Технология составления плана воспитательной работы с классом

Технология составления плана воспитательной работы с классом


1. Определение специфики класса, обоснование целей и задач воспитательной работы.

2. Анализ неудач в воспитательной работе с классом в прошлом году.

3. Определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем году.

4. Обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом.

5. Учет и анализ индивидуальных особенностей детей.

6. Определение специфики работы с родителями.

7. Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы.

Шаг 1.



Определение специфики класса, обоснование целей и задач воспитательной работы

Классному руководителю, приступившему к планированию воспитательной деятельности с классным коллективом, необходимо умение видеть специфику его класса, умение обосновать цели и задачи воспитательной работы.


Образец оформления.

Класс, в котором учитель начинает свою деятельность в роли классного руководителя, не знаком ранее, но через несколько дней знакомства, а также опираясь на беседы с учителем начальных классов, выпустившим класс, уже можно представить себе, в значительной степени, его специфику.

Класс может оказаться более или менее дружным. Ребята могут быть доброжелательны друг к другу. С точки зрения воспитанности, навыков культуры поведения и организованности учащихся положение в классе может относительно благополучным. В любом классе есть группа ребят, недостаточно дисциплинированных, шумных, неорганизованных, не умеющих сдерживать своих эмоций.

Познакомившись с классом, вы увидите, что большинство учеников в нем активны по натуре, обладают достаточными творческими возможностями.

Конечная цель, которую ставит перед собой классный руководитель- воспитание личности в ребенке:

-способная самостоятельно строить свою жизнь;

-умеющая взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие;

-стремящаяся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает;

-испытывающая гордость за свой город (село), уважение к его истории, культуре;

-обладающая гражданской позицией, чувствующая сопричастность к судьбе страны.

Это цель определяет все ваши годы совместной работы.

Задачи на год, которые я поставила перед собой, более конкретны:

-создание хорошей учебной атмосферы, помощь детям в трудный период перехода из начальной школы в среднюю;

-развитие познавательных интересов, что обусловлено любознательностью моих школьников;

-формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения, что предопределено возникающими конфликтами и проблемами с дисциплиной в классе;

-формирование традиций в классном коллективе - это связано с тем, что коллектив новый, а, кроме того, вы можете рассчитывать на помощь в этом деле со стороны своих старших воспитанников;

-развитие творческих способностей, определяющих активность детей.


Шаг 2.



Анализ неудач в воспитательной работе с классом в прошлом году


Начиная составлять план, необходимо опираться на анализ воспитательной деятельности в предыдущем году, попытаться определить успехи и неудачи в своей работе. При этом мы чаще говорим о наших успехах, чем о неудачах. Но обращение к неудачам более важно, так как невозможно без этого определить свои дальнейшие шаги. Анализ неудач дает возможность понять, где и что мы не учли.

Образец оформления.

Одной из задач работ было формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения. Классные часы, например, «Умей себя вести в обществе», «Как сберечь свое время и время своих товарищей на уроке», индивидуальные беседы с учащимися, работа с родителями способствовали решению этой задачи. В результате - учащиеся стали более дисциплинированными, значительно меньше стало замечаний учителей. Однако эту задачу нельзя считать окончательно решенной, т.к. остается еще группа ребят, вызывающих беспокойство, способных мешать учебному процессу. В определенном смысле- это неудача в воспитательной работе классного руководителя. Поэтому данная задача остается и на следующий год.

Планируя работу на текущий учебный год, необходимо представить себе, как избежать подобных неудач в дальнейшем. Пути решения, прежде всего в организации педагогического руководства самовоспитанием учащихся. Только поставив перед конкретным учеником конкретную задачу формирования навыков сознательной дисциплины и изо дня в день помогая ребенку формировать эти навыки, можно добиться успеха. Возможны и другие пути. Такие, например, как приглашение ученика на совет профилактики, но как показывает опыт, индивидуальная работа с каждым значительно полезнее и эффективнее.

Есть и другая неудача. При всем том, что в классе начал формироваться дружный коллектив, есть несколько учеников, которые упорно не хотят участвовать в общественной жизни, в общих делах. Можно попытаться преодолеть эту неудачу разными путями: индивидуальными заданиями, конкретными творческими поручениями. Хочется надеяться эту задачу решить также...

Шаг 3.



Определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем году


Таких проблем может возникнуть достаточно много, и иногда их бывает трудно предвидеть. Именно поэтому необходимо вести постоянное педагогическое наблюдение, поддерживать контакт с учителями, родителями, вести постоянную индивидуальную работу - образно говоря, держать руку на пульсе, чтобы вовремя почувствовать первые признаки неблагополучия и найти верные пути решения проблем. Описание этих проблем не является обязательной составной частью плана, они как бы остаются за скобками, но не учитывать их нельзя, поэтому предвидеть их заранее есть высший пилотаж.

Образец оформления.

Одна из проблем- это проблема взросления. Дети растут - падает интерес к учению, поэтому надо усилить работу, связанную с учебной мотивацией, с развитием познавательных интересов, с созданием ситуации успеха в учебной работе для каждого ученика.

С взрослением же связана ожидаемая проблема взаимоотношения мальчиков и девочек, а также проблема формирования здорового образа жизни. Решение этих проблем можно найти в организации бесед с психологами, в приглашении медработников с целью пропаганды здорового образа жизни, личный пример.



Шаг 4.



Обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом


Определив воспитательные задачи для своего класса, планируем формы деятельности, которые позволяют решить эти задачи. Такой подход к планированию позволяет избежать подбора воспитательных мероприятий по принципу удобства их проведения или красных дат календаря. Приходится иногда по-новому смотреть на уже давно известные формы работы.

Среди них могут быть:

дискуссии;

работа по группами; КТД;

олимпиады; мозговой штурм;

игры;

праздники;



классный час и т.д.

Правильный подбор способов и средств воспитывающей деятельности и умение облечь это в увлекательную форму определяет успех и эффективность воспитывающей деятельности, то есть позитивную динамику продвижения к своей главной цели.


Шаг 5.



Учет и анализ индивидуальных особенностей детей


Каждый ребенок - индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой. Поэтому настоящий мастер не начнет составлять план воспитательной работы абстрактно, не видя перед собой своих детей, не учитывая их индивидуальных особенностей, не анализируя то, как слово наше отзовется в каждом ребенке. План приобретает силу, глубину и интерес только тогда, когда при его составлении учитываются интересы, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Пример из практики.

В классе достаточно активных, подвижных ребят, поэтому можно им предложить дела, которые помогают им выработать усидчивость, для тех же, кто не уверен в себе, - создать ситуацию успеха.

Например, ученица Аня Т., тихая, скромная девочка. Она никогда не проявляет активности, всегда остается в тени. Но у нее есть хобби. Она занимается танцами. На классных праздниках она демонстрировала свой талант, но выйти на школьную сцену не решалась. Во многих школах существует конкурс «А ну-ка, девочки!». Ане можно предложить принять участие, понимая, что согласие получите не сразу. Однако, после долгого подготовительного периода (визитка, костюмы, сценарий…)- призовое место у класса и определенный успех у девочки.

Второй пример: ученик Максим И. увлечен космосом; участвует в олимпиаде по физике и астрономии, но рассказать о своем увлечении публично не решается, значит, необходимо уговорить его подготовить классный час или викторину ко дню космонавтики. И таких примеров у любого классного руководителя предостаточно.

Шаг 6.



Определение специфики работы с родителями


Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель. И хотя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не последнюю роль.

Пример из практики.

Специфика работы с родителями определяется тем, что состав родителей класса может быть достаточно благополучный: уделяется должное внимание ребенку, образовательный и интеллектуальный уровень родителей достаточно высок.

Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Работу с ними надо начинать с того, что на первом родительском собрании предложить своеобразную памятку «Как добиться успеха в воспитании своих детей»:


Уважаемые родители!



Вы хотите быть успешными в воспитании своих детей? Добиться успеха вам, вероятно, помогут следующие советы:

Дети учатся тому, чему их учат.

Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим.

Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни.

Следует приучать ребенка к самоконтролю.

Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.

Наибольшая неразбериха с наказаниями возникает из-за неудачных попыток родителей правильно очертить границы дозволенного.

Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.

Высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться почувствовать то, что чувствует он.

Помните, что некоторые вещи в жизни гораздо важнее, чем успехи в учебе. Одна из них - самооценка человека, его отношение к себе.

Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.
Обсуждение памятки на первом родительском собрании поможет хотя бы в какой-то степени сформировать единые взгляды на воспитание.

Затем можно предложить родителям анкету, в которой необходимо указать, в каких делах класса они могут принять активное участие. На основе этой анкеты составить план участия родителей во внеурочной жизни класса. Реализация этого плана может дать очень многое. Родители не только традиционно смогут помочь в проведении экскурсий, вечеров, праздников, но и будут являться активными участниками культпоходов, поездок, вечеров отдыха, творческих дел.

И еще есть один принцип работы с родителями. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный поступок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом бережно и тактично.

Шаг 7.



Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач



воспитательной работы


Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей (прогнозируемого результата) и реально достигнутого результата. Эффективность воспитательной работы изучается, чтобы можно было внести коррективы в действия, в организацию дел с учетом поставленных целей и задач.

Образец оформления.

Критерии оценки реализации целей и задач воспитательной работы:

-Хорошее отношение учащихся, родителей к школе, классу, друг к другу.

-Сформированность у школьников учебных интересов, уважительное отношение к традициям.

-Ученики находят в школе дело по душе.

-Удовлетворение запроса учащихся по различным направлениям дополнительного образования.

-Удовлетворенность педагогов работой, учащихся - учебой, родителей - детьми.

-Удовлетворенность классными и школьными мероприятиями. Наличие и результативность самоуправления.

Способы оценки реализации целей и задач воспитательной работы:

-Индивидуальные беседы.

-Социометрия.

-Анкета «Я познаю себя».

-Тест «Размышляя о жизненном опыте».

-Анкета «Удовлетворенность школьной жизнью».

-Опросник «Классный коллектив глазами его членов».

-Анкета «Изучение межличностных отношений».

-Анкетирование родителей на родительском собрании.

-Обмен мнениями с учителями-предметниками.

Несмотря на разнообразие способов, самым эффективным способом оценки является метод наблюдения во времени. Наблюдая детей в общении, в определенной деятельности, будь то учебная, игровая, досуговая, мы, безусловно, видим индивидуальный рост каждого ребенка, приобретение им новых, жизненно важных навыков, совершенствование черт характера, а это и есть наивысший результат нашей воспитывающей деятельности.

Заповеди класса

Люби свою школу. Бери все от нее хорошее.

Не говори плохо о людях.

Помоги своему товарищу в учебе.

Учись дружить и будь в дружбе верным.

Умей с сочувствием относиться к несчастью других.

Умей подавлять в себе плохое настроение.

Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.

Научись быть красивым.

Научись быть здоровым и жизнерадостным.

Учись понимать природу. Кто не любит природу – тот не любит себя.

Учись думать.

Постарайся познать свое «Я».

Календарь знаменательных дат


Сентябрь

01.09. - День Знаний.Всемирный день мира

02.09. - День российской гвардии

08.09. - День воинской славы России. День Бородинского сражения

09.09. — Всемирный день красоты

12.09. - Международный день памяти жертв фашизма

18.09. - День работников леса

27.09. - Международный день туризма



Октябрь

01.10.- Международный день пожилых людей.Международный день музыки

05.10.- Международный день учителя

09.10. - Всемирный день почты

14.10.- Покров Пресвятой Богородицы

16.10.- День работников дорожного хозяйства

27.10. - Всемирный день туризма

Ноябрь

03.11 – Международный день науки

10.11 – День милиции .Всемирный день молодежи

17.11 – Всемирный день студентов

20.11 – Всемирный день ребенка .День ракетных войск

21.11 – Всемирный день приветствий

24-30.11 – Всемирная неделя «Театр и дети»

27.11 - День Матери



Декабрь

10.12 – День прав человека

11.12 – Всемирный день детского телевидения

12.12 – День Конституции



Январь

01.01 – Новый год Рождество

07.01 – Христово

11.01 – День заповедников и национальных парков

13.01 - День Российской печати

25.01 – День студентов. Татьянин день



Февраль

08.02 – День Российской науки

14.02 – День святого Валентина. День влюбленных

21.02 – Международный день родного языка

23.02.- День защитников Отечества

Март

08.03. - Международный женский день

19.03. - День работников торговли, бытового обслуживания

21.03. - Всемирный день Земли Всемирный день поэзии

22.03. - Всемирный день водных ресурсов

27.03.- Международный день театра



Апрель

01.04. - День смеха

02.04. - Международный день книги

07.04. - Всемирный день здоровья

12.04. - День космонавтики

18.04. - Международный день памятников и исторических мест

22.04. - Всемирный день Земли

Май

01.05. - День Весны и труда

03.05. - День солнца

07.05. - День радио

09.05. - День Победы

15.05. - Международный день семьи



18.05.- Международный день музеев

24.05. - День славянской письменности и культуры
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат