ТЕМА V - I. Значение работы и безработицы в XXI веке

ТЕМА

V

. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


ИЩУЩИХ РАБОТУ (

CASE

MANAGEMENT

)


О чем повествует эта тема


Целью темы является формирование у студентов представления о том, как модель системного case management может быть использована для разработки программы индивидуального сопровождения лиц, ищущих работу и имеющих серьезные проблемы в трудоустройстве. В теме предлагается определение программы индивидуального сопровождения (ИС), выделяются критерии отбора клиентов для программы, характеризуются функции и фазы индивидуального сопровождения «ищущих работу». В рамках организации процесса ИС рассматриваются различные варианты его реализации: либо как части деятельности ГСЗН, либо его выполнение сторонними учреждениями.

Основные разделы темы





  1. Понятие и концепция «индивидуального сопровождения»



Системный case management довольно подробно описан в научной и практической литературе. В социальной работе он характеризируется как процесс оперативного и стратегического управления социальными услугами. В контексте ориентации на занятость метод приобретает новое значение – поиск и предоставление информации, консультационных услуг и связь ищущего работу, имеющего особые проблемы в трудоустройстве, с учреждениями, предоставляющими социальные услуги. В этом случае исключается бюрократический способ предоставления услуг: однократных, формальных и неперсонифицированных. Специалист и клиент выстраивают отношения, основанные на взаимной ответственности и доверии.
Концепция case management, или «индивидуального сопровождения» (ИС – в дальнейшем) учитывает множественные факторы безработицы, в том числе существующие на микроуровне. К последним относятся финансовые и материальные проблемы «ищущего работу», его персональная ситуация и семейные кризисы, неудовлетворенные потребности. С этой точки зрения ИС предполагает решение следующих задач:

  1. Специалист должен владеть знаниями о рынке труда, понимать стратегии

найма персонала и принципы государственного регулирования занятости. Целью работы является преодоление или минимизация препятствий, мешающих трудоустройству клиента и лежащих в его социальном окружении, а также скорейшая его трудовая интеграция.
2. Управление случаем происходит совместно с клиентом. Одновременно специалист по социальной работе должен привлекать к работе иных «узких» специалистов, например, в области долговых отношений, материальных и жилищных компенсаций.
3. Случаи, при которых трудовая интеграция клиента не рассматривается как приоритетная цель, не являются сферой деятельности специалиста по ИС и должны перейти под контроль других служб и учреждений (например, при нетрудоспособности клиента).
В целом, ИС можно определить следующим образом:
Индивидуальное сопровождение ищущих работу с особыми проблемами в трудоустройстве – это комплексный процесс помощи, ориентированный на клиента и его потребности, имеющий целью его скорейшую интеграцию в трудовые отношения. На стадиях ИС оцениваются индивидуальные ресурсы и проблемы клиента и в кооперации с клиентом планируются и запрашиваются социальные услуги, которые затем координируются, контролируются и оцениваются специалистом.
Важно понимать, что смысл слова «сопровождение» предполагает, что специалист помогает клиенту, а не навязывает ему те или иные решения и правила. Данный принцип сформулирован в т.н. «теории черепахи»: специалист работает с клиентом на его уровне и «продвигается» с его скоростью, а также позволяет клиенту лидировать в этой «медленной прогулке», чтобы помочь ему удовлетворить свои потребности11.

  1. Критерии отбора клиентов, функции и фазы индивидуального сопровождения «ищущих работу»



Для того чтобы обеспечить доступ клиентов к помощи, необходимо определить критерии, согласно которым клиент обретает статус «ищущего работу с особыми проблемами в трудоустройстве». Основным критерием служит наличие личностных особенностей и/или семейных кризисов (проблем) у трудоспособного человека, тормозящих или исключающих трудоустройство. Дополнительным основанием является признание факта, что без внешнего вмешательства (ИС) интеграция в трудовые отношения сильно затруднена или невозможна. Если ориентироваться на клиентов Государственной службы занятости населения, то выделяются две основные группы, для которых возможно осуществление ИС:

При осуществлении ИС необходимо исключить проблему дублирования функций специалистов ГСЗН и социальных работников. ИС реализуется на следующих условиях:
– сопровождению подлежат лишь сложные случаи, когда материальная поддержка и/или образовательные программы не являются залогом успешной интеграции в рынок труда и когда для осуществления помощи необходимы знания и опыт, недоступные работникам ГСЗН;
– ожидается, что, по крайней мере в среднесрочной перспективе, ИС приведет к улучшению индивидуальной ситуации клиента и значительно упростит его включение/стабилизацию в трудовых отношениях;
– для решения проблемы необходимо применение специфических методов и инструментария ИС.
Работу с клиентом необходимо завершать в случае следующих достижений:

Поскольку ИС ориентируется на индивидуальные запросы и потребности клиента, исключается точное определение времени предложения помощи. Оно, с одной стороны, зависит от поставленных целей в каждом индивидуальном случае, а с другой – от степени эффективности и результативности услуги. Составной частью программы ИС должны стать различные критерии – экономические, правовые, этические, разработанной с ориентацией на региональную специфику.
Выделяются следующие фазы индивидуального сопровождения:



  1. Организация процесса ИС в рамках системной и сетевой деятельности



В ситуации осуществления дифференциации клиентов оценки случаев и предложения помощи от большого числа субъектов требуется организация управления программой. ИС как работа с множественными проблемами, ставшими причинами безработицы или препятствующими трудоустройству, может статью либо частью деятельности ГСЗН, либо осуществляться иными учреждениями.
В ГСЗН такая программа может воплотиться в особый отдел по консультированию клиентов службы, основной задачей которого является интеграция «трудных клиентов» в трудовые отношения. Сотрудники отдела вместо субординационных отношений объединяются в команду специалистов, предоставляющих консультативные, координационные и посреднические услуги. Таким образом образуется коллегиальный процесс работы со случаем. Каждый из специалистов имеет внутреннюю специализацию (например, ведение целевой группы клиентов – мигрантов, молодежь) и обладает специфическими социальными и культурными компетенциями, а также сетевыми контактами с субъектами предоставления услуг (например, молодежными организациями, этническими объединениями).
Если ИС организуется в стороннем учреждении, необходимо установить тесный контакт с ГСЗН. В контексте современных тенденций сторонняя организация может выполнять ИС на условиях аутсорсинга (возложение ответственности за выполнение государственных задач на негосударственную структуру). Такая возможность перспективна, если в ГСЗН отсутствуют специалисты требуемого профиля или число сложных случаев, требующих ИС, превышают возможности государственной службы. Однако могут возникнуть сложности из-за того, что стороннее учреждение мало знакомо с профилем проблем ищущих работу или с деятельностью ГСЗН. В этом случае лучше предусмотреть должность координатора (на базе ГСЗН), работающего над взаимодействием обоих субъектов помощи ищущим работу.
В целом, проведение ИС в сторонних организациях может быть результативным. Им легче создавать эффективные команды для работы над проблемой и завоевывать доверие со стороны ищущих работу, они часто имеют продуктивные внешние контакты, могут легко укорениться в определенной среде, а также гибче реагировать на запросы клиентов, поскольку не затянуты в корсет государственных постановлений и указов. Отношение государства к такой службе должно быть полностью упорядоченным, например, для обеспечения качества ИС, ведения документации. Разрешение на ведение ИС сторонним субъектом должно быть получено при выполнении следующих условий:

Организация программы ИС требует развития структурированной сети производителей и поставщиков социальных услуг. Создание сетевой деятельности происходит на трех уровнях.
1. На микроуровне (индивидуального обслуживания клиентов) от социального работника требуются хорошие знания местного ландшафта социальных служб и других партнеров. Каждый сотрудник обязан заботиться о поддержании и развитии партнерской сети, т.е. вести переговоры с новыми организациями, развивать новые программы с теми, кто уже включен в совместную деятельность. Количество учреждений помощи и их профиль варьируются в зависимости от места проживания клиента и его трудностей, а также зависят от понимания того, насколько человек дискриминируется при получении услуг в связи с индивидуальными проблемами.
ПРИМЕР12
Психически больные и бездомные лица не приходят в службу занятости просить о помощи. Они также не идут к психиатру. Они желают только самых примитивных услуг в виде размещения в однодневных приютах. Они едва ли способны на беседу со специалистом и не будут сидеть в очереди в ожидании приема.
Компетенции по проведению сетевой социальной работы базируются не только на создании и развитии контактов, поиске доверия со стороны партнеров, поддержании деловых связей, но включают умение держать дистанцию с включенными в процесс помощи учреждениями или отдельными работниками. Дистанция помогает вести переговоры на равноправной основе, соответствовать высоким стандартам качества современной профессиональной работы, подчинять возникающие трудности достижению общей цели.
2. На мезоуровне (общая организация ИС) специалисты осуществляют системноориентированную деятельность. ИС становится эффективным, если востребованные клиентами социальные услуги предоставляются точно и в срок. Данная задача предполагает выполнение следующих действий:
– проведение мониторинга внешних и внутренних производителей и поставщиков услуг;
– систематическое развитие местных служб, предоставляющих услуги. Если возникает проблема в предоставлении определенной социальной услуги, она может быть решена за счет открытия специализированной службы;
– услуги, предоставляемые на долгосрочной основе, должны соотноситься с одноразовыми или непродолжительными услугами, экономически более выгодными, но не нарушать потребностей клиентов в помощи и не вести к «закрытию» местного рынка поставщиков услуг;
– заключение договоров со сторонними организациями о предоставлении услуг там, где это необходимо и возможно, но только в соответствии с потребностями клиентов и на основании проверки экономической эффективности долгосрочного взаимодействия; это поможет предотвратить формальное назначение услуг клиентам, которые легче и дешевле добыть;
– распространение информации о службах, предоставляющих услуги, и их координационном механизме для облегчения труда специалистов ИС; следует на местном уровне принять решение о том, может ли быть такая партнерская сеть постоянной или каждый сотрудник ИС обязан налаживать собственные партнерские связи;
– создание общего процесса контроля над деятельностью.
3. На макроуровне происходит вмешательство в процесс ИС со стороны структур, не включенных в профессиональное и партнерское сообщество, поскольку необходимо решать задачи, которые не входят в компетенции специалистов. Так, законодательное регулирование по отношению к ищущим работу выступает базой для осуществления прямого контакта специалиста и клиента. Кроме того, должен быть разработан независимый аудит и контроль деятельности всех партнеров и, прежде всего, самих исполнителей ИС. Контроль необходим и для исправления ошибок в процессе помощи ищущим работу, а также для решения проблем, неподвластных региональным или местным властям.
Индивидуальное сопровождение клиента, ищущего работу, можно представить в виде комбинации между работой со случаем и сетевой социальной работой, что предполагает заботу не только о клиенте, но и о поддержании партнерских связей между различными поставщиками социальных услуг. Такая взаимосвязь требует системного управления, по меньшей мере, в двух плоскостях:

Сетевой менеджмент в ИС зависит от состояния и развития местной социальной инфраструктуры. Это означает потребность в развитии партнерской культуры на местном уровне: при решении вопроса о том, кто связан и по какому поводу. Однако наличие формальных связей не означает окончательного решения проблем клиента. Эксперту необходимо своевременно приглашать для совместной работы требуемых специалистов или партнеров (работы со случаем), разрабатывать пакеты услуг для идеально-типических вариантов клиентских проблем, например, «безработной, одинокой, пьющей родительницы, имеющей долги». Проведение предварительной работы при незначительной степени коррекции в сторону реального случая способствует своевременному предоставлению услуг, исключает бюрократическое затягивание решения проблемы.
В сложных, нетипичных случаях необходимо осуществлять координационную работу и менеджмент, ориентированные на целевые группы (например, для бездомных безработных). Такой опыт существует в США, например, предоставление целевой помощи для женщин, подвергшихся насилию, или наркозависимых лиц.13 Элементарными практиками здесь считаются создание банка данных потенциальных производителей услуг и регулярные встречи с участниками процесса помощи.
Для того чтобы исключить путаницу в предоставлении требуемых услуг и осуществить контроль над процессом помощи, нужно составлять планы помощи с точным указанием проблемы, оферента услуг, времени и места их предоставления, например, в таком виде (таблица 4):
Таблица 4.

Проблема


Цель деятельности


Служба, предоставляющая услуги


Наименование услуг


Ипотечная задолженность
Реструктуризация долга
АИЖК (агентство по ипотечному жилищному кредитованию)
консультации
ОТРЫВОК ИЗ ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

В:

Как осуществляется сотрудничество с работодателями?

О:

У нас есть специалисты по работе с работодателями. Вообще это очень важное для нас направление, поскольку работодатели предоставляют нам вакансии. Они обязаны это делать по закону. То есть, освобождается место, уволили кого-то, и в течение трех дней работодатель обязан подать заявку в ГСЗН. У меня два специалиста этим занимаются. Должно быть больше, но у меня нет возможности, у меня все на приеме. В их обязанности входит формирование банка вакансий в электронном виде и в бумажном. У нас на каждое предприятие заведены папочки, где хранятся регистрационные формы предприятия. То есть все не просто так. Когда работодатель заявляет о вакансии, он несет за нее ответственность. У нас есть определенна форма принятия вакансии. В ней стоит печать, наименование вакансии, число, подпись, заработная плата, режим работы. Я считаю, что это важно. Человек хотя бы может предъявить кому-то претензии, если его обманут.

В:

Случается такое, что работодатели не сообщают, что вакансия уже закрыта?

О:

Да, Вы знаете, такое случается. К сожалению, город у нас большой и вакансии у нас в базе по всему городу.
В: Взаимодействуете ли Вы с другими службами занятости?

О:

Все в районах работают на местах с работодателями своего района. Они ежедневно обзванивают особенно крупные предприятия, чтобы вакансии подтвердить либо их снять.

В:

Это каждый день происходит?

О:

Это должно быть каждый день, но, конечно, обзвонить три тысячи предприятий невозможно. Но, у меня специалисты хорошо работают, они делят, стараются обзвонить. Работодатель обязан заявочку письменно подтвердить… И, вот, те изменения, которые мы накапливаем за день, по вечерам ежедневно программисты в каждом центре занятости вносят изменения в файл и рассылают его всем коллегам в районы и в управление. Я разослала и я получаю. Принимаю и обновляю свою базу данных. Это вечером в пять часов, а утром обновляем киоски самопоиска и весь программный комплекс обновляется. Утром у нас уже все обновленное. В 9 утра.

В:

Такая система хорошо работает?

О:

Здесь проблемки. Вот, на сегодняшний день у меня информация за вчерашний вечер. И, вот, какая-нибудь хорошая вакансия есть, например, экономист с зарплатой 50 тысяч рублей, это я условно говорю.

В:

Бывают такие хорошие вакансии?

О:

Да, но и требования к ним тоже соответствующие… И, вот, эту хорошую вакансию люди увидели, пошли туда, и кого-то из них сегодня в 11 часов, например, берут. Но, весь день эта вакансия будет оставаться открытой, и люди будут туда идти. В районы эта информация о закрытии вакансии придет через сутки. Хорошо, если работодатель сразу сообщит, что он взял человека. Но, бывает, если сам специалист не дозвонится работодателю и не снимет вакансию, мы будет продолжать посылать к нему людей. А ведь кандидатов много. Это будет продолжаться до тех пор, пока у нас не будет оптоволоконной связи, единого сервера, чтобы все сразу увидели информацию в интерактивном режиме.

В:

Предпосылки есть для этого?

О:

Есть, но это технически сделать очень сложно. Работы ведутся давно. Мы же еще обмениваемся карточками граждан. И случаются потери, такие издержки работы техники. Работа тяжелая, но работа ведется… По регламенту, прежде чем дать безработному направление на работу, работодатель должен зафиксировать результат собеседования. Прежде чем послать человека, мы должны позвонить работодателю и уточнить, свободна ли вакансия. «Мы посылаем к вам человека. У него такой-то стаж. Рассмотрите его кандидатуру?» Если работодатель говорит «рассмотрю», мы печатаем направление, и в течение трех дней клиент должен посетить предприятие и работодатель должен поставить отметку. Если человек придет через неделю, это считается нарушением. Мы за это наказываем – снижаем пособие. Если он вообще не идет к работодателю, а такое тоже бывает, то мы это трактуем как отказ от подходящей вакансии, от поиска работы, и, если человек еще не признан безработным, то два таких отказа служат основанием для отказа в признании его безработным. Потому что считается, что он не ищет работу: мы ему предлагаем вакансии, а он отказывается. Ему не нужна работа. Если гражданин признан безработным, ему сокращаем пособие на 25%. Можно снизить, можно приостановить. Наказываем.

В:

У службы занятости

есть ведь специальный сайт вакансий?

О:

Да есть сайт, но только мне не нравится, как он сопровождается. Сопровождаем не мы, а фирма, которая не очень хорошо соблюдает договоренности. Но, на сайте действительно есть вакансии. Еще, туда отбираются вакансии, которые требуют квалификации и у которых зарплата от 5 тысяч рублей и выше.

В:

Кроме работодателей, есть ли еще какие-либо организации, с которыми сотрудничает служба занятости?

О:

Конечно, у нас есть социальные партнеры – пенсионный фонд, социальная защита, администрации. С нашими администрациями сотрудничаем по любым вопросам, например, организационным.

Вывод


Программа индивидуального сопровождения ищущих работу может быть создана как при ГСЗН, так и в стороннем учреждении. При этом необходимо исключить проблему злоупотребления услугами со стороны потенциальных клиентов, а также спланировать процесс оказания помощи таким образом, чтобы поэтапно реализовать поставленную цель – трудоустройство клиентов и их социальную интеграцию. Как в случае организации ИС в службе занятости, так и при ее проведении сторонней организацией необходимо организовывать сетевую работу, то есть развивать контакты со сторонними производителями услуг для ищущих работу, добиваться предоставления услуг точно в указанные сроки, проводить мониторинг участвующих субъектов помощи, лоббировать изменение местного законодательства в сторону увеличения возможностей реализации ИС.

Вопросы и задания для самоконтроля знаний



  1. Как организуется программа ИС?

  2. Какие изменения необходимо произвести в ГСЗН, чтобы организовать ИС?

  3. Какой специализацией должны обладать сотрудники ГСЗН?

  4. Как может выполняться программа ИС на основании аутсорсинга?

  5. В чем отличия организации программы ИС в ГСЗН и в стороннем учреждении?

  6. Как должна быть лицензирована деятельность стороннего учреждения при организации ИС?

  7. Что такое «сетевая деятельность»?

  8. Как организуется сетевая работа на микроуровне?

  9. В чем заключается специфика сетевой деятельности в рамках общей организации ИС?

  10. Почему необходимы законодательные изменения при проведении программы ИС?

  11. В чем заключается особенности системного управления ИС?

  12. Почему необходимо развивать партнерскую культуру на местах при реализации программы ИС

  13. Составьте план помощи клиенту в контексте сетевой работы при реализации ИС.

4 5 6 7 8 9 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат