Урок Основы Photoshop - страница 38

^ Имитация живописи акварелью с помощью кисти и ластика
Среди традиционных живописцев пользуются особым уважением те, кто избрал акварельные краски в качестве средства художественного самовыражения. Акварель - это, вероятно, самая сложная техника живописи. Необходимо работать с "мокрыми" красками, чтобы обеспечить перетекание цвета от мазка к мазку, и в то же время краски на бумаге не должны быть мокрыми настолько, чтобы рисунок превратился в одну большую кляксу. В цифровом варианте работать с акварелью много проще. Photoshop включает фильтр, позволяющий преобразовать любое изображение в подобие акварельного рисунка. Команда вызова этого фильтра находится в подменю Фильтр - Имитация (Filter - Artistic), показанном на рис. 7.1.

Рис. 7.1.

Акварель (Watercolor) - один из пятнадцати фильтров цифровой "живописи"
Фильтр Акварель (Watercolor) наиболее эффективен для обработки изображений, состоящих из больших областей однородного цвета и не слишком перегруженных деталями. Кроме того, поскольку его использование обычно приводит к затемнению фона и теней, лучше всего применять его к изображениям со светлым фоном. На последующих рисунках действие фильтра будет проиллюстрировано на примере цифровой фотографии винтовой лестницы, огибающей металлический резервуар с водой.
При выборе команды Акварель (Watercolor) раскрывается окно диалога, показанное на рис. 7.2. (Похожие окна появляются при вызове практически любого фильтра программы Photoshop.) Вы видите миниатюрное поле просмотра фрагмента редактируемого изображения, а также ряд ползунков, позволяющих настраивать параметры преобразования изображения. Если щелкнуть на фрагменте изображения в поле просмотра и удерживать кнопку мыши нажатой, можно будет перетаскивать картинку и смотреть, как изменятся другие части изображения. Многие фильтры программы Photoshop имеют окна диалога, очень похожие на это и снабженные сходными средствами настройки параметров, поэтому, освоив один из фильтров, вы без труда справитесь с остальными.

Рис. 7.2.

Окно диалога Акварель (Watercolor). Используйте кнопки со значками "+" и "-" для увеличения и уменьшения масштаба изображения в поле просмотра
Процесс обработки изображения тем или иным фильтром может длиться от нескольких секунд до минуты и более. Если вы не видите эффекта действия фильтра на картинку в поле просмотра немедленно сразу после появления окна диалога, то обратите внимание на мерцающую черту под цифрами коэффициента масштаба, расположенными ниже поля просмотра. Ее наличие указывает, что компьютер производит вычисления, необходимые для расчета воздействия фильтра на изображение. Когда она исчезает, эффект от воздействия фильтра проявляется в поле просмотра окна фильтра.
Параметр Детализация (Brush Detail) изменяется в диапазоне от 1 до 14, причем максимальное значение обеспечивает наилучшую проработку деталей изображения, а минимальное ведет к эффекту окрашенных брызг в стиле Джексона Поллока. В зависимости от содержания картины и от ваших собственных пристрастий можно рекомендовать начинать экспериментирование с выбора величины данного параметра в диапазоне 9-12. Параметр Глубина теней (Shadow Intensity) принимает значения от 0 до 10, но, за исключением случаев, когда требуется добиться эффекта глубокой стилизации изображения, рекомендую оставлять этот параметр равным нулю. Однако даже при нулевом значении фильтр Акварель (Watercolor) делает тени слишком темными. Если этот параметр будет превышать величину 3-4, изображение может стать почти сплошь черным. Параметр Текстура (Texture) может принимать значения из диапазона 1-3. Этот параметр работает достаточно тонко, и вы можете даже удивиться, совсем не заметив его влияния. Более заметным его действие становится в сочетании с небольшими величинами параметра Детализация (Brush Detail). На рис. 7.3 приведен набор изображений, иллюстрирующих эффект воздействия фильтра Акварель (Watercolor) при различных сочетаниях значений детализации и текстуры.

Рис. 7.3.

Три возможных значения параметра Текстура (Texture) в сочетании с различной интенсивностью детализации
^ Преобразование фотографии в рисунок акварелью
Вряд ли вам придет в голову превратить все свои цифровые фотографии в имитацию акварелей, однако некоторые фотоснимки действительно хорошо смотрятся после такой обработки.

  1. Откройте любое цифровое изображение (мы воспользуемся уже знакомой фотографией лестницы, огибающей цистерну с водой) и выполните необходимую коррекцию цвета. (Подробности рассматривались в главе "Урок 5: коррекция цвета".) Помните, что ваша задача - не допустить, чтобы цвета изображения были слишком темными перед применением фильтра. Фильтры Photoshop, как правило, несколько затемняют итоговое изображение.

  2. Выберите команду Акварель (Watercolor) в подменю Фильтр - Имитация (Filter - Artistic).

  3. В окне диалога Акварель (Watercolor), показанном на рис. 7.4, установите с помощью ползунков подходящую комбинацию значений параметров Текстура (Texture) и Детализация (Brush Detail). Прокрутите изображение в поле просмотра, чтобы посмотреть, как воздействует фильтр на отдельные детали изображения.

Рис. 7.4.

Параметр Детализация (Brush Detail) установлен в 12, а Текстура (Texture) - в 1

  1. Установите интенсивность тени равной 0, если не хотите получить слишком много черных областей на снимке.

  2. Щелкните на кнопке Да (OK), закончив настройку, чтобы применить фильтр к изображению.
^ Акварельная живопись с нуля
Иногда бывает так, что или нет подходящей фотографии для преобразования в акварельный рисунок, или хочется самостоятельно поработать с акварелью. В этом случае фильтр вам не поможет. Программа Photoshop вполне хороша для рисования, хотя и не обладает таким разнообразием живописных средств, как, скажем, Fractal Painter. Теме не менее, если проявить упорство, можно добиться такого качества цифровой акварельной живописи, что она будет почти неотличима от традиционной, создаваемой с помощью обычной кисти. Давайте создадим в программе Photoshop новый документ, заполненный белым цветом, и попробуем нарисовать что-нибудь, имитируя акварельные краски.
В главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" вы уже познакомились с инструментом Кисть (Paintbrush). Как вы помните, палитры Кисти (Brushes) и Кисть (Paintbrush Options) могут оставаться открытыми в процессе работы над изображением, так что в любой момент можно сменить размер кисти и прозрачность мазка одним щелчком кнопки мыши. Кроме того, я предпочитаю держать раскрытой палитру Каталог (Swatches) и использовать ее в качестве коробки с красками для подбора нужных цветов вместо того, чтобы каждый раз обращаться к окну диалога Палитра цветов (Color Picker). Не стесняйтесь возвращаться к пройденному материалу каждый раз, когда ощущаете потребность освежить в памяти рассмотренные ранее приемы.
Один из важнейших признаков "настоящей" акварели - это прозрачность. Чтобы работать с "синтетической" акварелью, не следует устанавливать степень непрозрачности кисти выше чем 75%. Поскольку непрозрачность является свойством, противоположным прозрачности, установка такой величины означает, что мазки цвета будут иметь 25-процентную прозрачность, а это близко к характеристикам реальной акварели. Попробуйте нарисовать несколько мазков кистью на чистом холсте нового документа, и вы увидите, что при пересечении ранее нарисованного мазка цвет области пересечения темнеет. Установите флажок Мокрые края (Wet Edges) в палитре Кисть (Paintbrush Options), чтобы имитация настоящей акварели выглядела еще более естественно. Установка этого флажка заставляет цвет как бы "растекаться" к краям мазка, делая их более темными, подобно тому как происходит во время рисования настоящей акварельной кистью, если ее сильно смочить в воде. На рис. 7.5 показана разница между мазками цифровой акварели в обычном режиме и в режиме Мокрые края (Wet Edges).

Рис. 7.5.

Обратите внимание на более высокую прозрачность и потемнения на краях мазков в надписи "Мокрые края", выполненной в технике "мокрых краев"
Художники, рисующие (или, как говорят профессионалы, "пишущие") настоящей акварелью на обычной бумаге, часто начинают с рисования контуров предметов, а затем прорисовывают детали. На рис. 7.6 показана начальная стадия рисования акварелью цветка. Сначала были нарисованы контуры цветка, стебля и листьев, а теперь выполняется прорисовка внутренней тонкой структуры листьев при помощи маленькой кисти. Обычно подобные вещи проще делать в режиме увеличения. Между прочим, цветная версия данного рисунка хранится на сопроводительном компакт-диске. Если хотите посмотреть его, откройте файл 07file02.jpg.

Рис. 7.6.

Для прорисовки деталей используйте кисть малого размера с резко очерченным пятном
Вот еще один полезный прием рисования цифровой акварелью: инструмент Ластик (Eraser) используется для частичной отмывки слишком темных цветов, словно это кисть, намоченная в чистой воде. Применяйте ластик при очень низкой степени непрозрачности, чтобы совсем немного высветлить цвет, и при высокой степени непрозрачности, если требуется подправить нанесенные мазки, вышедшие за пределы контура объекта. Помните, что ластик всегда стирает изображение до текущего фонового цвета. Если в процессе рисования фоновый цвет менялся, не забудьте установить оттенок, который должен появиться после стирания.

ЗАМЕЧАНИЕ

Если не абсолютно необходимыми, то определенно полезными для рисования вручную могут оказаться графические планшеты. Рисовать электронным карандашом гораздо удобнее, чем мышью или трекболом, а чувствительность такого карандаша к нажиму дает возможность создавать мазки, постепенно сходящие на нет, как настоящие. Домашняя страница компании Wacom, на которой можно найти более подробную информацию по данному вопросу, находится по адресу www.wacom.com.

Большая часть настоящих акварельных работ выполнена на специальной бумаге с сильно выраженной текстурой. Если вы захотите придать цифровой работе аналогичный характер, то можете по завершении рисования применить к изображению фильтр Текстуризатор (Texturizer), позволяющий имитировать шероховатую текстуру бумаги. Не следует применять этот фильтр до завершения работы над рисунком, поскольку любая дальнейшая правка после появления текстурного узора будет воздействовать также и на этот узор. На рис. 7.7 показано окно диалога Текстуризатор (Texturizer). Для имитации шероховатостей бумаги лучше всего подходит текстура типа Брезент (Canvas), особенно если немного уменьшить ее масштаб. Я предпочитаю задавать соответствующий параметр равным 70-80%, а Рельеф (Relief) - 3 или 4. Для установки этих параметров используйте соответствующие ползунки окна диалога фильтра. Я обнаружил, что повторное применение той же текстуры при противоположном направлении света (параметр Свет - Light Direction) дает наилучшую имитацию текстуры бумаги для рисования. Пример текстуры можно найти в файле 07file03.jpg на сопроводительном компакт-диске.

Рис. 7.7. Выбор направления света влияет на расположение теней и позволяет воспроизвести на изображении определенную текстуру
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат