Урок художественной культуры в 8 классе Учитель истории

Артёмовская специализированная школа І-ІІІ ст. № 8


Культовая архитектура


и иконопись, как воплощение


духовности славян


урок художественной культуры в 8 классе


Учитель истории


Иванченко В.В


г. Артёмовск - 2012г.

Тема

. Культовая архитектура и иконопись


как воплощение духовности славян


Цель

: -

познакомить учащихся с культурными памятниками
Украины, православными святынями, проследить связь
народно-традиционной культуры и духовно - христианской;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с
различными источниками знаний, развивать умение
критически мыслить, высказывать свою точку зрения, решать
проблемы, самостоятельно принимать решения;
- воспитывать национальное сознание, чувство патриотизма, чувство
гордости за свой народ, уважение к его культурному наследию,
прививать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты:




решения поставленных проблем;

уважения к культурному наследию.

Тип урока

: урок обобщения знаний учащихся

Форма проведения

: заочное путешествие

Интеграция:


Материалы к уроку

:
фильм « Два крыла Святогорской лавры»,
духовная музыка, слайды о памятниках материальной
и духовной культуры Украины, книга «Святые горы. От забвения к
возрождению» В.Дедова, копии икон, фотографии храмов,
иллюстрации, церковно-приходская летопись храма в с. Еленовка,
выставка литературы.

Ход урока



  1. Организационный момент, эмоциональный настрой

- Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Хочу предложить вам отправиться в заочное путешествие по городам Украины, в центры православной и духовной культуры.
Возьмите с собой ручки, записные книжки, чтобы вы смогли отметить самое нужное и интересное: факты, события, имена, даты – всё это пригодится вам в дальнейшей работе. Ребята, вы объединились в творческие группы и, путешествуя, будете не просто созерцать, а работать творчески, ваша работа будет носить исследовательский характер. Вам предстоит размышлять, спорить, доказывать, высказывать своё мнение, свою точку зрения на события, проблемы. Помните: только упорным трудом, работой над собой вы можете добиться цели.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь.
Н. Заболоцкий
Ваша деятельность на уроке будет по достоинству оценена, всё зависит от вашей подготовки к уроку, от вашей активности. Решающими в оценивании вашей деятельности станут оценки экспертов групп.


  1. Сообщение темы, цели урока.

Тема нашего урока – путешествия «Культовая архитектура и иконопись как духовное воплощение славян».
Мы познакомимся со святынями православной культуры, историческими культурными центрами Украины. Надеюсь, что увиденное вами, услышанное, оставит глубокий след в вашем сознании, поможет углубить знания о духовной и материальной культуре нашего народа, пробудит интерес к памятникам культуры, и ваши души и сердца переполнятся чувством именуемым «патриотизм».
Следовать мы будем по маршруту: станция Энциклопедическая, станция Историческая, станция Этнографическая, станция Духовный кладезь Перевальщины.
Берём с собой доброжелательное отношение друг к другу, хорошее настроение. И в путь!

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сложный, тернистый, порой трагический путь духовного становления прошёл наш народ. Путь веры, путь неверия, запоздалого, но раскаяния…
…Стыдно мне, что я в Бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь...
И за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать,
Положите меня в русской рубашке
Под иконами умирать!..
С.Есенин
Главное, что, несмотря на все трудности, удары судьбы, на всё пережитое, мы пришли к духовному возрождению.
Эпиграфом, лейтмотивом нашего путешествия станут слова, наполненные глубоким, философским смыслом:
Сюда не надо приезжать,
Здесь надо оставаться,
Хотя бы высохшим листом
На пыльной мостовой.
Нам с вами ребята предстоит установить:
- Чем являлись православные храмы и иконы для народа в прошлом, и какую роль они играют сейчас?
- Изменилось ли назначение культовых сооружений и иконописи?

Учитель.


Неумолимо быстро летит время, и мы уже приближаемся к станции Энциклопедическая, здесь работают мои помощники.

Станция

Энциклопедическая

. (Звучат колокола)

Учитель.


Как много могут рассказать колокола. По всем славянским землям разбросаны церкви, храмы, которые в старину были центрами духовности и защищали от врагов.

1-й исследователь станции

.
В 988г. в истории нашего народа произошло выдающееся событие, изменившее дальнейший ход его духовного и культурного развития – принятие христианства. Не последнюю роль в выборе веры князем Владимиром сыграла красота христианского богослужения. Летописец Нестор в «Повести временных лет» описывает впечатления княжеских
послов в Царьграде: «И пришли мы туда в грехе, и повели нас, где они
служат Богу своему. И не знали мы – на небе ли были или на Земле. Потому как нет на Земле такого зрелища и красоты такой …»
Вместе с новой религией из Византии на Русь пришло новое искусство: строительство христианских храмов, монументальная живопись: фрески, мозаика, станковая живопись в виде икон, книжная миниатюра.
Местные мастера за короткий срок не только овладели этими видами творчества, но и развили их, создав самобытное лицо искусства Киевской Руси.

2-й исследователь.


С принятием христианства начинается небывалый подъём архитектуры, расширилось строительство из камня, которое на Руси было редкостью.
Главным его видом были культовые сооружения – церкви, соборы. Большинство архитектурных памятников этого периода сохранилось в Киеве и Чернигове.
Византийские зодчие разработали особую систему строительства культовых сооружений, которая получила распространение в наших землях – крестовобанную, главный объём сооружения образует крест.
Центральная часть увенчивается баней (крестом). Вокруг главной бани могут располагаться другие, меньшие по размеру. Главная часть храма ориентируется на Восток.
(Исполняется духовная музыка)

Учитель.


Без осознания, что такое храм Божий, мы не сможем понять, как возникают иконы, изображения Бога и святых.
(Демонстрация слайдов « Символика православных храмов»)

3-й исследователь.


В ХІст. в Древней Руси появились иконы. Все они «греческого письма»,
т.е. написаны греками-византийцами. В переводе с греческого икона «эйкон» - изображение, образ. Иконы писались на липовой доске темперными красками.
Происхождение иконописи прослеживается ещё с эллинистической портретной живописи. Особенную роль в становлении иконописи сыграл « фаюмский портрет» І-ІІІ ст. н. э., образцы найдены в оазисе Фаюм в Нижнем Египте. Фаюмские портреты написаны на досках горячими восковыми красками (энкаустика), именно этой техникой выполнены первые коптские и византийские иконы ІV - VІ ст.
Поклонение иконам возникло из обычая, распространенного в Римской империи и её восточных провинциях – поклонение портретным изображениям цезарей, полководцев, предков. Вся живопись была Священным Писанием, Библией, Евангелием для неумеющих писать. Главным её заданием было наставление в вере.
(^ Демонстрация слайдов «Символика иконописи»)
(У доски)
- В традиционных библейских, святых и жизненных сюжетах древнерусские мастера передавали целую гамму сильнейших человеческих чувств: светлое ожидание чуда в « Благовещение», нежность и заботу в многочисленных образах «Богоматери и младенца», тихую скорбь в «Успении Богоматери», откровенное горе в «Положенные в гроб», жертвенность в «Распятии», готовность к ратному подвигу в «Георгии».
В изображении святых отображено высокое представление о человеке и его интеллектуальных и духовных возможностях, красоту, чувство достоинства, душевный покой, страсть, простоту и сложность его духовного мира.

Учитель:


- Главной особенностью «языка» древнерусской иконы является её колорит. Именно в колористической гамме с особой силой проявляется свобода представления художника. На смену несколько « угнетенному», сдержанному колориту византийской иконы, приходит сила открытого, сильного цвета. Таковыми являются иконы, выполненные русским иконописцем Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Алимпием.

Учитель:


-Ребята, внимательны ли вы были на станции, хорошо ли слушали?
Задание группам предлагается в свитках:

задание 1-й группе:


- Что собой олицетворяет храм Божий в понятии христиан?
- Почему люди посещают храмы?

задание 2-й группе

:
- Какую роль, по- вашему, играла икона в древней Руси? Чем она является для современного человека?

задание 3-й группе:


- Объясните выражение «не буває дороги до храму, якщо храму немає в душі»?

задание 4-й группе:


- Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывает человек, переступивший порог храма Божьего?
- Можете ли вы поделиться своими впечатлениями от посещения храмов, соборов?

Учитель:


Наш путь следует в центры духовной культуры Украины. Незаметно летит время и мы в старинном городе Чернигове.

Станция

Историческая


(демонстрируются слайды )
-Чернигов- центр культовой архитектуры ХІ - ХVІІ ст. Чернигов поражал взоры своих современников. Величественные храмы и монастыри возносились к небесам, восхищая гармоничной легкостью форм и
пышностью обрамления.
Уже в ХІІ ст. здесь сложилась своя школа зодчества, которая впервые отступила от византийских канонов. Черниговские мастера творчески переосмыслили религиозную символику и внесли в неё мотивы мифологии.
Шедеврами этого времени стали Борисоглебский, Успенский и Благовещенский соборы, Ильинская церковь, Антониевы пещеры – это целый архитектурный комплекс, представляющий историческую и культурную ценность нашей страны.
Древнейшим памятником архитектуры этого периода, сохранившимся до наших дней, является Спасский собор. В 1024г. Мстислав заложил в Чернигове первый камень Спассо - Преображенского кафедрального собора
( построен в 1036г.). Он старше на 12 лет Киевской святой Софии и на 20 лет Софии Новгородской. Это типичное древнерусское крестовобанное сооружение, увенчанное пятью банями, в середине собор украшен настенной живописью, декоративной резьбой и мозаичным полом.

Учитель:


- Христианский храм был не только архитектурным сооружением определённого значения, он имел символическое содержание, обосабливал своеобразную модель Вселенной, где царят мир и гармония, где чёткая иерархия духовных сил, сосредоточенного вокруг главной – Творце всего сущего…
- И вот, наконец, мы в столице нашего государства древнем и величавом Киеве…..
(Демонстрация слайдов о Киеве)

1-й исследователь:


- В годы правления Александра І на месте старой киевской резиденции возводиться новый комплекс чудесных сооружений, строятся христианские храмы и монастыри, в том числе прославляется Церковь Пресвятой
Богородицы (Десятинная церковь конец Х ст.) - первый каменный храм Киевской Руси.
Возводили его русские и византийские мастера, на строительство шла десятая часть киевских доходов.
Двадцать пять куполов блистали золотом. Иконы, священные сосуды были привезены из Корсуня (Херсонеса). Уникальный храм был уничтожен в 1040г. во время монгола–татарского нашествия.

2-й исследователь:


- Великий Князь Ярослав Мудрый отдал 30 лет воплощению заветной мечты, созданию новой центральной части Киева. Задумка Князя заключалась в создании « духовного ядра», к которому прилегали бы улицы построенные по - новому. Таким «духовным ядром» стал кафедральный собор Святой Софии, заложенный Великим князем в 1037г., на месте разгрома печенегов.
Святая София была не только архитектурным шедевром и центром восточного православия, но и наибольшим книгохранилищем своего времени, школой, где учились дети грамоте, счёту, истории, философии.
В соборе происходили торжественно государственные церемонии.
Одним из достижений художественной культуры Киевской Руси, является искусство фресковой живописи, искусство мозаики. Центральная мозаика Софиевского собора – Богоматерь Оранта. История сохранила нам имя известного Киевского живописца Алимпия, который принимал участие в создании мозаики Успенского собора Киево–Печерской лавры и прославился как иконописец.

3-й исследователь:


- С древних времён в Киеве, на холмах над Днепром существовала целая система пещер, связанных между собой подземными ходами. В 1051г. монахи Антоний и Феодосий, поселившись в пещерах, основали там монастырь, который со временем стал главным центром распространения христианства в Киевской Руси, очагом древнерусской культуры. Именно здесь работал летописец Нестор, автор «Повести временных лет».
В ХІІ ст. монастырь получил статус лавры – главного монастыря, который вошёл в историю как Киево-Печерская лавра.
«Подземный город» под лаврой в прошлом занимал большую площадь, ходы под землёю простирались аж до Днепра. Хотя большинство пещер завалено, но и сейчас в разных районах Киева продолжают выявлять всё новые и новые пещеры со следами древних жителей, частью с языческими захоронениями VІІІ –ІХ ст.

Учитель:


- Ребята, у меня к вам вопрос, какие впечатления возникли у вас после посещения святынь стольного града Киева?

Задание:


Изготовление мозаик было делом чрезвычайно дорогим, и ею украшали лишь центральную часть храма. Всё остальное расписывали фресками. Почему?

^ Задание 1-й группе:


- В чём состоит значение искусства Киевской Руси для дальнейшего развития украинской культуры?

Задание 2-й группе:


- Охарактеризуйте роль Киево-Печерского монастыря в истории Древней Руси.

^ Задание 3-й группе:


- Как назывался материал для мозаики?
- Почему мозаика ценилась очень высоко?
- Верно ли утверждение, что мозаика очень сложная и дорогостоящая
техника живописи?

^ Задание 4-й группе:


- Почему перенеся столько трагических событий в своей судьбе, церкви, храмы, монастыри всё же возрождаются?
- Установите логическую цепочку понятий: «церковь», «монастырь», «лавра», «собор».

Учитель:


- Позади Киев… Неумолимо летит время и вот мы уже в Кременецком районе Тернопольской области в местечке Почаево.

Станция

Почаевская обитель


1-й исследователь:


- Монастырь в местечке Почаево заслуженно называется лаврой. Такое почётное звание получали только крупнейшие авторитетнейшие центры православной культуры.
В Украине всего три лавры – Киево-Печерская, Святогорская, Почаевская.
Ещё ХІІІст. монахи, изгнанные из Киево-Печерской лавры монголо -
татарами, облюбовали гору, на которой ныне возвышается архитектурный ансамбль монастыря. По легенде, монахам искавшим чистую воду, явилась сама Матерь Божья в огненном столпе, и велела оставаться в Почаево. Пресвятая Богородица поднялась от земли на небо, оставив на скале след своей правой стопы, который с той поры стал наполняться водой, и превратился в целебный источник.

2-й исследователь:


- Почаевская икона Божьей Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Святой Руси. Она известна всему миру. Её чтят в России, в Боснии, Сербии, Болгарии.
Во время Великой Отечественной войны икону прятал у себя дома протодьякон Стратоник, 60 лет, прослуживший в лавре. После открытия лавры, икона вернулась на подобающее ей место. Начиная с 2011г., чудотворная Почаевская икона пребывала в городах России, США и т. д. По ходатайству высокопреосвященного Иоаникия митрополита Луганского и Алчевского, чудотворная икона Божьей Матери в ноябре 2007г. пребывала в
Алчевске, в Свято – Николаевском кафедральном соборе и Свято - Покровском храме.

Учитель:


- Ребята, мы приближаемся к станции «Святые горы». Здесь расположена Свято – Успенская лавра – центр духовной культуры Донбасса.

Станция

Святогорская Обитель


(Демонстрируется фрагмент фильма «Два крыла Святогорской лавры»)

1-й исследователь демонстрирует слайды:


- Среди меловых холмов правого берега Северского Донца разместился архитектурный ансамбль Святогорского_ Успенского монастыря, состоящего из тридцати памятников ХІІ- ХІХ вв. Святые горы играли весьма важную роль в деле организации сторожевой и станичной службы. Появление монастыря на Святой горе, значимость Святогорской сторожи, как наблюдательного и оповестительного пункта, неизмеримо выросла. Пещерный монастырь в меловой скале был естественной крепостью, защищавшей население от татар и разбойников. Здесь была переправа через
Донец у «посольской дороги», где меняли караул, сопровождавший послов. Святогорский монастырь был приютом для странников и госпиталем для раненых, пленных, оказывал им помощь. Академик Д.И.Багалий отмечал, что «слободско- украинские монастыри играли видную роль в деле заселения и даже обороны края. Первое место по праву принадлежит Святогорской обители».
Кроме пещер, к первым сооружениям Святогорского монастыря следует отнести Николаевскую церковь на меловой скале - шедевр украинского барокко ХІІ в.

2-й исследователь:


- В облике этого храма, нашли воплощение традиции деревянной народной архитектуры, развитие которой в архитектурном ансамбле монастыря было прервано его закрытием 1787г. по Указу Императрицы Екатерины ІІ. Возобновление состоялось в 1844г. В проектных разработках участвуют известные российские архитекторы ХІХв., их таланту обязаны Святые Горы появлением памятников архитектуры: Покровской церкви, Успенского Собора, Преображенской церкви. Неповторимый облик ландшафтного памятника в Святых Горах, его красота и легендарная история вдохновляли на творчество писателей и поэтов: А.П.Чехова, И.А.Бунина, В.И.Немировича-Данченко, П.П.Гулака-Артемовского, Ф.И.Тютчева, М.И.Цветаеву, художников: И.Е.Репина, С.И.Васильковского.
В середине ХІХ в. на территории Святогорского монастыря был основан некрополь известных княжеских и графских родов, среди которых фамильные усыпальницы и отдельные захоронения Голицыных, Куракиных, Платовых, Иловайских и др.

Учитель:


- Ребята, вам понравился Святогорский монастырь?
- Ваши впечатления от поездки?
- Что особенно взволновало, запомнилось?

Учитель:


Одна юная особа, посетив лавру, взволновано сказала: « Я словно попала в иной мир!»
- И это действительно так. Каким то смиренным покоем дышит монастырь, всё в нём ладно и с толком….
У меня вопрос ко всем творческим группам.
- В чём состоит значение искусства эпохи Киевской Руси для дальнейшего развития украинской культуры?
- Какова главная цель культурного возрождения?

Учитель:


- Путь предстоит нам долгий, вы, конечно же, утомились, давайте отдохнём.
(Физкультминутка) (Звучит спокойная музыка)
- Вы всё ещё пребываете под впечатлением посещения лавры…
Лёгкое прикосновение, дуновение весеннего ветерка….
Вы расслаблены, ваши глаза смотрят в небо….
голубое и привлекательное;
Справа несёт свои воды Северский Донец.
Слева – прекрасный вид монастыря.
Закрываем глаза.

Учитель

: Следующая станция Этнографическая

Станция

Этнографическая

1-й этнограф:


- Наш народ володіє колосальним духовним і моральним потенціалом.
Народно-традиційна культура органічно об’єднана з духовно-християнською. Легенда про Андрія Первозванного поширенно обґрунтована ідеєю рівноправності Києва і Візантії. Божа Матір Богородиця особливо шанується серед українців і інших слов’янських народів. В колядках народ прославляє Божого сина, що «народився з Діви Марії, непорочної лілеї на спасіння нам». В органічному зв’язку українців з Божою Матір’ю переконує коляда, в якій «Буде добрим урожай, бо сам Бог ходить за плугом».
Почесне місце належить Святому Миколаю, який особливо шанується українським народом. За народними переказами Святий Миколай боронить людей від стихійного лиха, рятує на водах, опікується тваринами. У легенді, записаній на Харківщині, розповідається, що Св. Миколай весь час перебуває не на небі, а на землі. На іконах його зображено білобородим дідусем з добрими очима. Його люблять дітлахи. Його ім’я згадується в колядках, піснях ( «Хто, хто Миколая любить» та інші)

2- й этнограф:


Якщо Св. Миколай обдаровував дітей, опікувався людьми, то Св. Юрій боровся проти зла. Фактично він уособлює етнічного козака –героя, відомого
з дум, казок, історичних пісень, легенд. У християнському іконописі Св. Юрій зображається лицарем на білому коні зі списом у руці, який вбиває дракона і врятовує принесену в жертву дівчину.
В легенді, записаній в Західноукраїнських землях, цей сюжет символізувався так: вважалось, що Св. Юрій – це знамення Христа Спасителя, невинна дівчина – образ Святої церкви, дракон – образ злої сили.
Св. Юрій трактується, як воїн і враховується покровителем хліборобства і скотарства. Народ каже: «Юрій з хати всіх на поле вижене»,
«Св. Юрій по полю ходить - хліб-жито родить», « Коли на Юрія дощ, грім, буде радість людям всім».

3-й

э

тнограф:


- Народний іконопис ХVІ – ХVІІ ст. мав переважно церковне спрямування, у ХІХ ст. входять в хатній інтер’єр ікони, або образи, які стали невід’ємним компонентом оздоблення інтер’єру української хати. Вони прикрашали оселю, надавали ій духовного піднесення. І. Нечуй- Левицький у повісті «Старосвітські батюшки і матушки» писав: «Дві стіни були завішані образами, наче іконостас. В одному кутку висів під самою стелею здоровий образ Печерської Богородиці, в другому кутку – Почаївської. Перед образами висіли лампади, а на образах біліли довгі рушники…»

4-й

э

тнограф:


- Образи в селянській хаті посідали чільне місце – на покуті. До них не тільки молилися, перед ними здійснювали важливі обрядові акти. Під образами сідали до вечері на Свят- вечір і до свяченого на Велик день. Тут було місце молодих після церковного шлюбу, на лаві перед образами укладали покійників. За образи клали пучок або вінок колосків, що лишився від обжинок, лікувальне зілля, ставили свячену воду, переховували документи, але не в якому разі не гроші, які вважалися спокусою диявола. Образом благословляли у рекрути, на чумацтво, його дарували при народженні дитини.

5-й

э

тнограф

:
- «Червоний кут» - покуть спокон віку вважався священним місцем у житті людей, сакральним, почесним, захищеним від зла, де володіє святість.
Предмет покуття – ікони, рушники, свічки обтяжені оточені, ореолом певних знань. Із образами святих у народній уяві пов’язується ідея заступництва, добра, справедливості. Ікона своєю символічною мистецькою мовою виражає духовні переживання людини. Ікони в кожній хаті були найцікавішими, найкоштовнішими надбаннями. Вони передались з покоління в покоління, часто їх доля була такою, як і членів родини….Образи мали власну легенду, яку знала власна сім’я.

Учитель:


- Быстро летит время и мы уже на станции Духовный кладезь Перевальщины

Станция

Духовный кладезь Перевальщины


1-й исследователь:

(Идёт демонстрация слайдов)
- У нас в Перевальском районе духовными, историческими центрами
являются церкви и храмы, как древние, так и вновь построенные. Настоящими памятниками архитектуры являются: храм Архистратига Божия Михаила в п.Михайловка, Успено - Покровская старообрядческая церковь
п.Городище, Свято- Успенская церковь в с.Малоивановка, храм Свято-Архистратиго- Михайловский в с.Еленовка. Интерес представляет восстановленный храм Алексея человека Божьего в п.Бугаёвка, изначально построенный как церковь – школа, храм Александра Невского в
п. Селезнёвка.

2-й исследователь

: (Идёт демонстрация слайдов)
- Это культовое сооружение является частью архитектурного ансамбля усадьбы К.Л.Мциховского, основателя г. Перевальска. Давайте мысленно перенесёмся в начало ХХ ст. «…В стороне от дома, за стеной усадьбы находиться только что оконченная церковь – школа с памятником Александра ІІ перед нею... Церковь покрыта черепичным куполом. Колокольня и церковь, равно как и лоджия учителей, оставляют большое впечатление подлинности своей архитектуры. Иногда кажется, что это кладка ХІІ-ХІІІ вв.», так писал К. Лукомский в журнале « Столица и усадьба» в 1916 году. Постройка церкви была поручена начинающему архитектору Л.В.Рудневу, это была его дипломная работа. Строительство церкви, его дизайн был задуман автором в прянишниковском стиле, в ярких пёстрых тонах, но когда Руднев увидел местные ландшафты, он решил, что основным материалом станет дикий камень - песчаник.

3-й исследователь:


- Одной из самых старинных церквей Перевальщины, является храм в селе Еленовка. Во второй половине ХVІІІ ст. эти земли принадлежали православным сербам. Село досталось в ранговую дачу отставному чиновнику сербу Божедару. В 1790г. Божедаровка была куплена с землёй и людьми отставным поручиком Н.М.Раевским, впоследствии Героем Отечественной войны 1812г. В честь жены Елены старая Божедаровка была названа Еленовкой.
По Указу Святейшего Синода получил благославительную грамоту в 1800г. помещик Раевский и приступил к постройке церкви. Церковь была построена и освящена в 1808г.
По словам современников храма, он «по историческим и священным воспоминаниям ничем не замечателен», но для нас, нынешнего поколения, это не только культовое сооружение, но и культурная, историческая ценность, т.к. несёт в себе интереснейшую информацию о прошлом.
- Храм построен в 1808г., посчитайте, сколько ему лет?
- А Селезнёвская церковь была построена в 1911г., на сколько лет Еленовский храм старше Селезнёвской церкви?

4-й исследователь:


- Знаменательно и отрадно, что сейчас наблюдается возрождение не просто культуры, а именно духовной культуры. Восстановлены старые храмы ( церковь Алексея человека Божьего в п.Бугаёвка). Построены новые церкви в п.Горняцком, г. Зоринске, в п. Ящиково – церковь Святого Захария и Великомученицы Варвары.
Войдя в храм, ты оставляешь там частицу своей души, а выйдя из него, обогащаешься новыми силами.
Сюда не надо приходить, здесь надо оставаться
Хотя бы высохшим листом на пыльной мостовой…

  1. Закрепление материала.

Все группы работают над проблемой урока ( методом «Дерево решений»).
- почему вы приняли такое решение?
- я считаю…
- потому что…
- таким образом…
5. Итог урока. Рефлексия.

Учитель.


- Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Вы почувствовали себя в роли исследователей?
- Решили ли мы главную задачу урока?
6. Вывод.

Учитель.


- Духовная культура – потенциал всего духовного опыта человечества, народа, который определяет его уровень интеллектуального, морального и эстетического развития. Эти три признака позволяют разделить духовную культуру на три ипостаси, выделенные ещё в античные времена как триединства Истины, Добра и Красоты.
Современность культуры минувших столетий определяется мерой её слияния, внесения в культурную среду, доступом к ней, её осмыслением. Культовая архитектура, живопись является вечными ценностями. Как птица Феникс, воскресают из небытия, расчищают путь, спасая
человечество от дикости и варварства. Они неподвластны времени, становятся современными вследствие их приобщения в сегодняшний день. Потому что, несут идеи добра, истины, справедливости, красоты, гармонии. Обогащаясь в своём развитии, являются вечными, несмотря на время.
Хочется надеяться, окончив школу, получив образование и специальность, творя, работая на любом поприще, вы сможете обогатить материальное и духовное наследие своего народа, это будет вашим вкладом в возрождение национальной культуры.
Труд твой да будет творчеством,
Так как ты чадо Творца, поэтому
Не разрушай, но созидай!
Свт. Николай Сербский
Недобре, що все що було з нами
Далеко десь там в забутті,
Хто рідну мову, культуру народу не знає,
Той щастя не знайде в житті.
7. Оценивание и комментирование работы творческих групп, выставление оценок.
8. Домашнее задание творческого плана. Подготовить материалы для создания альманаха на тему: «Путешествие в духовный мир Украины».
1- я группа, 2-я группа – пишут эссе, этюды, мини-рассказы, стихи.
3-я группа, 4-я группа – работают над художественным оформлением – рисунки, аппликации, вытынанки.
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат