Тема 1.1. Общество и образование. Философские основы современного образования. (4 час.)

Тема 1.1. Общество и образование. Философские основы современного образования. (4 час.)


Философские основы современного образования; функции образования; гуманизация и демократизация образования как мировые тенденции. Концепция духовно-нравственного развития и ее реализация в общеобразовательном учреждении. Образование и формирование гражданского общества. (Лекция – 2 часа).
Организация дискуссии по вопросам: государственная политика в области образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Программа социально-педагогического обеспечения развития и воспитания детей. (Практическое занятие - 2 часа).

Тема 1.2. Система образования в России: структура, тенденции в обновлении содержания, образовательные программы (6 час.)


Государственные образовательные стандарты, их роль в сохранении единого образовательного пространства; федеральный и национально-региональный компоненты. Принципы образования и воспитания.
Философские основы развития современного образования; функции образования; гуманизация и демократизация образования как мировые тенденции. Образование и формирование гражданского общества.
Государственная политика в области образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Программа социально-педагогического обеспечения развития и воспитания детей.
Система образования в России, совершенствование структуры, содержания общего образования. (Лекция – 4 часа).
Анализ и сравнение Государственных образовательных стандартов первого и второго поколений, выявление существенных отличий и их обоснование с позиций современных требований развития российского общества. (Практическое занятие - 2 часа).

Тема 1.3. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности (2 час.)


Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ", о Федеральном государственном образовательном стандарте. (Лекция – 2 часа)

Тема 1.4. Правовые основы аттестации работников образования (4 часа.)


Роль аттестации в стимулировании целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, профессиональной, коммуникативной, информационной, духовной культуры педагога. (Лекция - 2 часа.)
Заполнение листа оценки портфолио. Конспектирование основных структурных элементов Положений о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2010 N 209 (зарегистрирован Минюстом России 26.04.2010 N 16999); тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации; требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. (Практическое занятие – 2 часа).

Учебно-методическое обеспечение


Основная литература:



  1. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений[Текст]. / А. Водянский // Народное образование. – 2009. - № 7. – С. 30 – 33.

  2. Вяземский, Е. Е

    .

      Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности[Текст]. / Е. Е. Вяземский  - 2009. - № 8. – С. 4 –

  3. Иванова, Е. О.  Теория обучения в информационном обществе[Текст]. / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 313-ФЗ).

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. [Текст]. – Санкт-Петербург: Весь, 2007. – 234 с.


Дополнительная литература:



  1. Кондаков, А. М. Стандарт: инновационность и преемственность[Текст]. / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2009. - № 4. – С. 14 –

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

  3. Конституция Российской Федерации [Текст]. – Санкт-Петербург: Весь, 2007. – 31 с.

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. – Санкт-Петербург: Весь, 2007. – 124 с.

  5. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» [Текст]/ под ред. В. И. Шкатуллы. – М.: Юрист, 2001. – 211 с.

  6. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]. – М.: Знание, 1991. – 20 с.

  7. Сырых, В. М. Образовательное право [Текст]: учебное пособие. – М.: Авеста, 1999. – 1999. – 187 с.

  8. Сырых, В. М. Образовательное право как отрасль Российского права [Текст]. – М.: Авеста, 2000. – 183 с.


Модуль 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования. (32 час.)


Учебно-тематический план модуля



п/п


Наименование тем


Всего (часов)


В том числе


Форма контроля


лекция


практ.


сам.раб.


Тема 2.1.
Проблемы развития современной психологии.
2
2



Тема 2.2.
Психолого-педагогические основы гуманизации.
2
2



Тема 2.3.
Жизненные проблемы детей в современной социокультурной ситуации
2

2


Тема 2.4.
Современные педагогические технологии в практике учителей, работающих в разных образовательных областях с различными возрастами группами учащихся.
2
2



Тема 2.5.
Основные черты мыследеятельностной педагогики, метапредметный подход к построению нового содержания образования.
4
2
2


Тема 2.6.
Методика обучения ученика рефлексии.
4
2

2

Тема 2.7.
Личностный уровень обученности
2
2



Тема 2.8.
Метапредметный уровень
обученности
2
2



Тема 2.9.
Мониторинг обученности учащихся и развития их способностей
4
2

2

Тема 2.10.
Методические принципы педагогической работы для осуществления дидактики нового типа
4
2

2

Тема 2.11.
Современные информационные технологии и их использование в работе учителя
2
2



Тема 2.12.
Использование информационных технологий в учебном процессе, в организации воспитательной работы с учащимися
2

2


Итого:


32


20


6


6


Зачет


Тема 2.1. Проблемы развития современной психологии (2 час.)


Проблемы развития современной психологии и ее взаимосвязь с основами философии, акмеологии, экзистенциальной философии, антропологии, герменевтики и др. (Лекция - 2 часа).

Тема 2.2. Психолого-педагогические основы гуманизации (2 час.)


Личностно-ориентированная деятельность педагога: эволюционный, междисциплинарный, системно-деятельностный подходы. Гуманистическая психология и ее тенденции к целостному рассмотрению личности.
Психолого-педагогические проблемы развития личности. Развитие личности в разных видах деятельности: общении, ролевых отношениях, сотрудничестве и др. Создание условий для развития личности ребенка, его нравственного самоопределения, формирования жизненной позиции. (Лекция - 2 часа).

Тема 2.3. Жизненные проблемы детей в современной социокультурной ситуации

(2 час.)


Задание : заполните таблицу 1

  1. Вспомните исторические события, которые были бы близки по своему содержанию с жизненными проблемами современных детей разного возраста.

  2. Проанализировать способы действия, которые применялись героем или героями своего времени в тех или иных жизненно трудных ситуациях.

  3. Уточните, какие УУД формируются в ходе данной работы.

Таблица 1.


Исторические события как опыт разрешения жизненных проблем




п/п


Класс


курс


Исторические события


Вид жизненной ситуации


Анализ исторического события в аспекте трудной жизненной


ситуации


Какие УУД


Формируются


У детей














Пример:


Исторические события как опыт разрешения жизненных проблем




п/п


Класс


курс


Исторические события


Вид жизненной ситуации


Анализ исторического события в аспекте трудной жизненной


ситуации


Какие УУД


формируются


у детей


1.


7 класс
История отечества
Детство Ивана Грозного
Социальное сиротство
Отсутствие должного ухода привело к формированию жестоких черт характера
Личностные УУД: морально нравственные ориентиры
Познавательные УУД:
общие,
логические

Социальные группы детей и подростков, находящихся в социально опасном положении



п/п


Проблема


Содержание проблемы



Социальное сиротство


Оно представляет собой оставление детей без необходимого им ухода и обеспечения значимых для них потребностей при живых родителях. Это явление существовало в стране практически всегда. В конце 20 века оно сильно обострилось и к настоящему времени стало охватывать свыше 700 тысяч малолетних и несовершеннолетних детей.
Исследования последних лет показали, что сокращения этого показателя, даже при всех принимаемых мерах, не происходит, а в отдельных регионах даже увеличивается. Особую категорию, в этой группе, составляют дети, у которых, по самым разным причинам, отцы и матери лишены родительских прав. Негативные последствия таких ситуаций обычно имеют сложный, длительный и часто необратимый характер.

Безнадзорность


(беспризорность)
Проблема комплексная, включает в себя социальный, медицинский, психологический и правовой аспекты. Это связано с тем, что определяется социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Возникающие вопросы лишения родительских прав, социального устройства ребенка требуют привлечения внимания людей самых различных видов деятельности. Очень острой может быть проблема привыкания ребенка к такому социальному статусу и нежелания его менять. Очень часто социальный статус ребенка может приобрести статус «ярлыка» или «социального клейма», и такое положение вещей сохраняется очень длительное время, часто всю жизнь человека. Именно в этой среде высок процент лиц, которые подверглись различным формам насилия, прежде всего сексуального. Наиболее острой данная проблема была в 20-30 годы прошлого века, но стала очень актуальной на рубеже тысячелетий, в основном из-за кризиса семейных отношений.

Детская и подростковая преступность

.
В аспекте психического здоровья детей эта проблема интересна тем, что чем раньше ребенок или подросток вовлекается в криминальную среду, тем выше риск отклонений развития, поведенческих и личностных расстройств, и тем больше вина и ответственность за это лежит на находящихся рядом взрослых. Ребенок может быть вовлечен в различные виды преступной деятельности, получить определенный криминальный статус. Очень часто подростковый романтизм, склонность к риску могут стать причинами вовлечения в преступную деятельность. С правовой точки зрения этот вопрос необходимо рассматривать не только с точки зрения применения к подростку с криминальным поведением репрессивных мер воздействия, но и специальной психолого-психиатрической, социальной помощи. Особое место в этой категории лиц занимают подростки, в отношении которых возбуждаются уголовные дела и проводится их расследование. В эту же категорию, как крайнюю степень ее проявления, входят подростки, отбывающие наказание в детских воспитательных колониях.

Дети, оказавшиеся жертвами физического или сексуального насилия


Этот тип детей всегда вызывает широкий общественный резонанс, привлекая повышенное внимание. Именно этот тип детей имеет наибольшие, в сравнении с другими типами, нарушения психического здоровья, тяжелые и стойкие психологические последствия. К сожалению, приходится признать тот факт, что число таких насильственных действий с каждым годом растет. Усиливается степень циничности совершаемых действий и снижается средний уровень жертв таких насильственных действий. В отношении этих детей всегда необходимы специальные меры медицинской и психологической помощи. Очень неприятным аспектом таких действий является то, что их значительная часть совершается по гомосексуальному типу.

Дети, оказавшиеся в зависимости от ПАВ


Количество детей этого типа безусловно имеет сильную тенденцию к возрастанию, что связано со сменой устоявшихся ценностей и глобальной трансформации в обществе. Эта проблема имеет трансконтинентальное значение, и должна рассматриваться с учетом международного опыта борьбы с наркоманией и юношеским алкоголизмом. В настоящее время проблема вовлечения детей и юношей в употребление, транспортировку и продажу ПАВ, создание ситуации зависимости остра, прежде всего, с точки зрения не только ближних, но и отдаленных последствий. Именно поэтому категория зависимости от ПАВ составляет отдельную социальную группу лиц, в отличии от всех остальных форм зависимости.

Детский и подростковый суицид


Преимущественно социально-психологическая, отчасти социально-медицинская проблема, которая всегда была очень актуальной, но обострилась в последние годы. Наиболее острой является проблема постепенного снижения возраста детского и подросткового суицида, и тем более остро стоит вопрос о причинах этого явления. Устойчиво и стабильно на протяжении ряда последних лет наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству завершенных детских суицидов. В отдельных регионах нашей страны статистические данные суицида во много раз превышают не только средние мировые, но и средние российские показатели. Профилактика детского суицида требует создания и введения новых форм психотерапевтического сопровождения и предупреждения такого поведения. Глубина и острота этой проблемы ни у кого не вызывает сомнения. Именно поэтому проблема детского и подросткового суицида требует отдельного рассмотрения в специальном учебном пособии.

Дети, оказавшиеся потерпевшими от чрезвычайных ситуаций


Эта проблема больше имеет территориальное значение, но этот фактор не уменьшает значимости психологической работы с такими детьми. Россия является страной, в которой есть регионы (в том числе и наша Сахалинская область), в которых высока вероятность природогенных ЧС. Землетрясение в поселке Нефтегорск в 1985 году, серии землетрясений в начале двадцать первого века, события в городе Невельске в 2007 году говорят об этом достаточно убедительно. Последние годы существенно увеличили опасность проявления террористических акций в самых различных регионах страны. Проблема терроризма охватывает все социальные группы нашего общества, но наиболее тяжелые последствия террористической деятельности проявляются, прежде всего, у детей, вне зависимости от степени выраженности акта терроризма. Увеличение числа транспортных средств на дорогах России приводит к тому, что часто дети становятся жертвами ДТП. Важным, специфичным фактором
такой работы является создание условий для быстрой и неотложной помощи, в которой должны принимать участие специалисты самых различных направлений им видов деятельности.

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев


Это типично современная проблема, которая беспокоит все мировое сообщество. Это вопросы интеграции детей в новые социокультурные условия, преодоления проблем разноязычия, обучения в школе. Наша область, даже в силу ее отдаленности от центральных районов страны, не представляет из себя какого-либо исключения из общей ситуации. Процент вынужденных переселенцев, создание этнических и языковых диаспор, создает проблемы пребывания детей переселенцев в детских садах и их обучения в школе. Перспектив изменения ситуации в ближайшие годы не предвидится.

Дети, имеющие проблемы психического здоровья и новых форм психической зависимости


(интернет, геймерство, режимы питания, мобильный телефон, и т.д.)
Эта проблема связана с тем, что изменились ценности потребительского отношения к жизни. Это глубокий социальный вопрос, обращенный к личности подростка, требующий от него и самостоятельного принятия решения и принятия внешней помощи. Это своеобразный вызов к личной зрелости молодого человека. Специфика этой проблемы состоит в том, что она охватывает наиболее широкие массы детской и молодежной среды, формируя многочисленные группы социального риска создания ситуации психической зависимости от тех или иных внешних факторов. Достаточно долгий период времени ситуация зависимости рассматривалась только с точки зрения употребления ПАВ. Именно это обстоятельство выделило группу наркоманов в отдельную социальную категорию, а все остальные виды психической зависимости объединены категории психической аддикции. В последние годы обострилась ситуация зависимости от интернета и азартных игр. Существенно возрос процент зависимых подростков от экстремальных видов спорта. Изменения режима питания, появление новых видов продуктов привело к обострению проблемы «обжор» и «сластен», и это также касается практически всех возрастов, начиная еще с детских лет дошкольного возраста.
(Практическое занятие – 2 часа).
1 2 3 4 5 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат