Тематический план лекций - Хирургические болезни

Тематический план лекций


Учебная дисциплина – хирургические болезни
Направление подготовки – Медико-профилактическое дело
Семестр – 7,8
Количество часов, отведенное на курс, цикл 84 час.
Курс – 4
№ лекции
Тема лекции

Количество
часов
7 семестр
1.
Вводная. Диагностика хирургических заболеваний
2
2.
Острый аппендицит
2
3.
Перитонит
2
4.
Непроходимость кишечника
2
5.
Механическая желтуха
2
6.
Желудочно-кишечные кровотечения
2
7.
Заболевания пищевода
2
8.
Заболевания щитовидной железы
2
9.
Заболевания артерий
2
10.
Заболевания вен
2
8 семестр
11.
Хирургическое лечение заболеваний сердца
2
12.
Малоинвазивная хирургия
2
13.
Травма живота
2
14.
Травма груди
2
ИТОГО
28
Рассмотрено на заседании кафедры факультетской хирургии
"12" февраля 2013 г.
протокол №3
Зав. кафедрой ___________________________________________________________
(ФИО подпись)
Приложение 3

Тематический план практических занятий


Учебная дисциплина – хирургические болезни
Направление подготовки – Медико-профилактическое дело
Семестр – 7,8
Количество часов, отведенное на курс, цикл 84 час.
Курс – 4
№ занятия
Тема занятия

Количество
часов
7 семестр
1.
Вводное. Курация больных. Оформлениие истории болезни
5
2.
Острый аппендицит. Перитонит
5
3.
Заболевания печени, желчевыводящей системы и поджелудочной железы. Механическая желтуха
5
4.
Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки.
5
5.
Наружные грыжи живота
5
6.
Заболевания кишечника
5
7.
Заболевания щитовидной железы
5
8.
Защита истории болезни.
5
8 семестр
9.
Заболевания легких и плевры
5
10.
Заболевания сосудов
5
11.
Травма груди и живота
5
ИТОГО
55
Рассмотрено на заседании кафедры факультетской хирургии
"12" февраля 2013 г.
протокол №3
Зав. кафедрой ___________________________________________________________
(ФИО подпись)

Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Хирургические болезни


Основная образовательная программа


Медико-профилактическое дело




2013 г.

1. Современные подходы к проблематике дисциплины


Наиболее оптимальным является изучение дисциплины на 4 курсе (в 7 и 8 семестрах) факультета медицинской профилактики. К этому времени студенты получают достаточную общетеоретическую подготовку и изучают такие дисциплины, как нормальная и патологическая анатомия и физиология, пропедевтика внутренних болезней, общей хирургии, фармакология. Изучение предмета хирургические болезни является логическим продолжением общей хирургии.
Целью изучения дисциплины клиническая хирургия является подготовка врача к выполнению профилактической, диагностической, лечебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности в области хирургических болезней. В первую очередь предполагается изучение категории наиболее часто встречающихся и опасных для жизни пациентов болезней и их осложнений. В число этих заболеваний включены острые хирургические заболевания органов груди и живота, сосудистой системы и крупных желез, онкологические заболевания.
Основными задачами обучение хирургическим болезням предполагает формирование у студентов умений:

  1. Диагностики хирургических заболеваний, научить - выявлять симптомы болезней, определять патологическое состояние - синдром; овладеть приемами диагностики по прямому принципу и методологией дифференциального диагноза.

  2. Использовать лабораторных методов обследования больных для диагностики хирургических заболевания

  3. Определять оптимальные виды лечения больных с хирургической патологией; изучить принципы оперативного вмешательства при различных заболеваниях, особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных.

  4. Определять методы профилактики хирургических болезней.

Изучение хирургических болезней предполагает следующие принципы:

  1. нозологический

  2. целостность подхода к изучению больного

  3. динамизм острое начало и развитие болезни, диктующие необходимость быстрого принятия диагностических и тактических решений.

К принципиальным вопросам преподавания острых хирургических болезней органов брюшной полости следует отнести методологию диагностики. Общая логическая структура диагностического процесса должна включать:

  1. всестороннее исследование больного

  2. анализ симптомов и симптомокомплексов, синдромов, определение ведущего проявления заболевания

  3. определение предварительного и клинического диагноза с последующим проведением необходимых методов лабораторного и инструментального исследования

  4. быстрое принятие хирургической тактики в интересах больного.

  5. прогноз заболевания.

Совокупность знаний и умений к завершению обучения курса хирургических болезней должна обеспечить формирование у студента основ клинического мышления. То есть способности решать конкретную лечебно-диагностическую задачу. Таким образом, изучение диалектики острого хирургического процесса, обсуждение особенностей диагностики острых хирургических болезней показывают сложность клинического мышления, специфичность клинической деятельности и необходимости учета этих аспектов в процессе преподавания.
Для изучения хирургических болезней в соответствии с рабочей программой требуются знания (повторение) вопросов нормальной и патологической анатомии и физиологии органов желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, молочной и щитовидной желез. Из курса пропедевтики внутренних болезней и модуля общей хирургии требуются умения сбора жалоб, анамнеза, физикального исследования больных, прогнозирования и профилактики возможных осложнений. Связь с курсом фармакологии - определение показаний, противопоказаний назначения лекарственных средств, доз и продолжительности лекарственного лечения в комплексе консервативной терапии хирургических заболеваний.

2. Образовательные технологии


Обучение предмету хирургические болезни включает курс лекций, практические клинические занятия, самостоятельную работу студентов. На долю лекционного курса приходится примерно 30% всех часов аудиторной работы. Темы лекций посвящены основным разделам дисциплины, как правило, предшествуют темам практических занятий, однако, не дублируют их в полном объеме. Лекционный материал представляется в обобщающем виде. В лекции даются основные теоретические аспекты проблемы, актуальные вопросы диагностики и лечения.
Вводная лекция включает вопросы развития Российской хирургии, достижениям современной хирургии, историю хирургии на Севере, историю кафедры факультетской хирургии СГМУ. Обсуждаются вопросы диагностики хирургических заболеваний, основные виды диагнозов, способы постановки диагноза и методологию дифференциальной диагностики.
Последующий лекционный курс строится по следующему плану: история изучения вопроса, анатомо-физиологические данные органов и систем. Определение сущности заболевания или ведущего синдрома, частота, связь с полом, возрастом, этиология, патогенез заболевания. Патологическая анатомия. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение, прогноз, трудоспособность, профилактика, результаты оперативного лечения, осложнения заболевания и операций. В основу лекционного курса по хирургическим болезням положен нозологический принцип с изучением основных понятий: этиологии, эпидемиологии, патогенеза, патоморфологии, клиники, диагностики и лечения. Лекции ориентируют студентов в общих вопросах, истории хирургии, определяют связь с другими темами и разделами курса. В материалах лекций приводятся наиболее современные сведения по вопросам патогенеза и этиологии, обращается внимание на современные подходы в лечебно-диагностической тактике. Используются сведения, которые получены сотрудниками кафедры в порядке выполнения научно-исследовательской деятельности. Некоторые темы программы изучаются по синдромному принципу, например – желудочно-кишечные кровотечения, механическая желтуха, непроходимость кишечника и т.п. В лекционный материал включаются данные собственных исследований по проблемам, научных исследований, проводимых на кафедре. На лекциях используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной демонстрацией видео- и фотоматериалов.
Клинические практические занятия проводятся по цикловому методу. Занятия проводятся на клинической базе в хирургической клинике первой городской клинической больницы, где в достаточной мере концентрируются больные с острыми хирургическими заболеваниями. Во время практических занятий широко применяется демонстрация больных по изучаемым темам, клинические разборы конкретных случаев заболеваний. При посещении больных преподаватель демонстрирует умение собирать жалобы, анамнез, проводить клиническое обследование.
Студенты принимают участие в клинических обходах отделения, клинических разборах больных, наблюдают за выполнением диагностических и лечебных манипуляций, перевязок, присутствуют в операционной во время выполнения оперативного вмешательства, наблюдают за выполнением диагностических манипуляций (эндоскопия, ультразвуковое исследование, компьютерная томография, рентгенологическое исследование).
Во время практических занятий студенты самостоятельно курируют больных и оформляют историю болезни. История болезни оформляется по клиническим случаям пациентов, госпитализированных с различными острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости. Особенностями истории болезни является необходимость оформления раздела дифференциального диагноза. На кафедре разработаны и опубликованы методические рекомендации по правилам оформления истории болезни. Рекомендации доступны для студентов в печатном виде и на электронных носителях. Данные рекомендации имеются в библиотеке университета.
На практических занятиях подробно изучаются клинические проявления заболеваний, диагностические алгоритмы, дифференциальная диагностика, вопросы лечебных мероприятий при различных хирургических заболеваниях. Обращается внимание на алгоритмы диагностики хирургических заболеваний, место и роль лабораторных исследований в диагностическом процессе. Важнейшим этапом практического занятия является отработка практических умений под контролем преподавателя. Методика обучения дисциплине имеет практическую направленность, студенты осваивают практические умения осмотра, диагностической и лечебной работы с пациентами непосредственно в условиях хирургических отделений стационара, где проводятся практические занятия. На практических занятиях студенты приобретают знания и умения по оказанию неотложной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.
Практические занятия включают несколько этапов:

  1. контроль исходного уровня знаний (тестовый контроль, опрос по основным контрольным вопросам темы);

  2. курация больного;

  3. клинический разбор поступивших больных и/или больных по теме занятия с демонстрацией практических умений;

  4. устный опрос, решение ситуационных задач, представление рефератов, мультимедийных презентаций;

  5. присутствие при выполнении диагностических и лечебных манипуляций и вмешательств, операций;

  6. заключение преподавателя, подведение итогов, задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

На практических занятиях и при самостоятельно работе используются следующие методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков:
- Информационно-рецептивный (сообщение или устная информация с использованием наглядных пособий (рисунки, фотографии, таблицы, презентации, больные, рентгенограммы и др.);
- Репродуктивный или творческий – с использованием алгоритмов изучения конкретной темы. Решение ситуационных задач. Деловые игры. Клинические конференции;
- Проблемный метод – анализ проблемной ситуации и решение путем выдвижения гипотезы и ее обоснования (дифференциальный диагноз, хирургическая тактика);
- Метод контекстного обучения – ролевые игры, конференции, производственные ситуации.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. На кафедре факультетской хирургии используются следующие методы:
Словесные методы. Важнейшим словесным методом обучения является лекция, в ходе которой студенты получают обобщенную информацию по определенному разделу дисциплины. Во время практических занятий используются такие словесные методы обучения, как беседа и дискуссия, что способствует вовлечению в учебный процесс всех студентов учебной группы и стимулирует творческий потенциал обучающихся. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал.
Наглядные методы. Во время лекций используется большое количество наглядных материалов – слайды, таблицы, схемы, иллюстрации. Во время практических занятий также используются наглядные пособия – наборы таблиц по теме занятия; кроме этого преподаватели демонстрируют студентам мануальные практические умения, проводят клинические демонстрации тематических больных.
Практические методы обучения используются на практических занятиях. Прежде всего, это упражнения по отработке практических умений обследования больного. Также студенты овладевают навыками работы с результатами инструментальных и лабораторных методов исследований.
Работа с книгой относится к одним из эффективных способов учебной деятельности. Студентам рекомендуется литература для подготовки к занятиям, которую они должны самостоятельно проработать.
Видеометод. Для самостоятельной работы студентам предлагаются видеофильмы по диаганостике и лечению хирургических заболеваний. Некоторые видеофильмы изготовлены под руководством сотрудников кафедры факультетской хирургии. После просмотра проводится обсуждение основных моментов фильма, которые несут информацию, предназначенную для осмысления и запоминания.
Особенностью преподавания хирургических болезней на медико-профилактическом факультете является необходимость в течение относительно короткого времени обучить студентов основным принципам диагностики и лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний и повреждений органов живота, груди, молочной и щитовидной желез, артерий и вен. В первую очередь изучаются те клинические синдромы, нозологические единицы и неотложные состояния, которые могут иметь практическое значение в повседневной практике врача любой специальности. Студентам прививается настороженность в отношении неотложной хирургической патологии, онкозаболеваний.
Важным условием качественного проведения практического занятия является оптимальное количество студентов в учебных группах, которое не должно превышать 10-12 человек.

2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий


Инновационные методы обучения направлены на формирование нового содержания образования; разработку и реализацию новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и студентов, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов.
Цель инновационной деятельности - повышение эффективности учебного процесса. Задачи: повышение интереса к дисциплине; приближение обучения к практике повседневной жизни. Важно, чтобы студенты научились мыслить критически, эта задача является первоочередной. Критическое мышление - это активный процесс рассмотрения идей с многочисленных точек зрения, это умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, дебатам, инновациям, решению проблем или оценке хода мыслей. Развитие критического мышления студентов является одной из важнейших задач и высшего образования, и обучения конкретной дисциплине, в том числе хирургическим болезням. Именно из числа людей, владеющих критическим (аналитическим) мышлением, формируются успешные врачи, исследователи, деятели науки. В деятельности врача критическое мышление лежит в основе клинического мышления.
В качестве инновационных используются в первую очередь различные методы активного обучения: деловые, ролевые игры, круглые столы, дискуссии, дебаты, конференции с использованием электронных видеоматериалов, мультимедийных презентаций. Инновационное обучение приравнивается к виду исследовательской работы. Оно направлено на оптимизацию процессов усвоения знания, в том числе и нового.
При изучении хирургических болезней наиболее оптимальным методом активного обучения является разбор конкретной ситуации. Конкретная ситуация представляет из себя клинический разбор курируемого больного. Обучаемая группа студентов разделяется на несколько подгрупп по 2-3 человека. Каждая подгруппа самостоятельно проводит обследование больного в палате, готовит доклад по клинической ситуации, определяет ведущее проявление заболевания и делает заключение – устанавливает предварительный диагноз. На следующем этапе каждая подгруппа получает отдельное задание по жребию. Первая подгруппа представляет доклад по результатам курации больного по клинической ситуации, определяет ведущее проявление заболевания и устанавливает предварительный диагноз. Вторая подгруппа на основании представленных данных определяет план обследования больного, оценивает результаты лабораторных анализов, инструментальных методов обследования и порядок дифференциальной диагностики. Третья подгруппа определяет выбор лечебной тактики и конкретных лечебных мероприятий, в том числе операции. Для четвертой подгруппы определяются функция рецензентов по действиям всех предыдущих. Эта подгруппа должна проанализировать работу остальных подгрупп, представить собственные мнения по обсуждаемым вопросам сопоставить их с данными клинической истории болезни, с которыми в завершении разбора знакомит всю группу преподаватель. Также преподаватель делает заключение о результатах работы всех подгрупп и отдельных студентов по конкретному клиническому случаю.
На заключительном занятии цикла проводится защита историй болезни, которые к моменту завершении цикла должны быть проверены преподавателем с оформление короткой рецензии на историю. У студента есть возможность ответить на вопросы и замечания преподавателя, отстаивать свою точку зрения по тем или иным разделам истории болезни. При этом к обсуждению клинической ситуации по каждому больному привлекаются все студенты облучаемой группы. Результаты защиты истории болезни влияют на оценку работы в семестре.

2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся


Обучение клинической хирургии предполагает самостоятельную работу студентов, которая предусматривает самостоятельную работу студентов во время аудиторных занятий и внеаудиторную самостоятельную работу.
Аудиторная самостоятельная работа включает следующие виды: курация больных с подготовкой данных для оформления истории болезни или этапного эпикриза; посещение диагностических отделений и кабинетов (УЗИ, эндоскопии, ренгеновских исследований и т.д.) при обследовании курируемых больных, посещение процедурной, перевязочной, операционной при проведении лечебных мероприятий курируемым больным; просмотр учебных видеофильмов, решение клинических ситуационных задач.
На вводном занятии студенты получают задание по самостоятельной внеаудиторной работе на весь цикл практических занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов соответствует нагрузке 30% учебных аудиторных часов, которые распределены по разделам всей дисциплны. В каждом разделе дисциплины предусмотрен определенный объем самостоятельной внеаудиторной работы. Предусмотрена работа по оформлению истории болезни курируемого больного. На кафедре разработаны и опубликованы методические рекомендации по оформлению истории болезни, которые доступны для студентов на бумажном носителе и в электронном виде.
В разделе заболевания органов живота предусмотрено оформление мультимедийной презентации по теме «Современные инструментальные методы диагностики острых заболеваний органов живота». В разделе герниология подготовка мультимедийной презентации по теме «Современные методы пластики брюшной стенки». В разделе травма груди и живота подготовка презентации по теме «Диагностическая и лечебная эндоскопия при повреждениях груди и живота». Презентации готовятся студентами с использованием информационных ресурсов интернета и иллюстративнного материала монографий и журнальных статей. В группе между студентами распределяются темы и отдельные заболевания. Презентации представляются на занятиях по соответствующим темам. Рекомендации по подготовке мультимедийной презентаци студенты получают на вводном занятии в электронном виде. В разделе заболевания желез студенты готовят реферат по теме «Осложнения при хирургических операциях на щитовидной железе».
По темам заболевания органов груди, заболевания сосудов и сердца, подготовлены ситуационные клинические задачи для самостоятельной внеаудиторной работы, которые в электронном виде предоставляются студентам на вводном занятии. В процессе самостоятельной внеаудиторной работы при подготовке соответствующей темы студенты решают задачи и представляют результаты работы с устными комментариями при разборе темы на аудиторном занятии. Результаты самостоятельной работы влияют на заключительную оценку студента в семестре, которая учитывается на рубежном контроле – курсовом экзамене.

3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения


Оценивание - часть учебного процесса. Студент должен знать что оценивается, какие средства оценки используются, и каковы критерии оценивания. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но в целом механизм осуществления педагогического контроля успешности образовательного процесса. Оценка - это способ и результат, который подтверждает соответствие знаний, умений и навыков целям и задачам обучения. Оценивание осуществляется в соответствии с требованиями учебной программы, для этого используются разнообразные формы педагогического контроля: текущий, тематический, рубежный и итоговый в виде устного опроса, письменной контрольной работы, реферата, тестового контроля, конференции, написания академической истории болезни, решения ситуационных задач, рейтинговой оценки, комплексного экзамена по дисциплине. С помощью этих инструментов оценивается уровень профессиональной компетентности и сформированности профессионально значимых личных качеств.
Система оценивания результатов построена на шести основных принципах:
1. важность (для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты, которые стоит оценивать)

  1. адекватность/validity (нужно выбрать точный (адекватный) инструмент оценивания, который показал бы, что студенты овладели необходимыми знаниями, умениями/навыками)

  2. объективность/reliability (объективность, постоянство, надежность, достоверность достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания)

  3. интегрированность (оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения, оценивание и обучение — это единый процесс)

  4. открытость (критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены заранее)

  5. простота (процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании)

Отметка - это численный аналог оценки. На кафедре используется традиционная пятибалльная система оценивания: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично"). Теоретически присутствует еще 1 (единица), но на практике этот балл почти не используется. Критерии использования оценок следующие:

При тестовом контроле каждый правильный ответ оценивается в I балл. Тест считается выполненным, если студент набирает 70% и более правильных ответов из всех. Если студент правильно решает менее 70% вопросов, доследующего этапа рубежного контроля он не допускается
К моменту завершения обучения по предмету хирургические болезни у студента будет определено несколько оценок: по результатам обучения в 7 и 8 семестрах, оценка за историю болезни. На этапе рубежного контроля студент получает оценку по результатам собеседования по вопросам экзаменационного билета, за решение ситуационной клинической задачи и интерпретацию рентгенограммы. Окончательно оценка по предмету, которая проставляется в зачетку и экзаменационную ведомость определяется исходя из совокупности всех перечисленных выше оценок.
Приложение 5

Порядок документального представления интерактивных форм обучения


Порядок документального представления тренинга -


1. Название тренинга - клинический разбор больного
2. Наименование раздела дисциплины, в котором применяется тренинг в разделе неотложные заболевания живота.
3. Цель тренинга Формирование клинического мышления студентов.
4. Участники тренинга. группа студентов
5. Время и место проведения тренинга. Время, предусмотренное для практического занятия по расписанию кафедры на соответствующем факультете. Студенческая учебная комната, палаты хирургического отделения.
6. Этапы проведения тренинга. Обучаемая группа студентов разделяется на несколько подгрупп по 2-3 человека. Каждая подгруппа самостоятельно проводит обследование больного в палате, готовит доклад по клинической ситуации, определяет ведущее проявление заболевания и делает заключение – устанавливает предварительный диагноз. На следующем этапе каждая подгруппа получает отдельное задание по жребию. Первая подгруппа представляет доклад по результатам курации больного по клинической ситуации, определяет ведущее проявление заболевания и устанавливает предварительный диагноз. Вторая подгруппа на основании представленных данных определяет план обследования больного, оценивает результаты лабораторных анализов, инструментальных методов обследования и порядок дифференциальной диагностики. Третья подгруппа определяет выбор лечебной тактики и конкретных лечебных мероприятий, в том числе операции. Для четвертой подгруппы определяются функция рецензентов по действиям всех предыдущих. Эта подгруппа должна проанализировать работу остальных подгрупп, представить собственные мнения по обсуждаемым вопросам сопоставить их с данными клинической истории болезни, с которыми в завершении разбора знакомит всю группу преподаватель. Также преподаватель делает заключение о результатах работы всех подгрупп и отдельных студентов по конкретному клиническому случаю.
7. Материалы для организации тренинга. Методические рекомендации по оформлению истории болезни хирургического больного. Клиническая история болезни, курируемого больного.
Приложение 6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Хирургические болезни


Основная образовательная программа

Медико-профилактическое дело



Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол №____
«___» ___________ 20__ г.
Зав. кафедрой _________


Автор-составитель:
доцент кафедры
факультетской хирургии
Мизгирёв Д.В.
2013 г.
4 5 6 7 8 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат