Урок 20 - Свами Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи Продвинутый курс

Урок 20


Большинство читателей знают, что слово «йога» означает «единение», но в действительности путь, система йоги состоит в процессе вийоги – разделения. Это кажется полным противоречием, но не является таковым. Это означает, что посредством практик йоги человек должен отделять осознание от ума и тела. Должен быть собственный опыт различия между аспектом ума тела и аспектом осознания бытийности человека. Только при непосредственном переживании этого разделения и различия человек может познать скрытую за этим истину. И когда происходит это разделение между видящим и видимым, человек понимает самого себя и жизнь с новой и более высокой позиции. Это будет взрыв нового понимания. Вийога представляет собой первый шаг к вершине йоги; это разделение – первый шаг к единству.
Поэтому в своих практиках забудьте все понятия единства – все логические интерпретации и понимание неверны. Заботьтесь только о разделении: об отделении вашего осознания от отождествления с умом телом. Такова цель путей йоги: найти вийогу (разделение), которое приведет к йоге (единению). Отделяйте пурушу от пракрити, чтобы их можно было соединить на более высоком уровне.
Суть практик йоги, в действительности, состоит в разделении, а не в единении. Разделение – это метод, а единение – результат. Поэтому осознавайте: осознавайте все, что вы делаете. Будьте свидетелем всех мыслей и действий. Отделяйте свое осознание от всех других феноменов. Это нелегко, но старайтесь.

Свами Сатьянанда Сарасвати


^ Тема 1 Приятие себя
Принимайте свою собственную натуру такой, как она есть, независимо от ее очевидных недостатков. Старайтесь не испытывать постоянного чувства, что вы чем то хуже других людей или что вы полны несовершенств и изъянов. Только так вы сможете избавиться от более грубых аспектов и неврозов ума.
Если бы слоны все время мечтали быть золотыми рыбками или павлины постоянно хотели быть коровами, то их жизнь была бы совершенно бесполезной и негармоничной. Но животные живут в соответствии с тем, какими они были созданы. У них есть уникальная дхарма (роль) в калейдоскопе жизни, и они ее выполняют. Вследствие этого они живут гармонично.
Человеку тоже следует жить гармоничной, согласованной жизнью, но, к сожалению, так бывает редко. Человек никогда не может примириться с собой и своими недостатками, и в известном смысле это хорошо, поскольку это побуждает его преодолевать свои видимые ограничения и подниматься в более высокие сферы понимания и блаженства. Но обычно отсутствие приятия себя бывает слишком непреодолимым; оно полностью подавляет человека, вводя его в отягощенное состояние беспокойства и неудовлетворенности, которое приводит к тому, что он живет на очень низком уровне по сравнению со своими потенциальными возможностями. Необходимо большее приятие себя в сочетании с потребностью становиться лучше. Должно быть стремление к самосовершенствованию, а не невроз из за недостатков, которые человек в себе замечает. Старайтесь принимать свою теперешнюю личность независимо от ее очевидных слабостей и изъянов, но при этом стремитесь их преодолеть.
^ Неприятие себя как причина болезни
Неспособность принимать самого себя – это фундаментальная причина болезни. Отсутствие приятия себя приводит не только к умственным расстройствам, но и к физическим недугам. Психологическая неудовлетворенность отражается и проявляется в физическом теле.
Гнев принято считать недостатком, но в действительности он представляет собой предохранительный клапан для подавленных чувств. Но многие системы и кодексы морали говорят: «не гневайся» или «гнев – это грех». Вследствие этого многие люди подавляют свой гнев, однако движущая сила, скрытая за ним, должна каким то образом выражаться. Она перенаправляется. Если подавление гнева достаточно велико и продолжается длительное время, то оно приводит к гипертонии, инфаркту и множеству других распространенных заболеваний. Поэтому мы призываем вас, если возможно, давать выражение своему гневу (хотя порой обстоятельства делают это весьма трудным). Не чувствуйте каких либо мук вины из за своего гнева. Сердитесь, ибо лучше выразить гнев открыто, чем преобразовывать его в последующую болезнь. Но когда вы чувствуете гнев, осознавайте это, и со временем гнев исчезнет.
Возьмем еще один пример. У каждого человека есть какие то желания. Они естественные и составляют часть его внутренней природы. Без желания в жизни не было бы никакой побудительной силы, не рождались бы дети, и так далее. Однако многие кодексы морали говорят, что желание плохо. Как такое может быть? Как может столь естественное чувство, как желание, быть плохим? Из за этих неестественных правил многие люди глубоко несчастны и чувствуют вину за свои желания. Человек чувствует сексуальные желания, но поскольку общество говорит, что это неправильно и греховно, человек становится очень несчастным и подавляет свои желания. Это психологическое подавление в конечном итоге выражается в разрушении физического тела, особенно в форме нарушения работы половых органов. Поэтому принимайте свои желания; они совершенно естественны. Не прислушивайтесь к ограниченным правилам морали. Однако вам самому решать, выражать ли свои желания. Когда у вас сильные желания, позвольте мыслям приходить. Чувствуйте их, осознавайте их. Со временем вы сможете их превзойти.
То же применимо и к пище. Многим людям кажется, что их привычки питания неправильны. Что ж, вероятно, это так, ибо прошли времена, когда первобытный человек ел только когда был голоден; теперь мы, как правило, едим слишком много и слишком плотно в одно и то же время дня, независимо от того, голодны мы или нет. Но если вы чувствуете потребность в большом количестве пищи, то лучше потакать ей, чем подавлять ее. Подавление или вина по поводу привычек питания ничего не решат. У многих из тех, кто занимается йогой, возникает такое чувство вины по поводу питания, что у них развивается невроз, и они подавляют свое желание есть. В результате, в соответствии с ненормальными потребностями ума, в свою очередь, начинают происходить сбои в работе физических органов. Конечно, чрезмерное пристрастие к еде тоже может вести к расстройству пищеварительных органов, но оно, скорее всего, будет менее серьезным и разрушительным. Принимайте свои привычки питания, но осознавайте их. Это способ свести на нет неестественные привычки в еде.
Мы могли бы привести еще много примеров, но вы уже сейчас должны ясно видеть общий принцип: отсутствие приятия самого себя ведет к болезни. Не пытайтесь чрезмерно дисциплинировать ум, говоря, что он должен быть таким то или что он должен действовать согласно тому или иному правилу, поскольку это лишь ведет к подавлению. Предоставьте уму вести себя по собственному усмотрению. Но осознавайте это. Не подавляйте свои мысли, ибо это в конечном итоге приведет к несчастью и болезни. Принимайте свои мысли, но с осознанием. Со временем все дисгармоничные тенденции будут постепенно уменьшаться за счет большего понимания.
^ Любой человек подходит для пути йоги
Важный шаг в йоге состоит в максимально возможном приятии своей собственной природы. Если вы можете принимать свою собственную природу, то можем и мы. Не важно, с какой целью вы хотите заниматься йогой; не важно, исповедуете ли вы какую либо религию или придерживаетесь атеистических воззрений; и ваш образ жизни также не имеет значения. Главное, что вы начали честно заниматься йогой. Ваша природа не имеет значения; все недостатки не имеют значения. Ваша теперешняя личность – это исходный пункт. Йога и опыт повседневной жизни будут средствами совершенствования вашего существа и, в конечном итоге, достижения равновесия. У каждого есть способность соприкасаться с повышенными состояниями осознания. Потенциал к этому заключен внутри человека. Он не вырабатывается и не создается, но в настоящее время этот потенциал не получает выражения из за дисбаланса и обусловливания ума. Эти препятствия представляют собой лишь поверхностные напластования на вашей природе. У каждого из нас один и тот же потенциал. В мире нет ни одного человека, который был бы непригоден для пути йоги. Если вы предпримете усилия, то начнете достигать гармонии с самим собой. Но, прежде всего, признайте свои недостатки как всего лишь поверхностные аспекты вашего существа.
Принимайте свою природу, будь она «хорошей» или «дурной». Не испытывайте вины. Принимайте свой характер таким, как он есть: как продукт обстоятельств. Приятие себя приведет к приятию других. Не подавляйте мысли, независимо от их природы. Признайте, что в вас есть неконтролируемые черты и желания, и со временем эти беспокоящие черты исчезнут. Позволяйте всплывать на поверхность потаенным аспектам своего подсознательного ума. Не боритесь с ними и не стыдитесь их. Позвольте им всплывать и смело встречайте их. Если вы будете их подавлять, они все равно будут влиять на всю вашу жизнь, но из темных глубин подсознательного Ума. Так что вы вполне можете позволить им подниматься на поверхность, где вы можете с ними познакомиться. В конечном итоге, вы потеряете интерес к ним. Они постепенно исчезнут и больше не будут нарушать вашу жизнь, точно так же как вода испаряется из мокрой одежды, помещенной под жаркие лучи солнца. Это испарение происходит без малейшего усилия.
Цель человека должна состоять в том, чтобы найти свою естественную роль в жизни и придерживаться ее. Это основа духовного пути. Большинство людей находятся на пути адхармы (действуют наперекор своим природным склонностям). Но вы никогда не сможете найти путь дхармы и идти по нему, если вы в разладе с самим собой. Неприятие ведет лишь к неврозу и подавлению. Принимайте свои недостатки, но с осознанием. Это способ найти свою дхарму. Это способ гармонизировать свою жизнь и в конечном итоге превзойти все недостатки и личностные проблемы.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат