Уроки 11 18 Задание на дом. Написать сочинение на тему «Тревожный закат» - страница 3


У.

Сочинения 2 и 3. Какие задачи ставили авторы? Справились ли они с ними? Какие у них были трудности? Чье сочинение нравится больше и почему?
Сочинение 2

Мы привыкли сочетать выражение «маленькая хитрость» с враньем, но не всегда «маленькая хитрость» становится враньем. Во многих случаях «маленькая хитрость» помогает лучше подружиться, поднять настроение, да и много-много другого.

Например, если группа людей пошла в поход с плохим настроением, но стоит одному туристу всунуть рядом с палаткой гриб, найденный далеко в лесу, а другому найти его, то моментально во всей компании поднимается настроение.

Да и вообще, хитрость может делать очень большие, не только плохие, но и хорошие вещи.

Но хитрость бывает и злой. Сначала люди хитрят, а потом начинают врать. Этого нужно остерегаться. Ведь вранье — это одно из самых гнусных забав человечества.

Сочинение 3

Жил-был человек. Самый обыкновенный человек. Не знаю, когда он жил, где он жил, как его звали и кто он вообще такой.

Так вот, сидел этот человек на берегу ручья и удил рыбу. Вы не думайте, что в ручье не водилась рыба. Это вам не Москва-река, в ней было полно всякой разной рыбы и, притом, очень вкусной.

Он сидел на берегу и ловил рыбу лосося. Он сидел, смотрел на воду, и когда там проплывал лосось, он бросался в воду и ловил его. Но скоро ему надоело плавать за рыбой, и он (а он был очень хитрый человек) решил придумать какую-нибудь хитрость. И он придумал. Он взял каменный карманный ножичек, взял деревяшку и жилу дикого оленя, которого убил месяц назад.

Он сделал крючок, привязал к нему жилу, нацепил на крючок кусочек червяка и опустил в воду, лосось подплыл к нему, схватил червяка, а человек дернул за жилу. И лосось был у него в руках.

С тех пор и торчат рыболовы с удочками около Москвы-реки и распугивают всю рыбу. А этого человека сделали верховным вождем.
Итог обсуждения. Сочинение 2 — это публицистика, размышление, а не художественный текст. Со своей задачей внутри публицистики автор справился, но это не задача нашего сочинения.

Сочинение 3 — попытка создать художественный текст, выдержать его в определенном эмоциональном ключе (юмор). Но сюжет юмористически не выдержан, не совсем понятна игра со временем (карманный ножик у первобытного человека около Москвы-реки). Но, может быть, это для юмора? Или случайно? По тексту это не совсем понятно.

У.

Сочинение 4 и сочинение 5. Какой род литературы выбрали авторы? Удается ли им выдержать требования этого рода? Какая работа больше нравится?
Сочинение 4

Какое было тогда чудесное утро. Солнце только встало и осветило еще полуспящую землю. Роса блестела и переливалась на листьях сирени, а сама сирень так дивно пахла, что просто хотелось окунуться в нее с головой. Да и вообще, настроение было такое, будто хочется обнять весь мир целиком со всеми его горестями и заботами.

И вот я вышла из маленького домика, все еще спали, а я просто не могла. И сквозь запах сирени и молодой листвы я почувствовала соленый запах моря, и меня потянуло туда, на желтый, мягкий песок и очень захотелось не отрываясь сидеть и смотреть в этот далекий, голубой, полный тайн простор, и не хватит глаз, чтоб охватить его весь. Это ведь не случайно я поднялась так рано, обычно я наоборот люблю поспать, что-то в этом утре было такое, что просто так не бывает, может, чья-то хитрость, а, может, и нет. Ведь мы не можем разгадать все загадки и хитрости природы, так ведь? Но это утро вспоминаю я с каким-то смешанным чувством то ли радости, а в то же время и печали.

Сочинение 5

В этом году, ранней весной, я открыла балкон и вышла подышать воздухом. Вся земля еще была покрыта снегом, но было уже тепло.

Я смотрела на людей, изредка проходящих мимо моего дома. Было воскресное утро, все еще спали. Я ни о чем не думала, поэтому разглядывала все, что меня хоть немножко интересовало. Я живу на четвертом этаже, поэтому мне было хорошо видно все, что происходило внизу.

Из подъезда в доме напротив вышел мужчина с громадной лохматой собакой. Собака сразу же начала бегать и прыгать. Невдалеке, на земле сидело шесть ворон. Все они слетели на землю с деревьев с появлением собаки. Одна из этих ворон подошла поближе к собаке и встала. Собака тоже заметила ворону и села на землю. Так они смотрели друг на друга примерно полминуты, потом ворона отошла на два шага назад.

Собака сидя продвинулась вперед. Ворона отошла еще, собака проползла вперед такое же расстояние. Потом ворона, как говорится, каркнула во все воронье горло. Остальные вороны по этому сигналу взлетели в опустились на землю сзади собаки. Ворона продолжала двигаться назад, а собака — вперед. С каждым продвижением собаки пять ворон подбирали что-то с земли, сзади собаки. Это продолжалось в течение трех минут. И когда вороны собрали по маленькому пучку чего-то, ворона, как мне показалось, с насмешкой посмотрела на собаку, взмахнула крыльями и полетела. Собака перестала махать хвостом и смотрела вслед улетающей вороне. Все остальные вороны еще немножко поклевали и полетели на деревья к гнездам.

И тогда я поняла, что они обхитрили собаку, которая очень долго просто ползала по снегу, ожидая, что ворона начнет с ней игру. Просто им была нужна мягкая шерсть, чтобы выложить ею свои гнезда.

Итог обсуждения.

Сочинение 4 — лирика, сочинение 5 — эпос или лиро-эпос (в зависимости от доказательств).

У.

В одном из сочинений указывается на две возможности понимания темы:

«Тему этого сочинения можно понимать по-разному. 1) Когда вы задаете написать про хитрость, но не зная кого, даете выбрать нам, про чью хитрость писать. 2) Когда тему задают буквально, то есть пишешь про чью-нибудь хитрость, но не говоришь, чья она».

И теперь сравните сочинения 6 и 7. В каком ключе понимают авторы тему?
Сочинение 6

Я встала, прошлась по комнате. Выглянула в окно. День был потрясающий: солнце светило так ярко и ласково, на деревьях распустились листья, пели птицы, и состояние только что начавшегося лета заполняло душу. Я посмотрела на часы, было 8 часов утра. Я оделась, умылась, разбудила свою собаку, одела на нее ошейник, и мы вместе вышли на улицу. Мы пошли во двор, в котором было по утрам очень приятно гулять, так как днем и вечером открывалось окно и злой голос вопил, что, мол, я со своей собакой загрязняю воздух.

Мы подошли к газону, и тут случилось что-то странное. Моя собака понюхала воздух и уверенно повернула в другую сторону. Я, ничего не понимая, начала тянуть пса обратно, но принюхавшись, почувствовала жуткий запах морилки от тараканов, смешанный с бензином. Мы пошли прочь из этого двора, и когда мы почти вышли, из окна я услышала дикий хохот и слова: «Теперь они здесь не появятся!» Мне стало очень грустно и обидно, но потом до меня дошло, что для того, чтобы выгнать нас из двора, где мы, по мнению общественности, загрязняли воздух, эта общественность сама наполнила свежий кусочек газона бензинными парами и химическими веществами морилки. Я рассказала маме эту историю, и Мама сказала: «До чего человек доходит в своей ненависти».

Сочинение 7

Этим летом мы отдыхали у наших знакомых на берегу Балтийского моря. Я, мама, папа и брат. Хозяйство наших знакомых было большим. У них были коровы, овцы, куры и т.д.,

еще у них была очаровательнейшая собачка, похожая на средних размеров лайку, но породы чистой в ней нельзя было определить. Помимо внешней красоты, характер у Джека, так его звали, был наимягчайший. Жил Джек около сарая с курами в красивой зеленой будке. Цепь, на которой Джек сидел, была длинная, такая, что собака могла обойти сарайчик и влезть в будку, еще она была очень-очень тонкая, как бы одетая для престижа.

Хозяйка, тетя Альма, разрешила моему брату самому ходить в курятник и приносить яички из-под кур. Ящичек-насест стоял на полочке, приблизительно на 40—44 см от пола, и Димка без труда их доставал. Когда он входил в курятник, а за ним входил Джек, он маленькой ручонкой гладил курицу, и она быстро слетала с ящичка, в это время Джек следил за всеми действиями Димки и куриц.

Однажды я заметила, что яйца перестали появляться на столе, несмотря на то, что Димка не раз заходил в курятник. В это время произошло еще одно событие, но его заметила первая только я — миски с едой для Джека были полны едой.

И вот наконец за ужином, когда мы все ели, Димка сказал: «Тетя Альма, а почему у курочек яичек не стало?»

Минута молчания.

Я: «Правда, я тоже это заметила, и еще у Джека все миски стоят с нетронутой едой».

На следующий день все выяснилось. Оказалось, что Джек, подсмотрев за Димкой, как он, стал лапкой трогать курицу на насесте, после того, как она уходила, брал в зубы яйцо, выходил из курятника, бросал яйцо на небольшой, но острый камешек и вылизывал яйцо. Так как для него это было очень вкусно, он повторял операцию «ВЗС» (вкусная, здоровая еда) и ложился с сытым желудком отдыхать.

ВСЕ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ХИТРОСТЬ НАШЕГО ДЖЕКА!

Д

. ...

Задание на дом.



У.

Вам всем предстоит сочинять пародии. Когда вы впервые познакомились с этим жанром?

Дима

. Когда изучали культуру Древней Греции и прочитали «Войну лягушек и мышей» - пародию на «Илиаду» Гомера.

Аня.

А еще мы и сами пытались сочинять пародии.

У.

Что же такое пародия?

Ира.

Противопеснь. Это как бы стилизация, но высмеивающая стиль или какое-то произведение.

У.

Чтобы вам легче было сочинять свои пародии, прочитаем сейчас несколько пародий, написанных молодыми студентами-филологами, лингвистами. Они очень любили литературу и науку о литературе, но хотели, чтобы наука была веселой, а веселье - научным. И вот, взяв три известных темы - «У попа была собака». «Жил-был у бабушки серенький козлик» и «Веверлей» («Пошел купаться Веверлей») - они создали пародии, в которых выразительно воспроизвели особенности творческой манеры и стиля писателей разных стран и эпох. Эти пародии впервые были напечатаны в 1925 году в сборнике «Парнас дыбом». Второе дополненное издание вышло в 1964 году.

Откройте в тетради №2 задание 44.

Прочитайте пародии этих авторов и попытайтесь определить пародируемого автора и обосновать свое мнение.

1. Пародия Эстер Паперной.
Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.

Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.

Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зеленых садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета.

В чаще непроходимых дубрав нашел наш серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских - серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слезы в тиши ночной проливавшей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.

Аня.

Это пародия на «Бедную Лизу» Карамзина - мы ее читали.

У.

Что же высмеивается?

Аня.

Стиль.

Дима.

Сентиментализм - излишняя чувствительность.

У.

И эта чувствительность еще больше усиливается, что и приводит к комическому эффекту.

2.Пародия Эстер Паперной.
У старой женщины, бездетной и убогой,

Жил козлик серенькой, и сей четвероногой.

В большом фаворе у старушки был.

Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна,

Вставал за полдень, а ложился рано:

Ну, словом, жил

И не тужил.

Чего же более? Но вот беда –

Мы жизнью недовольны никогда:

Под сению дерев на вольной воле

Запала мысль козлу прогулку совершить,

И, не раздумывая доле,

В соседний лес козел спешит.

Он только в лес – а волк из лесу шасть!

В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть –

И от всего козла осталося немножко:

Лишь шерсти клок, рога да ножки.

----

Сей басни смысл не трудно угадать:

Не бегай в лес, коль дома благодать.

Д.

(хором). Это пародия на басни Крылова. В стиле Крылова. И мораль есть.

3. Пародия Козьмы Пруткова.


Над плакучей ивой

Утренняя зорька…

А в душе тоскливо

И во рту так горько.
Дворик постоялый

На большой дороге…

А в душе усталой

Тайные тревоги.
На озимом поле

Псовая охота…

А на сердце боли

Больше отчего-то.


В синеве небесной

Пятнышка не видно…

Почему ж мне тесно?

Отчего ж мне стыдно?
Вот я снова дома;

Убрано роскошно…

А в груди истома

И как будто тошно!
Свадебная брашна

Шутка-прибаутка…

Отчего ж мне страшно?

Почему ж мне жутко?



Д.

...

У.

Послушайте пародируемое стихотворение (читает):


* * *

В дымке-невидимке

Выплыл месяц вешний,

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

Так и льнет, целуя

Тайно и нескромно.

И тебе не грустно?

И тебе не томно?



Истерзался песней

Соловей без розы.

Плачет старый камень,

В пруд роняя слезы.

Уронила косы

Голова невольно,

И тебе не томно?

И тебе не больно?



Вы узнали автора?

Д.



У.

Какие особенности текста пародируемого автора - Афанасия Фета насмешливо использует Прутков?

Д.



4. Пародия Александра .Финкеля
Одна в глуши лесов сосновых

Старушка дряхлая жила,

И другом дней своих суровых

Имела серого козла.

Козел, томим духовной жаждой,

В дремучий лес ушел однажды;

И растерзал его там волк.

Козлиный глас навек умолк.

Остались бабушке лишь ножки

Утехою минувших дней,

И память о козле больней,

Лишь поглядит на козьи рожки.

Одна, одна в лесной глуши

Тоскует о козле в тиши.

Д.

(хором). Это пародия на стихотворение Пушкина «Няне».

5. Пародия А.Финкеля
Наша бабка горько плачет:

– Где мой козлик? Где он скачет? –

Полно, бабка, плачь не плачь –

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки.

И напали на него

Ни с того и ни с сего.
Повалили Козю на пол,

Оторвали Козе лапы,

Сгрызли спинку, шейку, грудь –

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки…

– Ни за что их не брошу,

Потому что он хороший.

Д.

(хором). Это пародия

на стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет…», «Уронили мишку на пол…»

У.

Итак, задание на дом.

Выбрать пародируемого автора из числа тех, чье творчество изучали, и сочинить пародию на тему, например, сказки про Репку или про курочку Рябу.
Примечание. Если наберется достаточное количество пародий, можно провести урок-обсуждение пародий и сделать специальный журнал. Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат
Реферат