Тема 6. Поэзия ХХ века в детском чтении - Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности...

Тема 6. Поэзия ХХ века в детском чтении.


Основные черты русской поэзии XX века для детей. Традиции и новаторство в детской поэзии Серебряного века.
Творчество В.В. Маяковского для детей, новаторство его поэзии. Многообразие жанров. Попытка отражения новой социальной морали в «Сказке о Пете и о Симе». Развитие жанра дидактического рассказа в стихах («Что такое хорошо и что такое плохо»). Воспитание любви к труду («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», «Конь-огонь»).
«Заповеди для детских поэтов» К.И. Чуковского. Воплощение заповедей в детских сказках К.И. Чуковского. Лирическая поэзия С.Я. Маршака для детей. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира, отражения действительности в поэзии С.  Маршака. Особенности его лирики. Творчество поэтов-обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. История литературной группы. Особенности поэтики. Своеобразие детской поэзии А.Л. Барто. Интернациональная тема. Юмористические стихи. Лирические стихи для подростков. Новые герои поэзии С.В. Михалкова. Тетралогия о дяде Стёпе. Многообразие творческих индивидуальностей в детской поэзии ХХ века: Е. Благинина, И. Токмакова, Б. Заходер, В. Берестов, Я. Аким и др.

Тема 7. Основные направления прозы для детей во второй половине ХХ века.


Основные направления прозы ХХ века. Проза о детстве: А.Г. Алексин, А. Лиханов, Ю. Яковлев, В. Железников. Дидактический рассказ: В.А. Осеева, Л.Ф. Воронкова, Н. Артюхова. Юмористическая проза: Н.Н. Носов,

В.Ю. Драгунский, Ю.В. Сотник, В.В. Голявкин, В.В, Медведев, Ю.И. Коваль. Особенности исторической прозы для детей. С. Алексеев. Жанры приключенческой и фантастической литературы для детей.
Литературная сказка второй половины ХХ века. Трилогия Носова о Незнайке. Сказочные традиции в изображении маленьких человечков и реалистические картины жизни. Имена-прозвища персонажей. Опыт создания детской утопии в «Незнайке в Солнечном городе». Произведения Э. Успенского («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Грамота» и др.), Т. Александровой («Кузька»), Р. Погодина («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия»), С. Козлова («Трям! Здравствуйте!»), С. Прокофьевой («Приключения жёлтого чемоданчика») и др.

Тема 8. Зарубежная литература.


Ш. Перро как основоположник жанра литературной сказки. Способы проявления авторской позиции в сборнике Перро «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Немецкая литературная сказка: сказки братьев Гримм, В.Гауфа, Гофмана. Новаторский характер сказок и историй Х.К.Андерсена. Основные направления в развитии жанра литературной сказки XX века.
Зарубежная литературная сказка XX века. Англия. Поэзия и сказочные повести о Винни-Пухе А.А. Милна. Традиции. Поэзия как один из главных героев повестей. Перевод Б. Заходера, его особенности. «Мэри Поппинс» П. Трэверс, образ главной героини, использование сюжетов и образов английских фольклорных нонсенсов. Сведения о Д.Р. Толкине и о его сказках о хоббитах («Властелин колец», «Хоббит, или Туда и обратно»). «Хроники Нарнии» К. Льюиса, христианские мотивы, библейские сюжеты в сказках.
Франция. Опыт философской сказки А. Де Сент-Экзюпери («Маленький принц»). Германия. Переосмысление традиционных сказочных образов в трилогии О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной», «Маленькое привидение». Италия. Жизнерадостность, юмор в сочетании с постановкой социальных и нравственных проблем в сказочных повестях Д. Родари. Стихи Родари, переводы С.Я. Маршака.
Развитие жанра сказочной повести в скандинавской литературе. Оригинальность сказочных повестей Астрид Линдгрен. Сказки о Мумми-троллях Туве Янсон, их приключенческий характер. Своеобразие сказочных повестей Яна Экхольма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ


ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Методические рекомендации преподавателю
При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять историко-литературному процессу, раскрывая многообразие творческих связей между писателями-современниками, особенностям развития тем или иным писателем художественных открытий, сделанных предшественниками, и продолжение жанровых, стилевых достижений художника в творчестве писателей последующих эпох. В лекциях, посвященных анализу отдельных произведений писателей, необходимо придерживаться проблемно-типологического принципа, делая акцент на жанровом своеобразии и общих особенностях поэтики.

Методические рекомендации студенту


Подготовка к практическому занятию должна включать в себя четыре момента:
1) чтение произведения (произведений), определенных планом практического занятия;
2) работа над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия;
3) составление выписок из рекомендованной научной литературы в строгом соответствии с планом занятия;
4) составления конспекта литературно-критической статьи, если это предусмотрено планом занятия.
При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо:
1) прочитать произведение (произведения), установленные программой курса;
2) проработать соответствующий раздел учебника и сделать необходимые минимальные выписки (хронология жизни и творчества, даты выхода в свет или написания наиболее значительных произведений, оценка литературной критикой и современным литературоведением);
3) прочитать и сделать выписки из рекомендованной научной литературы.
Примерный перечень вопросов к зачету (2 семестр)

  1. Понятие «Детская литература». Дискуссии по вопросу о детской литературе. Два уровня значений термина «Детская литература». Классификации детской литературы.

  2. Специфика формы и содержания детской литературы.

  3. Фольклор. Причины, по которым мы сегодня обращаемся к фольклору. Специфические черты устного народного творчества.

  4. Детский фольклор, его состав. Жанры детского фольклора и их своеобразие. Творчество взрослых для детей, поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.

  5. Жанры детского фольклора и их своеобразие. Произведения, перешедшие из взрослого фольклора в детский: заклички, небылицы-перевертыши, дразнилки, считалки, жеребьёвые сговорки, страшилки, садистские стишки.

  6. Русская народная сказка, определение жанра. Классификация сказок. Общие черты народной сказки. Известные собиратели сказок.

  7. Волшебная сказка и её поэтика: типы героев, функции действующих лиц, время-пространство, язык. «Высокий» и «низкий» герой волшебной сказки.

  8. Сказки о животных: происхождение, сюжет и композиция, повторяющиеся мотивы, характеры героев и способы их выявления, средства художественной выразительности.

  9. Бытовая сказка: основные типы сюжетов и героев, композиция, особенности языка, средства художественной выразительности.

  10. Определение жанра былины. Отличие былины от сказки. Собиратели жанра. Происхождение былин. Киевский и Новгородский циклы былин.

  11. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Художественные особенности жанра былин.

  12. Пословицы и поговорки: жанровые определения. Отличие пословиц от поговорок. Функции пословиц и поговорок, их философская глубина. Проблемы происхождения пословиц и поговорок, историзм, источники. Поэтика пословиц и поговорок: построение, прямой и переносный смысл, формы художественной образности и обобщения, способы создания.

  13. Определение жанра загадок. Исторические корни загадок: связь

загадок с иносказательной речью. Функции загадок. Поэтика загадок, способы создания загадок.

  1. Праистоки детской литературы. Источники детской литературы. Миф о Божественном Ребёнке. Библия – древнейший памятник письменности, «книга книг»: возникновение, структура, особенности каждой части. Образы Божественных детей в библейских легендах.

  2. Библия в детском чтении. Наиболее известные библейские легенды и их нравственный смысл. Канонический текст Библии и переложения библии для детей: переводы К. Чуковского, А. Соколова, Л.Н. Толстого. Христианский миф в детской литературе.

  3. Понятие о мифе. Классификация мифов. Мифы о Персее, Прометее, Геракле, Тезее и др. (О двух героях по выбору студента).

  4. Басня как литературный жанр. Творческая история басни. Крупнейшие представители басенного жанра в мировой и русской литературе. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова. Тематика и проблематика его басен. Новаторский характер басен И.А. Крылова.

  5. Художественное своеобразие басен И.А. Крылова: сюжет и композиция, образная система, средства поэтической выразительности, язык и стиль, авторская позиция в басне. Проанализировать одну из басен. Народность и реализм произведений И.А. Крылова. В.Г. Белинский и А.С. Пушкин о баснях И.А.Крылова.

  6. Нравственно-философская сказка А. Погорельского «Чёрная курица». Проблематика сказки. Соотношение реального и фантастического. Особенности композиции. Различные стилевые пласты в сказке.

  7. Сказка А. Погорельского «Чёрная курица»: Проблематика сказки, образ Алёши, психологизм в изображении мира ребёнка.

  8. Сказки В.Ф. Одоевского, их тематическое многообразие. Взгляд писателя на роль детской книги. Сказки «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин», «О четырёх глухих», «Игоша» (анализ двух сказок по выбору студента).

  9. Научно-познавательная сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», её поэтическое своеобразие. Композиция сказки. Принципы создания образов героев. В.Г. Белинский о сказке В.Ф. Одоевского.

  10. Романтические сказки В.А. Жуковского. Своеобразие сюжетов, герои. «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иван-царевиче и Сером Волке », «Спящая царевна». Отличие сказок В.А. Жуковского от сказок А.С. Пушкина.

  11. Сказочный цикл А.С.Пушкина. Причины обращения к жанру сказки. Народность сказок. Авторское начало в сказках. Конкретно-историческое и общечеловеческое в сказках.

  12. Анализ сказки А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде» или «Сказки о царе Салтане». История создания и публикации, своеобразие композиции, образная система, психологизм, роль детали, язык. Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина.

  13. Анализ одной из сказок А.С. Пушкина: «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне», «О золотом петушке». История создания и публикации, своеобразие композиции, образная система, психологизм, роль детали, язык. Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина.

  14. Сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: история создания и появления в печати. Народные источники сказки и мотивы народных сказок, вошедшие в сюжет «Конька-горбунка». Сюжетно-композиционное своеобразие сказки в целом и её первой части. Реализм сказки. Образы братьев Ивана.

  15. Своеобразие второй части сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Сатирическое начало в сказке. Образ Ивана, конька-горбунка в сказке.

  16. Своеобразие третей части сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Роль волшебного элемента в сказке. Образ царя. Образ сказителя в сказке. Своеобразие языка.

  17. Зарождение жанра литературной сказки в творчестве Ш. Перро. «Сказки матушки Гусыни» и их переработка для детей. Художественное своеобразие сказок Ш.Перро.

  18. Активизации внимания к жанру сказки в эпоху романтизма. Обработка сказочных фольклорных сюжетов братьями Гримм. Художественное своеобразие их сказок.

  19. Развитие жанра литературной сказки в творчестве Э.Т.А. Гофмана и В. Гауфа. Сказка Гофмана «Щелкунчик». Взаимосвязь реальности и вымысла, фантастики и жизнеподобного плана повествования. Специфика содержания сказок Гауфа «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист» (любое произведение по выбору студента). Эволюция характеров героев в них, как отличительная примета художественного мира Гауфа.

Примерный перечень вопросов к экзамену (3 семестр)

  1. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого. История создания «Азбуки», «Новой азбуки». Источники «Азбуки». Рассказы о детях: особенности композиции («Косточка», «Котёнок», «Филиппок», «Корова» и др.), способы создания детских характеров, психологическая обоснованность поступков героев. Реализм в изображении действительности.

  2. Рассказы о животных Л.Н. Толстого. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Булька» и др.). Особенности изображения героя-животного в произведениях. Басни («Лев и мышь», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек» и др.): отличие от рассказов о животных. Сказки («Три медведя», «Как мужик гусей делил» и др.): связь с народной сказкой и отличие от неё. Особенности дидактизма произведений Л.Н. Толстого: «умная мораль».

  3. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Его отношение к детской книге. Сборник «Алёнушкины сказки». Галерея сказочных образов животного мира. Поэтическое обрамление цикла сказок. Воспитательная ценность сказок.

  4. Своеобразие реалистических рассказов о природе Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Серая Шейка», «Зимовье на Студёной». Ведущая тема рассказов. Роль пейзажа в рассказах и приёмы его введения. Включение в реалистический рассказ сказочных мотивов. Мастерское изображение животных.

  5. Рассказы А.П. Чехова о детях. Тема загубленного детства. Мир детей и взрослых. Раскрытие психологии ребёнка. Особенности юмора.

  6. Рассказы А.П. Чехова о животных «Каштанка» и «Белолобый». Особенности сюжета, композиции и центрального конфликта рассказов. Образ главной героини рассказа «Каштанка». Принципы характеристики героини. Эволюция характера. Мир животных и людей. «Совмещение» образов – основной художественный принцип чеховских рассказов. Роль детали.

  7. Рассказы А.И. Куприна о детях и для детей. Рассказы о животных. Тема тяжёлого детства. Рассказ «Белый пудель».

  8. Творчество М. Горького для детей. Роль Горького в развитии русской детской литературы. Реалистические рассказы «Дед Архип и Ленька», «Встряска» и др. Сказочный цикл. Идейно-эстетические особенности сказки «Воробьишко».

  9. Новаторский характер сказок Горького. «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Яшка», «Про Иванушку-дурачка», «Утро». Связь с жизнью, социальная насыщенность, овладение традициями народных сказок.

  10. Автобиографическая проза. «Детские годы Багрова внука» С.Т. Аксакова.

  11. Автобиографическая проза. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Н.Г. Чернышевский о повести «Детство».

  12. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», «Гимназисты». Традиции Льва Толстого в повестях. Глубина проникновения во внутренний мир ребенка в повестях. Способы создания характера Тёмы Карташёва. Раскрытие характера героя в сцене спасения Жучки.

  13. Вопросы воспитания и образования, взаимоотношения родителей и детей в семье в повестях Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», «Гимназисты». Влияние школы на формирование нравственного становления личности: друзья Тёмы, учителя гимназии.

  14. История создания повести «Детство Никиты» А.Н. Толстого, её автобиографизм. Характер главного героя, творческие возможности Никиты в их обусловленности природой и чувством Родины. Герои-дети, близкие Никите по духу, и герои-антиподы.

  15. Тема детства, природы и Родины в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Природная жизнь, чувство красоты мира и счастье от общения с природой. Семья и её влияние на ребёнка. Отличие повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» от автобиографической повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

  16. «Заповеди для детских поэтов» К.И. Чуковского. Воплощение заповедей в детских сказках К.И. Чуковского.

  17. Лирическая поэзия С.Я. Маршака для детей. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира, отражения действительности в поэзии С.  Маршака.

  18. Своеобразие детской поэзии А.Л. Барто. Интернациональная тема. Юмористические стихи. Лирические стихи для подростков.

  19. Новые герои поэзии С.В. Михалкова. Особенности его лирики. Тетралогия о дяде Стёпе.

  20. Творчество поэтов-обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. История литературной группы. Особенности поэтики.

  21. Творчество В.В. Маяковского для детей, новаторство его поэзии. Многообразие жанров. Попытка отражения новой социальной морали в «Сказке о Пете и о Симе». Развитие жанра дидактического рассказа в стихах («Что такое хорошо и что такое плохо»). Воспитание любви к труду («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», «Конь-огонь»).

  22. Природоведческая тема в русской литературе ХХ века: М.М. Пришвин, В.В. Бианки, Е.И. Чарушин.

  23. Своеобразие лирической прозы А.П. Гайдара. «Голубая чашка». Тематика, своеобразие композиции, особенности конфликтов. Характеры главных героев. Психологизм. Юмор и романтический пафос. Символические образы.

  24. Рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек». Своеобразие сюжета и композиции. Раскрытие психологии детей, мотивировка их поступков. Роль взрослых в этом произведении. Своеобразие темы счастья.

  25. Многообразие творческих индивидуальностей в детской поэзии ХХ века: Е. Благинина, И. Токмакова, Б. Заходер, В. Берестов, Я. Аким и др.

  26. Советская литературная сказка 20-30 годов ХХ века: Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Л.И. Лагин.

  27. Литературная сказка середины ХХ века: А.М. Волков, Н.Н. Носов.

  28. Литературная сказка второй половины ХХ века: Э.Н. Успенский, Т.И. Александрова, Р.Н. Погодин, С.Л. Прокофьева, С.Г. Козлов и др.

  29. Основные направления современной прозы для детей: литература о детстве (юмористический рассказ, дидактический рассказ).

  30. Основные направления современной прозы для детей: научно-познавательная проза. Творчество Б.С. Житкова.

  31. Переводная зарубежная сказка второй половины ХIХ века: Х.К. Андерсен.

  32. Переводная зарубежная сказка ХХ века: Л. Кэррол, А. Милн, А. Экзюпери, А. Линдгрен, П. Трэверс, О. Пройслер, Д. Роллинг и др.(2 автора по выбору).

Выучить наизусть одну из басен И.А. Крылова, отрывки из сказок В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, стихотворение или отрывок из произведения С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, стихотворение одного из современных детских поэтов (Е. Благининой, И. Токмаковой, Б. Заходера, В. Берестова, Я. Акима и др.), одного из поэтов-обэриутов (Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова). 1 2 3 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат