Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура направления подготовки: 031300. 62 «Журналистика» - страница 23


Натюрморт

– жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

Нервюра

– 1) арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая рёбра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода. 2) Поперечный элемент балочной, ферменной, рамной или комбинированной конструкции силового набора крыла и оперения летательного аппарата.

Неф

– часть храма-базилики, отделенная от других частей колоннами или столбами.

Ордер

– система разработанных в античной культуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей – колонн, столбов и пилястр – и горизонтальных несомых частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

Орнамент

– узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства.

Палаццо

– итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв., как правило, имевший величественный уличный фасад и внутренний двор с арочными галереями.

Пейзаж

– вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа, виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).

Пилястра –

вертикальный выступ в стене в виде части встроенного в нее четырехгранного столба, обработанного в формах колонны ордера.

Плэнэр

– живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемое в природе.

Портал

– архитектурно оформленный вход в здание.

Постимпрессионизм

– общее название течений в живописи конца XIX — начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приёмам. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».

Поп-арт

– течение в авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображение, рекламы для создания произвольных комбинаций и претендующее на общедоступность и демократизм.

Портрет

– изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

Постимпрессионизм

– условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX-XX века, возникших как реакция на импрессионизм; сохраняя чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты стремились, в отличие от импрессионистов, создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

Постмодернизм

– направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70-80-е годы ХХ века, во многом противоположное модернизму.

Примитивизм

– в искусстве конца XIX—XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народных эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространены романтический культ «наивного», неиспорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес, A. M. Moses, в США), принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).

Проторенессанс

– период истории итальянского искусства (XIII — начала XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения.

Пуантилизм

– 1) в живописи способ письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. 2) В музыке один из методов композиции XX в., при котором музыкальная ткань создаётся из звуков («точек»), разделённых паузами или скачками. Родоначальник – А. Веберн. Наибольшее распространение пуантилизм получил во второй половине XX в

Реализм в искусстве

– исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма XIX—XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (то есть конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного, сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX—XX вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Реликварий

– вместилище для хранения реликвий. Разнообразны христианские реликварии — от сосудиков-ампул до крупных ларей. Буддийские реликварии могли быть крупными сооружениями (ступы,
пагоды, дагобы, субурганы и др.).

Ренессанс

– общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того — сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Рококо

– стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для рококо характерен уход в мир фантазии, театрализованные игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Декоративное искусство рококо по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII в.

Романтизм

– идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половине XIX вв. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у многих романтиков — героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Скульптура –

один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т.п.

Супрематизм

– разновидность абстрактного искусства, введённая в 1913—15 российским живописцем К. С. Малевичем: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), затем также наложение на плоскость объёмных форм («архитектоны»).

Сфумато

– прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Сюрреализм

– направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Опираясь на учение З.Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях.
Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов.

Театр

– род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

Трансепт

– поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные_ нефы в крестообразных по плану зданиях.

Триптих

– произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков и т.д., объединённых общей идеей, темой или сюжетом.

Трубадуры

– в средневековой культуре – провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

Фреска

– живопись на сырой штукатурке водяными красками.

Фовизм

– авангардистское течение во франц. живописи начала 20 в. (см. Авангардизм, Модернизм). Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Разных по манере мастеров на короткий срок сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, интенсивным контрастам колорита, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и вост. искусстве.

Футуризм

– авангардистское течение в итальянском и русском искусстве 10-20-х гг. ХХ в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом ХХ века.

Экспрессионизм

– направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество.

"Югендстиль"

– принятое в немецком искусствознании и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля "модерн". Произошло от название мюнхенского журнала "Jugend" (1896), пропагандировавшего этот стиль. Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат