Тема 2. Русь Удельная в XII—XIII вв. (9 ч) - Рабочая программа по предмету «история»

Тема

2. Русь Удельная в XII—XIII вв. (9 ч)



40

Начало раздробления Древ- нерусского государства.




Составлять

характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять

смысл понятий: удел, по- литическая раздробленность.

Называть

хронологические рамки пе- риода раздробленности.

Раскрывать

причины и последствия раздробленности

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди- видуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат










41

Главные политические центры Руси.




Показывать

на исторической кар- те территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать

особенности геогра- фического положения и социально-поли- тического развития Владимиро-Суздаль- ского княжества.

Составлять

характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Все- волода Большое Гнездо.

Показывать

на исторической карте территорию Новгородской земли и Галиц- ко-Волынского княжества.

Характеризовать

особенности геогра- фического положения и социально-поли- тического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать

об особенностях поли- тической жизни Новгородской республики.

Характеризовать

берестяные грамо- ты как исторический источник, используя материалы интернет-сайтов Института рус- ской литературы (http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=4948) и «Древнерусские берестяные грамоты» (http://gramoty.ru/)

(

Примечание

. Занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а зна- комство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве до- машнего задания)










42













43

Нашествие с Востока




Изучать

материалы, свидетельствую- щие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летопи- сей, произведений древнерусской литера- туры и др.),

сопоставлять

и

обобщать

содержащиеся в них сведения.

Объяснять

причины успеха монголов










44

Борьба Руси с западными завоевателями.




Рассказывать

на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом по- боище.

Характеризовать

значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать

составление характеристики Александра Невского, используя материа- лы интернет-сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники










45

Русь и Золотая Орда.




Объяснять

, в чём выражалась зави- симость русских земель от Золотой Орды,

характеризовать

повинности населения.

Завершить

составление характеристи- ки Александра Невского.

Объяснять

смысл понятий: баскак, ярлык, «выход










46

Русь и Литва




Показывать

на исторической карте территорию Великого княжества Литов- ского.

Характеризовать

политику литовских князей.

Объяснять

причины быстрого терри- ториального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризовать

значение присоеди- нения русских земель к Великому княже- ству Литовскому










47

Культура русских земель в XII—XIII вв.




Давать

общую характеристику состоя- ния русской культуры в указанный период.

Выявлять

особенности и

характери-

зовать

достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с исполь-

зованием регионального материала).

Характеризовать

влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Собирать

информацию и

готовить

сообщения (презентации) об иконах и о храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации










48

Повторение и контроль по теме «Русь Удельная в XII—XIII вв.




Систематизировать

исторический ма- териал по изученному периоду.

Характеризовать

общие черты и осо- бенности раздробленности на Руси и в За- падной Европе.

Высказывать

суждения о значении наследия периода раздробленности для со- временного общества.

Выполнять

тестовые контрольные зада- ния по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте










Тема

3. Московская Русь в XIV—XVI вв. (15

ч)



49

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества




Показывать

на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основ- ные центры собирания русских земель, тер- риториальный рост Московского княжества.

Раскрывать

причины и следствия объ-

единения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать

и

аргументировать



оценку деятельности Ивана Калиты

●формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результата- ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, состав- лять план, тезисы, конспект и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя глав- ную и второстепенную, критически оценивать её достовер- ность (при помощи педагога);

использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информа- цию в индивидуальной информационной среде, среде обра- зовательного учреждения, федеральных хранилищах обра- зовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, класси- фицировать явления, с помощью учителя выбирать осно- вания и критерии для классификации и обобщения;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в со- ответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, переда- чи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, рас- пределять обязанности, отслеживать продвижение в выполне- нии задания и контролировать качество выполнения работы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди- видуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат










50

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва




Рассказывать

о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать

значение Куликовской битвы

Готовить

сообщение (презентацию) о Куликовской битве, используя миниа- тюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8 122&CollID=58&NStart=51

Оценивать

роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея










51

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в.




Указывать

хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать

на исторической карте процесс превращения Московского вели- кого княжества в Русское государство.

Начать

составление характеристики Ивана III.

Объяснять

значение создания единого Русского государства










52

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.




Выявлять

на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить

составление характеристи- ки Ивана III.










53

Московское государство в конце XV — начале XVI в.




Сравнивать

вотчинное и помест- ное землевладение.

Изучать

отрывки из Судебника 1497 г. и

использовать

со- держащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять

смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье










54

Церковь и государство в конце XV—начале XVI в.




Раскрывать

роль православной церк- ви в становлении российской государ- ственности.

Характеризовать

взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять

значение выражения «Мо- сква Третий Рим».

Давать

оценку роли выдающихся рели- гиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси










55

Реформы Избранной рады.



Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат