Тема 1. Предмет, задачи и методология религиозной педагогики. Основные категории религиозной педагогики (2 ч. л.)

Тема 1. Предмет, задачи и методология религиозной педагогики. Основные категории религиозной педагогики (2 ч. л.).


(Вводная лекция)


Вводное занятие дает первое целостное представление об учебной дисциплине и ориентирует обучающегося в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит обучающихся с целью и назначением курса, его ролью, местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор дисциплины, ее структура. Делается акцент на связи имеющихся у обучающихся знаний и получением теоретических знаний и практических навыков по дисциплине с будущей профессиональной деятельностью магистра.
На вводном занятии излагаются методические и организационные особенности работы в рамках дисциплины, приводятся предусмотренные виды учебной деятельности и образовательные технологии, анализируется учебно-методическая литература, рекомендуемая студентам, уточняются сроки и формы отчетности.

Соотношение светской и религиозной педагогической мысли.



Понятийный аппарат темы: наука, цель науки, объект, предмет науки, воспитание, образование, развитие, педагогический процесс, принципы, методы, формы обучения, средства обучения, закономерности.

Тема 2

.

Место религиозной педагогики в системе педагогических наук (1ч.л.)


Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей, но постепенно сфера ее применения расширялась и педагогика превратилась в систему наук.
В настоящее время, педагогика – многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Педагогика включает в себя совокупность педагогических дисциплин.

Задачи религиозной педагогики



    1. Научное обоснование развития системы религиозного образования, содержания образовательного процесса.

    2. Исследование сущности, структуры, функций религиозно-педагогического процесса.

    3. Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей духовно-нравственным основам.

    4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    5. Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей любого возрастного периода.

    6. Исследование нравственного облика, особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его личностного и профессионального мастерства.

    7. Разработка методологических проблем религиозной педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

 

Тема 3

.

Этапы развития педагогической науки. Основные черты воспитания в разные эпохи (1ч. л.).


1. Воспитание и обучение в Древнем мире:
- школа и воспитание в Месопотамии (Междуречье)
- обучение и воспитание в Древнем Египте
- школа и педагогические представления в Древней Индии
- обучение и педагогическая мысль в Древнем Китае
- воспитание и обучение в Древней Палестине
2. Античная Греция (Спарта и Афины)
3.Древний Рим и Римская империя
4. Раннехристианская педагогическая мысль и школа
5. Средневековье. Возрождение и Реформация
6. Эпоха Нового Времени, эпоха Просвещения
7. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе и Северной Америке XIX века
8. Зарубежная педагогика и школа XX века. Современное состояние педагогической мысли.
Основные черты воспитания в разные эпохи:

Тема 4.

Традиции христианской педагогики (2ч.л.).


(Интерактивная форма: проблемная лекция)


Проведение занятия организуется в форме проблемной лекции. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.
Для активного участия в занятии магистранты должны подготовиться к теме: «

Христианский идеал воспитания в современном мире»

и

быть готовы дать ответы на следующие вопросы для последующего сравнительного анализа:

Тема 5. Традиции православной педагогики (2 ч.л.)


Православная педагогика: обучение «из сердца в сердце, из очей в очи»


В основе отношения воспитателя к ребенку в православии лежит свобода, всегда неразрывно связанная с ответственностью. Она предполагает нравственную отчетность за совершенный поступок перед своей совестью и перед Богом. Душе уделяется особое внимание она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Духовное начало реализуется в стремлении к творчеству, являющемуся отличительной чертой человека.
Принцип педоцентричности - ребенок стоит в центре педагогического процесса - обязывает учителя принимать воспитанника таким, каким его создал Творец. А Он печется о каждой душе независимо от умственных и физических способностей человека. Учитель должен руководствоваться принципом достоинства ребенка — венца творения. Призвание педагога состоит в том, чтобы найти к каждому ученику личностный подход, любить каждого в его данности.

- Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей церкви


Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. Понятие об отцах церкви. «Учение двенадцати апостолов», или Дадахэ. Книга «Пастырь» Ерма (40-е годы II века). Послание апостола Варнавы. Послания св. Климента Римского. Послания св. Игнатия Богоносца. Святой Поликарп Смирнский. Святой Иустин Философ. Святой Ириней Лионский.

- Учение отцов и учителей церкви

III

века о воспитании


Отношение христианства к языческому образованию как основная педагогическая проблема III века. Тертуллиан. Святой Киприан, епископ Карфагенский. Климент Александрийский. Ориген.
-

Учение о воспитании в творениях святых отцов

IV

века


Духовное перерождение античного общества в IV веке. Святитель Василий Великий. Святитель Григорий Богослов. Святитель Иоанн Златоуст.
-

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской церкви

.
Роль русских святых в духовной жизни общества. Святитель Филарет, митрополит Московский (жизнь и педагогическая деятельность). Суждения митрополита Филарета о воспитании и образовании. Епископ Феофан, Вышенский затворник (жизнь и педагогическая деятельность). Педагогические воззрения епископа Феофана. Книга «Путь ко спасению». Святой праведный Иоанн Кронштадский (жизнь и педагогическая деятельность). Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского). Взгляды архиепископа Фаддея на воспитание. Учет личностных особенностей воспитанников, определение круга чтения для учителя, личность учителя и его нравственные качества.
-

Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы


Зарождение идеи «чистой философии» и религиозное сознание. Гносеологический дуализм западного мышления. Установление «равновесия» между знанием и верой. Поиск философией своего источника познания. Католическое и протестантское отношение к «независимой» философии. Эллинское язычество и византийское православие. Богословские споры святителя Григория Паламы и Варлаама Калабрийца. Сравнительный анализ А.Ф.Лосевым платонизма и византийского православия.

- Свет естественного разума и христианское обновление ума. Основные идеи христианской гносеологии (анализ В.В.Зеньковского)


Два византийских влияния на Русь. Возникновение самостоятельной светской культуры (18 век). Жизнь, основные философские идеи и педагогическая деятельность Григория Саввича Сковороды. Философские дискуссии в России в первой половине 19 века и их связь с развитием педагогической мысли. Славянофильство как преодоление духа секуляризма. Иван Васильевич Киреевский (жизнь, обзор основных работ, педагогические взгляды). Алексей Степанович Хомяков (жизнь, учение А.С.Хомякова о Церкви, гносеологические воззрения и взгляды на общественное воспитание в России)

- Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы


Общие воззрения Николая Ивановича Ильинского на русскую народную школу. Жизнь и педагогическая деятельность Сергея Александровича Рачинского. Содержание образования в сельской школе. Учительский состав народной школы. Центральное место «Закона Божия» в программе ЦПШ. Книга С.А.Рачинского «Сельская школа».
Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева. Обоснование религиозных основ воспитания в трудах К.П.Победоносцева.
-

Общий исторический обзор основных педагогических течений в трудах протопресвитера, профессора В. В. Зеньковского.


Средневековая христианская школа. Движение педагогической мысли в сторону изучения природы ребенка. Руссо как главный вдохновитель новейшей педагогики. Песталоцци. Влияние романтизма на педагогические взгляды Фребеля. Идеи «естественного» и «гармонического» развития личности по Спенсеру. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. Гербарт и его последователи как основатели научных методов. Социальная педагогика Наторпа и ее последователи. Трудовая школа Кершенштайнера. Основные течения педагогической мысли в свете христианства. Критика В.В.Зеньковским антропософского учения о человеке. Антихристианская сущность основных положений Вальдорфской педагогики.

- Воспитание как восхождение к свободе. К вопросу об истории поиска педагогического идеала и практической постановки цели православного воспитания


Различные оценки влияния Православной Церкви на судьбу русского народа. Теоретическая постановка цели православного воспитания. Проблема свободы и воспитания в свете православного педагогического мышления. Свобода как условие и результат нравственного самоопределения человека.

Тема 6.

Традиции католической педагогики (2 ч.л.)


(Лекция-беседа)


Лекция-беседа предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу на основе их глубокой проработки материала. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом её в диспут, создание условий для возникновения альтернатив. Внимание слушателей-магистрантов к наиболее важным вопросам темы определяет содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.
Предполагается, что студенты самостоятельно подготовятся к обсуждению следующих вопросов:

Тема 7

.

Традиции протестантской педагогики (2 ч.л.).



  1. Протестантизм как религиозная предпосылка развития трудового воспитания в немецкой педагогике в эпоху реформации немецкого общества

  2. Разработка идей трудового воспитания под влиянием протестантизма в работах немецких ученых (XVI-XVIII вв.)

  3. Становление теорий трудового воспитания в немецкой педагогике на основе религиозных ценностей (XIX в.)

4. Прагматический аспект трудовой школы мануалистов Г. Шерера, Г. Денцера, Т. Хильсдорфа
5. Духовно-трудовой потенциал профессиональной школы Г. Кершенштейнера
6. Религиозно-нравственные основы педагогики действия А. Лая
7. Религиозный плюрализм как основа воспитательных идей в современных немецких школах

Внелекционная деятельность: посещение православного храма, костела или протестантского молитвенного дома (на выбор).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат