Статья Права аварийно-спасательных служб - Национальный горный университет

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

Статья 6. Права аварийно-спасательных служб



Государственные и коммунальные аварийно-спасательные службы в случае осуществления мероприятий по предотвращению возникновению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий имеют право:

- обследовать с целью профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций объекты и территории, которые ними обслуживаются;

- подавать собственникам предприятий, учреждений и организаций, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предложения по улучшению противоаварийного состояния объектов и территорий и устранение выявленных нарушений требований безопасности;

- отменять собственные согласования планов реагирования на чрезвычайные ситуации или их отдельные позиции в случае несоответствия фактическому состоянию безопасности объекта или территории;

- использовать на договорных началах средства связи, транспорта и прочие материально-технические ресурсы предприятий, учреждений и организаций для спасания людей и выполнения срочных работ или доставки у зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального оснащения и грузов;

- бесплатно и беспрепятственно получать от предприятий, учреждений и организаций, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения возложенных на аварийно-спасательную службу задач;

- беспрепятственного доступа на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

- требовать от всех лиц, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения правил, внедренных установленными мероприятиями безопасности;

Аварийно-спасательные службы, которые создаются общественными организациями, имеют права, предусмотренные абзацами пятым - девятым, а аварийно-спасательной службы, которые создаются предприятиями, учреждениями и организациями, - абзацами шестым - девятым части первой этой статьи, а также права, которые определяются их уставами или положениями о них.

Статья 7. Предоставление дополнительных услуг аварийно-спасательными службами



Государственные и коммунальные аварийно-спасательные службы могут предоставлять по договорам на платной основе дополнительные услуги, которые не противоречат и не мешают их основной деятельности, такого характера:

- противоаварийного назначения;

- которые нуждаются в применении умений спасателей, специальных средств защиты и оснащения;

- по разработке, изготовлении и внедрении оснащения для проведения аварийно-спасательных работ.

Перечень дополнительных услуг, условия их предоставления государственными и коммунальными аварийно-спасательными службами, а также порядок использования полученных за предоставление этих услуг средства определяются законодательством.

4. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПАСАТЕЛЬНОМУ ДЕЛУ


4.1 В соответствии с Государственным реестром [8]

нормативные акты по вопросам пожарной безопасности

подразделяются на:


  1. Общегосударственные

  2. Межотраслевые

  3. Отраслевые

  4. Нормативные акты министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, действия которых распростряняются на подчиненные им предприятия, учреждения, организации

  5. Межгосударственные стандарты по вопросам пожарной безопасности

  6. Государственные стандарты Украины по вопросам пожарной безопасности

  7. Отраслевые стандарты по вопросам пожарной безопасности

  8. Нормативные документы в области строительства по вопросам пожарной безопасности


К числу

общегосударственных нормативных

актов относятся:

  1. Закон Украины «О пожарной безопасности

  2. Правила пожарной безопасности в Украине

  3. Правила пожарной безопасности в лесах СССР, 1987 г.


Межотраслевые нормативные акты

(примеры):

  1. Правила учета пожаров, 1995 г.

  2. Положение о Государственной пожарной охране, 1994 г.

  3. Типовое положение о пожарно-технической комиссии, 1994 г. и др.


Отраслевые нормативные акты:



  1. Правила пожарной безопасности для предприятий угольной промышленности Украинской ССР, 1970 г.

  2. Система водяного пожаротушения. Правила и нормы проектирования. РД 5.5005-80, 1982 г.

  3. Система пенного пожаротушения. Правила и нормы проектирования. РД 5.5481-80, 1982 г.

  4. Система объемного пожаротушения. Правила и нормы проектирования. РД 5.5505-81, 1983 г.

  5. Система углекислого пожаротушения. Правила и нормы проектирования. РД 5.30.031 84, 1985 г. и др.


4.2 Нормативное обеспечение деятельности горноспасательной службы


4.2.1. Государственные нормативные акты

Как система правовых, организационно-технических, медико-профилактических мероприятий и средств, направленных на спасение людей в чрезвычайных ситуациях, возникающих на горных предприятиях, предупреждение и ликвидацию аварий и отдельных их последствий, горноспасательное дело является одной из важнейших составных частей охраны труда. Поэтому деятельность горноспасательной службы в значительной части регулируется государственными нормативными актами об охране труда.

Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП) - это документы, которые действуют как правовые нормы, обязательные для выполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации Украины независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации определенной отрасли (независимо от формы собственности).

Государственные нормативные акты об охране труда кодируются согласно схем приведенных на рис. 1.1 и рис. 1.2.

Группа межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в зависимости от государственных органов, которые их утвердили. Например, 0.00 - Госнадзорохрантруда, 0.03 - Министерство здравоохранения, 0.06 - Госстандарт и т.п.

Группа для отраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение соответственно классификатора, составленного на основе "Общего классификатора отраслей народного хозяйства" Минстата Украины. Например: 1.1.30 - угольная и сланцевая промышленность, 1.1.10 - электроэнергетика, 1.3.10 - химическая промышленность, 5.1.11 - железнодорожный транспорт.

ДНАОП ХХХ - Х.ХХ - ХХ




Сокращенное название нормативного акта

Группа

Вид нормативного акта

Порядковый номер (в границах данного вида)

Год утверждения
Рис. 1.2. Схема кодирования для межотраслевых нормативных актов
ДНАОП ХХХ - Х.ХХ - ХХ




Сокращенное название нормативного акта

Группа соответственно классификатора

отраслей народного хозяйства

Вид нормативного акта

Порядковый номер (в границах данного вида)

Год утверждения
Рис. 1.3. Схема кодирования для отраслевых нормативных актов

Виды государственных нормативных актов об охране труда имеют такое цифровое обозначение:

Правила - 1

Стандарты - 2

Нормы - 3

Положения, уставы - 4

Инструкции, руководства,

указания - 5

Рекомендации, требования - 6

Технические условия безопасности - 7

Перечни, другие - 8

Правила.

Правила безопасности (радиационной, пожарной и т.п.), санитарные правила, правила технической эксплуатации содержат конкретные требования относительно условий (критериев) безопасности, опасных для человека факторов среды, поведения лиц, мероприятий по предупреждению несчастных случаев, заболеваний и аварий. Есть правила которые действуют: в тех или других отраслях промышленности; на отдельных производствах и в других сферах деятельности человека; при выполнении ряда опасных работ (строительные, монтажные, транспортные, взрывные и т.п.); при применении некоторых видов оборудования (подъемного, нефтепроводов, газопроводов, компрессоров, сосудов под давлением, подвесных канатных дорог, трубопроводов пара и горячей воды и др.); при производстве, хранении, транспортировании взрывоопасных и токсичных веществ и др. Например, ДНАОП 1.1.30 - 1.01 - 96. Правила безопасности в угольных шахтах.

Стандарты

по вопросам безопасности труда могут быть межгосударственными, государственными, отраслевыми и для предприятий. Начиная с 1992 г. вводятся в действие государственные стандарты Украины (ДСТУ). Обязательными для выполнения являются также требования безопасности, которые помещаются в других действующих в Украине стандартах по вопросам безопасности труда, на продукцию, работы и услуги.

Нормы.

С таким названием связанный ряд нормативных документов, которые определяют уровень, критерии безопасности, меру потребления или другие правовые отношения человека в сфере обеспечения безопасности его деятельности. Есть нормы комплексные, например "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН-245-71" и дифференцированные, посвященные одному из опасных факторов (нормы радиационной безопасности Украины НРБУ 97) или трудового процесса (Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами).

Нормы могут быть самостоятельным правовым актом, или составной частью интеграционного документа (правил, стандартов, и т.п.).

Нормы регулируют выдачу работникам санитарной, специальной одежды и обуви, а также иных средств индивидуальной защиты, мыла, молока или равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания.

Положения.

Это вид нормативных актов, которые регулируют общественные отношения, содержат регламенты по вопросам безопасности, определяют общие правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности организаций, устанавливают права, обязанности и ответственность работников и др.

Есть положения об органах управления, надзора и контроля, относительно расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, обучения по вопросам охраны труда, наложения штрафов, принятия в эксплуатацию и выдачу разрешений на начало работы объектов производственного и иного назначения, медицинского отбора и т.п.

Уставы

регулируют организационные основы, правила трудового распорядка, действий и поведения некоторых служб и категорий работников в областях повышенной опасности, где нарушение дисциплины или взаимодействий может привести к тяжелым последствиям. Это касается прежде всего пожарной охраны и профессиональных военизированных аварийно-спасательных формирований.

Инструкции, руководства

содержат указания, предупреждения, правила поведения, определяют порядок или способы безопасного ведения работ. Это, например, инструкции: по охране труда для работающих по профессиям; для некоторых видов работ (огневых, земляных, монтажных, при обслуживании электрического и иного оборудования); при работе с опасными веществами; по составлению планов ликвидации аварий; по оказанию первой помощи пострадавшим при авариях в шахтах.

Перечни, списки

содержат систематизированную и исчерпывающую информацию, которая дополняет тот или другой нормативный акт. Перечни могут быть приложением к последнему или отдельным документом.

Имеются перечни: работ с повышенной опасностью; работ, где есть необходимость в профессиональном отборе; профессий, работники которых подлежат медицинскому отбору; тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается работа женщин, несовершеннолетних; списки предприятий, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день; списки N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсии по возрасту на льготных условиях и прочие.

Другие нормативные документы

- это акты президента Украины (указы, распоряжения), постановления Верховного Совета Украины, постановления, декреты Кабинета министров Украины, приказы, директивные письма, распоряжения отраслевых министерств, государственных комитетов, нормативно-правовых органов местной исполнительной власти и местных органов управления в области безопасности и иных субъектов, уполномоченных действующим законодательством. Эти акты издаются в границах компетенции тех или иных органов на основе и во исполнение законов.

В 1995 г. в Украине впервые был создан Государственный реестр межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда (Реестр ДНАОП), в который первоначально было включено более 2600 нормативных актов. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале „Охрана труда". Перечень основных нормативных актов по охране труда, регламентирующих деятельность аварийно-спасательных служб и формирований приведен в конце учебника.

4.2.2 Нормативные акты, регламентирующие деятельность ГВГСС


Постановлением Кабинета министров Украины от 5 ноября 1992 г. №608 на Государственную военизированную горноспасательную службу возложены обязанности по обслуживанию всех угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий угольной промышленности независимо, от форм собственности.

Деятельность ГВГСС регламентируется законами Украины, государственными межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами, а также нормативными актами ГВГСС, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с действующими ДНАОП.

К основополагающим нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность ГВГСС, относятся рассмотренные нами Законы Украины "Об аварийно-спасательных службах", "Горный закон", "Об охране труда", а также "Положение о государственной военизированной горноспасательной службе в угольной промышленности", "Устав ГВГСС по организации и ведению горноспасательных работ", "Устав о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб", "Положение о прохождении службы в ГВГСС", правила безопасности действующие на обслуживаемых предприятиях и другие документы.

"Положение о государственной военизированной горноспасательной службе в угольной промышленности" (постановление Кабинета Министров Украины от 5 ноября 1992 г. № 608 с изменениями и дополнениями от 4 октября 2000 г., № 1508) определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности службы, ее структуру, задачи, права, гарантии социальной защиты личного состава.

"Устав ГВГСС по организации и ведению горноспасательных работ" ДНАОП 1.1.30-4.01.97 содержит свод правил, регламентирующих организацию, последовательность проведения горноспасательных работ, управления этими работами и особые требования безопасности в период спасения людей и ликвидации аварий на объектах, обслуживаемых подразделениями ГВГСС. Устав действует при ведении аварийно-спасательных работ, а также выполнении подразделениями ГВГСС работ неаварийного характера.

"Устав о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб" (постановление Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г. № 1540) определяет сущность дисциплины работников военизированных аварийно-спасательных служб независимо от ведомственной подчиненности, обязанности работников их подразделений, виды поощрений и дисциплинарных взысканий и права командного состава относительно их применения.

"Положение о прохождении службы в ГВГСС" определяет порядок комплектования службы, требования к оперативному составу ГВГСС, режим несения службы в повседневной и чрезвычайной ситуации.

Ряд нормативных документов регламентирует последовательность действий горноспасательных подразделений при ликвидации различных видов аварий, содержит рекомендации по ведению аварийно-спасательных работ в различных условиях, определению параметров пожаров, выбору средств их тушения и др. К таким нормативным документам относятся "Руководство по определению параметров подземного пожара и выбору эффективных средств его тушения", "Руководство по тушению пожаров в тупиковых выработках", "Руководство по применению дегазации при ликвидации горения метана в шахтах", "Руководство по профилактике и тушению активным способом пожаров в выработках, оборудованных ленточными конвейерами", "Рекомендации по организации и ведению аварийно-спасательных работ при проникновении ядовитых веществ в горные выработки шахт" и ряд иных документов.

Нормативными документами регламентируется также производственно-профилактическая деятельность ГВГСС, организация и деятельность вспомогательных горноспасательных подразделений. К таким документам относятся "Положение о производственно-профилактической деятельности ГВГСС на предприятиях угольной промышленности Украины", "Руководство по организации и проведению производственно-профилактической работы подразделений ГВГСС", "Руководство по производству депрессионных и газовых съемок на угольных шахтах", "Положение о вспомогательных горноспасательных подразделениях (ШГС, ВГК)" и др.

Многие вопросы, связанные с деятельностью ГВГСС по обеспечению противоаварийной готовности горных предприятий, составлению планов ликвидации аварий, предупреждению и локализации взрывов, затоплений и др. опасных явлений регламентируются правилами безопасности действующими на обслуживаемых предприятиях и инструкциями к ним. Применительно к угольным шахтам это "Правила безопасности в угольных шахтах", "Инструкция по составлению планов ликвидации аварий", "Инструкция по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли", "Инструкция по реверсированию вентиляционной струи и проверке действия реверсивных устройств вентиляционных установок", "Инструкция по замеру концентрации пыли в шахтах и учету пылевых нагрузок" и др.

Порядок разработки, введения в действие и отмены нормативных актов регламентирующих деятельность ГВГСС регулируется законами и специальными положениями.

4.3 Порядок введения в действие и отмены нормативных актов


Разработка и принятие новых законов является прерогативой Верховной Рады Украины, а государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов - органов государственного надзора и управления. Разработка этих актов осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.1994 г. №135 “О порядке разработки, принятия, пересмотра и отмены государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда”, "Положением о разработке, принятии, пересмотре и отмене государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда" и “Положением о порядке построения, изложения и оформления государственных нормативных актов об охране труда”.

Все нормативные акты, которые действуют и разрабатываются ГВГСС, не должны противоречить законодательству Украины и действующим государственным нормативным актам. К разработке актов привлекаются специалисты НИИГД, МакНИИ, подразделений ГВГСС, других организаций и заведений, к компетенции которых относятся вопрос, специалисты по правовым вопросам, по вопросам пожарной безопасности, представители органов надзора.

Срок пересмотра нормативных актов ГВГСС не может превышать сроков пересмотра государственного акта или типового документа (но не реже одного раза в 10 лет), на основании которого разрабатывался этот акт.

Отмена нормативного акта осуществляется по приказу органа, который утвердил этот акт, в случае разработки и утверждения вместо него иного акта, или если определено, что в дальнейшем использовании акта нет необходимости.

5. Ответственность за нарушение законодательства



Согласно ст. 32 Закона Украины "Об аварийно-спасательных службах" за непрофессиональное проведение аварийно-спасательных работ, намеренное причинение вреда здоровью граждан во время их выполнения, а также окружающей природной среде, материальным и культурным ценностям спасатели несут соответственно дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность

состоит в наложении на виновных лиц за противоправные действия (нарушение дисциплины, невыполнение функциональных обязанностей и т.п.) взысканий в виде выговора или увольнения. Право подвергать работников дисциплинарному взысканию имеет орган, который принимает на работу спасателей. Дисциплинарное взыскание может быть наложено за инициативой органов, которые осуществляют государственный надзор за деятельностью аварийно-спасательных служб. За каждое нарушение может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание.

Административная ответственность

- это разновидность мероприятий государственно-правового принуждения за правонарушения. Применяются такие административные взыскания как штраф и лишение специального права предоставленного спасателю (например, права управление транспортными средствами). Право накладывать административные взыскания имеют должностные лица органов осуществляющих государственный надзор за деятельностью аварийно-спасательных служб.

Материальная ответственность

предусматривает компенсацию убытков, причиненных собственникам, гражданам и государству противоправными действиями спасателей. Материальная ответственность ограничивается определенной частью заработка работника, не должна превышать полного размера причиненного вреда и может быть наложена независимо от привлечения работника к иным видам ответственности.

Уголовная ответственность

реализуется мероприятиями уголовно-правового наказания лиц, виновных в осуществлении правонарушений (преступлений) с высоким уровнем риска и опасности для жизни и здоровья людей. В зависимости от тяжести правонарушения и его последствий могут применяться такие наказания: криминальный штраф, лишение права занимать соответствующие должности, исправительные работы, лишение свободы и т.п. Уголовная ответственность определяется в судебном порядке.

Условия наступления ответственности, виды правонарушений и правила наложения взысканий регулируют Кодекс законов о труде Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс Украины и иные законодательные акты.

В случае проведения аварийно-спасательных работ не аттестованными аварийно-спасательными службами, допуска к ним не аттестованных спасателей должностные лица этих служб несут ответственность в соответствии с законодательством.

Спасатели, которые выполняют свои функции в соответствии с предоставленными им правами и соответственно своих обязанностей, не несут ответственности за причиненные убытки во время проведения аварийно-спасательных работ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра АОТ
Лекция № 3
доц. Алексеенко С.А.

Раздел 2. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ



ТЕМА: «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Для студентов специальности 7.090301 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», специализация:

7.090301.05

«

Охрана труда в горном производстве»




Днепропетровск

2005

ПЛАН ЛЕКЦИИ





  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ЕЁ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИССИИ И ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ

ДРУЖИНЫ



  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО

ВОПРОСАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. 1. Рожков А.П. Пожежна безпека на виробництві. – Київ, 1997.- 448 с.

  2. 2. Рожков А.П. Пожежна безпека: Навчальний посібник для студентів вищих закладів освіти….

3. Закон Украины “О пожарной безопасности ”. – К., 1994

  1. Пожежна безпека. Нормативні акти та іінші документи. Т.1 – Київ: “Основа”, 1997, Т.1 – 560 с.; Т.2 – 448 с.; Т.3 – 448 с.

  2. Правила пожарной безопасности в Украине. К.: “ Укрархбудінформ” 1996. – 214 с.

  3. Типовое положение о специальном обучении, инструктажах и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, 1995 г.

7. Типовое положение о службе пожарной безопасности, 1995 г.

8. Типовое положение о пожпрно-технической комиссии, 1994 г., №521.

9. Положение о добровольных пожарных дружинах (командах), 1994 г., №521.

10. Положение о сельской пожарной охране, 1994 г.

11. Типовое положение о ведомственной пожарной (пожарно-сторожевой) охране, 1995 г.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ЕЁ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Сложность и многообразие задач, связанных с обеспечением противопожарной защиты, предупреждением и тушением пожаров, вызывает необходимость непосредственного участия в этом процессе всех государственных, коммерческих и общественных организаций. В зависимости от назначения и функций эти организации обладают определенными полномочиями и являются отдельными элементами общей системы противопожарной защиты государства. Пожарнная охрана в Украине подразделяется на: государственную, ведомственную, сельскую и добровольную.

Цель и задачи пожарной охраны

Пожарная охрана создаётся в целях защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности от пожаров, поддержания надлежащго уровня пожарной безопасности на обьектах и в населённых пунктах.
Основные задачами пожарной охраны являются:


Государственная пожарная охрана Украины

Состоит из Главного управления Государственной пожарной охраны центрального аппарата, её региональных управлений, отрядов и пожарных частей, а также вспомогательных служб.

Государственная пожарная охрана формируется на базе существующих военнизированный и профессиональной пожарной охраны органов внутренних дел Украины, входит в систему МЧС Украины и осуществляет государственный пожарный надзор.

Она создается в городах, в других населенных пунктах, на промышленных и других обьектах независимо от форм собственности, в порядке установленном Кабинетом Министров.

Государственная пожарная охрана состоит из подразделений, аппарата у правления и вспомогательных служб, а также пожарно-технических учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МЧС Украины. Государственная пожарная охрана является одновременно является самостоятельной противопожарной службой гражданской обороны, а также службой, выполняющей в пределах своей компетенции мобилизационную работу.


Ведомственная пожарная охрана Украины.

На объектах министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, создаются подразделения ведомственной пожарной (пожарно-сторожевой) охраны, которые осуществляют свою деятельность согласно положениям, согласованным с Министерством внутренних дел Украины.

Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие выездную пожарную технику, привлекаются к тушению пожаров в порядке, устанавливаемом государственной пожарной охраной.

Эти подразделения в вопросах подготовки личного состава и организации тушения пожаров руководствуются нормативными актами, действующими в государственной пожарной охране.

Сельская пожарная охрана.

В сельских населенных пунктах, где нет подразделений государственной пожарной охраны, органами местной государственной администрации в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, создаются сельские пожарные команды.

Финансирование и материально-техническое обеспечение сельских пожарных команд осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, отчисляемых предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, в размере 0,1 % от основных и оборотных средств и 3 % средств, выделяемых на новое строительство, отчислений от платежей по имущественным видам страхования на финансирование предупредительных мер, а также за счет пожертвований юридических и физических лиц.

Добровольная пожарная охрана.

На предприятиях, в учреждениях и организациях в целях проведения мероприятий по предупреждению пожаров и организации их тушения могут создаваться из числа рабочих, служащих, инженерно-технического работников и других граждан добровольные пожарные дружины ДПД (команды), Положение о которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

В школах, детских лагерях создаются дружины юных пожарных, действующие на основании Положения, утверждаемого Министерством образования Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины.

Общие принципы организации противопожарной защиты

промышленного предприятия
Согласно действующему законодательству ответственность за содержание промышленного предприятия в надлежащем противопожарном состоянии возлагается непосредственно на руководителя или собственника.

Владельцы предприятий, а также арендаторы обязаны:

  1. Разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, внедрять достижения науки и техники, позитивный опыт в этих вопросах.

  2. Обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора.

  3. В соответствии с нормативными актами по пожарной безопасности разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие документы, действующие в рамках предприятия, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением.

  4. Организовываь обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мероприятий по их обеспечению.

  5. Поддерживать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать использования их не по назначению.

  6. Осуществлять мероприятия по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и использованию для этих целей производственной автоматики.

  7. Проводить служебное расследование случаев пожаров и др.

Следует отметить, что согласно Закону Украины «О пожарной безопасности» предприятия, которые имеют или содержат пожарные команды с выездной пожарной техникой, частично освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а предприятия, выпускающие продукцию противопожарного назначения и оказывающие услуги, связанные с предупреждением и ликвидацией пожаров, освобождаются от уплаты налогов на прибыль в размере объема выполненных работ.

Организация противопожарной защиты промышленног предприятия осуществляется по схеме, показанной на рис.2.

Для создания действенной системы противопожарной защиты руководитель (собственник) предприятия, согласно нижеприведенной структуре должен осуществлять следующие организационные мероприятия:

Система противопожарной защиты предприятия обеспечивает достижение своей цели только тогда, когда работает эффективно.


4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством государственной пожарной охраной в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Органы государственного пожарного надзора не зависят от каких-либо хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления.

Контроль за выполнением правил пожарной безопасности при проектировании, техническом переоснащении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов иностранных фирм и совместных предприятий регулируется действующим законодательством или условиями, предусмотренными договорами сторон, если они не противоречат действующему законодательству.

На объектах частной собственности органы государственного пожарного надзора в соответствии с возложенными на них задачами:

Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Контроль за деятельностью ведомственной, сельской и добровольной пожарной охраны осуществляют министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, руководители предприятий, учреждений и организаций, органы государственной пожарной охраны, местные органы государственной исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления.

Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.
5. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН УКРАИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.


  1. Обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и иной деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций.

Обеспечение пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации.

Обеспечение пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиронанимателей и собственников, а в жилых домах частного жилищного фонда и других сооружениях, на дачах и садовых участках – на их собственников или нанимателей, если это обусловлено договором найма.


  1. Обязанности государственных органов по обеспечению пожарной безопасности.

Центральные органы государственной исполнительной власти, Совет Министров Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления в пределах своей компетенции организуют разработку и внедрение в соответствующих отраслях и регионах организационных и научно-технических мер по предупреждению пожаров и их тушению, обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины (МЧС Украины):

Решения Министерства внутренних дел Украины по вопросам пожарной безопасности, относящимся к его компетенции, обязательны для органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и граждан.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра АОТ


Лекция №4

Доц. Алексеенко С.А.

Раздел 2. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Общегосударственных нормативных