Тема 2. Первобытная культура: черты и сущность - Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 10. История...

Тема 2. Первобытная культура: черты и сущность.


Процесс социализации общества и основные схемы классификации первобытной культуры. Характеристика культуры первобытного общества: присваивающее хозяйство, сущность которого состояло в потреблении готового продукта природы, низкий уровень развития производительных сил; общинный тип собственности, уравнительное распределение; медленные темпы изменений видов, средств, целей деятельности, ориентация на повторение заданного образа жизни, обычаев, традиций; господство сакральных представлений в сознании. Черты первобытной культуры: гомогенность, синкретизм, дуализм, мифологизм и др.
Структура духовной культуры. Роль языка в первобытной культуре. Миф – первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф, как особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм.
Обряды. Ритуал – форма объективизации первобытного мировоззрения. Погребальный культ.
Первобытное мышление и его специфические особенности. Первобытное искусство.
Традиционная культура как устойчивая, нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно, и не фиксируются коллективным сознанием. Черты и сущность традиционной культуры.

Тема 3. Культура Древнего Востока.


Особенности культуры Древнего Востока. Черты и особенности культуры Древнего Востока. Синкретизм, каноничность.
Основные достижения культуры Древнего Египта. Своеобразие египетской культуры: раннее зарождение государственности, благоприятное географическое положение; тесная связь искусства, религизно-мифологических представлений, заупокойного культа и обожествленной власти фараона; низкий уровень индивидуального «я» и самостоятельного творческого начала. Религиозно-мифологические представления. Достижения Древнеегипетской культуры.
Культура древней Месопотамии, её особенности.
Индийская культура. Индуизм – духовная основа индской цивилизации. Древнеиндийский эпос. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Буддизм как духовная основа индуистской культуры. Основные положения буддизма. Художественная культура буддизма. Особенности индийской культуры.
Культура Древнего Китая. Основные этапы развития и достижения культуры Древнего Китая. Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Мировоззренческо-ценностные основания китайской культуры. Искусство Древнего Китая. Формирование поэтической и прозаической традиций в художественной языке китайского искусства. Зодчество, культовая живопись. Древнекитайская наука: астрономия, медицина, философия, история.
Японская культура. Особенности японской культуры и её периодизация. Религиозно-мировоззренческие основы японской культуры. Синтоизм. Буддизм. Конфуцианство. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Художественная литература и театр.

Тема 4. Античная культура.


Истоки античной культуры, её периодизация и распространение.
Влияние благоприятных территориальных и климатических условий на формирование культуры Древней Греции. Соразмерность, пропорциональность, гармония. Хронологические этапы истории культуры Древней Греции: крито-микенская культура (III – II тыс. до н.э.), гомеровский этап (XI – IX вв. до н.э.), архаический период (VIII –VI вв. до н.э.), классическая Греция (V в до н.э. – три четверти IV в. до н.э.), эллинизм (IV – I вв. до н.э.).
Древняя Греция - первая антропоцентрическая цивилизация. Личность и культура. Тенденции развития личности: умение принимать и реализовывать решения, наличие самосознания, которое трасформируется в жизненную позицию, способность в определенной ситуации противопоставить себя обществу.
Периодизация античной культуры: архаика, классика, эллинизм.
Архаический период: роль полиса, формирование гражданско-правовой культуры, принципа полисной морали, принципа состязательности. Греческий миф, эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Античная идея гармонии.
Черты культуры классического периода: соразмерность, сдержанность, гармония, уравновешенность. Характеристика рабовладельческой демократии.
Особенности культуры эллинистического периода: утонченность и усложненность художественного языка, стремление выразить внутреннее состояние человека, особый интерес к крайностям – страданиям любви и предсмертной агонии, приподнятой восторженности и паническому страху.
Стили Древнегреческой культуры.
Основные доминанты древнеримской культуры: формирование моральных ценностей и норм поведения. Ценностные основы правопорядка справедливость, равенство, целесообразность, добросовестность, добрые нравы. Риторика – искусство политического и судебного красноречия. Римская философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Древнеримское искусство: зодчество (триумфальные арки, храмы, театры, мосты, ипподромы), скульптурный портрет. Зарождение христианских идей.

Тема 5. Культура средневековой Европы.


Христианство как духовный стержень европейской культуры. Происхождение христианства. Основные ценности христианского мировоззрения. Материально-производственные предпосылки художественной культуры средневековья. Теологическая модель мира и региональные варианты. Представления о пространстве, времени, человеке и вещи в средневековом мировоззрении. Традиционализм стиля жизни, его ритуальность.
Своеобразие средневековой художественной картины мира, его теоцентристкий, символико-догматический характер. Дуалистическое сосуществование церковного и светского начал в художественной культуре, их взаимодействие. Регулятивные принципы художественного творчества и восприятия – сохранение и повторение. Роль художественного канона. Универсальность социального адреса художественного творчества. Коллективные формы существования художественной культуры: фольклорно-обрядовые и культовые ритуальные действия, «замковые пиры и турниры», массовые празднества и карнавалы. Миграция художественных идей.
Социокультурные факторы превращения христианства в мировую религию и формирование церкви. Католицизм – религиозная основа культуры Западной Европы.
Периодизация и истоки средневековой культуры: раннее средневековье (V – X вв.), зрелое средневековье (X – XIII вв.), позднее средневековье (XIV – XV вв.). Особенности средневековой культуры: символизм и аллегоричность научного и художественного языка, анонимность большинства произведений искусства, теоцентризм.
Христианское вероучение – основа средневековой культуры. Религиозность, проявляющаяся в определяющей роли христианского вероучения и христианской церкви. Сакрализация всех сфер личной и общественной жизни человека, ориентация на духовное единение с богом, обуславливающее отрицательное отношение к чувственному миру, его богатству, ценностям и радостям. Роль церкви как важнейшей организации культуры.
Средневековое образование и наука. Организация системы западноевропейского образования: школа и университет. Схоластика.
Рыцарская и карнавальная культура. Рыцарский роман и рыцарская поэзия: «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о Нибелунгах». Карнавал как элемент городской культуры.
Романика и готика – великие художественные стили средневековой европейской культуры. Романский стиль – первое единое стилевое направление в западноевропейской культуре X – XII вв., отличавшееся рациональной структурой, образной условностью, простотой и массивностью форм. Архитектура романского и скульптурные композиции романского стиля.
Готический стиль – второе общеевропейское стилевое художественное направление (XII - XVI вв.), устойчивая система художественно-образных средств и приемов, характерной чертой которых является аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Городской собор. Цветные витражи. Фресковая живопись. Крупнейшие школы готики: французская, немецкая, английская. Особый характер готической культуры Италии.
Значение культуры средневековой Европы.

Тема 6. Европейская культура эпохи Возрождения.


Границы Возрождения во времени и пространстве. Возрождение – культурно-историческая эпоха в странах Западной Европы. Этапы: Предвозрождение (XII – XIV вв.), Раннее Возрождение (XIV – XV вв.), Высокое Возрождение (XV – XVI вв.), Позднее Возрождение (1540 – 1580 гг.).
Черты возрожденческой культуры: антропоцентризм (абсолютизация человеческой личности и выявление творческих дарований и образа жизни); гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерой всех вещей; открытие и опытное познание мира - природы и человека; переосмысление христианской традиции; превращение искусства в профессиональную деятельность и дальнейшее совершенствование его видов и жанров. Главное открытие культуры Возрождения: мир – как сфера приложения человеческого разума и воли и человек – как состоявшееся и самодостаточное личность. Антропоцентризм.
Формирование городской культуры. «Идеальный город» и «Идеальный человек».
Гуманизм, эволюция политической морали и правосознания. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Обратная сторона «титанизма».
Великая художественность Возрождения. Пластические виды искусства. Научное и художественное познание мира. Живопись эпохи Возрождения: Андреа Мантенья, Перуджино. Монументальная скульптура: Микеланджело. Литература: Франсуа Рабле, Вильям Шекспир.
Европейские художественные стили эпохи Возрождения. Маньеризм, характеризующийся условностью художественного языка произведения, вычурностью его формы и гиперболизацией отдельных деталей.
Эль Греко, Бенвенуто Челлини. Барокко, характеризующийся усложненным художественно-образным языком произведений, патетичностью присутствующих в них сюжетах, наличием повышенной экспрессии в выражении чувств. Джон Мильтон, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах. Рококо: архитектура и живопись.
Понятие и направленность Реформации. Реформация как глубочайшая трансформация всей христианской культуры. Духовная революция Мартина Лютера. Томас Мюнцер и Жан Кальвин – радикальная интерпретация Реформации. «Трудовая этика» протестантизма. Культурно-историческое значение Реформации.

Тема 7. Европейская культура нового времени.


Социальная трансформация общества. Эпоха буржуазных революций. Радикальные изменения культуры: материальной (господство капиталистической формы собственности), политической (власть буржуазии), научной (изменение парадигмы научного познания), философской (доктрина рационализма). Преобладание тенденций гуманизации и демократизации в политической и правовой сферах культуры. Изменение в художественной культуре.
Проблемы идеологии, воспитания, науки. Развитие общественной мысли, независимой от религии. Идеи Томаса Гоббса и Джона Локка, основателя буржуазного либерализма. Формирование классической буржуазной морали. Развитие научной революции: формирование законов в математике, физике, химии, в трудах Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница, Исаак Ньютона и др. Формулирование образца методологии классического естествознания: субъект познания – индивид, объект познания – природа, цель познаний – открытие универсальных и вечных законов бытия, сводившихся к законам механики. Особенности европейской философской мысли: рациональность, методология, систематизация.
Формирование национальных школ в художественной культуре. Скалывание художественного стиля классицизма и проявление в нем тенденций реалистического искусства. Классицизм – творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий, и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Черты классицизма.
Основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую внутреннюю структуру; главная задача художника – убеждать силой и логикой мысли. Архитектура классицизма, характеризующаяся четкостью, геометрической правильностью объемов, регулярностью планировки. Формы архитектурных сооружений.
Черты живописи классицизма: логическое развертывание сюжета,
ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. Николо Пуссен, Клод Лоррен.
Литература и драматургия классицизма их характерные черты. Господство правила трех единств: времени (время действия пьесы ограничено продолжительностью спектакля), места (действие пьесы происходит в одном месте), и действия (в пьесе существует центральная интрига). Трагедии Поля Корнеля, Жана Расина, комедии Жана Батисты Мольера. Жанры литературы: «высокие» - трагедии, эпопеи, ода, и – «низкие» - комедия, басня, сатира.
Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения. Новое понимание человека: вера в возможность рационально изменять его к лучшему; безграничная надежда на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. Создание обобщенного представления о культуре, как о преимущественно духовном творчестве людей. Рост авторитета науки и образования.
Философско-эстетические идеи Франсуа Мари Вольтера, Дени Дидро и Жан Жака Руссо.
Культура немецкого Просвещения. Деятельность творческой организации «Буря и натиск». Иоганн Вольфганг Гете, Иоганн Готфрид Гердер, Иоганн Фридрих Шиллер.
Классицизм и сентиментализм – единые европейские стили. Классицизм и его основные черты: идея свободы, социальной справедливости, утверждение прав личности. Сентиментализм – художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым, противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.
Значение европейской культуры нового времени.

Тема 8. Проблемы культуры

XX

века.


Социокультурная ситуация XX века. Формирование единой общечеловеческой культуры, включающей в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку и доступное образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве. Черты западной культуры XX века (мобильность, динамичность, индивидуализм, практицизм, стремление к комфорту). Идея преобразующей деятельности человека. Культура – посредник между человеком и природой.
Основные тенденции функционирования общественного сознания, науки и искусства. Новые взгляды и течения: фрейдизм, феноменология, экзистенциализм. Изменения в искусстве: осознание цены мгновения, различие творческого процесса в искусстве и науке и др.
Кризисное состояние XX века: становление, развитие и преодоление тоталитаризма как социокультурного феномена, глобальные проблемы. Тоталитаризм – антигуманная общественно-политическая система, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека. Признаки тоталитарного государства: сращивание партийного и государственного аппарата, ликвидация гражданских свобод, полный контроль государства над всеми областями человеческой жизнедеятельности, создание механизма репрессий. Глобальные проблемы современности. Концепция информационного общества Е. Масуды и Н. Маклюэна.
Вклад модернизма в мировую художественную культуру первой половины XX века. Художественные системы модернизма и постмодернизма – специфические особенности культуры XX века. Декаденство. Авангард. Черты стиля модерн: стремление к эстетизации окружающей человека среды, подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность. Проявление стиля модерн в архитектуре (А. Гаудпи, О. Вагнер), в театральном искусстве (В. Мейерхольд), в живописи (А. Матисс, А. Дерен, П. Пикассо), в литературе (О. Хаксли, Ф. Кафка, Дж. Оуэлл). Сюрреализм – авангардистское направление, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Проявление сюрреализма в литературе (Л. Арагон, А. Бретон), в живописи (С. Дали), в кинематографе. Экспрессионизм. Живопись (дрезденская группа «Мост», О. Дикс, Г. Гросс, Х. Нольде).
Постмодернизм как форма существования европейской культуры второй половины XX в. и его основные черты: поиски универсального художественного языка, сближение различных художественных направлений, многообразие стилей, ориентация культуры на все слои общества и др.
Значение европейской культуры XX века.

Раздел

II

:

«История отечественной культуры» предполагает изучение истории развития отечественной культуры: формирование традиционной культуры на этапе становления славянской цивилизации, развитие культуры Киевской Руси, определение степени и качества влияния византийской культуры, становление и развитие культуры Московской Руси, истории культуры России XVII – XIX веков, отечественной культуры XX века.
При изучении данного раздела определяются основные этапы развития отечественной культуры, характеризуются черты, присущие культуре определенных исторических этапов, её сущность и значение.
Особое внимание обращается на развитие закономерностей в истории мировой культуры и своеобразие их проявлений в отечественной культуре. Анализируются основные направления развития отечественной культуры, своеобразие стилей и конкретные формы проявления отечественной культуры, деятельность выдающихся архитекторов, литераторов, художников, музыкантов.
Изучение данной учебной дисциплины включает лекционный курс, позволяющий раскрыть основные проблемы истории мировой и отечественной культуры, систематизировать изучаемый материал, активизируя познавательную деятельность студентов.
В процессе семинарских занятий предполагается углубленное изучение наиболее сложных проблем курса. Занятия предполагают использование иллюстративного материала, видеоматериалов, компьютерных программ обучения, что обеспечит эффективное восприятие студентами изучаемого материала.
1 2 3 4 5 6 7 8 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат