Связная речь - Русский язык математика история этика природоведение география естествознание изобразительная деятельность


Связная речь


      Диалог. Анализ диалогов в художественных произведениях (связь с уроками литературного чтения). Формирование умений отвечать на вопросы и задавать их в соответствии с ситуацией общения; умение переключаться с позиции слушающего на позицию говорящего.
      Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы; постановка и запись вопросов в соответствии с данными ответами; постановка и запись нескольких ответов на один вопрос.
      Составление и запись диалогов с учетом речевых ситуаций и задач общения. Составление и запись различных по содержанию диалогов в рамках одной речевой ситуации в зависимости от задач высказывания.
      Монолог. Составление и запись различных видов записок в разговорном стиле (записки-приглашения, записки-напоминания, записки-просьбы, записки-сообщения).
      Составление и запись небольших рассказов разговорного стиля на основе личных впечатлений: о просмотренном кинофильме; о видеоклипе; о прочитанной книге и т. д. (по предложенному или коллективно составленному плану).
      Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме (заголовку) и опорным словам.
      Написание объявлений о покупке-продаже, находке-пропаже с включением описания предметов или животных в деловом стиле.
      Составление загадок на основе использования образных сравнений и сопоставлений.
      Продолжение сказки по данному началу и опорным словам с предварительным разбором содержания и языкового оформления.
      Изложение текста художественного повествования.
      Изложение текста художественного описания животного с предварительным разбором всех компонентов текста.
      Сочинения-описания животных с элементами художественного стиля по личным наблюдениям, опорным словам и предложенному плану.
      Составление личных писем с включением художественного описания животного.

Основные требования к умениям учащихся


      1-й уровень
      • вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
      • выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);
      • выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому или художественному) с точки зрения задач общения и использования языковых средств (с помощью учителя);
      • пользоваться орфографическим словарем. Применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно;
      • писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и др.) после предварительного разбора;
      • писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного анализа всех компонентов (80—90 слов);
      • писать сочинения повествовательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа всех компонентов (80—90 слов).
      2-й уровень
      • принимать посильное участие в составлении диалогов;
      • распознавать повествование и описание;
      • пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя);
      • писать изложение несложных повествовательных или описательных текстов (до 50 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления;
      • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
      • составлять и записывать предложения и короткие тексты повествовательного характера (40—50 слов) на заданную речевую тему по опорным словам, предложенному плану, по серии картин или по одной картине.

11 КЛАСС


(68 ч в год, 2 ч в неделю)


Речевое общение


Речь. Речевая деятельность


      Значение речи в жизни людей. Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование деятельности, влияние на поступки и чувства людей).
      Речь как средство общения. Закрепление и обобщение знаний об основных признаках речевой ситуации: кому? — зачем? — о чем? — как? — при каких условиях?.. я буду говорить (писать), слушать (читать).

Высказывание. Текст


      Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог.
      Диалог — дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков, морально-этические темы. Анализ диалогов литературных героев, построенных на выражении различных точек зрения. Формирование умения выражать собственное мнение и воспринимать противоположную точку зрения.
      Определение темы и идеи диалогических и монологических высказываний на основе анализа их содержания, по заголовку, по опорным словам. Темы широкие и узкие.
      Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
      Структура текстов разных типов. Сопоставление и сравнение структуры текстов разных типов по содержанию и назначению. Нахождение в текстах литературных произведений фрагментов текстов определенного типового значения (повествование, описание, рассуждение) и выявление их структуры. Смысловые связи между частями текста. Языковые средства связи частей текста.
      Монолог. Высказывания разговорного, художественного, делового и научного стилей речи. Соединение стилей речи в рамках одного текста.
      Повествование в деловом стиле — аннотация, без введения термина, автобиография.
      Повествование в художественном стиле (рассказ о невыдуманных событиях; рассказ о себе). Описание места и человека в художественном стиле. Сравнительное описание предмета в художественном стиле. Отзыв о прочитанной книге (с элементами рассуждения).

Язык как средство общения


Слово. Текст


      Слово и его значение. Оценочная и эмоциональная лексика. Изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы и антонимы, их роль и значение, без введения терминов.
      Канцеляризмы.
      Состав слова. Работа над нормами словообразования. Упражнения в словообразовании с помощью приставок и суффиксов. Роль приставок и суффиксов для образования новых слов и выражения новых оттенков значений слов.
      Применение изученных правил на письме.
      Слово как часть речи. Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах различных типов и стилей.
      Ознакомление (на практической основе) с ролью междометий как служебных частей слова.
      Обобщение знаний об основных грамматических признаках изученных частей речи в связи с анализом и составлением текстов определенного типа и стиля речи.
      Использование существительных для составления образных сравнений и определений.
      Использование прилагательных для образного и выразительного описания предмета, места, характера человека в художественном стиле.
      Использование глаголов, передающих последовательность совершаемых действий, при составлении повествований.
      Использование частиц в текстах разговорного и художественного стилей.
      Использование междометий с целью передачи различных чувств в текстах разговорного стиля.
      Редактирование предложений с целью устранения неверной временной соотнесенности глаголов в текстах повествовательного типа.
      Применение на письме изученных орфографических правил (с  помощью учителя или самостоятельно).

Предложение. Текст


      Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в различных текстах.
      Составление простых предложений с однородными членами и с союзами

а,

но,

с повторяющимся союзом

и

при составлении сравнительного описания двух предметов в художественном стиле. Знаки препинания при однородных членах.
      Использование вопросительных частиц (

неужели, разве, ли

(

ль

)) и восклицательных частиц (

что за, как

) в предложениях, различных по интонации.
      Сложное предложение с союзами

а, и,

но

при составлении сравнительного описания двух предметов. Постановка знаков препинания в сложном предложении.
      Составление сложных предложений с союзами

что, чтобы, так как, потому что, в связи с

тем, что

и т. д. Использование этих союзов в текстах-рассуждениях. Знаки препинания в сложных предложениях.
      Составление сложных предложений со словами

дело в том, что; объясняется это тем, что.

Использование этих союзов при составлении текстов-рассуждений с целью объяснения или доказательства.
      Редактирование предложений с целью устранения неправильного порядка слов, неоправданного повтора существительного как средства связи предложений. Использование наречий, местоименных и синонимических замен для связи предложений в тексте.

Связная речь


      Анализ текстов различных типов и стилей с точки зрения смысловой целостности и языковой связности.
      Изложение текста художественного описания животного с элементами рассуждения с предварительной отработкой всех компонентов текста.
      Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам и предложенному плану.
      Изложение текста-описания характера героя с элементами рассуждения после предварительной отработки всех компонентов текста.
      Изложение текста сравнительного описания героев на основе анализа литературного произведения с предварительным анализом всех компонентов текста.
      Изложение текста автобиографии в художественном стиле по предложенному плану, опорным словам и словосочетаниям.
      Составление текстов просьб-заявлений: о приеме или увольнении с работы; о предоставлении материальной помощи, очередного (внеочередного) отпуска и т. д.
      Аннотация на прочитанную книгу с элементами сжатого изложения по предложенному плану.
      Отзыв о прочитанной книге с элементами рассуждения, по предложенному плану и опорным словам.
      Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану.
      Сочинение-описание характера человека с элементами рассуждения по опорным словам и плану.

Основные требования к умениям учащихся


      1-й уровень
      • отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
      • определять цель своего высказывания и выбирать тип текста в соответствии с его целью;
      • определять стиль своего высказывания и выбирать необходимые языковые средства (слова, словосочетания, предложения), уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);
      • находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
      • писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100  слов);
      • оформлять все виды изученных деловых бумаг;
      • писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения в художественном стиле (в художественно-разговорном) после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80—90 слов).
      2-й уровень
      • принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
      • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану и опорным словам;
      • использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективно составленного алгоритма;
      • писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50—55  слов) после предварительной отработки всех компонентов текста;
      • составлять и писать небольшие по объему сочинения (не более 50  слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, по опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

1 Систематизация и обобщение знаний о средствах языка проводится в связи с работой над конкретным типом и стилем речи.
 
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат