Т. П. Урбанович Associazione Manuali di Teologia Cattolica Lugano «Христианская Россия» - страница 24

^

3. Конфирмация как священный знак


Мы уже отмечали, что учением Церкви определено все, что касается совершителя Конфирмации, самого чина и словесной формулы. Попытаемся пояснить значение каждого из перечисленных элементов, учитывая также и те составляющие чина, которые сейчас не относятся к самым существенным, но сыграли неоспоримую роль в его истории.
^ Преподающий таинство
Что касается служителя таинства Конфирмации, то здесь можно обнаружить полярные и противоречащие друг другу точки зрения. Одни считают неправильной западную традицию, согласно которой совершение обряда Конфирмации предоставляется исключительно епископу, так что священник в обычном порядке до этого не допускается. Другие полагают, что епископ является не просто совершителем тайнодействия, но что его присутствие входит в самый знак, так что без него совершение таинства не действительно. При таком расхождении мнений единственно верным критерием является связь с преданием и учением Церкви, как они изложены выше. Предание и учение глаголют, что в обычном порядке совершителем обряда таинства Конфирмации является епископ, а пресвитеры не могут его совершать в силу одного лишь своего священства. Они могут совершать Конфирмацию только в экстраординарном порядке, в силу полномочий, предоставленных по общему праву или по особому дозволению компетентных церковных властей.
Теперь нам важно определить, какая роль отводится служителю таинства Конфирмации. Епископ действует от имени Христа и вселенской Церкви, а не просто местной общины, он возглавитель и представитель Божественного спасительного деяния, имеющего источник в Троице и доверенного всему Народу Божию как освященной и освящающей общине. Власть сообщать дары благодати, обретенные Иисусом Христом ценой Своей крови, дана тем, кто посвящением в епископы поставлен главенствовать в Церкви. Епископам принадлежит высшая и окончательная власть управлять раздаянием благодати и служений. Власть принадлежит им не сама по себе, и она может передаваться священникам лишь в экстраординарном порядке. При этом не исключается право на существование молчаливо признанных законных и древних традиций, согласно которым Конфирмацию совершают пресвитеры, тем более что существует практика не отделять совершение этого таинства от Крещения. Понятно, почему теперь, когда епископы не могут всегда возглавлять совершение таинств христианского посвящения, то, по крайней мере на Западе, им было оставлено помазание и возложение рук, отделенные от остальных обрядовых действий: именно потому, что этими жестами «даруется Святой Дух (...) согласно свидетельству Деяний Апостолов (8, 14_7)», как утверждает уже Иннокентий I (DzSch 215).
Поскольку в Конфирмации сообщается Святой Дух и Его дары, делается необходимым и понятным требование, чтобы в качестве ее признанного совершителя выступал епископ, ибо ему принадлежит власть вершить дела, касающиеся единства веры и харизматических даров в Церкви. В самом деле, Святой Дух «раздает среди верующих всех положений также особую благодать, которой Он делает их способными и готовыми к принятию многообразных дел или служений, нужных для обновления и дальнейшего созидания Церкви. (...) Но суждение об их подлинности и правильном употреблении принадлежит предержащей церковной власти, именно которой надлежит Духа не угашать, но все испытывать и доброго держаться (ср. 1 Фес 5, 12. 19_21)» (LG 12). Суждение о подлинности и об использовании даров Святого Духа допустимо для Апостолов и их преемников, поскольку через высшую степень таинства Священства им дарована власть сообщать и определять Божественные дары, харизматические в том числе (ср. LG 7). Таким образом, имеется особая причина признавать лишь за епископом право сообщать дар Святого Духа в Конфирмации. Этот дар полностью и окончательно воцерковляет нас, вводит в Церковь как ее членов. А такое возможно лишь при посредничестве того священнослужителя, которому в Церкви принадлежит высшая власть и ответственность.
^ Принимающий таинство
Лишь тот, кто крещен, и никто иной, может пройти Конфирмацию, причем без каких-либо возрастных или прочих ограничений. Ведь Предание оставило нам свидетельства такого рода, то есть о допущении к таинству без ограничений, кроме тех, которые необходимы для его действительного и плодотворного принятия. Говоря точнее, в отношении принимающего таинства Церковь озабочена двумя обстоятельствами. Во-первых, чтобы человек приступал к таинству в возрасте разумения, когда он может, имея выбор, в определенной мере осмыслить особое спасительное действие Конфирмации и жить церковной жизнью, участвуя в ней в меру своих возможностей. Во-вторых, чтобы, ввиду необходимо сти полного воцерковления, человек приступил к таинству, как только это возможно. Церковь всегда понимала важность того, чтобы посвящаемый не оставался лишенным благодати и даров, которыми Христос хочет снабдить нас, дабы мы были сильными и действенными членами Церкви, способными свидетельствовать о Нем в мире. При Конфирмации же Святой Дух, навсегда дарованный Церкви в день Пятидесятницы, передается всем ее членам в соответствии со щедростью самого Духа и расположением людей.
Для законного и плодотворного принятия дара Духа всегда необходимо состояние благодати, полученное в Крещении или восстанов ленное, при необходимости, в таинстве Покаяния.
^ Чин таинства
Апостолы передали дар Святого Духа через молитву и возложение рук (ср. Деян 8, 14_7; 19, 1_6). Этот жест, известный уже и в Ветхом Завете, мог знаменовать благословение, призывание Божественной помощи, передачу благодати или Божественного дара; он мог исцелять (ср. Мф 9, 18). Он мог быть также обрядом посвящения человека какому-нибудь особому общественному предназначению (ср. Деян 6, 6), посвящения Богу новых благовестников, избранных и посылаемых Святым Духом (ср. Деян 13, 2_4). Выбирая этот жест для знаменования передачи мессианских даров Духа, Апостолы устанавливают и определенным образом закрепляют его особый смысл, прежде всего, с помощью раскрывающей его содержание сопроводительной молитвы. Возложение рук, особенно в Римской Церкви, приобретает также значение передачи людям даров Духа Святого от тех, кто обладает ими в Церкви и является хранителем спасительных средств, установленных Христом.
Греческая традиция почти сразу же избрала знаком передачи дара Духа помазание миром ( myron ). В Ветхом Завете к помазанию прибегали для посвящения в священники и цари на основании 133 псалма; теперь оно знаменует мессианское благословение и дары Духа Мессии (Помазанника), каковые, будучи преподаны священнослужителем, имеющим на то власть, пронизывают новокрещеного и окончательно посвящают его служению Христу. Помазание приобретает также значение обряда, уточняющего и дополняющего, вместе с Евхаристией, воцерковление ученика Иисуса Христа. Благодаря дару Духа, полученного в помазании, христианин получает все потребное для того, чтобы быть свидетелем Христа и являть Его в мире.
Нынешняя словесная формула в чине Конфирмации указывает на то, что крещеный получает печать Духа Святого. Подобно тому, как Авраам получил знак обрезания, как печать праведности через веру, (ср. Рим 4, 11), как Отец положил Свою печать на Сына (ср. Ин 6, 27), так же и крещеный получает печать дара Духа Святого; тем самым он уже отмечен и обозначен как раб Иисуса Христа в Церкви, как усыновленный Богу, который призван вести соответствующую жизнь и в полной мере наделен Божественными дарами. Плоть его несет на себе знак, отпечаток, мету принадлежности к мессианскому царству, которое здесь, на земле, осуществляется в Церкви.
Видимый знак — действие и формула, как о них передает Священное Писание, Предание и учение Церкви, свидетельствуют о неприемлемости мнения, согласно которому в таинстве Крещения лишь упраздняется дурное, отпускаются грехи, тогда как все благое подается только через Конфирмацию. Ведь уже в Священном Писании справедливо говорится о Крещении Духом, и уже в Крещении имеет место действие Духа, как мы это видели. Так же неверно и то, что Крещение это пребывание, жизнь во Христе, а Конфирмация — в Духе. Всякое таинство имеет полноценную связь с Троицей: оно происходит из спасительного замысла Отца, из Тайны, скрытой в веках, а теперь открывшейся; оно уподобляет нас Сыну, созидает нас по Его образу и завершается в Духе, пребывающем в нас и делающем нас храмом Божиим. Нет, следователь но, такого таинства, в котором бы не принимали участие все Божественные ипостаси, но так же верно и то, что каждая действует особым, свойственным ей образом, проявляя свои особенности и собственное действие в истории Спасения. Чин Конфирмации, первоначально совершавшийся вместе с Крещением и Евхаристией в едином богослужении, а затем отделенный от них, но постоянно перекликающийся с ними, особенно с Крещением, показывает, что никакое таинство не задумано независимым или просто соседствующим с другим, но каждое дополняет другое сообразно единению с Троицей и с Телом Христовым на земле. В этом ключе следует понимать соотношение Конфирмации с Крещением и другими таинствами.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат