Тип урока

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа № 71»



Рассмотрено на МО УТВЕРЖДАЮ



________________________ Директор МАОУ « СОШ № 71»



«____»_____________ 2014 г. _______________Н.Н.Булычева



«____»_________________ 2014 г.



Принято



На Педагогическом совете



«____» _____________2014г.



Протокол № ____ от ___________



Рабочая программа

по литературе.

8 класс.

68 часов

2014 – 2015 учебный год.


Учитель: Сидорова Г.И.

Учебник «В мире литературы»

8 класс.

под редакцией А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа» 2008.

Литература 8 класс.



/п

Сроки

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся.

Вид контроля

Результат

1

Сентябрь

Литература и традиция.

Изучение истории и теории литературы

Знакомство со структурой учебника. Литературный язык как явление культуры. Традиции и новаторство.

Уметь работать с учебником, понимать роль традиции в литературе.

Устное сочинение




2

Сентябрь

Фольклорные традиции в литературе.

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Сопоставление народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказки о царе Салтане…» Пушкина

Видеть общее и различия двух сказок: народной и сказки Пушкина. Уметь работать в группах и индивидуально.

Сравнительная таблица.




3

Сентябрь

Фольклорные традиции в литературе. Ю.П.Кузнецов «Атомная сказка»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

«Вечные темы» в литературе. Чтение и анализ текста.

Понимать выражение «вечные темы», приводить примеры «вечных тем». Анализировать прочитанный текст.

Творческое задание: написать свою современную сказку(по желанию)




4-5

Сентябрь

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Знакомство с традициями и жанрами древнерусской литературы. Учёные о «Повести временных лет». Комментированное чтение фрагментов «Повести…»

Понимать ключевые проблемы изучаемого произведения, видеть фольклорную традицию произведения. Знать жанры древнерусской литературы.

Групповая работа (сделать погодную запись)




6-8

Сентябрь

«Слово о полку Игореве».

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

История «Слова…». Историческая основа произведения, сюжет, композиция, роль пейзажа, герои, фольклорные образы. Традиции «Слова…» в литературе.

Видеть авторскую позицию в «Слове…». Давать характеристику героям, анализировать текст. Составлять композиционный план.

Индивидуальные задания.




9

Октябрь

Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом. Развитие речи.

Взаимосвязь духовной и светской литературы в Древней Руси. Влияние традиций духовной литературы. Жанр поучения.

Понимать прочитанный текст, видеть позицию автора, создавать монологические высказывания, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Составить своё поучение младшему брату или сестре, сохраняя стиль памятника литературы.




10

Октябрь

Духовная литература. «Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия …»

Углублённая работа с текстом

Расширить представление об особенностях духовной литературы в Древней Руси.

Читать текст, комментируя прочитанное, уметь строить высказывание по теме.

Индивидуальные задания.




11-13

Октябрь

Жанр сонета в зарубежной и русской литературе.

Изучение истории и теории литературы. Художественное восприятие произведения.

Жанр сонета; основоположники жанра ; традиции и новаторство. Взаимосвязь западноевропейской и русской литератур. Анализ стихотворного текста.

Знать имена основоположников в жанра сонета. Уметь анализировать стихотворный текст по предложенному образцу.

Чтение наизусть сонета (по выбору)




13-18

Октябрь-ноябрь

Русская литература 18 века и её традиции. Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Эпоха классицизма и Просвещения в России. Развитие традиций в литературе 18 в. Знакомство с комедией Фонвизина «Недоросль». Речевые характеристики героев. Способы создания комических эффектов. Особенности драматургического конфликта.

Уметь читать и анализировать драматургический текст. Создавать характеристику героя исходя из его речи. Вести дискуссию.

Сочинение. Инсценировка фрагментов пьесы.




19-20

Ноябрь

Г.Р.Державин. Вехи жизни и творчества. Лирика.

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Краткий обзор жизненного и творческого пути Державина. Сопоставительный анализ текста.

Выразительно читать и понимать текст. Владеть литературоведческими терминами: ода, аллегория, олицетворение.

Анализ стихотворения «Снегирь».




21-22

Ноябрь

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Сентиментализм как направление в литературе. Жизненный и творческий путь Карамзина. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза»; характеристика главных героев.

Знать черты сентиментализма. Анализировать фрагменты текста, поступки героев.

Творческий практикум. Сопоставительная таблица произведений классицизма и сентиментализма.




23

Ноябрь

Урок внеклассного чтения «Русская литература 18 века»

Изучение истории литературы.

Обзор выдающихся произведений русской литературы, обзор основных жанров.

Рассказывать об авторах. Выступать с сообщениями.

Выступления учеников о творчестве И.И.Хемницера, Сумарокова, А.Ф.Мерзляковаи т.д.




24

Ноябрь

Романтизм как литературное направление.

Урок изучения истории и теории литературы.

Понятие о романтизме, о романтическом конфликте. Словарная работа. Комментированное чтение

Уметь работать со статьями учебника, уметь создавать монологические высказывания. Вступать в диалог. Аргументировать свою точку зрения.

Индивидуальные задания.




25-26

Декабрь

А.С.Пушкин «Братья разбойники»

Урок изучения истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Романтический период творчества Пушкина. Выразительное чтение текста, беседа по содержанию.

Выразительно читать поэму. Видеть элементы композиции. Аргументировано отвечать на вопросы

Беседа по вопросам.




27-28

Декабрь

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Первоначальное понятие о реализме как литературном направлении. Роль автора и рассказчика в повести, роль эпиграфа, художественные особенности повести. Образ «маленького человека» в литературе.

Отвечать на вопросы по содержанию повести, определять роль детали в художественном тексте.

Семинар «Художественные особенности повести Пушкина «Станционный смотритель».




29

Декабрь

Творческий практикум. Рассказ, статья, сочинение в жанре эссе.

Урок развития речи.

Особенности жанров рассказа, статьи, эссе.

Уметь выполнять творческую работу.

Творческая работа.




30-31

Декабрь

Е.А.Баратынский. Лирика.

Урок изучения истории литературы. Художественное восприятие произведения.

Поэты «Пушкинской плеяды». Лирика Баратынского и её особенности. Лирический герой.

Знать что такое лирика, понимать, что лирический герой - это образ, от имени которого выступает в произведении автор. Выразительно читать стихи.

Творческий практикум




32-33

Декабрь

М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

Урок изучения истории литературы. Углублённая работа с текстом.

Знакомство с биографией Лермонтова. Особенность образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова.

Видеть своеобразие композиции поэмы Лермонтова. Анализировать поэтический текст. Составлять цитатный план.

Цитатный план поэмы. Отрывок наизусть.




34

Декабрь

Урок внеклассного чтения. Дж.Г.Байрон «Корсар»

Изучение истории литературы. Художественное восприятие произведения.

Обзор творчества Байрона. «Байронические» мотивы в русской поэзии. Обсуждение поэмы «Корсар»

Выразительно читать поэму, видеть ключевую проблему произведения; сопоставлять романтические поэмы Пушкина, Лермонтова, Байрона.







35-37

Январь

Н.В.Гоголь «Портрет»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Гоголь и его роль в развитии русской прозы. Тема произведения, особенности композиции повести, традиции духовной литературы.

Составлять план, Выразительно читать. Анализировать отдельные эпизоды.

План повести.




38

Январь

Сочинение «Роль искусства в современном обществе»

Урок развития речи

Обсуждение темы сочинения.

Видеть общественно значимые проблемы, вырабатывать и отстаивать самостоятельную точку зрения.

Сочинение




39

Январь

Мир природы и мир души в лирике Тютчева.

Художественное восприятие произведения

Развитие романтических традиций в русской лирике. Анализ стихов.

Выразительно читать и анализировать стихотворения.

Письменный анализ стихотворения




40-41

Февраль

И.С.Тургенев «Записки охотника»; «Бирюк»

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Литературное творчество Тургенева. Беседа по циклу «Записки охотника» , анализ рассказа «Бирюк»

Отмечать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа. Уметь работать в группах.

План рассказа «Бирюк». Групповая работа по карточкам с заданиями




42

Февраль

Урок внеклассного чтения. ГИ де Мопассан «Ожерелье»

Углублённая работа с текстом.

Реалистические традиции в европейской литературе. Обсуждение рассказа Мопассана.

Понимать текст, отвечать на вопросы по содержанию. Формулировать главную мысль произведения.







45-46

Февраль

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Изучение истории литературы. Углублённая работа над текстом.

Своеобразие русских реалистических традиций в творчестве Лескова. Роль художественных приёмов в произведении. Лексическая работа.

Понимать ключевые проблемы произведения; уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, делать выводы.

Подобрать материал для сочинения.




47

Март

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении»

Урок развития речи

Особенность сочинения-рассуждения.

Уметь рассуждать, создавать небольшие работы проблемного характера.

Сочинение.




48-49

Март

Литературные традиции в 20 веке. Особенности романтизма М.Горького.

Изучение истории и теории литературы. Углублённая работа с текстом.

Обзор жизни и раннего творчества М.Горького. Новаторство писателя в развитии романтических традиций. Неоромантический герой.

Знать, что такое композиция и её роль в художественном произведении. Отмечать роль пейзажа в рассказе «Макар Чудра». Формулировать позицию автора.

Характеристика главных героев рассказа.




50-52

Март

А.И.Куприн «Гамбринус»

Художественное восприятие произведения. Углублённая работа с текстом.

Биография Куприна. Беседа по рассказу «Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя.

Обсуждать прочитанный текст, анализируя его фрагменты. Отвечать на вопросы, формулировать главную мысль. Делать выводы.

Сочинение-эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перестроит и всё победит»




53

Апрель

Н.С.Гумилёв «Золотой рыцарь»

Изучение истории и теории литературы. Художественное восприятие произведения.

Слово о Гумилёве. Неоромантический герой. Традиции баллады в рассказе.

Выразительно читать, комментируя прочитанные фрагменты. Писать сочинения разных жанров.

Сочинение в форме рецензии, отзыва или эссе (по выбору учащегося) на материале рассказа Гумилёва «Золотой рыцарь»




54-55

Апрель

Уроки внеклассного чтения. Судьба романтизма в 20 веке ( на примере произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и А.С.Грина «Алые паруса»).

Художественное восприятие произведения.

Романтические традиции в европейской литературе. Притча и феерия. Обсуждение произведений.

Уметь грамотно строить монологические высказывания, самостоятельно анализировать произведение.

Сопоставить финалы произведений.




56

Апрель

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире.

Изучение истории и теории литературы. Углубленная работа с текстом.

Биография писателя. Развитие романтических и реалистических традиций в рассказе. Нравственный смысл рассказа.

Работать со словарём, объясняя слова-термины в рассказе. Работать в группе по обсуждению вопросов.

Тест




57-59

Апрель

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

Изучение истории и теории литературы. Художественное восприятие произведения. Углублённая работа с текстом.

Развитие реалистических тенденций в литературе 20 века. Творческий путь Твардовского. Роль поэмы «Василий Тёркин» в годы войны.

Отмечать особенности жанра, сюжета поэмы. Понимать пафос произведения. Анализировать образ Теркина, приводя примеры для аргументации из текста поэмы.

Наизусть отрывок из поэмы. Словесное рисование.




60-61

Апрель

Уроки внеклассного чтения. Б.Васильев «А зори здесь тихие».

Углублённая работа с текстом.

Анализ повести.

Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос изучаемого произведения.

Письменная работа




62-63

Май

Проза 60-70 годов. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай»

Художественное восприятие произведения. Углублённая работа с текстом.

Биография и творчество Шукшина. Пафос произведения. Развитие традиций реализма 19 века в современной литературе.

Понимать ключевые проблемы изучаемого произведения, понимать связи литературных произведений с эпохой. Уметь характеризовать героев.

Характеристика героев рассказа.




64

Май

«Есенинская» линия русской поэзии 20 века. Лирика Н.М.Рубцова.

Художественное восприятие произведения.

Есенинские традиции в мотивах и сквозных образах лирики Рубцова.

Выразительно читать стихотворения. Находить есенинские образы в стихах Рубцова.

Стихотворение наизусть.




65-67

Май

Из зарубежной литературы. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Художественное восприятие произведения. Углублённая работа с текстом

Жанр трагедии в творчестве Шекспира. Традиции и новаторство. Художественная идея произведения.

Понимать связь литературного произведения с эпохой их написания, выявлять вневременные, непреходящие ценности .

Инсценировка фрагмента.Тест.




68

Май

Заключительный урок

Обобщение изученного материала. Рекомендации для летнего чтения.




























































Добавить документ в свой блог или на сайт Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат