Тот, кто тренирует только мышцы рабочий - страница 4

Дзюдзюцу разделялось на множество школ, возникавших и развивавшихся в разных условиях, имевших разные корни, исповедовавших разные тактические модели, и дать описание его техники в целом – задача чрезвычайно сложная. Она еще больше осложняется тем, что многие приемы дзюдзюцу представляют комбинированные действия, сочетающие в себе болевой прием, удушение или удар с броском и соответственно могут быть помещены в разные категории техники. Тем не менее, мы постараемся выделить основные разделы дзюдзюцу, чтобы читатель мог оценить все богатство технического арсенала этого искусства. Во-первых, все приемы дзюдзюцу могут быть классифицированы по положению противников. Различают тати-вадза - приемы, проводимые в стойке, стоящим борцом против стоящего; сувари-вадза – приемы, проводимые в положении сидя (на коленях или со скрещенными ногами, «по-турецки»), сидящим борцом против сидящего; хандза хантати-вадза - приемы, проводимые сидящим борцом против стоящего противника; и, наконец, нэ-вадза – приемы борьбы лежа. Во-вторых, приемы могут быть классифицированы по характеру воздействия на противника. Основное место в арсенале дзюдзюцу занимают броски - нагэ-вадза. Различают ои-вадза – броски с «взваливанием» противника на себя (через бедро, спину, плечи, подхватом); аси-вадза – броски с помощью ног (имеются ввиду приемы выполняемые, прежде всего, за счет действий ногой - отхваты, подсечки, зацепы, обвивы); тэ-вадза - броски с помощью рук; сутэми-вадза – броски с падением бросающего, здесь выделяют броски с падением на спину и броски с падением на бок. Следующим важнейшим разделом дзюдзюцу являются болевые приемы – гяку-вадза (кансэцу-вадза): броски с помощью болевого воздействия, приемы подчинения противника болевым воздействием для перевода на удержание, конвоирования и т.д. и приемы удержания. Далее все приемы раздела гяку-вадза могут классифицироваться: по суставам, на которые направлено болевое воздействие (кисть, локоть, плечо, шейные позвонки, позвоночник, колено, лодыжка, пальцы рук и ног и др.); по характеру воздействия на сустав, мышцу или сухожилие (рычаг, выкручивание, скручивание, ущемление). Следующий раздел техники – симэ-вадза – приемы удушения. Удушения могут проводиться с использованием рук или ног, с захватом одежды противника или без ее захвата. По своему характеру удушения делятся на удушения воздействием на дыхательные пути и удушения с перекрытием доступа крови к мозгу. Долгое время секретным разделом дзюдзюцу считалась техника атэми-вадза – поражения уязвимых точек человеческого тела ударами. Различаются, прежде всего, удары руками и ногами, очень редко встречаются удары головой. Несколько особняком стоят такие разделы как саппо – методы убийства ударами и нажимами в уязвимые точки, включая так называемую «технику отсроченной смерти»; кэйраку-гихо – «сопровождающая техника» - нажимы на уязвимые точки, используемые для облегчения проведения броска или болевого приема; каппо – методы реанимации воздействием на точки. Неотъемлемой частью любой школы дзюдзюцу являются также боевые изготовки, приемы маневрирования за счет перемещений и скручиваний туловища, техника взятия захвата, приемы самостраховки (укэми). О страховках нужно сказать особо. Укэми имеют давнюю историю и прошли длинный путь развития. Вероятно, основы техники страховки при падении были заложены уже в период расцвета искусства кумиути. Однако создание техники укэми обычно приписывают Сэкигути Дзюсин, основателю Сэкигути-рю. Правда, те страховки, которые, якобы, придумал он, совсем непохожи на принятые в современном дзюдо или айкидо, так как при их исполнении борец не падает спиной наземь, а делает сальто или фляк и приземляется на ноги. Именно такие страховки характерны для древнейших школ дзюдзюцу, родившихся в то время, когда тренировочных залов не было, и борцам приходилось падать на любое покрытие. Такие страховки были чрезвычайно сложны в исполнении, и, чтобы избежать лишних травм, на тренировках броски очень часто не доводили до конца. Например, при исполнении броска через бедро противника по всем правилам выводили из равновесия, наваливали на поясницу, а затем, вместо сбрасывания наземь, ставили на место. Такой метод тренировки называется утикоми, он сохранился до сего дня в дзюдо.
Во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., в период буржуазных преобразований и вестернизации Японии школы дзюдзюцу, как и воинские искусства в целом, оказались в тяжелейшем положении. Японские лидеры, ориентировавшиеся на западные образцы, напрямую связывали могущество империалистических держав с внешними проявлениями европейского образа жизни и подчас доходили до слепого подражания Западу и отрицания ценности собственного культурного наследия. Известны случаи разрушения исторических памятников, древних храмов, бесценных произведений ис­кусства. Что же касается бугэй, то их особенно «прогрессивно» настроенные деятели объявили «наследием дикости и варварства».Старые мастера, наблюдая за полным техническим переоснащением армии и запрещением ношения мечей, приходили к выводу, что их знания утратили всякую ценность, забрасывали тренировки сами и отказывались брать учеников. Многие просто умирали в нищете, лишившись средств существования. Желающих заниматься воинскими искусствами были единицы, и окружающие на них смотрели как на ненормальных. В этих условиях часть мастеров дзюдзюцу взяла курс на модернизацию своего искусства, адаптацию его к новым условиям – так появилось дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть пыталась держаться старинных традиций. Последним пришлось особенно трудно: кто-то умер в нищете, так и не найдя себе продолжателя, кто-то забросил занятия, кто-то уехал на Запад, чтобы демонстрировать дзюдзюцу в мюзик-холлах и цирках. Многие школы дзюдзюцу при этом отмерли, и сегодня мы знаем о них лишь из их старинных наставлений, едва поддающихся прочтению, но наиболее мощные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – живые музеи самурайской старины.
Не обошло дзюдзюцу и влияние окинавского каратэ. Многие мастера дзюдзюцу соединив базовую технику каратэ и дзюдзюцу, создали новые комбинированные системы самозащиты без оружия. В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния. Продолжают возникать и новые школы, хотя в основном в их основе лежит та или иная вариация дзюдо или айкидо, как правило с добавкой техники каратэ. Многие разделы, характерные для традиционного дзю-дзюцу - самозащита в положении сидя на коленях, или приемы защиты своего меча от выхватывания его противником - в модернистских школах отсутствуют. Зато они лучше отвечают требованиям современной самообороны. К таким школам относятся Кокуси-рю, созданная мастером Томики-рю айкидо Хигаси Нобуёси, Синкагэ-рю - творение Нагаоки Фумио и другие.
Большую роль в становлении современных воинских искусств сыграли школы Кито-рю и Дайто-рю. Школы чаще всего ожесточённо соперничали друг с другом, доказывая превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или удара кулаком в переносицу. Различия между ними заключались в постановке дыхания, способах и в преобладании той или иной группы приёмов: бросков с участием бёдер и корпуса, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов или подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако общих черт было несравнимо больше, что позволило впоследствии создать на основе дзю-дзюцу универсальные системы борьбы - дзю-до и айкидо.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат