Урока обучения грамоте (чтения) в 1 классе Тема: Звук [ж], буква ж ж Чтение слогов, слов, интонирование предложений. Стихотворение В. Орлова «Повстречал улитку жук»

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтения) в 1 классе


Тема:

Звук [ж], буква Ж ж Чтение слогов, слов, интонирование предложений. Стихотворение В. Орлова «Повстречал улитку жук»

Анотація


Мета даного уроку полягає в тому, щоб розвивати критичне мислення школярів, шляхом застосування технології інтерактивного навчання.
Актуальність цієї роботи полягає в тому, що учень стає дійовою особою уроку, він думає, ділиться міркуваннями один з одним, читає, пише, обговорює прочитане.
Практична значущість цієї роботи полягає в тому, що вона може допомогти молодим вчителям в розробці уроків з навчання грамоти з використанням інтерактивних методів навчання, а також використати запропоновану презентацію.

^ Конспект открытого урока обучения грамоте (чтения) в 1 классе


Тема:

Звук [ж], буква Ж ж Чтение слогов, слов, интонирование предложений. Стихотворение В. Орлова «Повстречал улитку жук»

Цели:



  1. ознакомить учащихся с твёрдым звуком [ж], который не имеет парного мягкого и буквой ж; научить артикулировать звук [ж];

  2. познакомить с буквосочетанием «жи», правилом «жи – пиши с буквой и»;

  3. учить читать слоги, слова, тексты с буквой ж;

  4. развивать логическое мышление, связную речь, фонематический слух, умение составлять звуковые схемы, навыки выразительного, правильного и беглого чтения;

  5. воспитывать бережное отношение к природе; формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой, формировать коммуникативную культуру, воспитывать интерес и желание читать.

^ Тип урока:

урок усвоения новых знаний

Оборудование:

«Букварь»
тетрадь по чтению
звуковые схемы
рисунок жучка
игрушка жучка
презентация к уроку

Ход

урока



  1. Организация урока



Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся
За работу мы возьмёмся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становиться добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

Микрофон:

Ребята, какими вы постараетесь быть на уроке?
(внимательными, буду всё запоминать, буду хорошо читать, выучу новую букву, помогу своему товарищу).

  1. Речевая гимнастика.



Картинка природы (одуванчик) –

Слайд 1



    1. Дыхательная гимнастика: Мы с вами попали на лесную полянку. Оглянитесь вокруг. А вот и одуванчик. Давайте превратим их в парашютики. (Глубокий вдох и выдох через рот).

    2. «Чтобы ротик был послушным». А вот и пруд –

      Слайд 2



«Ребята – лягушата»
Тянем губки прямо к ушкам-
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются
А глаза у них как блюдца.
«Рыбка»
Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт
(Хлопать губами друг о друга)

    1. Упражнение для дикции –

      Слайд 3



Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь – не спишь.
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.

    1. ^ Словесно – логическое упражнение

      . На прошлом уроке мы читали о зимующих у нас птицах.

На карточках (красных)
У вас зашифрованы их названия. Давайте прочитаем их названия.

со
на
воро
гирь
сне
чки
кле
ва
сини
сты


  1. Мотивация учебной деятельности.





    1. Звучит странный звук (ж-ж-ж) –

      Слайд 4



Отгадайте, кто это: Шесть ног – без копыт
Летит - жужжит,
Упадёт – землю роет.

    1. – Дети, кто это к нам спешит? (Жук ).

- Как вы думаете, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся?

  1. Сообщение цели и задач урока – Слайд 5



Да, ребята, мы будем изучать звук [ж], букву «ж», читать слова и тексты с этой буквой. А жучок будет у нас почётным гостем, он будет наблюдать за вашей работой. Самые активные и любознательные ученики получат от меня призы.

  1. Изучение нового материала

    .



    1. Работа со звуком «ж».

посмотрите в «Букварь» с. 80
Кого вы там видите ?
Да, наш жучок встретился с друзьями и вот что от сказал:
(читаем скороговорку с.81).
«- Жук жуку жужжит: «жу-жу, жу – жу!
Я с жуком давно дружу».
- Прочитайте шёпотом медленно. Прочитаёте вслух быстро с восклицательноё информацией. Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Кто запомнил, произнесите быстро.

    1. – Какой звук чаще всего слышался в этой скороговорке?

[ж]
- Произнесите звук [ж].
- Что происходит с речевым аппаратом?
(губы растягиваются, кончик языка поднимается к твердому
нёбу и дрожит, во рту появляется преграда).
Значит, звук [ж]

– согласный.


--
(Будем обозначать его чёрточкой

    1. Хлопайте, когда услышите звук [ж]:

Кошки, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, ёжик, вешалка, жук, ужи.

    1. Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [ж]

(жонглёр, жаворонок, жалоба, жизнь, уж, жаба, жёлтый, снежинка).

    1. Звуковой анализ слова ЖУК (на карточках)

- какой звук [ж] (согласный, твёрдый).

^ Ознакомление с буквой Ж.


На письме звук [ж] обозначается буквой «же»
- на что она похожа?
(2 буквы «к», жук, снежинка).
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж – ж – ж
- Сколько элементов (палочек) нужно, чтобы
написать букву ж? (6 - 5)

    1. Печатание в тетради с. 29 (обвести б. Ж и прописать).

А теперь мы можем напечатать слово ЖУК (1 раз)

    1. Чтение слогов и слов по «Букварю» с. 80

      1. Собери пазл.

      2. I столбик – читай тихо и умеренно.

II столбик - громко и уверенно.
III столбик – я начинаю – вы продолжаете.
IV столбик. Прочитайте слова по слогам. Что с ними нужно сделать? (Поменять местами)
- Какие слова образовались?
- Какие из прочитанных слов вам были непонятны?

    1. Постановка проблемного вопроса.

Открытие новых знаний.
- Звук [ж] – не простой, а с секретом. Какой у него секрет?
Мы узнали, что звук [ж] – твёрдый.
А какой ещё звук бывает всегда только твёрдым?
- звук [ш].
Дружит ли он с буквой Ы (Нет)
- Какое правило мы знаем? (ШИ пишис быквой И).
А произнгосим звук [ы].

^ Игра в «мяч».

Дети в наголовниках А, О, И, У, Ы. Учитель в шапочке Ж. Учитель кидает детям мяч, а они соединяют в слоги: ЖА, ЖО, ЖИ, ЖУ, ЖЫ.
- Дети, а вы заметили одинаково произносимые слоги? (Да)
ЖИ и ЖЫ
А зачем нужны 2 разные буквы для обозначения одного и того же слова?
(!) Учёные договорились, что буква Ж будет дружить только с буквой И и никогда не будет дружить с буквой Ы (беру букву И за руку).
(!) Секрет раскрыт: «Жи - пиши с буквой И » -

Слайд 6



    1. Доска: Жук «Буквоед» съел буквы в словах. Давайте поможем жирафу правильно вставить буквы в слова.

Уж.. стриж..
Нож.. ж..л
Гараж.. луж..

    1. Физминутка: «Солнышко лучистое» -

      Слайд 7





    1. Чтение текста (Букварь, с.80):



      1. Приём «Прогнозирование по иллюстрации»



- Рассмотрите картинку. Кто на ней изображён?
- Как вы, думаете, что будут делать дети с жучком.

      1. – Давайте узнаем, как зовут детей. Имя девочки составим из первых звуков слов: жук, арбуз, ножницы, носки, астры.

      2. Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушать и потом расскажите мне о каком жучке идёт речь в тексте?

- Чтение с остановками:


I предложение: пауза. Что будет дальше?
Предпоследнее предложение: пауза. Чем закончится рассказ?
- Ребята вы догадались о каком жучке идёт речь? (по каким признакам (на крылышках крапинки)

      1. Жучок летает высоко в небе, а садится отдыхать на землю.

        Читаем

        приемом «Небо - земля» (шёпотом)

        , чтобы не испугать жучка.

Начали: «Небо – земля»

      1. Чтение в парах. Сколько детей?

  1. Как называется разговор 2 человек? (диалог)

Дети читают в парах.

  1. Найдите восклицательное предложения. Прочитайте их!

  2. Чтение учащимися диалогов

      1. Проблемные вопросы. Почему дети отпустили жучка?

      2. – А знаете ли вы, чем полезны жуки?

      3. Выступление

        архивариусов

        с краткими сообщениями о майском жуке, о божьей коровке и жуке жужелице –

        Слайд 8



Майский жук – один из самых крупных жуков. Это вредный жук, он поедает культурные растения.
^ Божья коровка – полезный жучок. За 1 день съедает 150 тлей.
Жук-жужелица питается мокрицами, слизнями, а сам является любимым лакомством птиц.

      1. Мы много узнали о жучках, давайте опишем их (комплементы жучку)

Составление ассоциативного куста

    1. ^ Работа над стихотворением В. Орлова. «Повстречал улитку жук»( Букварь, с. 81) – Слайд 9



- Жора отпустил жучка, он улетел, как вы думаете, кого он встретил? (пчелу, майского жука). А наш жучок встретился…
Послушайте стихотворение. И скажите с кем встретился жучок?
- Читает учитель.
- Так с кем встретился жук?
- Чего испугалась улитка? Как она защищалась?
- Читают дети приемом «Сторож губ»
- Какие предложения по интонации, прочитайте их?
- Подбор рифм: жук – друг, рогами – врагами.
- А теперь выучим стихотворение при помощи движений.

  1. Закрепление изученного:



1) - Кто был у на сегодня на уроке в гостях? (жучок)
- Давайте составим

«сенкан»


^ Кто? Жучок
Какой? Маленький, красивый
Что делает? Жужжит, летает, вредит
Предложение: Маленький жучок сел на цветок
Синоним: Жук – это насекомое
2) Так какая же буква помогла нам побольше узнать о жучках? (же)
- Какой звук она обозначает?
- С каким правилом начали знакомиться?

  1. Итог:



Под музыку. Минутка релаксации. –

Слайд 10


Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Поле – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте люди, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
Давайте, люди, беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она.
- Дети, весёлый жучок всем вам дарит своего друга. Если Вам понравился урок посадите жучка на цветочек!

Висновки


Вирішення освітніх завдань уроку відповідало вимогам "Програми". Урок будувався шляхом раціонального поєднання традиційних та інноваційних форм і способів навчання.
Структура уроку відповідає логіці проведення заявленого типу уроку, відповідно головному принципу аналітико-синтетичного метода (від звука до букви).
Серед інноваційних форм мною використовувалися прийоми інтерактивних технологій та технології РКМЧП, а саме: "Мікрофон", "Асоціативний кущ", "Сенкан", "Читання з прогнозуванням", "Проблемні питання".
Урок має орфографічну та орфоепічну націленість. В центрі уваги орфографічні спостереження (Правило "жи-пиши с буквой -и).
Враховуючи психологічні та вікові особливості першокласників для введення цієї орфограми я використовувала ігровий прийом, який допоміг дітям розкрити секрети букви "ж".
Читання слів в стовпчиках проводилося з метою формування вмінь розуміти значення слів (лексичне); вдосконалення техніки читання, підготовки до читання тексту.
Читання тексту - це наслідок всієї роботи на уроці. Первинне сприймання відбувалося за допомогою вчителя.
Під час перечитування тексту учнями проводилися смисловий та структурний аналіз, виконувалася одна з цілей уроку: робота над інтонуванням речень.
Тут дітям було запропоновано такі форми роботи:
1.) вправа "Земля-небо" і шепіткове читання, які дозволяють розширити кут зору учнів, формували вміння знаходити слово на рядку, а також було"зоровою гімнастикою" для зняття напруги м'язів зорового органу;
2.) читання діалогу;
3.) робота в парах - розвиток мовлення.
Здійснювався межпредметний зв'язок з природознавством.
Діти вивчили вірш В. Орлова, використовуючи слух, зір, а також рухи.
На етапі рефлексії діти змогли чітко назвати все, що робили на уроці. Тут також влучно було використано прийом "Мікрофон" і читання раніше вивченого вірша І. Мазніна "Давайте дружить" напам'ять.
На уроці проводилась фізхвилинка для знаття напруження всього організму в цілому.
Наприкінці уроку всі діти були заохочені та вмотивовані на пошукову роботу.
Урок досяг своєї мети.

Литература



  1. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке/ М.В.Кочергина, И.П.Гудзик, Н.С. Вашуленко и др.



  1. «Букварь»/А.Н.Рудяков, Т.Я.Фролова, Л.А.Миронова. – К.: «Грамота», 2012.



  1. И.Мазнин «Давайте дружить»/ Большая хрестоматия для начальных классов. - М–: "Эксмо», 2012
Добавить документ в свой блог или на сайт Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат