Темы практических занятий - Российской федерации

Темы практических занятий



Тема 1 Понятие и содержание информационного обеспечения. Структура и классификация информационных систем



Взаимосвязь понятий данные, информация, знания. Понятие видов обеспечения информационной системы. Информационное обеспечение. Виды информационных систем. Фактографические АИС. Документальные АИС. Геоинформационные АИС. Концептуальная модель информационной системы. ER модели. Инфологическая модель предметной области

Литература: 1,3.

Тема 3 Функции, классификация, структура СУБД. Модели организации данных



Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных. Реляционная модель данных. Формат файлов базы данных. Монитор транзакций. Интерфейс запросов. Генератор отчетов. Машина данных. Процессор запросов к базе данных. Интерфейс ввода данных

Литература: 2,4.

Тема 4 Реляционная модель организации данных



Понятие поля. Понятие кортежа. Понятие домена. Понятие ключевого поля. Первичный ключ. Ограничения целостности. Операции обработки таблиц-отношений. Операции: «ВКЛЮЧИТЬ», «УДАЛИТЬ», «ОБНОВИТЬ».

Литература: 1,2.

Тема 5. Внутренняя схема данных, информационные массивы, физические структуры данных, каталог БД



Информационные массивы. Массив данных. Массив индексов. Системная информация по БД (каталог). Физические структуры данных. Линейные структуры данных. DBF файлы. Нелинейные структуры данных. Индексирование данных. Хеширование записей

Литература 4.

Тема 6. Стадии и этапы создания автоматизированных информационных систем



Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии и этапы создания АИС. Формирование требований к АИС. Разработка концепции АИС. Техническое задание. Эскизный проект. Технический проект. Рабочая документация. Концептуальное проектирование.

Литература: 1,2

Тема 7. Нормализация таблиц



Понятие нормальной формы. Понятие функциональной зависимости. Первая нормальная форма. Вторая нормальная форма. Понятие транзитивной зависимости. Третья нормальная форма. Четвертая нормальная форма. Форма Бойса-Кодда. Пятая нормальная форма.

Литература: 3,4.

Тема 8. Языки баз данных, ввод, загрузка и редактирование данных


Язык структурированных запросов SQL. Стандарты SQL. Язык описания данных. Язык манипулирования данными. Синтаксис SQL инструкций. Инструкция CREATABLE. Инструкция CREATEINDEX. Инструкция DROP. Инструкция SELECT. Инструкция INSERT

Литература:4,5.

Тема 9. Обработка данных, вывод данных



Ввод и редактирование данных в табличном режиме. Ввод и редактирование данных через запросы на изменение. Ввод данных через импорт из внешних источников. Ввод и редактирование данных через формы. Протокол ODBC. Запрос на выборку. Фильтр. Запрос на изменение данных. Управляющие запросы. Вычисления и групповые операции в запросах. Оптимизация запросов

Литература: 4,5.

Тема 10. Технологии и модели «клиент-сервер»



Распределенные информационные системы. Технологии «клиент-сервер». Понятие сервера. Модель файлового сервера. Модель удаленного доступа к данным. Модель сервера базы данных. Модель сервера приложений. Компонент представления. Прикладной компонент. Компонент доступа к данным.

данным.

Литература: 1,3,5

Тема 12. Гипертекстовые ИПС



Документальная информационная система. Семантически-навигационные системы. Гипертекстовые ИПС. Поисковый образ документа. Поисковый образ запроса. Информационно-поисковый каталог. Тезаурус. Гипертекст, гиперссылка. Модель организации данных в гипертекстовых ИПС.

Литература: 2,3.

Тема 13. Администрирование информационных систем и защита данных


Администрирование информационных систем. Восстановление данных

Проверка и поддержание целостности данных. Разграничение доступа и защита данных. Политика безопасности. Идентификация и аутентификация. Протоколирование и аудит событий безопасности. Классы защищенности автоматизированных информационных систем

Литература: 1-5.

5. Образовательные технологии


Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятии, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий планируется использование таких активных и интерактивных форм занятий, как дискуссия, круглый стол, тестирование.

Дискуссия

– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентом эссе или реферата по предложенной тематике (темы 1, 3, 6).

Круглый стол

- один из наиболее эффективных способов обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент времени вопросы в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного (темы 7,8,9).

Тестирование

– контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). Данная технология целесообразна к применению в начале каждого практического занятия для подготовки студентов к выполнению поставленного задания (темы 4,5).

Методические рекомендации для преподавателя



Дисциплине «Базы данных» отводится существенная роль в профессиональной подготовке.

Лекционный курс должен строиться таким образом, чтобы, приступая к изучению каждой новой темы, студенты знали, какие вопросы ранее изученного материала будут использованы при изучении нового. Каждая лекция должна носить проблемный характер. Студенты должны привлекаться к постановке проблемы, к поиску путей ее решения, обоснованию каждого утверждения. Используемые методы должны ориентировать будущего специалиста на их усвоение и применение в будущей профессиональной деятельности.

В начале каждой лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и перед студентами. Необходимо ориентировать студентов на сравнение того, что он слышит на лекции с тем, что им было изучено ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся у него систему знаний. По ходу лекции целесообразно подчеркивать новые понятия, выяснять их смысл. Разъяснять как основные положения дисциплины находят практическое применение в обеспечении безопасности бизнеса при решении конкретных задач.

Важная роль должна быть отведена на лекции дискуссии. С этой целью в процессе подготовки к лекции целесообразно продумать систему вопросов, на которые должны ответить студенты, с полным обоснованием своих утверждений.

В конце лекции вместе со студентами целесообразно подвести ее итоги и убедиться, что поставленная цель достигнута.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

Содержание задания должно отражать проблемные и значимые вопросы рассматриваемой темы. Каждая работа должен быть направлена на отработку определенных теоретических положений и умений их использования в процессе выполнения конкретных заданий, и тесно взаимосвязано с вопросами, выносимыми на занятия. Решение заданий должно происходить студентами самостоятельно под контролем преподавателя, во время выполнения которого студент может обратиться к преподавателю с вопросом, получить на него ответ.

В отличие от дневного, на заочном отделении читаются только лекции, которые носят обзорный характер. Здесь должны быть четко выделены вопросы, выносимые на самостоятельное изучение и требования к уровню их усвоения.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат