Тема урока: «Имя Россия» (И. С. Тургенев и современники) Место урока в учебном плане

Тема урока:

«Имя Россия» (И.С. Тургенев и современники)

Место урока в учебном плане:

2 урок в 10 классе по на изучению биографии И.С. Тургенева, по программе Ю.В. Лебедева.

Тип урока:

пресс-конференция

Оборудование:

интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, компьютер

Программное обеспечение:

программа Notebook для доски Smart Board, Excel, Word, Publisher 2003 (Windows XP)

Цифровые ресурсы:

Интернет http://top500.nameofrussia.ru/vote.html, построение гистограммы в программе Excel, страницы программы Noteboоk, буклеты.

Аннотация:

урок литературы по изучению биографии и творчества И.С. Тургенева в 10 классе, рассматриваются взаимоотношения писателя с его современниками.

План урока:



  1. Организационный момент.

    1. Приветствие класса и настрой учащихся на работу.

    2. Объявление темы и постановка цели и задач урока.

  2. Работа с эпиграфом урока.

  3. Пресс-конференция.

  4. Представление буклетов.

  5. Игра «Соотнеси портрет».

  6. Обобщение.

  7. Голосование.

  8. Рефлексия.

  9. Отметки за урок.


Конспект урока


Предварительная работа:

на первом уроке знакомство с биографией писателя И.С. Тургенева, выявление интереса учеников к изучению темы «Тургенев и современники» (Об отношениях Тургенева с какими писателями вы бы хотели более подробно узнать?); создание творческих групп учеников по исследованию вопроса «Тургенев и …»

Цели:



  1. Расширить знания учеников о И.С. Тургеневе.

  2. Учить обучающихся понимать мировоззрение писателя.

  3. Развивать логику, анализ, коммуникативные навыки.


Методы:

исследовательский, иллюстративный, словесный, ИКТ.

Оборудование:

портрет писателя И. С. Тургенева (1818-1883),

интерактивная доска, мультимедийный проектор, подключение Интернета.

На доске:

гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.  Ги де Мопассан

ХОД:



  1. Оргмомент.

  2. Введение в тему урока, цель. http://top500.nameofrussia.ru/vote.html

Вы, знаете, что сейчас идет Интернет-проект «Имя Россия». Цель этого проекта организаторы трактуют так: «Имя России» — открытый проект для всех, кому не безразлична история, традиция, вера и будущее своего Отечества. Сегодня слишком многие хотят сделать из России некое безликое объединение граждан, озабоченных лишь одной целью — целью личного обогащения. Поступая так, предатели своего народа, пытаются обезличить Россию. И помешать их планам, казалось бы, нет возможности. Но мы говорим — хватит! Имя России — Личность и Национальное самосознание.»

500 имен великих людей России было в списке на этот титул. Среди них есть и те, о которых мы с вами говорили на уроках литературы, говорим и будем еще встречаться: это и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой, и А.С. Пушкин, и И.С. Тургенев, и многие писатели и поэты 18,19,20 веков. Их заслуги перед Отечеством огромны, их имена известны каждому просвещенному человеку. Но сегодня я предлагаю вам провести нам с вами свое голосование на звание Имя России. И поскольку сегодня наш урок посвящен юбилею И.С. Тургенева, я предлагаю включить в список именно современников этого замечательного человека, писателя-эстета, разносторонне развитой личности, он учился в Петербургском, слушал лекции в Берлинском университетах. Настоящую литературную славу Тургеневу принесли маленькие рассказы и очерки: "Записки охотника", повести "Муму" и "Постоялый двор". Т. написал ряд выдающихся романов, лучший из которых - "Отцы и дети" (1861) произвел настоящий фурор в обществе. В поздние годы получил европейское признание. В 1878 вместе с В.Гюго председательствовал на международном литературном конгрессе в Париже; получил титул почетного профессора Оксфордского университета. Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.

- Назовите мне современников писателя И.С. Тургенева?

- Кого вы считаете нужным включить в этот список, о ком бы вы хотели сегодня поговорить?

Хорошо, мы определились с темой сегодняшнего урока: Тургенев и современники. Все эти имена нам знакомы. Предлагаю взглянуть на них в другом ракурсе: сквозь призму их отношений с И.С. Тургеневым

  1. Основная тема урока. Тургенев и современники. (Пресконференция: ученики, исследовавшие материал по данной теме, отвечают на вопросы ребят. В это время на экране информация о тех людях, о которых говорят, с Интернет - проекта «Имя Россия». Примечание: портреты не показываются)

  1. После ответа на вопрос ребята представляют свои мини-исследования в форме буклета.

  2. Игра «Соотнеси портрет» (на доске Smart Board путем передвигания картинок необходимо соотнести портреты писателей с их фамилиями)

  3. Обобщение: И. С. Тургенев был милым, добродушным человеком, умел заразительно смеяться. «Тургенев – это женская душа в грубом обличье циклопа», – так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его «ласковым гигантом с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком. Он был образцово вежлив со всеми, и даже своей прислуге никогда не говорил «подай», а – «позволь мне стакан воды». Ему трудно было сказать кому бы то ни было слово «нет». Поэтому его все время одолевали разного рода просители. А он, не в силах отказать и не зная, как помочь, виновато поворачивался к стене и царапал ее ногтем… «Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большею терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок», говорил его друг Дмитрий Григорович. Он бескорыстно радовался успехам собратьев по перу и пропагандировал их творчество в Европе Но когда дело касалось его убеждений, взглядов на литературу, ее назначении, его мировоззрения, он становился твердым и убежденным. И именно на этой почве происходили разногласия с прежними друзьями. Да и это не удивительно. Ведь сталкивались великие умы в поисках истины. Как ясно объясняет это М.Горький: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле».

  4. Голосование на присвоение титула Имя Россия. (Открытое голосование путем поднятия руки среди присутствующих, затем выстраивается рейтинг в excel и оглашаются результаты)

"Нет счастья вне Родины" – писал И.С. Тургенев. И, наверное, каждый, о ком мы с вами сегодня говорили, сказал бы это с ним вместе. Они жили в России, они творили для нее, они болели за нее, они любили ее. Россия отвечает им тем же.

  1. Рефлексия. Оцени урок.

- Стал ли вам ближе и понятнее И.С. Тургенев, его взгляды, его миропонимание?

- Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?

  1. Отметки за урок.

  2. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему: «Достоин ли И.С. Тургенев титула «Имя Россия»?
Добавить документ в свой блог или на сайт Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат