Тема Психологические особенности подросткового возраста - №144/св-476 от 04 июля 2008 г. (Книр «Импульс») раздел...

Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат

Тема 3. Психологические особенности подросткового возраста



Аннотация: В данной теме в парадигме концепции о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) дана психологическая характеристика подросткового возраста. Обсуждаются хронологические границы подросткового возраста, характер развития в этом возрастном периода (стабильный период или кризис). Описаны основные психологические новообразования, причем особое внимание уделено развитию самосознания (чувства взрослости и идентичности). Обоснована особая чувствительность подросткового возраста к генезису асоциальной и антисоциальной направленности. Показано, что неуспех на пути разрешения задач развития (Р.Хевигхерст) приводит к формированию антисоциальной направленности компенсаторного типа.
Подростковый возраст – возраст риска для формирования асоциальной и антисоциальной направленности личности.

Подростковый возраст имеет социально-историческую природу. Основная характеристика подросткового возраста – его противоречивость. Противоречивость находит выражение в следующих особенностях возраста:

  1. подростковый возраст – промежуточный, переходный между детством и взрослостью, совмещает характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период. Уже не ребенок, но еще не взрослый – главная особенность возраста, определяющая его психологические особенности. Включенность в две культуры – мир взрослых и мир детства обуславливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода (Коулмен). Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социо-культурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества – тенденция индустриального и пост-индустриального общества.

  2. гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости. Л.С.Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социо-культурного развития.

  3. подростничество является одновременно возрастом социализации и возрастом индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности).

Из противоречивости подросткового возраста вытекает ряд проблем. Во-первых, является ли этот возраст кризисом или стабильным возрастом? Перечисленные особенности возраста дают основания ряду исследователей рассматривать подростковый возраст как непрерывный кризис (Ш.Бюлер, Л.И.Божович). Другая, более обоснованная, на наш взгляд, позиция рассматривает подростковый возраст, как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов (Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон).

Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, - различия в определении его хронологических границ. Ш.Бюлер определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18-21-23 г.). Ш.Бюлер выделяет негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков. В юношеском возрасте происходит относительная стабилизация характера и проявляются черты зрелости. Э.Шпрангер (1924) включал подростковый возраст в юношеский, границы которого он определял 13-19 годами у девушек, 14-22 у юношей. Подростковая фаза (14-17 лет) характеризуется кризисом, связанным с освобождением от детской зависимости. Шпрангер так же выделял в качестве основных новообразований этого возраста открытие “Я”, возникновение юношеской рефлексии, осознание своей индивидуальности. Заслуга Э.Шпрангера состоит в выделении трех вариантов прохождения юности: 1)резкие бурные изменения, классическое «кризисное» течение; 2) постепенное усвоение ценностей взрослого общества без явных личностных изменений подростка; 3)быстрая психологическая перестройка личности без выраженных негативных симптомов вследствие саморазвития и самостроительства.

В периодизации жизненного цикла Б.Ньюмен и Н.Ньюмен, разработанной на основе концепции Э.Эриксона, подростковый возраст включен в хронологические границы 13-18 лет, а юношеский возраст 18-22 года. В период подросткового возраста сущность психосоциального кризиса составляет выбор между групповой идентичностью и диффузной идентичностью, а основные задачи развития - развитие общения со сверстниками в группе, эмоциональное развитие, формирование формально-логического интеллекта, создающего основу для дальнейшего развития самосознания. В юности психосоциальный кризис предполагает выбор между личностной идентичностью и диффузией, а задачи развития - автономизацию от родителей, достижение идентичности, включая идентичность социальных ролей, интериоризацию моральных норм, выбор профессиональной карьеры и начало ее реализации (получение образования).



Д.Б.Эльконин выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей. Период юности (18-21г.) традиционно рассматривается, начиная с работ Л.С.Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость. (Л.С.Выготский).

Р.Хевигхерст выделяет в качестве центральной задачи развития подросткового возраста задачу самоопределения в системе ценностей, общения и отношений между людьми. Отсюда вытекают остальные задачи развития:

- освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование поло-ролевой идентичности и телесного образа Я;

Проблема формирования эго-идентичности в юности разрабатывалась в концепции Эрика Эриксона и теории статусов идентичности Д.Марсиа, закономерности формирования эмоциональной независимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций – в концепции Ж.Пиаже.

Формирование самосознания на основе самопознания, обусловленного развитием интеллекта и рефлексии, приводит к формированию в подростковом возрасте новой формы эгоцентризма.

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л.С.Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь (1983). Д.Б.Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность (1989). Чувство взрослости – особая форма самосознания. Ее «особость» в том, что самосознание выступает в аффективной форме переживания, и в том, что это есть форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, другими словами социальное самосознание. Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д.Б.Эльконин выделяет различные виды взрослости:

Очевидно, что продуктивными с точки зрения решения задач развития будут социо-моральная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характере самостоятельности подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками. Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития – подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование профессиональных намерений через фазы предварительного выбора профессии и практического принятия решения с определением профессии, уровня квалификации в ней и формы профессиональной подготовки. Основную цель профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте выступает как формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Н.С.Пряжников,1996). Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей, с одной стороны, и возможностей и ограничений профессии.

Самоопределение становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни (Л.И.Божович, 1979); формирование целостной смысловой системы «Я и общество», предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования (М.Р.Гинзбург, 1988). Важными новообразованиями ранней юности являются ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Воля обеспечивает выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление нравственного выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Подростковый возраст традиционно рассматривается как проблемный и кризисный. В современном российском обществе решение ключевой задачи переходного возраста – самоопределения – затруднено ситуацией неопределенности, что делает актуальной задачу психологического сопровождения прохождения подростком кризиса «самостандартизации».

Вопросы:

  1. Почему подростковый возраст называют «критическим»? Обоснуйте ответ?

  2. Что составляет ведущую деятельность подросткового возраста?

  3. Легко ли быть подростком в современном обществе?

  4. Какие меры содействия «вхождению подростка в мир взрослых» предлагает современное российское общество? Насколько они эффективны? Обоснуйте ответ.

  5. Назовите факторы и условия, способствующие и препятствующие решению задачи самоопределения подростка.


Тема 4. Факторы риска формирования асоциальной и антисоциальной



направленности личности. Органический фактор.



Аннотация. Дано определение понятию «факторы риска» и «группа риска». Показан сложный неоднозначный характер влияния факторов риска на развития личности. Определены понятия жизнестойкость и уязвимость личности. Обсуждается роль и пути влияния органического фактора (соматическое и нервно-психическое здоровье) на дезадаптивное развитие личности и формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности.



За последние годы наметился ряд неблагоприятных тенденций в психическом развитии детей и подростков, выступающих как факторы риска возрастания числа асоциальной направленности и девиантного поведения.



Факторы риска – широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. Негативное воздействие факторов, в отличие от однозначно вредных воздействий, носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а только вероятную угрозу негативных следствий. В зависимости степени вероятности выделяют факторы высокого, среднего и низкого риска. Группа риска – это контингент детей, подверженных действию одного фактора риска. Выделяют следующие факторы риска: медико-биологические (органические); социально-экономические; психологические (личностные) – неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности и социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия и кооперации со взрослыми и сверстниками; педагогические (несоответствие программ и условий обучения детей их психологическим и психофизиологическим особенностям). В зависимости от времени воздействия на организм различают факторы внутриутробного периода, перинатального возраста, младенчества, раннего детства, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.



В реальном процессе развития обычно имеет место взаимообусловленность разнородных факторов риска. Сочетание некоторых факторов, как правило, увеличивает вероятность их негативного воздействия. Различают факторы хронические и факторы однократного действия. Факторы хронического действия оказывают более тяжелое, чем факторы однократного действия воздействие на статус ребенка.



Наряду с факторами риска выделяют такие понятия как понятия уязвимости и жизнестойкости. Психологическая уязвимость это чувствительность или степень подверженности ребенка воздействию тех или иных неблагоприятных факторов. Уязвимость и жизнестойкость (способность противостоять вредному воздействию) зависит от возраста детей и подростков и их индивидуальных особенностей. Жизнестойкость в значительной мере определяется уровнем эмоционально-личностного и умственного развития ребенка, активность и общительность, опыт позитивного взаимодействия, формирующий у ребенка высокую самооценку, уверенность в себе, самопринятие.



Знание защитных факторов, ослабляющих или отменяющих воздействие факторов риска необходимо для планирования и реализации профилактики и коррекции трудностей в развитии детей и подростков.



Органические факторы, выступающие предпосылкой для таких поведенческих нарушений как импульсивность, низкая эмпатия, агрессивность и т.д. создают основу формирования иерархии ценностно-смысловой сферы, инициирующей асоциальное поведение. Дети и подростки, отнесенные к группе риска, нуждаются в специальном психологическом сопровождении и оказании психолого-педагогической помощи.



К органическим факторам (биологическим) относятся нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в физическом и психическом развитии. Общее ухудшение соматического и нервно-психического здоровья подрастающего поколения за последние десятилетия значительное увеличение частоты психических расстройств у детей и подростков. В целом частота пограничных психических расстройств колеблется от 22% до 71% при увеличении удельного веса тяжелых форм патологии. Возрастание числа задержек умственного развития различной степени тяжести (более 30% в общей структуре, нарушений и отклонений в психическом развитии, обусловленных резидуально-органическими и функциональными нарушениями центральной нервной системы различной этиологии, дисгармоничного личностного развития с патохарактерологическими и психопатическими реакциями; стойких нарушений аффекта и настроения различной степени тяжести с нарушениями самооценки, мотивационной сферы; задержанного психического развития по типу органического и дисгармоничного инфантилизма и др. происходит главным образом за счет детей из асоциальных семей, семей с неблагоприятной психологической атмосферой (хроническая конфликтность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение) и детей, оставшихся без попечения родителей. Неблагоприятной тенденцией является также рост перинатальной патологии (Л.О.Бадалян) – до 70% у новорожденных детей. Наблюдается значительный рост психосоматических заболеваний – в пределах от 40% до 68% от числа детей, обратившихся к детским врачам общего профиля. Тенденция ослабления нервно-психического здоровья детей создает неблагоприятные предпосылки для личностного развития детей и ставит задачу возможно более ранней диагностики детей, нуждающихся в психологической помощи и своевременной прицельной коррекции хода психического развития таких детей и профилактики негативных тенденций умственного и личностного развития, обуславливающих нарушения развития ценностно-смысловой сферы и, как следствие формирование асоциальной и антисоциальной направленности личности.



Вопросы:



1.Является ли наличие факторов риска «фатальным» для психического развития ребенка? Обоснуйте ответ.



2. Какие группы факторов риска Вы знаете? Назовите их.



3.В каком возрасте, по Вашему мнению, ребенок оказывается наиболее чувствительным к воздействию органических факторов риска? Почему?



4. Что обеспечивает жизнестойкость подростка при воздействии неблагоприятных факторов?



5. Чем отличаются факторы хронического действия от факторов однократного действия? Какие из них представляют большую угрозу для развития ребенка?



Тема 5. Социокультурные факторы формирования антисоциальной направленности личности



Аннотация. В рамках темы рассмотрены основные социокультурные факторы, имеющие значение для формирования антисоциальной направленности. Особое внимание уделено двум кризисам – кризису ценностного единства общества и кризису идентичности общества. Обсуждается связь между социальными кризисами, переживаемыми обществом и тенденцией роста явлений антисоциальной направленности в подростковых и молодежных группах.


К социокультурным факторам риска относят: общее состояние благополучия общества, уровень материальной обеспеченности, психологическая и моральная атмосфера общества, состояние науки, культуры, распространенность в обществе таких явлений как правонарушения, интолерантность, этническая неприязнь и пр.

В настоящее время российское общество переживает ценностный кризис, связанный с деформацией системы норм, установок и ценностей как следствие утраты идентичности и критериев адекватной оценки социокультурной действительности; противоречивое сочетание процессов глобализации и роста национального самосознания, нередко принимающего форму шовинизма и ксенофобии, отказа от национальных и культурно-исторических традиций; агрессивное проникновение в общественное сознание шаблонов “массовой культуры”; бурный рост стереотипов и новых форм мифологического сознания, деструктивных элементов религиозных верований и культовых организаций; неадекватное отношение общества и государства к месту и роли таких традиционных социокультурных институтов социализации как образование, наука, воспитание, искусство.

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы на постсоветском пространстве в качестве одного из следствий имеют широкое распространение явления кризиса социальной – гражданской, национальной и личностной идентичности, приводящей к разрушению целостности и интегрированности личности. Прямым следствием кризиса идентичности является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и делинквентного поведения, межэтнической напряженности, высокой степени конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей, как в популяции взрослого населения, так и подрастающего поколения, особенно ярко проявляющегося в подростковой и юношеской группах.

Общая нестабильность общества, его поляризация и многоукладность в период радикальных социальных преобразований порождает ряд новых социальных явлений:

как результат — возникновение внутри этих групп и движений «групп риска» с тенденциями к экстремизму

В молодежной среде возникло и резко усилилось за последние десятилетия явление социального эскапизма – ухода (выхода) молодого человека за пределы традиционных институтов социализации, соответственно в область интересов, увлечений и жизнедеятельности, не контролируемых обществом. Эскапизм как бегство от реальности в мир иллюзорный, заменяющий юноше реальную жизнь, деятельность, общение получил широкое распространение в современном российском обществе.



Особенности макро- и микросоциальной ситуации развития ребенка в современном российском обществе приводят к резкому возрастанию вариантов неблагополучного развития детей. Изменения макросоциальной ситуации развития находят отражение, в первую очередь в понятии кризиса детства – «сбой» институтов социализации – образовательной системы - в обеспечении условий гармоничного развития личности как приоритетной цели обеспечения государственной и общественной безопасности (В.И.Слободчиков, А.Л.Венгер, Б.Д.Эльконин).. Проблема неопределенности правового статуса детей, несоответствие нормативно-правовой базы в отношении охраны детства и соблюдения прав ребенка в соответствии с Международными документами – Конвенцией о правах ребенка придают особую актуальность решению задач развития ювенального права в современной России.



СМИ – чрезвычайно важный институт социализации, играющий существенную роль в формировании ценностно-смысловых структур сознания человека и социально-критического мышления, формирования гражданской идентичности и гражданской позиции личности. Именно СМИ часто становятся причиной нарушения социального развития личности и генезиса явлений девиантного и делинквентного поведения.



Последнее достижение научно-технического прогресса общества - Интернет-технологии далеко не однозначны. Открывая практически почти неограниченные возможности получения информации, они в той же степени могут служить распространению дезинформации. Обеспечивая невиданные ранее возможности общения между людьми, они нередко оказываются средством создания иллюзии общения. Удовлетворяя естественную потребность человека в общении в особом виртуальном пространстве, Интернет коммуникации вытесняют и ограничивают традиционные формы общения, приводя к вымыванию эмоционально-насыщенных личностно-ориентированных форм общения, порождая чувство одиночество, враждебности, утраты базового доверия к миру. Возникающий коммуникативный дефицит в свою очередь компенсируется современными коммуникативными технологиями, еще более усиливающими чувство изоляции и диффузии идентичности, порождают феномен толпы как неструктурированного разрозненного общественного образования.

Подростковый возраст является важнейшим этапом личностного самоопределения, осознания себя, формирования ценностного мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов. Значительные трудности, с которыми сталкиваются российские подростки при решении задач личностного самоопределения, включая обретение гражданской идентичности, обусловлены противоречивыми тенденциями развития современного российского общества. Практически все исследователи, разрабатывающие понятие идентичности сходятся в том, что формирование идентичности человека невозможно рассматривать вне того социального контекста, в котором он развивается. Принципиально новые условия жизни, задающие новые экономические, политические и социальные координаты, кардинальным образом изменили представления о гражданском, профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Современное общество предлагает молодому человеку широкий спектр альтернатив для осуществления личностных выборов, определяющих формирование эго-идентичности, но осуществить эти выборы, сегодня сложно как никогда. Годы социального, политического и экономического кризисов, переживаемых Россией, привели к размыванию ориентиров, необходимых для самоопределения. Сегодня, когда нередко говорят об утрате идентичности уже всем нашим обществом в целом, а критерии оценок и выборов смутны и порой противоречивы, проблема поиска, порой мучительного, собственной идентичности необыкновенно остро стоит перед современным подростком. Проблема личностного самоопределения очень остро стоит для современных юношей и девушек в условиях, когда современное общество характеризуется «ценностно-нормативной неопределенностью.

Информационная безопасность – есть состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности Другими словами, защита тех интересов, которые обеспечивают прогрессивное развитие человека (Тер-Акопов А.А., 1998). Нарушение информационной безопасности может возникнуть в 2 случаях – 1) в случае негативного информационного воздействия; 2) в случае отсутствия необходимой информации. Основными способами обеспечения информационной безопасности являются – обеспечение достоверности информации, передаваемой СМИ.

Необходимо создание психологических ресурсов обеспечения информационной безопасности детей и подростков наряду с правовыми актами. Формирование социально-критического мышления является мощным средством профилактики и предупреждения деструктивного развития гражданской идентичности и образа России. Такие международные организации как Совет Европы и ЮНЕСКО ставят как актуальную задачу просвещения и образования детей и подростков в области СМИ. Поскольку СМИ становятся конкурирующим институтом социализации детей, подростков, молодежи, необходимо формировать известную компетентность в сфере СМИ. Родители и школа все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ. Выдвигается идея создания системы медиаобразования как особого социального приоритета, направленного на то, чтобы обеспечить необходимый уровень культуры пользования информационными и другими возможностями СМИ, сделать детей активными сознательными пользователями СМИ. От тезиса – защитить детей от СМИ произошел поворот к идее развитие компетентности в СМИ. В настоящее время разработаны программы медиаобразования детей и подростков, позволяющие обеспечить формирование критического творческого отношения к информационному пространству СМИ (Ясурский Я.Н, Вартанова Е.Л., 2001).

Вопросы: 1. В каких явлениях социальной дезадаптации подрастающего поколения находит отражение кризис, переживаемый обществом?

2. Конкретизируйте требование информационной безопасности в форме системы требований общества к функционированию СМИ.

3. В чем состоит кризис утраты идентичности общества?

4. Сформулируйте основные задачи просвещения детей и подростков в отношении пользования СМИ.

Тема 6. Система общего образования. Школа.



Аннотация. Обсуждается состояние современной образовательной системы, выступающей как фактор риска формирования асоциальной и антисоциальной направленности учащихся. Рассматривается факт «выпадения» значительной группы детей и подростков из-под контроля традиционного института социализации. На примере школьной дезадаптации выделены неблагоприятные тенденции и проблемы образования. Обсуждаются задачи модернизации общего среднего образования. Проанализированы возможные причины хронической школьной неуспешности, низкой мотивации учения и лени как синдромов, выступающих фактором риска школьной дезадаптации.

Рост числа детей, не посещающих детские образовательные учреждения, свидетельствует о том, что значительная часть детей оказываются вне института социализации и системы социального контроля. Следствиями является поляризация детского и подросткового населения по уровню психического, в первую очередь умственного, развития, обусловленная серьезными различиями в системе воспитания и обучения, недостаточностью контроля за ходом психического развития детей. Одним из ярких проявлений такого положения является значительные различия между детьми по показателям психологической готовности к школе, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода к организации обучения детей в начальной школе.

Другая тенденция – разрыв целостности образовательной вертикали от дошкольного к школьному и профессиональному специальному образованию. Разрыв средней и высшей школы приводит к падению престижа школьного образования и низкой мотивационной направленности учащихся.

Можно указать на ряд обстоятельств, обуславливающих актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества.

- скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий, возрастание уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки ставит задачу создания системы мобильной системы непрерывного образования, требующей перестройки, в том числе и системы начального образования;

- цели образования все в большей степени сводятся к утилитарному толкованию и рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспект образования, задачи развития личности остаются вне должного внимания образовательных учреждений;

- внедрение достижений концепции развивающего обучения на основе пересмотра содержания и методов обучения, развиваемые в трудах Д.Б.Эльконина, В.В Давыдова, П.Я.Гальперина, к настоящему моменту, к сожалению, не привело к модернизации всей системы начального образования, а остается только «изолированным островком» в общем образовательном процессе, что обуславливает необходимость поиска новых форм и путей внедрения идей развивающего обучения в школу;

- усложнение содержания учебного материала школьного образования приводит к тому, что редко кто из учащихся начальной школы, а затем и средней школы, учится сам, без помощи родителей, нередко фактически перекладывая функцию ориентировки, планирования, решения задач на родителей и сохраняя за собой лишь роль «исполнителя». Результатом такого положения дел становится несформированность у ребенка умения учиться и организовывать свою учебную деятельность;

- перегруженность учащихся начальной школы, составляющая фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей требует снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования;

- принципиальное расширение форм социализации и воспитания ребенка, включающее различные виды СМИ, конфессиональное воспитание делают необходимым совершенствование системы школьного образования для сохранения и упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе.

Возрастание количества детей с низким уровнем психологической адаптации к школе, а также с явлениями дезадаптации, низкой школьной мотивации свидетельствует о том, что школа не выполняет сегодня ценностно-ориентирующей функции. Причины выходят за пределы собственно школьно-образовательного контекста, включая низкий престиж высшего образования, научно-технологический уровень экономики страны, идеологический кризис и др.

Школьная дезадаптация

– неприспособленность к школе, находящая отражение в низкой успеваемости и школьной успешности, несформированности учебной деятельности, прежде всего учебно-познавательных мотивов; нарушении ребенком правил и норм школьной жизни, высокой школьной тревожности и страхах, трудностях коммуникации с педагогами, администрацией и сверстниками, включая отвержение сверстниками, низкий уровень произвольности и организованности поведения и деятельности. Число детей с трудностями школьной адаптации в первом классе колеблется в диапазоне от 20% до 50% учащихся в классе.

Плохая успеваемость

и низкий уровень школьных академических успехов может наблюдаться как при сохранности интеллекта, так и при умственной недостаточности. В основе плохой успеваемости могут лежать следующие причины:

  1. Синдром хронической неуспешности – сочетание плохой успеваемости, интеллектуального неблагополучия на фоне интеллектуальной сохранности и высокого уровня тревожности, приводящего к дезорганизации деятельности. Третья составляющая синдрома – высокая личностная конформность детей – установка на исполнительность, послушание. Важной причиной формирования синдрома является завышенный уровень ожиданий родителей и феномен делегирования.

  2. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-психологическая запущенность.

  3. Нарушения в формировании психических функций и познавательных процессов (логического, наглядно-образного мышления, произвольной и непроизвольной памяти, внимания, речи, двигательные нарушения); дисгармония и асинхрония в развитии умственных функций.

  4. Школьная тревожность – распад и дезорганизация учебной деятельности в ситуациях «социальной оценки» при высоком уровне усвоения учебного материала. Причины – нарушение общения и сотрудничества с учителем, высокие требования и ожидания со стороны родителей в отношении успехов ребенка в учебной деятельности.

  5. Психофизический инфантилизм – сохранение психологического возраста «дошкольника» в младшем школьном возрасте. Несформированность мотивов учебной деятельности, предпочтение дошкольных видов деятельности и поведения.

  6. Синдром «ухода от деятельности» - сниженная успеваемость, мягкая демонстративность, обусловленная фрустрацией потребности во внимании, и невысокая тревожность. Характеризуется «застреванием» ребенка на игре и перевод ее в план воображения. Не приводит к дезорганизации деятельности. Склонность к фантазированию часто приводит к явлениям детской лжи.

  7. Нарушения формирования школьных навыков чтения, письма, счета (дизлексия, дизграфия, дискалькулия).

Лень

ленивое, вялое, заторможенное поведение ребенка. В основе лени могут быть следующие причины:

  1. Нарушения мотивационной сферы. Могут проявляться в двух формах – в форме снижения познавательных мотивов и в форме преобладания мотивации избегания неуспеха.

  2. Общая замедленность темпа деятельности. Необходимо отличать от мотивационных «уходов» и от защитного торможения, носящего ситуативный характер. Дифференцирующий признак – ситуативность замедленности деятельности, зачастую связанной с аффективным очагом.

  3. Сниженная энергетика, астеничность, приводящая к защитному охранительному торможению.

  4. Высокая тревога как проявление глобальной неуверенности в себе.

  5. Нарушение отношений с учителем распознается благодаря высокой избирательности проявления лени во взаимодействии с конкретным учителем или другим взрослым.

Лень как проявление гедонизма и недостаточной сформированности ценностно-мотивационной сферы, социальных мотивов, в том числе мотива социального долга.

Спектр распространенных психологических проблем школьников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупности с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоровьем эти причины приводят к тому, что 30% детей практически не справляются с усвоением большей части программного материала, а еще 40% испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы. Другими школьными проблемами, выступающими факторами риска формирования дезадаптации девиантного поведения являются не сложившиеся (конфликтные, изолированные и др.) отношения со сверстникам, дискриминация в школе на уровне педагог-ученик и напряженные взаимоотношения с учителями. Одной из причин здесь выступает авторитарный стиль руководства и педагогического общения, реализуемый в значительном числе школ. Переживание хронической неуспешности в школе побуждает учащегося к реализации компенсаторных форм поведения, в том числе асоциальной направленности.

Вопросы:

  1. Назовите основные причины расширения явления школьной дезадаптации в современной российской школе.

  2. В чем заключаются основные причины неупеваемости школьников?

  3. Охарактеризуйте психологическое содержание феномена «лени».

Задания:

  1. По материалам публикаций в СМИ и Интернете сделайте подборку материалов, свидетельствующих о необходимости оптимизации системы среднего общего образования. Сформулируйте задачи оптимизации образовательного процесса.

  2. Почему современные школьники не хотят учиться? Каковы причины падения школьной мотивации? (обсуждение в формате Круглого стола).


Тема 7. Семья как фактор риска формирования асоциальной и



антисоциальной направленности



Аннотация. Рассмотрены типы и причины роста дисфункциональности и дисгармоничности семей. Обсуждены причины и следствия низкой вовлеченности отца в процесс воспитания детей. Описаны типы дисгармоничного воспитания (потворствующая и доминирующая гиперпротекция, непоследовательное воспитание, жестокое обращение, воспитание в культе болезни, воспитание по типу повышенной моральной ответственности) и причины их генезиса. Рассмотрены типы отношений в диаде «мать – сын». Проанализированы следствия других тенденций развития российской семьи – рост числа гражданских браков, разводов, тенденции замещения родительского ухода воспитанием няней и общественным воспитанием.



Неблагоприятные тенденции развития семьи и ухудшение микросоциальной (семейной) среды, определяющей социальную ситуацию развития ребенка являются значимым фактором риска формирования антисоциальной направленности во всех возрастных группах.