Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история



Казанский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра современной отечественной истории
Историческое краеведение
Учебно-методическое пособие для студентов,
обучающихся по специальности 07.00.02 – Отечественная история
Издательство Казанского государственного университета
2009
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»
Утверждено на заседании кафедры современной отечественной истории
Протокол №9 от 6 марта 2009 г. и Учебно-методической комиссии исторического факультета

Составитель

: к.и.н., доцент Телишев В.Ф.

Научный редактор

: д.и.н., профессор, академик АН РТ Тагиров И.Р.

Рецензенты

: д.и.н., профессор Р.В.Шайдуллин
к.и.н., доцент Н.А.Федорова
к.и.н., доцент КГТУ А.В.Морозов
Историческое краеведение: учебно-методическое пособие для студентов специальности 07.00.02 – Отечественная история. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 45 с.

Учебно-методическое пособие

содержит указания для выполнения студентами учебно-практической и самостоятельной работ по курсу «Историческое краеведение» в объеме, соответствующем учебному плану. В нем прослеживается становление и развитие данной дисциплины как части исторической науки и формы общественной деятельности. В пособии изложены технологический макет курса с учетом балльно-рейтинговой оценки знаний студента, содержание курса, представлен список обязательной и дополнительной литературы, тестовые задания, методологические рекомендации к выполнению самостоятельной работы, темы рефератов и вопросы для зачета.
Учебно-методическое пособие отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания курса «Историческое краеведение» для студентов, обучающихся по специальности 07.00.02 - Отечественная история.

© Казанский государственный университет

Введение


На современном этапе развития науки особенно важным представляется исследование проблематики становления исторической науки в российской провинции. Истоки провинциальной истории лежат в летописных сводах, литературных памятниках, в исторических преданиях и песнях. К первым провинциальным трудам можно отнести исследования XVI-XVII веков, такие как «История о Казанском царстве», «История Сибирская», «Большой чертеж», «Книга Большому чертежу» и др. Именно они позволяют составить общие представления об уровне и специфике провинциальных трудов. Дальнейшее поступательное развитие провинциальные исследования получили в XVIII-XIX вв., а на рубеже XIX-XX столетий эта специфическая форма научной традиции на местах получила наименование «Краеведение».
С помощью провинциальных краеведов был собран огромный массив исторических, археологических и этнографических источников и материалов, который, к большому сожалению, в основном оказался невостребованным в исторической науке ХХ в. Отсюда понятно значительное повышение интереса к историческому краеведению сегодня.
В советские годы отношение к краеведению было специфическим. Советские государственные и партийные деятели то заявляли о широкой поддержке краеведения, то устраивали гонения на активистов краеведческого движения, при этом постоянно используя его для повышения роста производительности труда с целью скорейшего построения социалистического общества.
На наш взгляд, важнейшей задачей исторического краеведения, как учебной дисциплины, является пробуждение в студентах профессионального интереса к истории той местности, в которой они обитают; к тем людям, с которыми им суждено общаться; к тем предметам, которые их окружают. Ведь квалификация историка определяется не только умением работать с архивными источниками и литературой, но и пониманием того факта, что история - это то окружающее пространство, в котором обитают люди, и они сами являются частью исторического процесса.
Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом учебных программ, краеведческой литературы и опыта краеведческой работы. Оно позволяет составить целостное представление об этапах зарождения, становления и развития исторического краеведения в центре и на местах. Вместе с тем совокупность лекционного курса, реферативного сообщения, контрольно-тестовых заданий и зачета по дисциплине расширит и углубит представление об истории России, поможет преодолеть схематизм и упрощенное понимание прошлого.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Историческое краеведение»


Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Цель и основные задачи дисциплины


Цель дисциплины – оказать помощь студентам в овладении основными научными знаниями по курсу «Историческое краеведение».
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:


Объем дисциплины и виды учебной работы


Объем учебного курса – 60 часов
Форма обучения – дневная и заочная
Количество семестров: дневное отделение – 1, заочное – 2
Форма контроля: контрольные задания (тесты), реферат, зачет.



Виды учебной работы
Количество часов
Дневное отделение
Заочное отделение
1
Общее количество часов по дисциплине
45
10
2
Консультация
3
2
3
Самостоятельная работа
-
-
4
Аудиторные занятия, в том числе:
лекций
семинаров
45
10
30
8
12
-

Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение»



    1. Распределение баллов по видам занятий


      Текущая работа (лекции)
      20
      Проверочные (тестовые) контрольные работы
      3*5=15
      Выступление с рефератом
      15
      Зачет
      50
      Общее количество по курсу «Историческое краеведение» на одного студента
      100

    2. Рабочий план занятий с учетом балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов






Неделя, месяц


Темы занятия


Часы


Баллы


1
2
3
4
5
1
1, 2 недели сентября
Введение в курс «Историческое краеведение». Что такое историческое краеведение? Истоки краеведения. Его место в системе наук. Постановка и актуальность проблемы. Обоснование цели и задач, хронологических и территориальных рамок курса. Характеристика основной литературы и источников по изучаемой дисциплине.
4
2,7
2
З неделя сентября
Роль государства в развитии экономико-географического изучения России на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки к зарождению краеведения.
2
1,3
3
4 неделя сентября, 1 неделя октября
Становление и развитие краеведения в XVII в.: основные направления, специфика и особенности.
4
2,7
4
2, 3 недели октября
Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в. Академия наук и университеты – центры краеведческой работы. Роль и место научных обществ в развитии краеведения. Школьное краеведение.
4
2,7


Подготовка реферативных сообщений к защите:
1 этап к середине октября;
2 этап к концу октября


5
4 неделя октября
Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX-начале ХХ вв.
2
1,3


Проверочная (контрольная) работа по закреплению пройденного материала (в форме тестов)
25 мин.
5
6
переходная неделя и 1 неделя ноября
Казанская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.
4
2,7
7
2,3 неделя ноября
Советское историческое краеведение: преемственность и развитие. Наивысший подъем в развитии исторического краеведения. Специфика краеведческой работы на местах.
4
2,7
8
4 неделя ноября
Особенности развития исторического краеведения в 1930-е гг.
2
1,3


2-я тестовая контрольная работа.
25 мин.
5
9
1 неделя декабря
Вклад государственных учреждений в возрождение краеведения в 40-70-е годы.
2
1,3
10
2 неделя декабря
Основные тенденции развития исторического краеведения в конце XX – нач. XXI века.
2
1,3


3-я тестовая контрольная работа
25 мин.
5
11
3,4 неделя декабря
Практические занятия по группам с заслушиванием рефератов (3 группы)
12
15

    1. О критериях оценок (баллов) за реферативное сообщение и проверочную (контрольно-тестовую) работу



Курс «Историческое краеведение» предусматривает написание реферата. С этой целью студентам предлагается около 100 тем на выбор, но при этом они могут предложить и свою тему. Самостоятельная работа при написании реферата предполагает:

Если все предъявляемые требования студент выполняет, то он за реферативное сообщение может получить высший балл 15. В то же время, когда в реферате отсутствуют те или иные составляющие (неправильно оформлен титульный лист, отсутствует оглавление или введение, нет ссылочно-справочного аппарата, заключения, неверно составлен список использованных источников и литературы и др.), то соответственно снижаются баллы за подготовленное реферативное сообщение. При неудовлетворительном отношении к написанию реферата баллы не начисляются. Однако студент имеет право написать новый реферат, и выполненная работа оценивается заново.
При проведении проверочно-тестовой работы (за семестр не менее трех) студенту предлагается ответить на пять заданий. За каждый правильный ответ студент получает один балл. Таким образом, за три выполненных задания – 3 балла, а за пять – 5 баллов. Пропуск студентом контрольного опроса по уважительной причине служит поводом для выполнения работы в другое время, которое назначается преподавателем.
Если за семестр студент набирает менее 26 баллов, то он не допускается к сдаче зачета.

    1. О критериях зачета



Зачет проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К зачету допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций), реферативное сообщение и контрольно-тестовые опросы (не менее трех в семестр). На зачете студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости и зачетной книжке делается запись «зачтено» (87 б.), т.е. проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель).
В случае неудовлетворительной оценки во время зачета студенту предоставляется возможность пересдать зачет в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).
1 2 3 4 5 6 Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат