концентрация внимания изобразительного искусства на модели мира, а также на образе человека как его составной единицы. Несмотря на то, что декоративное начало еще очень сильно в создаваемых произведениях, происходит все большая структуризация изображения, стилизация становится основой символико-образного языка.

  1. стадия

Культурный герой – герой просветитель, основной миссией которого является творческое преобразование мира его упорядочивание от состояния хаоса. Культурным героем может выступать не только человек, но также и животное. На более высокой ступени развития культурный герой может эволюционировать до сказочного или эпического героя. Появление культурного героя неизменно приводит к появлению его антипода, зачастую приходящегося братом близнецом, таким образом, происходит формирование дуализма в структуре мифологии. Дуализм (от лат. dualis — двойственный) - учение о том, что во вселенной изначальны две противолежащие основы - добро и зло, дух и материя, постоянно противоборствующие одна другой; система мировоззрений, признающая присутствие в бытии принципа взаимодействия противоположных сил.


Для этого периода характерно сложение монументальных изобразительных и архитектурных форм. Сохраняя целостность свойственную древнейшим культурам, архаика приобретает гуманистические черты. Происходит постепенный разворот в сторону реалистичности изобразительного искусства, концентрации на целостности явлений существ и вещей.

  1. стадия

В мифологии на высокой стадии развития появляются календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Так, к примеру, широко распространен аграрный миф об умирающем и воскресающем боге. Однако следует отметить, что возможности изобразительного искусства еще долгое время не отвечали прогрессивному развитию модели мира. Главным показателем времени в изобразительном искусстве является движение. Поскольку в египетском искусстве нет законов единства места, времени и действия, задача, связанная с протяженностью во времени остается неразрешенной. Только в искусстве Греции появляются первые попытки трактовки времени, время воспринимается как движение вперед, являясь атрибутом движения. К этому моменту относятся первые попытки организации пространства, создания иллюзии глубины, трактовка формы с элементами трехмерности.
Для более наглядного понимания процессов формообразования обратимся к истокам изобразительного искусства, фундаменту изобразительной грамоты. Из чего становится очевидным, что « в изображении животного первобытные люди ограничивались лишь перечислением таких характерных черт, как его органы и конечности, и использовали при этом четкие геометрические формы и модели».4 Таким образом, можно сказать, что ранние стадии развития искусства способствовали появлению простой формы. Важен сам факт вычленения первобытным человеком простейших форм из предметного мира. В данном случае простейшие геометрические фигуры выступают лишь отдельными, разрозненными элементами, своего рода знаковой системой изобразительного искусства. «Точность геометрической формы непосредственно выражает скрытый механизм природы, который в более реалистических вещах представлен косвенным путем в материальных вещах и событиях».5 Выдающийся художник, автор учебной литературы, профессор Готфрид Баммес в своем исследовании формообразования и его изменения на протяжении истории человечества, приходит к выводу о том, что любое произведение пластических искусств вне зависимости от принадлежности к конкретной эпохе или географическому месту расположения, в своей структуре, так или иначе, содержит геометрическую первооснову.
Таким образом, следует говорить, что геометрическая основа пластических искусств – есть единственный возможный язык изобразительного искусства.
Исходя из вышесказанного, обучение изобразительной грамоте должно основываться на освоении учащимися навыков овладения формой от простейших геометрических фигур до сложных объемных тел
В заключение следует несколько обобщить приведенные в данной статье материалы. Знаковой системой изобразительного искусства являются геометрические формы именно по средствам их комбинирования, придания плоскостности либо объемности формируется самая ткань художественного образа, который в свою очередь отображает события вещи и явления окружающей действительности. Свободное владение принципами зооморфизма и антропоморфизма представляют собой основу для формирования художественного мышления. При этом опора на мифологию дает исключительную возможность для соблюдения принципа природосообразности обучения , поскольку возрастные особенности детей исходя из эволюционной периодизации детского изобразительного творчества Ж. Пиаже соответствуют вышеописанным стадиям развития мифов. Иначе говоря, способности учащихся имеют прямое отображение в постепенно усложняющейся структуре мифа. Таким образом, четыре стадии развития художественно-образного осмысления действительности (мифов) могут стать основой для создания программного материала, предлагающего альтернативную современным методику преподавания изобразительного искусства.


1 ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник/ О. В. Кишенкова, Н. Н. Семке. – М.: Эксмо, 2010. – 490с. – (ЕГЭ. Универсальный справочник) Стр. 58

2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 713с.: ил.- (серия «Мастера психологии»). Стр. 335

3 Борев Юрий Борисович. Эстетика. М., Политиздат, 1969. 350с. С илл. Стр. 182

4 Искусство и визуальное восприятие/ Арнхейм. Р. Пер. с англ. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 329 с., ил. Стр. 132

5 Искусство и визуальное восприятие/ Арнхейм. Р. Пер. с англ. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 329 с., ил. Стр. 135
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат