Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - 1. введение в экономику. Основы экономической теории

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


2.1. Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие
2.2. Кривая производственных возможностей и экономический выбор
2.3. Экономические системы и их классификация
2.4. Задачи и упражнения
2.5. Вопросы для самопроверки

2.1. Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие


Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависят от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной деятельности. В первой создаются материальные ценности – товары, во второй – духовные ценности и услуги.
Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны и неутомимы, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т.к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов, населения и наконец государства в целом, при этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск, и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство. Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко всё более высоким.
Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды (рис. 2).


Потребность
в саморазвитии


Потребность
в уважении


Потребность
в социальных контактах

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

Рисунок. 2.

Пирамида потребностей современного человека по А. Маслоу


Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные - по существу безграничны.
Экономические ресурсы (факторы производства) – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики.
Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя землю, труд и капитал. Это основные факторы производства.
Земля – (сельхоз угодия, пашня, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.), этот ресурс дан природой и уже поэтому ограничен. Он ограничен и территориально, произвести или накопить землю невозможно.
Капитал – под капиталом понимаются средства производства: сырье, материалы, машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Они все являются продуктом труда и уже в силу этого носят ограниченный характер. Ограничены ресурсы из которых они производятся. Капитал имеет свойство стареть, изнашиваться. Капитал ресурс экономический.
Труд – в процессе труда человек реализует всю совокупность своих физических и духовных способностей. Физически человек ограничен. Знания, умения, навыки, квалификация относительно также ограничены.
Таким образом, ресурсы – это природные блага, источники сырья, станки и оборудование, трудоспособные работники – одним словом, все слагаемые производственного процесса, используя которые человечество создает, делает, производит товары и услуги. Более употребителен термин – факторы производства. При организации бизнеса они комбинируются в целях минимизации затрат и получения наибольшего эффекта и называются предпринимательством.
Каждый фактор производства имеет свою цену.
Исходя из выше сказанного общество не в состоянии создать полное изобилие, то есть, удовлетворить все потребности, всех людей.
Таким образом, общество сталкивается с фундаментальной проблемой: противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для их удовлетворения.
Важным следствием редкости ресурсов является проблема выбора:

  1. Что производить и в каких количествах;

  2. Как производить (то есть с помощью какой комбинации ресурсов и какими технологиями);

  3. Для кого производить (то есть, кто эти блага будет потреблять, извлекать из них пользу).



    1. Кривая производственных возможностей и экономический выбор



Исходя из основного противоречия, возникает проблема эффективного использования редких ресурсов. Общество стремится получить максимальное количество товаров и услуг, производимых ограниченными ресурсами.
Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить:
- и полную занятость, ограниченных ресурсов;
- и полный объем производства, т.е. эффективного распределения ресурсов и применения инновационных технологий.
Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого ресурсов:

  1. рабочей силы;

  2. пахотных земель;

  3. капитального оборудования и т.п.

Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно:

  1. Их надо использовать там, где они принесут наибольший вклад (например, не стоит труд инженера использовать на уборке картофеля).

  2. Необходимо применять наилучшие из имеющихся технологий.

Поскольку ресурсы редки, то даже при полной занятости и полном объеме производства экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Возникает проблема выбора товаров и услуг: какие следует производить, а от каких можно отказаться.
Следовательно, общество чем-то должно жертвовать, предпочитая производство какого-либо товара другому. Возникает альтернатива: если общество наращивает производство одного продукта, оно одновременно не может наращивать производство другого продукта.

  1. Для облегчения анализа допустим, что общество производит только два каких-нибудь продукта – тракторы и масло.

  2. Допустим также, что отсутствует безработица, имеется постоянное заданное количество естественных и экономических ресурсов и заданный технологический уровень развития производства, т.е. полностью и без потерь используются производственные возможности общества.

Проиллюстрировать проблему выбора можно с помощью КПВ.

Проблема выбора


Перед любым хозяйствующим субъектом возникают три основных вопроса:
Первый – Что и сколько производить? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
Второй – как производить? При какой комбинации ресурсов, с использованием каких технологий должны быть изготовлены выбранные для производства товары и услуги?
Третий (поскольку количество созданных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения) – для кого производить? Кто будет потреблять произведенные товары?
Редкость ресурсов ограничивает производственные возможности хозяйствующих субъектов, т.е. возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития научно-технического прогресса. Ограниченность производственных возможностей и следствия этой ограниченности наглядно иллюстрируется кривой производственных возможностей (КПВ) – графиком, показывающим все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных, т.е. допускающих одну из двух или нескольких благ.
Тракторы А
30 В
27 • М
21 С
12 D
• N
Е
0 2 4 6 8 Масло
Рисунок. 3.

Кривая производственных возможностей


Существует три метода решения проблемы выбора:

        1. Метод рационального выбора (решается государством).

        2. Рыночный метод (решается с использованием рыночных механизмов - спроса, предложения, цены и конкуренции).

        3. С использованием закона возрастающих вмененных издержек.

Альтернативная возможность производства двух товаров (масло и тракторы) (см. табл. 3).
Таблица 3.

Альтернативная возможность производства двух товаров (масло и тракторы)



Вариант
Масло
(млн. т.)
Тракторы
(тыс. шт.)
Альтернативные издержки производства дополнительно каждых 2 млн. т. масла
А
0
30
0
В
2
27
3
С
4
21
6
D
6
12
9
Е
8
0
12
Анализ кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

  1. Закон замещения: при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта.

  2. Если экономика находится внутри области КПВ (точка N), то это свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов. При тех же ресурсах можно производить больше тракторов и масла.

  3. Положение за пределами области КПВ (точка М) при данных ресурсах и данном уровне НТП производство недостижимо.

  4. Любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, свидетельствует об эффективном, полном использовании ограниченных ресурсов КПВ, так как увеличение производства одного продукта возможно лишь при сокращении производства другого продукта.

  5. Альтернативные издержки производства данного товара – это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

  6. Закон возрастания альтернативных издержек производства: в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от всевозрастающего количества другого товара. Поскольку производительность ресурсов в данных процессах производства различна, ресурсы низковзаимозаменяемы, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастающее увеличение альтернативных издержек производства.

2.3. Экономические системы и их классификация


Любая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Экономическая система многофакторна. Среди факторов влияющих на ее развитие, определяющими являются:

  1. существующая в стране система мер по принятию хозяйственных решений;

  2. структура собственности;

  3. механизм обеспечения информацией и координацией;

  4. механизм постановки целей и побуждения людей к труду.

Как было уже отмечено каждое общество стоит перед альтернативами при решении следующих вопросов:

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Для кого производить?

Различные экономические системы по-разному решают эти проблемы. Способ решения является критерием для выделения четырех моделей экономических систем:
- традиционной;
- административно-командной (централизованно управляемой);
- рыночной;
- смешанной.

Традиционная

– основана на общинной форме собственности. Что производить, как и для кого, определяется обычаями и традициями, которые определяются и передаются из поколения в поколение. Для этой модели характерен очень медленный экономический прогресс, простое и часто суженное воспроизводство. Отдельный индивид жестко подчинен общине и это касается не только производственных проблем, но и семейных, личных. Распределение созданного продукта связано с существующим половозрастным разделением труда.
Племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев.

Административно-командная

– основана на общественной форме собственности. Что, как и для кого производить решается государством с использованием жесткого с верху донизу централизованного планирования. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне. Политическая организация общества тяготеет к деспотии, диктатуре и олигархии.

Рыночная

– основана на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Что, как и для кого производить решаются с помощью рыночных механизмов (цены, спроса, предложения и конкуренции).
Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту.

Смешанная

– Основана на многоукладной форме собственности. Решение экономических проблем (что, как и для кого производить) осуществляется с помощью рыночных механизмов и дополняются государственным регулированием основных направлений экономики.
В современном мире также выделяют следующие модели рыночной экономики.
Таблица 4.

Модели рыночной экономики


Модель
Основные характеристики
Американская модель

Японская
модель

Немецкая
модель

Шведская
модель

Французская модель

Южно-корейская модель

Китайская
модель

2.4. Задачи и упражнения


Задача № 1


Представлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В:
А 0 1 2 3
В 5 4 2 0
а) постройте кривую производственных возможностей;
б) определите вмененные издержки второй единицы продукта А;
в) чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А?

Задача № 2


Ниже представлены альтернативные варианты производства продуктов С и D:
С 0 1 2 3 4
D 20 19 16 10 0
а) постройте кривую производственных возможностей;
б) определите вмененные издержки третьей единицы продукта С;
в) чему равны совокупные вмененные издержки трех единиц продукта С?

Задача № 3


В таблице приведены данные характеризующие кривые производственных возможностей страны А и страны В:

А
Предметы потребления
10
9
7
4
0
Инвестиционные товары
0
1
2
3
4
В
Предметы потребления
18
16
12
6
0
Инвестиционные товары
0
1
2
3
4
а) Изобразите кривые производственных возможностей страны А и страны В;
б) Если у общих стран равные ресурсы, то можно ли утверждать, что у страны В технологический уровень производства выше, чем у страны А?
в) У какой страны вмененные издержки производства ниже одной единицы инвестиционных товаров?
г) Какой объем производства тех или других товаров можно считать оптимальным у страны А или страны В?

Задача № 4


На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 100 кокосов, либо 50 черепаховых яиц.
а) начертите КПВ экономики этого острова.
б) предположим, на остров завезена техника с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собрать 140 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась КПВ экономики острова.
в) объясните, почему линия КПВ характеризуется прямой линией?

Задача № 5


В таблице приведены данные об изменении структуры производства автомобилей и тракторов в стране А.

Альтернативы
Комбайны, тыс. шт.
Автомобили, тыс. шт.
Альтернативные издержки производства 1 тыс. дополнительных автомобилей
Альтернативные издержки производства 1 тыс. дополнительных комбайнов
А
25
0


В
22
1


С
18
2


D
13
3


E
7
4


F
0
5




  1. Перенесите данные таблицы на график.

  2. Какую форму имеет КПВ и почему?

  3. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на КПВ. Или все альтернативные точки производства комбайнов и автомобилей находились на КПВ.

  4. Рассчитайте альтернативные издержки производства одной тысячи дополнительных автомобилей.

  5. Как меняются эти альтернативные издержки.

  6. Рассчитайте альтернативные издержки производства одной тысячи дополнительных автомобилей.

Задача № 6


Рассчитайте возможности производства масла и станков при полной занятости ресурсов в стране А (условные данные).

Альтернативы
Масло, тонн
Станки, тыс. шт.
Альтернативные затраты производства дополнительной тонны масла
Альтернативные затраты производства одной дополнительной тысячи станков
А
0
10


В
1
9


С
2
7


D
3
4


E
4
0




  1. Перенесите данные таблицы на график.

  2. Найдите альтернативны точки производства масла и станков.

  3. Проведите КПВ

  4. Сформулируйте закон возрастающих вмененных издержек

  5. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тонны масла.

  6. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тысячи станков.

Задача № 7


Студент платит 50 тыс. рублей за первый год обучения. Бросив обучение, он мог бы заработать 40 тыс. рублей в год. Одновременно работать, и учится, не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание не только первый год обучения?

Задача № 8


На рисунке представлен график КПВ по выпуску инвестиционных благ и потребительских благ.
Инвестиционные
блага
0 Потребительские блага
Дайте экономическое объяснение конфигурации кривой производственных возможностей.

Задача № 9


На рисунке представлен график производственных возможностей по выпуску средств производства и предметов потребления в некой стране.

Средства А
производства •D

С В


0
Предметы потребления


  1. Какой экономический смысл имеют точки: А, В, С, D.

  2. Каков экономический смысл перемещения от точек А к В; В к А; С к А и В; от АВ к D.

Задача № 10


На своем дачном садовом участке Вы выращиваете клубник, обрабатывая участок 0,4 га в одиночку, Вы сбираете урожай – 40 кг. ягод. Если Вы привлечете к этому занятию жену, то урожай будет выше -78 кг. Работая вместе с женой и еще своим сыном, Вы получите 113 кг. А если кроме жены и ребенка на садовом участке вместе с Вами будет трудится и теща, Вы соберете урожай 138 кг.
а) составьте таблицу, отразив в ней количество единиц труда, динамику общего урожая и предельного продукта.
б) какой предельный (дополнительный) продукт Вы будете получать, используя каждый раз одну дополнительную единицу труда (своих родственников)?
в) начертите график, показывающий динамику предельного продукта?
г) сформулируйте понятие закона убывающей доходности

Задача № 11


Могут ли быть такими альтернативными возможности (КПВ) некоторого государства?
Комбайны, шт.
Картофель, тонн
10
112
14
110
16
107
17
104
18
102

Задача № 12


Имеются следующие данные об урожае пшеницы и картофеля на одном и том же однородном поле при обработке его одним, двумя, тремя, четырьмя работниками при условии что поле используется либо под пшеницу либо под картофель:
Число
работников, L
Продукт
Пшеница, т
Картофель, т
1
20
50
2
25
75
3
28
79
4
30
81
а) Постройте КПВ поля при каждом уровне располагаемых ресурсов
б) При какой численности работников альтернативная стоимость пшеницы максимальна, а при какой минимальна? Что можно сказать при этом об альтернативной стоимости картофеля?

Задача № 13


Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15, 3) В(8, 13) С(13, 6) D(5, 16) Е(14, 4) F(7, 14)?

Задача № 14


Рисунок изображает кривую производственных возможностей; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.

Кинокамера
80
70
60
50
40
30
20
10
0
60 100 200 300 400
Научные часы
Вопросы:
1. Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите:
а) эффективный;
б) неэффективный;
в) невозможный варианты производства;
2. Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос, на 20 ед. Насколько ед. необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот спрос? Насколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести еще 20 кинокамер?

Задача № 15


Проанализируйте данные таблицы. Постройте кривую производственных возможностей. Объясните, что показывают точки кривой, и характер самой кривой.

Виды продукта
Альтернативные производственные возможности
А
В
С
D
Е
Станки с ЧПУ, тыс. шт.
0
3
6
9
12
Прокатное оборудование, тыс. шт.
40
38
35
22
0

Задача № 16


На рисунке изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке С. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку Н? Каковы возможные пути возвращения в точку С? Что показывает точка М?
Компьютеры
•М
• С

•Н
Обувь

Задача № 17


Кривая производственных возможностей сдвигается из положения К в положение N. С чем это может быть связано? Рассмотрите все возможные факторы смещения КПВ.
Товар Х


• N
•К



Товар У

Задача № 18


Известно, что точки А, В, С принадлежат некоторой кривой производственных возможностей.
Точка
Средства производства, млрд. долл.
Предметы потребления, млрд. долл.
А
11
8
В
7
10
С
3
12
Директивно задан план производства средств производства на уровне 5 млрд. долл. Какими могут быть минимальный и максимальный уровни выпуска предметов потребления при наилучшем использовании ресурсов?

Задача № 19


Построить кривую производственных возможностей по следующим данным, представляющим возможности некоторой фирмы при полном и наилучшем использовании ресурсов.
Виноград, кг
Вина, л.
1000
0
800
100
600
200
400
300
200
400
0
500

Задача № 20


Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными?

Копья, шт.
36
30
24
18
12
6
0
Плуги, шт.
0
2
5
9
12
15
17

2.5. Вопросы для самопроверки



  1. Что означает и полная занятость и полный объем производства.

  2. Следствие возникновения альтернативы при решении проблемы выбора.

  3. Методы решения проблемы выбора.

  4. Что характеризует КПВ?

  5. Почему КПВ вогнутая от начала координат?

  6. Факторы, характеризующие сдвиг кривой КПВ вправо.

  7. Экономический смысл закона возрастающих вмененных издержек.

  8. Дайте понятие экономической системе.

  9. Факторы, влияющие на развитии экономической системы

  10. Модели экономических систем.

  11. Способы решения экономических проблем.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат